Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук
консультация (младшая группа)
Развивая мелкую моторику рук, развиваем речь ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruchnoy_trud.docx | 16.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук
В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других. Поэтому обеспечение условий для творческой реализации личности дошкольников в условиях современных ДОО как проблема, требующая научно-методического осмысления, привлекла наше внимание.
Развитие мелкой моторики начинается с раннего возраста. Ребёнок, родившись, познаёт мир, рассматривает пальцы рук, берёт их в рот, пробует на вкус. Подрастая, играет с мамой в различные пальчиковые игры. Хватает ручками всё, что попадается на пути, проверяя на ощупь (тактильные ощущения). Затем учится с помощью взрослого использовать предметы по назначению: вещи надевать, в игрушки играть, водой умываться, из песка «печь пирожки»… Таким образом, ребёнок развивает как моторику, так и ощущения, при этом в его мозге происходят сложные физиологические и психологические процессы, посредством которых развивается интеллект. Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что ум ребёнка сосредоточен на кончиках пальцев.
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой моторики рук. В дошкольном возрасте очень важно развивать навыки ручной умелости. Ручной труд в детском саду способствует развитию самых разных умений и навыков, влияет на умственное и эстетическое воспитание ребенка. Одна из главных задач, которые решает ручной труд - это развитие мелкой моторики рук. Как писал физиолог И.П. Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функцию высшей нервной деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с лица, снимают умственную усталость. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Ручной труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно - прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта. Правильно организованный ручной труд в детском саду дает детям представление о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности работы глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок формируется система специальных навыков и умений. Ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей. Дошкольника увлекает сам процесс работы (лепить, конструировать, резать ножницами, склеивать и т. п.) и, конечно, ее результат. Ведь с игрушкой, которую он смастерил, например, из картона, коробок, можно играть, можно подарить ее.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных действий. Ручной труд имеет большое значение в деятельности дошкольников, и он очень многообразен. В своей работе используем такие виды труда, как: моделирование, конструирование, изготовление поделок из природного материала, лепка из глины и теста. Детям очень нравится заниматься такими видами труда, так как они дают возможность ребенку поэкспериментировать, творчески раскрыться.
Литература:
1. Книга: С. Е. Большакова «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения». Издательство: "Сфера" (2014)
2. Кошелев В.М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Ручной труд как средство развития мелкой моторики"
Ручной труд как средство развития мелкой моторики. Сейчас в образовательной среде всего мира принято говорить о раннем развитии младенцев. Имеется ввиду дока...
Ручной труд как средство развития мелкой моторики
Возможно использование в работе с родителями...
Ручной труд как средство развития мелкой моторики
изучение способов ручного труда, как средства развития мелкой моторики, разработку системы заданий и упражнений для развития мелкой моторики у старших дошкольников...
Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у детей .
Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у детей....
Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Я работаю с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Двигательные нарушения у детей ограничивают предметно-практическую деятельность, они затрудняют координацию работы о...
Опыт работы по ручному труду, как средство развития мелкой моторики.
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомы...
Проект: « Ловкие пальчики». Ручной труд как средство развития мелкой моторики детей среднего возраста
«Ловкие пальчики». Проект по развитию мелкой моторики рук через образовательную область «Художественное творчество».Художественно-продуктивная деятельность имеет большое значение в жизни детей. Лепка,...