Формирование духовно-нравственных качеств младших дошкольников в процессе чтения сказок
материал (младшая группа) на тему
Формирование духовно-нравственных качеств младших дошкольников в процессе чтения сказок. (методическая рекомендация)
В наше время дети очень мала знают сказок и они потеряли интерес к чтению сказок. А через сказку формируются общение дошкольников, способствует развитию этических и эстетических чувств.
Роль сказки формируется с раннего детства и остается до с ребенком до конца. Через сказку познается добро и зло, сострадание и т.д. Сказка имеет очень важную роль в жизни дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая рекомендация | 230.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский Сад «Светлячок»
Формирование духовно-нравственных качеств младших дошкольников в процессе чтения сказок
(методические рекомендации)
Исполнитель: Титова Елена Игоревна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Светлячок» пгт. Промышленная | |
Промышленная 2016
Введение……………………………………………………………………………………………………. | 3 | |
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы духовно-нравственного воспитания и его роли в формировании личности ребенка …
| 6 | |
1.1. Сущность и природа нравственности …………………………
| 6 | |
1.2.Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших дошкольников ………............................................................. | 8 | |
Глава 2 Сказка как средство формирования духовно-нравственных качеств младших дошкольников………………………………………….
| 11 | |
2.1. Основные термины и понятия использования сказок в качестве средства нравственного воспитания …………………………………...…………………. | 11 | |
2.2. Сущность и виды сказок ………………………………………………………… 2.3. Влияние сказки на нравственное развитие ребёнка…………. Глава 3 Практические аспекты формирования нравственных качеств младших дошкольников посредством сказки…………………………… 3.1. Принципы планирования работы с детьми по формированию духовно-нравственных качеств с помощью сказки……………………… 3.2. Использоваемые методы при работе со сказкой как средством формирования нравственного воспитания детей………………………… 3.3. Мониторинг формированности нравственных качеств детей посредством сказки………………………………………………………… | 12 16 18 18 19 20 | |
Заключение ……………………………………………………........................................... | 24 | |
Список литературы………………………………………………………………………………….. | 26 | |
Приложение 1 (Перспективное планирование работы с детьми по формированию духовно-нравственных качеств посредством сказки в первой младшей группе.)………………………………………………………27 | ||
Приложение 2(План взаимодействия с родителями по формированию нравственных качеств детей с помощью сказки)……………………………29 |
Приложение 3(Форма работа с детьми)………………………………………………………………………… 30
Приложение 4(Форма работа с детьми)…………………………………………………………………………..33
Приложение5(Текст)………………………………………………………….36
Приложение 6(Текст)…………………………………………………………38
3
ВВЕДЕНИЕ
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения - одна из острых проблем общества на современном этапе. В основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база. Рассмотрение дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в целом. Его значимость рассмотрена гораздо шире, как важнейшая составляющая не только культуры полезности, но и культуры достоинства. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью и культурой поведения.
Сухомлинский А.В., известный отечественный педагог, говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека» [21, 120]. Он утверждал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [21, 170].
Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные формы, методы, средства, современные технологии, педагогические пути.
Своеобразную программу духовно-нравственного воспитания детей содержат сказки. Они в доступной форме повествуют о победе добра над злом. Наряду с поговорками и пословицами народные сказки являются важнейшим средством духовно-нравственного воспитания детей, своеобразным «учебником жизни».
Актуальность выбранной мной темы вижу в следующем: В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратили свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном общении дошкольников, способствует развитию этических и эстетических чувств. В то же время сказка – это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая представлять последствия своих поступков. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Сухомлинский А.В. теоретически обосновал и
4
подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души,
сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем» [21, 190]. По его мнению, сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви.
Цель: сказка как средство формирования духовно-нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.
Поставленная нами цель решается с помощью следующих задач:
- рассмотреть сказку как один из основных факторов духовно-нравственного воспитания дошкольников, выявить её роль и значение для воспитания личности ребёнка;
- изучить уровень сформированности нравственных качеств детей;
- подобрать эффективные формы работы с детьми и формы взаимодействия с родителями;
- обогатить развивающую среду, применить материалы в работе с детьми младшего дошкольного возраста и их родителями.
Основная педагогическая идея состоит в том, чтобы «посеять и взрастить» в детской душе семена любви к истории и культуре своей страны, к нравственным качествам, которые русский народ всегда ценил и прославлял: преданность Родине, любовь к своему народу, героизм, скромность, доброта, вежливость, правдивость, трудолюбие.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от педагогов, родителей, окружающих взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Я считаю, что сказка доступна пониманию младшего дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика действий, особые причинно-следственные связи и явления делают сказку особенно интересной и волнующей для детей.
Методы:
-теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
-эмпирические: наблюдение, обобщение психолого-педагогического опыта;
-методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных с их последующей интерпретацией.
Практическая значимость заключается в том, что нами составлен план работы с детьми и план взаимодействия с родителями по формированию нравственных качеств с помощью сказки и применён на практике. А также обогащена методическая копилка для родителей и педагогов-практиков.
Экспериментальная база деятельности: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» пгт.
5
Промышленная Кемеровской области. В работе участвовали дети раннего и младшего возраста от 2 лет 6 месяцев до 4 лет.
6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕГО РОЛИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
1.1. Сущность и природа нравственности
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [9,345]. Он считал: «Нравственный- противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».
С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью
7
взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».
О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.
О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение – понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок.
Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание.
Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности.
Проанализировав этот вопрос, можно прийти к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила
8
и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.
Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно.
1.2.Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших дошкольников.
Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от ребенка глубоко осознанного, обоснованного поведения, воспитателю необходимо вести целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. В данном процессе педагог исходит из общественных требований времени. А поэтому моральные мотивы не только основа нравственного поведения, но и довольно показательный результат воспитания.
Наши представления о сути нравственного воспитания дошкольников изменяются не только под влиянием новых научных концепций, но и реальных достижений в области воспитания. Распространенный в недавние годы подход к воспитательной работе ориентировал воспитателя на словесные формы передачи ценностей. Поэтому преобладали длительные монологи в сочетании с отдельными мероприятиями. Явно не хватало индивидуального подхода, опоры на жизненный опыт ребенка, учета его личных особенностей.
Иными словами, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у дошкольника положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию.
Как уже отмечалось, у нравственного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе, а формирование мотивов нравственного поведения человека обеспечивает нравственное воспитание. На этом основании справедливым можно считать утверждение о том, что методы формирования таких мотивов есть методы нравственного воспитания.
9
Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие дошкольникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль.
Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ребенка-дошкольника в игровой, двигательной, эмоциональной деятельности. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе развития и воспитания.
Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности младшего дошкольника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания. Очевидно, что они не одинаково направлены на формирование мотивов нравственного поведения. Методов и особенно различных версий методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация. Но явления воспитания очень сложны и противоречивы, а потому единое логическое основание для классификации многочисленных способов педагогического воздействия найти трудно.
Так, например, по результатам методы воздействия можно разделить на два класса:
Влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи.
Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.
Наиболее последовательной, на наш взгляд, представляется классификация, разработанная Щукиной Г. И., в которой выделяют такие группы методов:
10
Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю детей в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
Методы стимулирования поведения и деятельности.
Начало правильно организованного воспитания младших дошкольников – знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе игровой деятельности. Для воспитателя важной задачей является формирование смыслообразующих мотивов. Ведь, действительно, трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде всего ясного понимания значения этого качества. К влияниям, которые создают нравственные установки, смыслообразующие мотивы, отношения, формируют представления, понятия, идеи, относятся методы, получившие общее название методов формирования сознания личности.
Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса – формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Если ребенок
остается безразличным к педагогическому воздействию, то, как известно, процесс развивается медленно и редко достигает намеченной цели. Глубокие чувства рождаются тогда, когда осознанная младшими дошкольниками идея облекается в яркие, волнующие образы.
Таким образом, каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все, без исключения, методы требуют высокой педагогической квалификации. Мы рассмотрим наиболее интересный, на наш взгляд, метод словесно-эмоционального воздействия - это сказка.
11
ГЛАВА 2. СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Основные термины и понятия использования сказок в качестве средства нравственного воспитания.
В русском языке слово «сказка» в современном значении появляется не раньше XVII века. Понятие «сказка» не было зафиксировано ни в каких точных научных определениях. Слово же «сказка» первоначально имело совершенно другой смысл: оно означало сказанное или написанное слово, имеющее силу документа. В устном обиходе «отобрать сказку» некогда соответствовало современному значению «снять показания».
В «Мертвых душах» Н. В. Гоголя «ревизскими сказками» назывались установленные путем ревизии документированные списки крестьян, принадлежащих одному помещику. Итак, до XVII века в русском языке слово «сказка» обозначало нечто достоверное, письменное или устное показание, имеющее юридическую силу.
С XVII же века прослеживается еще одно, притом противоречащее приведенному нами, значение слова «сказка». В указе царя Алексея Михайловича 1649 г. говорится: «Многие человецы неразумьем веруют в сон, и в всречю, и в полаз, и в птичий грай, и загадки загадывают, и сказки сказывают небылые». Здесь слово «сказка» обозначает уже то, что мы понимаем под этим сейчас.
Одно из определений сказки, принятых в Европе, дали Болоте и Поливка. Смысл его сводится к следующему: под сказкой со времен Гердера и братьев Гримм понимается рассказ, основанный на поэтической фантазии, в особенности из волшебного мира; история, не связанная с условиями действительной жизни, которую во всех слоях общества слушают с удовольствием, даже если находят ее невероятной или недостоверной.
Однако в этом определении, невзирая на то, что оно принято, существует целый ряд слабых мест, основное из которых в том, что сказку никак нельзя считать «не связанной с условиями действительной жизни». На самом деле вопрос об отношении сказки к действительной жизни очень сложен.
Крупнейший собиратель и исследователь сказки А. И. Никифоров, посвятивший этой проблеме несколько специальных работ, дает следующее определение сказки: «Сказки - это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские, и отличающиеся специальным композиционно - стилистическим построением» [21, 190]. Это определение и легло в основу научного определения сказки, помогая отграничить его от других родственных ей образований.
«То, что сказка принадлежит к развлекательным жанрам, нисколько не противоречит ее глубокой идейности. Она имеет определенным образом выраженное воспитательное значение, поскольку сказка - «целый художественный мир, и отличается этим от обрядовой поэзии, которая имеет
12
прикладное значение; от легенды, которая имеет морализующие цели, или от предания, задача которого - сообщить какие-то сведения». [21, 190].
Основной признак сказки, отграничивающий ее от родственных жанров, - ее «несбыточность», а отсюда и неверие в действительность рассказываемых в ней событий. Чаще всего сказку не разграничивают с мифом, хотя первая имеет развлекательное значение, а второй - сакральное.
Е. Бете считает и сказку, и миф «просто рассказом».
Вундут считает мифы первобытных народов просто сказками.
Сказка адресована живому творческому созидательному «детскому началу» в человеке, но это вовсе не значит, что метод имеет возрастные ограничения. Сказка - древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ответы на самые сложные вопросы бытия. Каждый открывал в ней тот смысл, который был наиболее созвучен мироощущению, который мог дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет «вечной молодости» сказок.
2.2. Сущность и виды сказок.
Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка и не подверженные влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица сказки кажутся неправдоподобными, истинные сказки все же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма восприятия этих понятий для взрослого не является образной. Мысли ребенка в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это получается очень легко. Почему образ зла менее правдив, чем соответствующее необразное понятие? Наше понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. В старинных сказках и историях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях, чувствах героев, а не о внешних событиях, и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности. Но это только на первый взгляд. Например, помните, махнула царевна, убегающая от злого волшебника, рукой, и выстроится воздушный мост через реку. Если бы говорилось, что царевна нарубила кучу дров, притащила груду кирпичей и работала месяц, чтобы сотворить себе путь для спасения, то сказка лишь бы правдиво и научно описала внешние факты. «Таких мостов никогда не бывает!» – скажет взрослый. Но если вспомнить, что в сказке повествуется о внутренних переживаниях, то можно понять ее правдивое содержание буквально.
Взрослым, например, знакомо состояние поиска выхода из затруднения,
13
когда человек очень устает, но мучительно хочет решить проблему. Мысли напряжены, то прерываются, то вновь возникают, замкнутый круг не дает возможности найти выход. Снова и снова мы возвращаемся к проблеме, но решение не дается. Мысли врезаются в память, причиняют боль и вызывают негативные переживания, и перед человеком действительно возникает картина, подобная широкой непреодолимой реке. Советы друзей, основанные на собственных мыслях и доводах, еще больше «расширят» реку. А вот если совет будет совершенно нереальный, фантастичный, нелогичный, новый взгляд на проблему – возникнет воздушный мост, и река будет преодолена, проблема побеждена.
Ребенок, услышав и представив подобные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в них и себе.
Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпрепровождение, как приятное, доступное ребенку занятие; напротив, они очень существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности.
Область сказки огромна. Изучение сказки неотделимо от изучения истории народов мира, этнографии, религии, истории, форм мышления и поэтических форм. Не придя к единому определению, ученые всё-таки выделяют основные признаки сказки как жанра. Признак развлекательности - стоит в связи с другим признаком сказки, выдвигаемым исследователем Никифоровым, а именно необычностью события, составляющего содержание сказки. Специальное композиционно-стилистическое построение отличается специфической для неё поэтикой. В действительность рассказанного не верят.
Общие черты сказки выделены, но сказок в мире огромное множество и все они имеют отличия. Значит, сказки можно классифицировать. Первым из ученых - сказковедов к этой проблеме обратился А.Н. Афанасьев. Так как он являлся собирателем сказок, ему необходимо было упорядочить огромный и пёстрый сказочный материал. Вот как выглядит его система.
Сказки о животных - древнейший вид; он восходит частью к примитивным Natursagen, частью к позднейшему влиянию литературных поэм средневековья (вроде романа о Ренаре) или к рассказам северных народов о медведе, волке, вороне и особенно о хитрой лисе или ее эквивалентах - шакале, гиене.
Волшебные, мифологические, фантастические. Сказка волшебная, генетически восходящая к разным источникам: к мифу, к магическим рассказам, к обрядам, книжным источникам и т. д.: волшебные сказки бывают мужскими или женскими по герою и свадебными или авантюрными по целеустановке. Сюда относятся, например сказки о «Победителе змея», «О царствах золотом, серебряном и медном», «О юноше, обещанном
14
морскому царю», «Хитрая наука», «Муж ищет исчезнувшую жену», «Мачеха и падчерица», «Серый волк» и др.
Былинные - исторические сказания. Они корнями ближе к мифам или к религиозной литературе исторических религий: христианства, мусульманства, буддизма, иудаизма и т. д. («Гордый царь», «Божий крестник», «Бог в гостях у человека», «Пустынник и черти» и т. п.)
Новеллистические или бытовые. Сказка новеллистическая с сюжетами бытовыми, но необычными: «Правда и кривда», «Мудрая жена», «Терпеливая жена», сказки о глупых чертях, великанах, о ловких ворах и т.п. Генетически новеллистическая сказка чаще корнями уходит уже в феодальное общество с четкими классовыми расслоениями.
Докучные. Сказки-пародии (совсем новый жанр), пародирующие сказочную форму (например, коротушки или бесконечные, так называемые, «докучные» сказки), или содержание сказок («Фома Беренников»), сказки-дразнилки, особенно среди пародий надо отметить небылицы, происхождение которых может быть даже очень древнее. Здесь обнаруживается беспорядочность, но всё же получается стройная классификация, включающая крупные разряды:
- сказки о животных;
- сказки о людях или бытовые;
- волшебные сказки.
В волшебной сказке человек общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым Змеем, великанами, колдунами-карликами. Тут и невиданные звери: Олень-Золотые рога, Свинка-Золотая щетинка, Сивка-бурка, Жар-птица. Нередко в руки человека попадают чудесные предметы: клубочек, кошелек-самотряс, скатерть-самобранка, дубинка-самобойка. В такой сказке все возможно! Начинается волшебная сказка с того, что главный герой по тем или иным причинам уходит из родного дома, а затем - и из обычного мира. Все, что совершает персонаж волшебной сказки, чаще всего, происходит в чужом, странном мире: в медном, серебряном, золотом царстве, или в далеком тридевятом царстве тридесятом государстве. Мир волшебной сказки - мир многобожия, т.е. язычества. Человеку помогают или стараются помешать древние властители стихий, природных сил: Солнце, Месяц, Ветер, Морозко, водяной, морской царь. Священника в волшебной сказке не встретишь - все колдуны да ведьмы.
Сказка учит смелости, доброте и всем другим положительным человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
Новеллистической чаще всего называют бытовую сказку. Новеллистическая сказка точно передает быт, обстоятельства народной жизни. Правда соседствует с вымыслом, с событиями и действиями, которых на самом деле быть не может. Например, жестокую царицу исправляют тем,
15
что на несколько дней меняют местами с женой драчуна-сапожника. Здесь все обыкновенно, все происходит в повседневной жизни. В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, богатый и бедный. В бытовой сказке (ее недаром называют еще и плутовской) вполне допустима кража. Неудачи преследуют в сказке всех, кто в реальной жизни господствовал над народом, обирал его, обижал. Мужик берет верх над барином, работник - над попом, солдат - над генералом, а младший, обиженный в семье - над самодурами-стариками. Начало сказки соответствует действительному, несправедливому положению дел, а конец обязательно разрушает эту несправедливость.
Не выделен разряд - сказки кумулятивные или цепевидные. Кумулятивные сказки строятся на многократном повторении какого-то звена, вследствие чего возникает либо «нагромождение» (Терем мухи), либо «цепь» (Репка), либо «последовательный ряд встреч» (Колобок) или же «отсылок» (Петушок подавился). В русском фольклоре кумулятивных сказок немного. Кроме особенностей композиции они отличаются стилем, богатством языка, зачастую тяготея к рифме и ритму.
Наконец, детская сказка, т. е. рассказываемая детьми, а часто и взрослыми для детей, - генетически очень сложна и невыяснена, но составляет особый жанр со своим строением и даже сюжетами. Таковы, например, «Петушок подавился зернышком», «Коза и козлята», «Теремок», «Коза за орехами» и т. п.
Таким образом, получается всего четыре крупных разряда: сказки о животных, волшебные, новеллистические, кумулятивные. Тем не менее, научная классификация сказок не создана ещё до сих пор.
Сказка не создавалась сразу как жанр. Она коренится в обрядовой и культовой жизни народов, она развивается из мифа. Люди любят сказки. А.И.Никифоров отмечает, что есть профессии, которые способствуют исполнению сказки. Сказку любили ремесленники: портные, сапожники, плотники, печники и т.п. Из них нередко выходили хорошие рассказчики. Сказочник в разные эпохи был различен. Предполагают даже существование сказочников-профессионалов на том основании, что у многих народов рассказывание сказок вводится в производственную жизнь и компенсируется натурой. Современный же сказочник-мастер в большинстве случаев не является профессионалом, а только человеком, готовым развлечь, занять, потешить слушателей. Сказка заполняла досуг. В царском указе 1649 года говорится, что многие люди «сказки сказывают небывалые». В XVI--XVIII вв. бахарь-сказочник был необходимым лицом при царях и в каждом зажиточном доме. Иностранцы Олеарий и Самуил Маскевич подтверждают это. Даже в XIX веке С. Аксаков, Н. Давидов и Л. Толстой вспоминают о дворовых-сказочниках. В середине XIX века сказочник был нередким гостем в городских трактирах. У крестьян же сказка до начала XX века в зимние досужие вечера была любимым развлечением всех возрастов. Северные лесорубы, сплавщики леса и рыболовы рассказывали сказки в перерывах на
16
работе. Уральские рудниковые рабочие тоже. В сельской и домашней работе, в овинах, на барщине, чтоб не уснуть, пермские пимокаты, вологодские богомазы, деревенские портные, печники, торговцы скотом, плотники, мельники, церковные сторожа, дьячки, бурлаки, няньки, молодежь на беседах и посиделках, солдаты в казарме или дома, матросы, балаганный клоун и скоморох, сибирские артели судостроителей, ямщики, нищие и бомольцы- вот профессии и положения, для которых сказка была ведущим жанром художественной литературы.
Её любили лесорубы, рыболовы, то есть, можно сказать, что сказки жили в мужской среде. А были ли женские сказки?
В.Я.Пропп указывает: «Особой областью женской сказки являются сказки нянек и бабушек для детей. Знание сказки и любовь к ней прививается с детства. Деревня прекрасно знает не только развлекательное, но и воспитательное значение сказки».
Значит, если мужская сказка рассказывалась с целью развлечения, то женская сказка, кроме развлечения, преследует воспитательную цель. В.П.Аникин считает так: «Что сказка имеет воспитательное значение - это, несомненно, но что она создаётся с целью воспитания - это определённо неверно. Развлекательный характер нисколько не противоречит глубокой идейности сказки». Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
Итак, можно сказать, что сказка у русского народа с древних времен имеет не только развлекательный, но и воспитательный характер. Именно поэтому велико значение сказок в воспитании детей, так как они развивают ум, чувства, воображение.
2.3.Влияние сказки на нравственное развитие ребёнка.
Детская книга, а именно сказка, должна учить сопереживанию, состраданию. Сказка - это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка - его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший его этап - инсценирование.
Сказка, игра, фантазия - животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Многолетний опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребенка под впечатлением сказочных образов, активизируют поток мысли, которые пробуждают к активной деятельности мозг, связывают полнокровными нитями живые островки мышления. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств, живой реальностью мышления. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Без сказки - живой,
17
яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детского мышления и детской речи как определенной ступени человеческого мышления и речи. Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку, и каждый раз открывает в ней что-то новое. В сказочных образах - первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному. Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости.
Таким образом, первоначальный этап духовно-нравственного воспитания происходит во многом с помощью сказки. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки - в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она - творение народа. . Сказка - это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский пишет: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» [21, 190]. Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. Забавность сказок повышает интерес детей к ним. Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира. Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач.
18
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ
3.1.. Принципы планирования работы с детьми по формированию духовно-нравственных качеств с помощью сказки.
1. Развитие ведущих для данного возраста качеств и форм поведения.
Игры и занятия, организованные взрослым, направлены на решение развивающих задач. На третьем году жизни ребёнка формируется умение следить за действиями воспитателя. Он лучше понимает речь взрослого и начинает говорить. Поэтому работу с ребёнком необходимо направлять на совершенствование подражания, развитие способностей воспринимать и выделять качества, свойства, понимать назначение предметов, овладеть способами действий, предложенными взрослым, достигать необходимого результата, видеть как отдельные, так и взаимосвязанные действия с предметами, развивать умения подчинять свои действия словесному указанию. На первый план теперь выходит словесное указание и разъяснение сначала с опорой на зрительное восприятие, а затем и без опоры.
2. Принцип системности и организованности.
Занятия и игры должны проводиться по намеченному плану и преследовать определённую цель, постепенно усложняться по мере освоения материала, ежедневно повторяться. Необходимо обеспечивать активные действия с дидактическим материалом, а для закрепления умений создавать условия для многократных упражнений, создавать условия для самостоятельных игр.
3.Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Число детей, участвующих в занятиях, может быть различным в зависимости от целей. Занятия, где ведущая деятельность принадлежит зрительному и слуховому восприятию, допустимо проводить со всем коллективом детей, т.е. с возрастной группой. Детей с замедленным темпом развития и вновь поступившими надо привлекать к занятиям с меньшим числом участников. Целесообразно с некоторыми детьми проводить индивидуальные занятия, которые позволяют начать формировать необходимые умения: сохранять сосредоточенность и активность, выполнять определённые действия, слушать разъяснения взрослого, повторять движения.
4.Принцип координации деятельности педагогов.
Тематические планы воспитателей и специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно развертывать определенные темы. Например, музыкальный руководитель в содержание отдельных занятий включает такие темы, как «сказка» и т.д.
5.Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
19
Основные разделы программы должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.
3.2..Используемые методы при работе со сказкой как средством формирования нравственного воспитания детей.
Чтение сказок
У младших дошкольников уже есть свои любимые сказки, которые они просят рассказывать снова и снова. Они быстро запоминают текст и всё больше и больше интересуются картинками. Когда дети запоминают сказку достаточно хорошо, можно попросить их самих рассказать сказки. Чтение сказок помогает детям расширять представления о мире.(См. приложение №5,см. приложение№6) Слушая их, дети:
- учатся языку сказки: «давным-давно», «долго ли коротко ли», «в тридевятом царстве» и т.д.;
- знакомятся с новыми для них персонажами, предметами быта, обычаями и
т.д.;
- овладевают разными способами поведения в той или иной ситуации.
Сказочные истории не только развлекают, но и помогают детям в трудные минуты их жизни, когда они печальны, напуганы или смущены. По мере развития речи детей появляется много возможностей для обсуждения любимых сказок.
Позволяя ребёнку самостоятельно выбрать книгу, мы формируем у него чувство независимости, самостоятельности:
- выбрать книгу со сказкой, которая нравится;
- рассматривать иллюстрации и играть, когда захочется;
- использовать её для того, чтобы привлечь внимание взрослых;
- начать разговор с её помощью;
- чувствовать себя уверенными, зная, что случится в истории.
С целью закрепления и уточнения представлений детей об известных им персонажах воспитатель может организовать небольшие кукольные спектакли настольного театра или театра «бибабо». От детей в этом случае нужно добиваться сосредоточенного внимания к происходящему, соучастия, если к ним будет обращаться персонаж; осознанного восприятия; эмоционального отклика.
Драматизация.
Младшие дошкольники черпают свои впечатления не только из окружающего мира (во время прогулок, в быту, при общении со взрослыми), но и из сказок и иллюстраций. Ребёнок радуется различным персонажам, с которыми его знакомят.
Задача воспитателя – обратить эту радость в активное действие, вызвать потребность изобразить, передать. Простейшие имитационные образные действия развивают у детей воображение, фантазию, способность к наблюдению, стремление к ролевому отображению впечатлений, к
20
перевоплощению, обогащают эмоциональную память. От отдельных имитационно – образных действий ребёнка следует постепенно подводить к конкретным действиям от лица персонажа, приучать к общению с другими участниками игры (смотреть, слушать или отвечать действиями). (См. приложение №3, см.проложение№4)
3.3.Мониторинг сформированности нравственных качеств детей посредством сказки
С целью проверки выдвигаемых нами теоретических положений была спланирована и проведена практическая работа.
Для начала своей работы мы выделили несколько критериев, по которым можно было определить уровень сформированности нравственных качеств детей:
- отношение к взрослым с добротой и заботой;
- доброжелательные взаимоотношения со сверстниками;
- употребление в речи вежливых слов;
- отрицательное отношение к грубости, жадности;
- оказание помощь другим детям, умение радоваться чужим успехам.
Отношение к взрослым с добротой и заботой.
Для оценки данного критерия воспитатель просит что-то найти, принести или показать. Поручение должно быть понятно и доступно и в то же время требовать сосредоточенности и не выполняться механически. Наиболее простым являются просьбы принести игрушку, когда эта игрушка лежит на виду и ничто не отвлекает внимание ребёнка. Более сложными являются поручения найти и принести игрушку.
Критерии оценки:
Низкий уровень – ребёнок не хочет выполнять просьбу воспитателя, задание не приносит ему удовольствия. Малыш отказывается и не реагирует на просьбу взрослого.
Средний уровень – ребёнок выполняет просьбу воспитателя, но делает это без удовольствия, возможно с помощью воспитателя.
Высокий уровень – ребёнок с удовольствием выполняет задание, самостоятельно, предлагая свою помощь и заботу ещё раз.
Доброжелательное взаимоотношение со сверстниками.
Определить уровень сформированности этого критерия можно в совместной игре нескольких детей. Например, катание мяча друг другу. Или игра одной игрушкой несколькими детьми.
Низкий уровень – не идёт на контакт со сверстниками, не любит играть в подгруппе, не делится игрушками.
Средний уровень - может играть со сверстниками, но под руководством воспитателя и неохотно.
Высокий уровень – охотно играет со сверстниками, с удовольствием делится игрушками.
Употребление в речи вежливых слов.
21
Методом наблюдения воспитатель определяет уровень сформированности данного критерия. Во время утреннего приёма, во время ухода детей (здравствуйте, до свидания). После завтрака, обеда, полдника и ужина (спасибо). Можно играть в сюжетно-ролевую игру: «Кукла в гости к нам пришла» с целью выявления употребления вежливых слов.
Низкий уровень – ребёнок очень редко употребляет в речи вежливые слова или не реагирует на просьбу воспитателя сказать их.
Средний уровень – ребёнок употребляет вежливые слова не всегда, иногда с подсказкой воспитателя или взрослого.
Высокий уровень – ребёнок всегда употребляет вежливые слова, говорит их уместно и с удовольствием.
Отрицательное отношение к грубости, жадности.
Для выявления уровня сформированности данного критерия можно использовалась беседу по сюжетным иллюстрациям, где изображены дети или сказочные персонажи, проявляющие грубость или жадность. Например, иллюстрации к сказке «Заячья избушка». Затем спросить ребёнка: что хорошо, а что плохо в этой ситуации? Кто повёл себя неправильно?
Низкий уровень – ребёнок затрудняется ответить даже элементарно, не может показать, кто ведёт себя неправильно.
Средний уровень – иногда путается в ответах, но с помощью воспитателя даёт правильный ответ.
Высокий уровень – проявляет отрицательное отношение к герою, который ведёт себя неправильно, делает это без затруднения.
Оказывает помощь, умеет радоваться успехам.
Ребёнку или нескольким детям сразу показывают простые и короткие сценки с игрушками. Содержание этих сценок должно быть очень простым и легко узнаваться. Например, куклы бегают друг за другом, или мишка упал и заплакал, или кукла потеряла мяч и ищет его, а затем, кукла нашла мяч, мишку угостили мёдом. Показ обязательно должен сопровождаться знакомыми для малышей словами, вызывать отношение детей к игрушкам и желание помочь им: пожалеть мишку (как мама жалеет их), помочь кукле найти мячик пр. Сразу после сценки можно спросить малышей, что они видели. С помощью вопросов и подсказок взрослого совсем простыми словами ребёнок может передать свои впечатления от увиденного.
Низкий уровень - ребёнок не реагирует на ситуацию, не оказывает помощи даже по просьбе воспитателя, не проявляет эмоций, связанных с радостью успеха.
Средний уровень – ребёнок реагирует на ситуацию по просьбе воспитателя, с помощью наводящих вопросов оказывает помощь. Проявляет радость успеха.
Высокий уровень – ребёнок сразу проявляет помощь игрушке, радуется успеху.
Показатели уровня сформированности нравственных качеств детей.
22
В ходе мониторинга мы выяснили, что большинство детей испытывают трудности в задании по сюжетным картинкам на проявление отрицательного отношения к грубости, жадности. Также выявился недостаточный уровень сформированности доброжелательного взаимоотношения со сверстниками, только половина детей может спокойно играть под руководством воспитателя в небольшой подгруппе и делиться игрушками. У семи детей трудности в проявлении и оказания помощи даже по просьбе воспитателя. Но 17 детей из 20 употребляют в речи вежливые слова, иногда с подсказкой воспитателя. Недостаточный уровень сформированности данных критериев требует дополнительного внимания педагогов и родителей. В связи с этим нами был составлен план работы с детьми и план взаимодействия с родителями. (См. приложение № 1, приложение № 2. )
Для взаимодействия с родителями нами был создан уголок консультаций. С помощью него мы знакомили родителей с задачами духовно-нравственного воспитания детей, которые важно решать вместе. Нравственное воспитание детей следует начинать с ранних лет, когда привычки поведения формируются легко. В этот период детства закладываются основы для развития многих моральных качеств, которые совершенствуются в последующие годы. Совместная работа воспитателя и семьи позволяет оптимальным образом решать задачи гармоничного развития детей.
Контроль результативности работы по реализации перспективного плана осуществлялся с помощью заданий первоначального мониторинга с некоторыми усложнениями заданий.
В результате работы с детьми, с использованием плана, была проведен мониторинг, с использованием тех же заданий, который показал, что у детей стали более сформированы нравственные качества. Так, 15% детей с удовольствием выполняют задание по просьбе воспитателя, предлагая свою помощь и заботу ещё раз, а 75% выполняют просьбу с помощью воспитателя и только 10% отказываются выполнять просьбу взрослого. В совместной игре нескольких детей 15% охотно играют со сверстниками и с удовольствием делятся игрушками, только 30% не идут на контакт с остальными детьми и не делятся игрушками. Всегда в речи употребляют вежливые слова 15%, с напоминанием воспитателя 90%. В задании на выявление отрицательного отношения к грубости, жадности 85% с помощью воспитателя справляются с ним, но 15% затрудняются ответить. Некоторые дети проявляют радость успеха и с помощью воспитателя оказывают помощь (70%), но 20% не реагируют на ситуацию, не оказывают помощи даже с помощью воспитателя.
Анализ результатов деятельности за учебный год позволил увидеть положительную динамику. К концу учебного года количество детей с
23
низкими показателями уменьшилось на 20%; со средними показателями, увеличилось на 15%, и появился высокий показатель 5%.
Вывод. Анализ деятельности по теме формирования духовно-нравственных качеств младших дошкольников в процессе чтения сказки на начало года позволил сделать вывод, что у детей не были сформированы нравственные качества. Встал вопрос о необходимости рассмотрения задач работы с детьми, поиска новых способов взаимодействия с родителями.
Поэтому необходимо было
- составить и реализовать план работы с детьми по формированию нравственных качеств с помощью сказки в свободное от занятий время;
- разнообразить развивающую среду в группе: создать уголок, который включает в себя пособия и атрибуты для работы (игры, иллюстрации, маски, театры);
- составить и реализовать план взаимодействия с родителями по формированию нравственных качеств с помощью сказки через консультации, домашние задания.
Благодаря этой работе мне удалось реализовать план взаимодействия с родителями, план работы с детьми, наладить тесный контакт с ними. Создать в группе более доброжелательную и комфортную обстановку. Достичь повышения уровня показателей формирования нравственных качеств, с применением сказки. Пополнить свою методическую копилку.
В ходе работы мы старались привлечь внимание родителей. После реализации части работы: объяснения родителям огромной роль сказки в жизни ребенка и воспитания нравственных качеств, эмоциональном интересе детей родители стали более отзывчивы к домашним заданиям, к консультациям. И в итоге это привело к повышению уровня показателей.
Результаты, которые мною достигнуты:
- дети усваивают нормы духовно-нравственного воспитания, становятся более открытыми к добру, позитивно относятся к окружающим людям, к себе;
- дети знают определенные сказочные сюжеты, составляющие духовный опыт человечества;
- дети научились понимать сюжетную линию сказки, выражать свои мысли и чувства;
В результате проделанной работы дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим.
Своим результатом работы я делюсь с коллегами на педсоветах, выступаю на методических объединениях.
Наличие приложений наглядно иллюстрирует основные формы и приемы работы с детьми: календарно-тематическое планирование, модели разработок занятий, наглядный материал, игровые атрибуты для театрализованной деятельности, кукольный театр, подборка дидактических настольно-печатных игр и т.д.
24
Встал вопрос о продолжении работы над темой, о разработке и реализации проекта, который позволит продолжить работу над формированием духовно-нравственные качества детей с помощью сказки для следующих возрастных групп. Составить план дальнейшей работы по теме. Изучить роль педагогов и родителей в формировании нравственных качеств посредством сказки. Имеется необходимость разнообразить уголок своими руками, руками детей, их родителей, дополнить его разнообразными обучающими играми, атрибутами.
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа посвящена описанию методической разработки по формированию духовно-нравственных качеств младших дошкольников в процессе чтения сказок Ее актуальность обоснована не только исследованиями ученых и интересом педагогов, но еще в большей степени волнением родителей за своих детей. В ходе анализа литературы было установлено, что: понятие духовно-нравственного воспитания в наиболее широком определении означает, по словам Ожегова С.И., «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [23, 414]. По утверждению Сухомлинского, «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [21, 170]. Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные формы, методы, средства, современные технологии.
Своеобразную программу духовно-нравственного воспитания детей содержат сказки. Сказка учит смелости, доброте и всем другим положительным человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. Как показал опыт моей работы, сказка учит сопереживанию, состраданию. Сказка - это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка - его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший его этап - инсценирование. Сказка, игра, фантазия - животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Мой опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребенка под впечатлением сказочных образов, активизируют поток мысли, которые пробуждают к активной деятельности мозг, развивают речь, пополняют активный словарный запас, способствуют быстрой адаптации ребенка к детскому учреждению.
Состояние здоровья ребенка, характер взаимоотношений с близкими, умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности – основные критерии, по которым можно судить о развитии ребенка, его эмоциональном благополучии.
С целью самоанализа своей профессиональной деятельности нами было проведено наблюдение за детьми по определенным критериям, в ходе которого мы выяснили, что большую роль в развитии ребенка, в его духовно-нравственном становлении играют сказки. Поэтому, общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку в духовно-нравственном возрождении через сказки, чтобы дать ему возможности безболезненно войти в жизнь. Для этого нужна большая работа не только в детском саду, но и в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка,
26
совместная деятельность педагогов дошкольной образовательной организации и родителей является залогом успешного развития ребенка
Значит, продуманная система организации духовно-нравственного воспитания через сказки верна, она помогает детям безболезненно включиться в детский коллектив и чувствовать себя в нем спокойно и уверенно, дети в дальнейшем не испытывают проблем во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, у них реже наблюдаются трудности в познавательной и игровой деятельности.
Таким образом, цель, заключавшаяся в самоанализе профессиональной деятельности, достигнута, педагогическая идея методической разработки имеет большое значение. Основные задачи решены.
Данная методическая разработка призвана помочь педагогам в практической деятельности по формированию духовно-нравственных качеств младших дошкольников в процессе чтения сказок.
27
Список литературы
- Аникин, В.П. Русская народная сказка [Текст]
- Безруких, М.М.Сказка как источник развития творчества детей /Гуманитарный издательский центр ВЛАДОК,2001;
- Даль, В.И. Сказки толковый словарь [Текст], с.9-345; 9-558;
- Доронова, Т.Н.Играют взрослые и дети [Текст]: Линка-Пресс, 2006;
- Журналы «Дошкольное воспитание», «Детский сад будущего»;
- Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в д/с.-М.; т. ц. сфера:2003;
- Никифоров, А.И.Сказки и ее бытовые носители [Текст]: учебное пособие / 21-190 с.
- Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки [Текст]: учебное пособие 21-190 с.
- Рик, Т. Сказки и пьесы для семьи и детского сада [Текст] / Линка-Пресс
- Рыжова, Н.А. Коллекция увлечений [Текст]: Линка-Прес, 2005.
- Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст].
- Фесюкова, Л.Б.Воспитание сказкой [Текст] / Харьков, 1996.
- Шлян, О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказки. [Текст] / Мозайка-синтез : М.;2012;
- Шорохова, О.А. Играем в сказку: сказкатерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников [Текст] / М.2006.
28
Приложение № 1
Перспективное планирование работы с детьми по формированию духовно-нравственных качеств посредством сказки в первой младшей группе.
Тема | Тема | Цели | Содержание | |
Октябрь | Сказка «Курочка ряба». | Учить детей слушать небольшие по объёму сказки, понимать содержание. Вызывать интерес к сказке. Учить проговаривать слова, небольшие фразы с помощью воспитателя. Побуждать детей использовать отрывки из сказки в собственной игре, эмоционально сопереживать героям. | 1.Чтение сказки «Курочка ряба». 2.Игра-нсценировка по сказке. 3.Рассказывание сказки по иллюстрациям. | |
Ноябрь | Сказка «Теремок». | Учить детей слушать небольшие по объёму сказки, понимать содержание. Побуждать детей участвовать в драматизации сказки. Способствовать воспитанию доброжелательного отношения к сверстникам, любви к животным. | 1.Чтение сказки Теремок». 2.Игра– драматизация. 3.Настольный театр. | |
Декабрь | «Зимние забавы». | Обучать игровым действиям со сказочными персонажами. Способствовать развитию сюжетно-игрового замысла. Понимать сюжет, высказывая свои впечатления. Учить помогать товарищу, уметь радоваться успехам. Напомнить детям сказку, вызвать желание рассказывать её вместе с воспитателем. | 1.Чтение различных произведений о Новом годе. 2.Рассматривание иллюстраций по сказкам. 3.Новогодний утренник. | |
Январь | Сказка «Козлятки и волк» | Вызвать интерес к сказке. Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства со сказками. Воспитывать чувство доброты и заботы к взрослым. | 1.Рассказывание сказки. 2. Подвижная игра. 3.Инсценировка сказки. | |
февраль | Сказка «Репка». | Напомнить детям сказку, вызвать желание рассказывать её вместе с воспитателем. Напомнить малышам содержание знакомой сказки. Побуждать их к проговариванию и повторению в след за воспитателем отдельных слов и фраз. Воспитывать любовь к художественной литературе. Формировать доброжелательное отношение к сверстникам. | 1.Рассказывание сказки. 2. Повторение сказки с помощью моделирования её эпизодов. 3. Настольный театр. | |
Март | Сказка «Колобок». | Помочь понять содержание сказки, побуждать проговаривать слова в песенке колобка. Учить малышей участвовать в инсценировке сказки, формировать интонационную выразительность речи. Вызвать эмоциональный отклик на воспринимаемое содержание. Употреблять в речи вежливые слова. | 1.Рассказывание сказки. 2.Игра-инсценировка. 3.Кукольный театр. | |
Апрель | Сказка «Маша и медведь». | Напомнить детям сказку, вызвать желание рассказывать её вместе с воспитателем. Вызвать интерес к сказке. Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства со сказками. Формировать отрицательное отношение к грубости, жадности. | 1.Рассказывание сказки. 2.Игра-инсценировка. 3.Настольный театр. | |
Май | Сказка «Цыплёнок» Чуковского. | Познакомить детей со сказкой. Вызвать интерес. Учить малышей участвовать в инсценировке сказки. Формировать чувство доброты, заботы. | 1.Чтение сказки. 2.Развлечение по мотивам сказки. 3.Инсценировка сказки. |
30
Приложение 2
План взаимодействия с родителями по формированию нравственных качеств детей с помощью сказки.
Месяц
Тема | Цели | Формы работы | |||
Октябрь | Сказка «Курочка ряба». | Познакомить родителей с особенностями сказки. Как ребёнка привлечь к сказке. «Сказка в системе нравственного воспитания». | Консультация. | ||
ноябрь | Сказка «Теремок». | Познакомить родителей с формами работы со сказкой в домашних условиях. | Выступление на родительском собрании. | ||
Декабрь | «Зимние забавы». | Привлечь родителей к изготовлению настольного театра. | Совместное изготовление игр, атрибутов, и других материалов. | ||
Январь | Сказка «Козлятки волк». | Рассказать родителям о влиянии сказки на формирование нравственных качеств. | Консультация. | ||
Февраль | Сказка «Репка». | Выучить с ребёнком слова знакомой сказки, уметь говорить за персонажа. | Домашнее задание. | ||
Март | Сказка «Колобок». | Привлечь родителей к изготовлению масок для игры-инсценировки. | Беседа: «Рекомендации по изготовлению маски и выбор персонажа». Выставка изготовленных масок. | ||
Апрель | Сказка «Маша и медведь» | Напомнить детям сказку, вызвать желание рассказывать её вместе с родителями. | Домашнее задание. Чтение сказки родителями. | ||
Май | Сказка «Цыплёнок и утёнок». Чуковского. | Формировать чувство доброты и заботы. | Консультация. |
31
Приложение3
Чтение и пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» (с элементами драматизации)
Задачи:
- образовательная:
- обучать детей составлению пересказа близко к тексту;
- развивающая:
- расширять и активизировать словарь детей по теме;;
- развивать у детей творческие способности и артистизм;
- воспитывающая:
- воспитывать у детей нравственные понятия о настоящей дружбе взаимоуважении;
- прививать детям правила хорошего тона.
Оборудование: текст русской народной сказки «Лиса и Журавль», маски журавля и лисы, посуда.
Предварительная работа: чтение и обсуждение художественных текстов К.Чуковского «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», братьев Гримм «Горшок каши». Игра «Назови правильно» (классификация посуды: кухонная, столовая, чайная и т.д.)
Ход занятия
1.Организационный момент.
Игра «Назови предмет»
Назвать обобщающее понятие, а ребенок называет предметы, входящие в это понятие:
- Столовая посуда – ложки, тарелки, супница…
- Кухонная посуда – чайник, сковорода…
- Чайная посуда – чашки, блюдца, заварочный чайник…
2. Объявление темы.
32
Вопрос: если вы ждете гостей, то как готовитесь к их приходу?
3. Игра «Накрой стол к чаю».
Детям предлагается различная посуда, стол, скатерть. Но дети должны выбрать лишь чайную посуду. Надо накрыть скатертью стол, а дети ставят на него посуду и говорят: «Я ставлю на стол сахарницу, потому что это чайная посуда» и т.д.
4. Чтение сказки с последующим обсуждением.
Сегодня мы узнаем, как встречали друг друга Лиса и Журавль в русской народной сказке. После прочтения сказки следуют вопросы по содержанию:
- Как встретила Лиса Журавля?
- Почему Журавль не смог съесть угощение?
- А как поступила Лиса?
- Как Журавль встречал гостью?
- Смогла ли она поесть вдоволь?
- Что означают слова «Как аукнулось, так и откликнулось»?
- Почему перестали дружить Лиса и Журавль?
5. Физкультминутка «Суп»
Выполнение движений по тексту.
Правой рукою чищу картошку.
Мелко нарежу лук и морковку.
В горсть соберу, накрошу очень ловко.
Теплой водой горстку риса помою.
Сыплю в кастрюлю рис левой рукою.
Правой рукой возьму поварешку.
Перемешаю крупу и картошку.
33
Крышку возьму я левой рукою.
Плотно кастрюлю я крышкой закрою.
Варится супчик, бурлит и кипит.
Пахнет так вкусно! Кастрюлька пыхтит.
(И. Лопухина)
6. Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.
После прочтения дети выбирают Лису, Журавля и автора.
7. Пересказ сказки.
Для пересказа используются маски лисы и журавля, которые дети надевают на голову.
Когда закончит пересказывать первая тройка, дети выбирают следующих рассказчиков.
8. Итог занятия.
- О ком эта сказка?
- Правильно ли встретила Лиса Журавля?
- Почему не получилось дружбы у Лисы и Журавля?
34
Приложение 4
Чтение и пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь»
(с элементами драматизации)
Задачи:
- образовательная – учить детей составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм;
- развивающая – развивать у детей умение логически последовательно выстраивать свое высказывание;
- воспитывающая – воспитывать у детей наблюдательность, внимание к окружающему миру, находчивость и смекалку.
Оборудование: текст русской народной сказки «Мужик и медведь», овощи, фрагменты костюмов мужика и медведя.
Предварительная работа: чтение сказки «Репка». Игры: «Кто быстрее соберет овощи в корзинку», «Отгадай на ощупь», «Овощной магазин».
Ход занятия
1.Организационный момент.
Игра «Отгадай загадки»
Он и в дождик, он и в зной
Клубни прячет под землей.
Клубни вытащишь на свет –
Вот и завтрак, и обед. (Картофель)
Врос он в землю крепко,
Сидит на грядке колобок,
Круглый бок, желтый бок.
Что же это? (Репка)
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста)
35
2.Объявление темы.
Вопрос: урожай чего собирают осенью? (Ответы детей)
Сегодня мы узнаем, как делили свой урожай мужик и медведь в русской народной сказке.
3. Чтение сказки с последующим обсуждением
Вопросы:
- Что посеял мужик?
- Почему ему пришлось делиться с медведем?
- Когда мужик собрал урожай репы?
- Как он разделил урожай? Почему?
- Почему рассердился медведь на мужика?
- Что посеял мужик на следующий год?
- Как поступил медведь?
- Кто выиграл на этот раз?
- Почему не получилось дружбы у мужика с медведем?
4. Игра «Отгадай на вкус»
Дети подходят к столу, на котором лежат разные овощи: огурцы, помидоры, морковь, репа, картофель, свекла. Разглядывают их, называют. Затем одному из детей завязывают глаза и подают кусочек из овощей. Ребенок пробует и рассказывает: «Это помидор – он вкусный, сладкий и полезный». И т.д.
36
5.Физкультминутка «Урожай»
В огород пойдем, Урожай соберем. | Шаги на месте |
Мы моркови натаскаем | Таскают |
И картошки накопаем. | Капают |
Срежем мы кочан капусты, | Срезают |
Круглый, сочный, очень вкусный, | Показывают круг руками три раза |
Щавеля нарвем немножко | Рвут |
И вернемся по дорожке | Шаги на месте |
6.Повторное чтение с установкой на пересказ.
7. Пересказ текста детьми.
После прочтения дети определяют первую, вторую, третью пару рассказчиков.
Поочередно каждая пара надевает костюмы и совместно с взрослым (автором) пересказывают сказку. Возможен вариант, когда автором будет ребенок.
8. Итог занятия.
Вопросы:
- Как называется сказка, которую мы сегодня рассказывали?
- Кто главные герои?
- О каком овоще говорилось в сказке?
37
Приложение 5
Мужик и медведь
Русская народная сказка
Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:
- Мужик, я тебя сломаю.
- Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.
- Быть так, - сказал медведь. - А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.
Сказал и ушел в дубраву. Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубравы вылезает:
- Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.
- Ладно, медведюшка, давай делить, тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу сложил и повез в город продавать. Навстречу ему медведь:
- Мужик, куда ты едешь?
- Еду, медведюшка, в город корешки продавать.
- Дай-ка попробовать твой корешок.
Мужик Дао ему репу. Медведь, когда съел, заревел:
- А-а-а, мужик, ты меня обманул! Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.
На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:
- Теперь, мужик, меня не обманешь, давай мою долю.
Мужик говорит:
- Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму вершки.
38
Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь сложил на воз и увез домой. Медведь бился, бился, ничего не смог с корешками сделать. Рассердился он на мужика, и с тех пор у мужика с медведем вражда пошла.
39
Приложение 6
Лиса и Журавль
Русская народная сказка.
Подружилась Лиса с Журавлем. Вот вздумала Лиса угостить Журавля и пошла звать его в гости к себе.
- Приходи, Журавль! Приходи, дорогой! Уж вот как тебя я угощу!
Идет Журавль на званый обед. А Лиса наварила каши и размазала ее по тарелке. Подала и потчует:
- Покушай, мой голубчик, сама стряпала!
Журавль хлоп-хлоп носом по тарелке. Стучал, стучал – ничего не попадает. А Лиса лижет себе кашу да лижет. Так и съела всю кашу сама. А как съела Лиса кашу и говорит:
- Не обессудь, гость дорогой, больше потчевать нечем.
- Спасибо, Лисонька, и на этом. Приходи же ты теперь ко мне.
На другой день приходит Лиса к Журавлю. А Журавль наготовил окрошки, налил ее в высокий кувшин с узким горлышком. Поставил кувшин на стол и говорит:
- Кушай, Лисонька! Право больше потчевать нечем.
Лиса вертится около кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет- то его, и понюхает, все ничего не достанет. Не лезет голова в кувшин. А Журавль стоит на высоких ногах да длинным носом их кувшина окрошку таскает. Клевал да клевал, пока все не поел.
- Ну, не обессудь, Лисонька, больше угощать нечем, - говорит.
Пошла Лиса домой не солоно хлебавши.
С тех пор и дружба у Лисы с Журавлем врозь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"
Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и культурно - историческим традициям, я...
Формирование нравстенных качеств старших дошкольников в процессе чтения художественной литературы
План по методической теме...
План работы по самообразованию по теме:"Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок"
Цель: Создать условия по формированию духовно - нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста через чтение русских народных сказок...
опыт работы "Лэпбук как инновационное средство в процессе формирования духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников"
Управление образования муниципального образованияГородской округ «Долинский» Сахалинской области РФМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Со...
«Духовно- нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок»
Без преувеличения можно сказать, что чтение в детские годы – это воспитание сердца, прикосновение к сокровенным уголкам человеческой души. Добру должна учить детская книга. А именно – сказ...
Формирование семейных традиций посредством духовно-нравственных ценностей у младших дошкольников
Современное общество находится в эпохе глобальных перемен и новых возможностей, позволяющих инновационными способами сделать нашу жизнь более качественной, разнообразной и насыщенной. Вместе с тем, се...
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...