Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе формирования жизненных ценностей
консультация

Князева Надежда Михайловна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno_nravstvennoe.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Князева Н.М., воспитатель первой

квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего

вида №47» НМР РТ  г. Нижнекамск

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе формирования жизненных ценностей

 «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общества. В настоящее время, в условиях современного общества, нравственность и духовность занимают далеко не первые места. Поэтому духовно-нравственное воспитание дошкольников является важной задачей современной образовательной системы.

Любовь к Родине, патриотизм, милосердие, честность, трудолюбие, доброта, отзывчивость, искренность, сопереживание – это составляющие духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание возможно в процессе формирования жизненных ценностей. Ценности, заложенные в детстве, должны стать нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем. Поэтому мы взрослые обязаны создавать условия, в которых формировалось и закреплялось бы изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму.

В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные). Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности.

Как и у взрослых людей, у подрастающего поколения имеется определенная шкала жизненных ценностей, которые определяют основные направляющие их поведения. По мере взросления ребенка, шкала его ценностей меняется, определяя созревание его личности. Если в силу каких-либо причин ребенок «застревает» на определенном этапе своего взросления, то и ценности его не претерпевают должных возрастных изменений.

В дошкольном возрасте у каждого ребенка свои склонности, интересы и потребности, уже складывается та или иная первоначальная иерархия мотивов, но жизненные ценности существуют пока в зачаточном виде. В любом случае начинать формировать ценности у дошкольников уже можно и нужно, чтобы они хотя бы лет через десять появились.

Жизненные ценности - это правила, внутренне обязательные для человека, это то, зачем человек следит сам и чего изменить не может.

К жизненным ценностям относятся:

1. Психологический комфорт и чувство защищенности. Обязательное наличие значимого взрослого в жизни маленького ребенка определяет его нормальное психическое развитие и психологическое здоровье. Отсутствие этой важной составляющей детского мира приводит к состоянию, известному, как депривация.

2. Хорошие (дружеские) отношения со сверстниками. С того времени, как ребенок попадает в детский коллектив, для него начинает играть роль признание себе подобных. Отсутствие положительного опыта общения со сверстниками может привести к неврозам, комплексам и трудностям при адаптации к взрослой жизни.

3. Наличие игрушек или вещей, которые бы представляли ценность и в глазах других детей. Эту жизненную ценность детей в настоящее время нещадно эксплуатируют продавцы всевозможных товаров, создавая новые искусственные сегменты рынка за счет маленьких потребителей и навязывая детям выдуманные ценности.

Ценности детей формируются во многом случайно, дети чаще прямо перенимают ценности своего ближайшего окружения, в том числе «ценности» своей детской субкультуры и уже имеющая серьёзное влияние виртуальная реальность СМИ и компьютерные игры.

Какие же жизненные ценности привить ребенку? Какие качества в нем воспитать? Чему в течение жизни нужно научить?

Во-первых, уважение и почитание родителей (тут же уважение к старикам, и семейным традициям);

во-вторых, патриотизм, любовь к родине;

в-третьих, целеустремленность (уметь ставить перед собой цели, и добиваться их);

в-четвертых, самостоятельность во всем (в том числе в принятии решений);

в-пятых, трудолюбие;

в-шестых, быть ответственным за свои поступки (не бояться совершать ошибки, превращать их в положительный жизненный опыт, уметь из ошибок извлекать урок);

в-седьмых, способность понимать, помогать, сострадать окружающим.

Самый естественный путь формирования жизненных ценностей - не разговоры, а естественное вовлечение ребенка в новые для него жизненные обстоятельства, в которых естественным образом ему эти ценности оказываются близки и нужны.

Семья - величайшая общественная ценность. В семье начинается и протекает социальная жизнь человека, именно в семье человек постигает всё многообразие человеческих отношений, ролевого поведения, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Здесь он развивается физически, умственно, нравственно, эстетически и духовно. Семья является для ребёнка тем местом, где он получает первый опыт взаимодействия с окружающими людьми. Ребенок, который воспитывается в нездоровой обстановке, обречен на множество психологических проблем в будущем, которые будут ему мешать жить полной жизнью. Если в семье преобладают духовные ценности, взаимоподдержка и взаимопонимание, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то ребенок в будущем не будет иметь вредных привычек, будет уважать и почитать родителей, уметь находить выдох из всех жизненных ситуаций, ответственным за свои поступки, способным понимать, помогать и сострадать окружающим.

Мы, в детском саду, ведем работу по формированию жизненных ценностей детей дошкольного возраста через игру. Игра учит детей объединяться, договариваться, общаться, понимать и чувствовать другого, правильно воспринимать поступки других детей. Если не помочь детям, научиться принимать свои чувства, адекватно выражать их и находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций, то в дальнейшем у них могут сложиться трудности в социальной адаптации, что является предпосылкой развития отклоняющегося поведения, вредных привычек. Мы предполагаем, что специально подобранные игры будут способствовать формированию жизненных ценностей детей. Но формировать жизненные ценности у дошкольников не возможно без участия педагогов и родителей (законных представителей). Мы провели педагогический час на тему «Формирование жизненных ценностей детей дошкольного возраста», мастер-класс с педагогами по проведению игр с детьми. Также планируем организовывать разные формы работы с родителями: игры, тренинги, семинары, дискуссии, круглые столы, мастер-классы, чтобы родители сами поняли и помогли своим детям понять, что каждый ребенок, каждый человек неповторим, в жизни у каждого из нас бывают трудные периоды, когда куда-то пропадают силы и желания, ничего не радует. Но если с детства формировать у ребенка положительные жизненные ценности, то встав взрослым, он сможет преодолеть все трудности, увидеть, что в жизни столько замечательных вещей, что из любой ситуации можно найти выход. Поэтому формировать жизненные ценности нужно с дошкольного возраста. А в процессе формирования жизненных ценностей можно воспитать духовно-нравственную личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе формирования целостной, творчески развитой личности в условиях реализации ФГОС ДО

В последнее время возросло внимание к проблеме художественно-эстетического воспитания, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного развития,...

Формирование духовно-нравственных качеств младших дошкольников в процессе чтения сказок

Формирование духовно-нравственных качеств младших дошкольников в процессе чтения сказок. (методическая рекомендация)В наше время дети очень мала знают сказок и они потеряли интерес к чтению сказок. А ...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством приобщения к культурным ценностям и традициям

Проект: формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством приобщения к культурным ценностям и традициям...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе формирования представления об окружающем мире через знакомство с художником и его работами»

В современном обществе одной из наиболее актуальных проблем является проблема снижения нравственных ценностей.Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие качества...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...