Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством.
статья (старшая группа)

Карионова Наталия Федоровна

Народное декоративно-прикладное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека.Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство детей старшего возраста с народным декоративно прикладным искусством.

что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

(Н. А. Заболоцкий)

 
Цель: Приобщать к миру искусства.

Задачи: Вызвать интерес к произведениям народно-прикладного искусства.

Создавать предпосылки для приобщения воспитанников к народно прикладному искусству.

Развивать в детях чувство прекрасного.

Формирование эстетического вкуса.

Мотивация воспитанников к самовыражению себя в художественной деятельности.

Вдох – выдох – восприятие и выражение.

Древние греки верили, что глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек совершенствуется.

      Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое отражает духовную жизнь русского народа. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство должны найти более широкое применение в образовании и воспитании подрастающего поколения именно сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. Источником творчества народного мастера является родная природа, окружающий его быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта.

Главными задачами данной работы следующие:

1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.       

2. Формирование обобщенных знаний и умений:

-умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов);

   -освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

3. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

Первая и вторая задачи предусматривают ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками — материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С этой целью устраиваются выставки, проводятся занятия.

Вторая и третья задачи предусматривают обучение детей приемам декоративного рисования. При этом точное повторение всех элементов росписи не главное. Я полностью согласна с А.А. Грибовской в том, что «.. .задача воспитателя — это не подготовка будущих мастеров, а приобщение ребенка к истокам народного искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки, составить узор, расписать вылепленного коня, барышню, почувствовать радость творчества».

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.

Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские, филимоновские и богородские игрушки, матрешки), придумывать сказки.

Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них  изображения человека, и животных, и птиц, растительные узоры, орнаменты. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек — часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.

Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фоль-клором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

Отмечено, что организованы занятия по принципу тематического планирования. Суть его состоит в том, что выбирается тема, которой посвящаются все занятия недели: и по ознакомлению с окружающим миром, и занятия познавательного и эстетического цикла. Таким образом, вся первая неделя посвящается дымковскому промыслу, вся вторая — гжельскому, третья — хохломскому, четвертая — Городецкому. Такая организация занятий позволяет сформировать у детей начала системных знаний, помогает лучше усвоить подаваемый материал, значительно экономить время, так как одна и та же тема проходит через все виды детской деятельности. Такой подход я практикую не только в организации занятий по изучению русского народного декоративно-прикладного искусства. Он применяется в течение всего учебного года и приносит неплохие результаты.

Цели

Образовательные:

• Рассказать детям историю росписи.

• Сформировать знания об особенностях росписи, колорите, основных элементах узора.

Воспитательные:

• Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров – умельцев.

• Развивать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор, знакомство с древними обрядами.

Развивающие:

• Развивать умение составлять рассказ об игрушке и рассказ по картинке.

• Развивать навыки творческого рассказывания, умение придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании.

Материалы для  занятия

• Изделия промысла.

• Фотоиллюстрации с изображениями росписи.

• Кусочек материала. Подготовка к занятию. К занятиям цикла «Знакомство детей с русскими народными промыслами» требуется очень серьезная подготовка. Прежде всего, необходимо найти изделия того народного промысла, о котором идет речь, подготовить выставку этих изделий.

Выставку нужно оформить в отдельном помещении — фольклорной студии, изостудии, музыкальном зале, помещении музея детского сада, в любом кабинете, куда можно привести детей и где все экспонаты будут хорошо видны. Особенностью музея детского сада должна быть возможность не только посмотреть экспонаты, но и потрогать, ощупать их, осмотреть со всех сторон. Воспитатель должен объяснить это детям перед тем, как привести их в музей

Исследователи народного искусства Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, В. С. Воронов и другие отмечают, что оно имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер, совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью.

Подбор литературы для детей и родителей.
Подбор образцов подлинного образца народно-прикладного искусства
Изготовление форм-силуэтов игрушек для самостоятельной работы детей.

Хорошо знакомить детей с народным декоративно- прикладным искусством на примере лепки и росписи.
Самая доступная и полезная для ребенка информация – зрительная. На позна-вательно-речевых занятиях и в совместной деятельности с детьми мы рассма-риваем иллюстрации, что дает детям много сведений об изобразительной технике, развивает их воображение. При этом мы обращаем внимание на важные детали, на способы выполнения рисунка.

Эта работа продолжается на занятиях по декоративному рисованию и лепке.

«Полочке красоты» в старшей группе.

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое „Дымково" назвали.

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо-сказки,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные,

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор».

Хохломская роспись, алых ягод роспись,

Отголоски лета в зелени травы!

Рощи, перелески, шелковые всплески,

Солнечно-медовой золотой листвы!

Роспись Хохломская словно колдовская,

В сказочную песню просится сама

И нигде на свете нет таких соцветий Всех чудесней наша Хохлома.

Пик миграции русского населения на Урал пришелся на 18-19 столетие. Люди, осваивавшие новые места, были деятельными, активными, ведь только от них зависело, какой будет жизнь в открываемых регионах.

Вслед за переселенцами, правительственными чиновниками на Урал и Зауралье пришли священнослужители, обращавшие язычников в христианскую веру. Все это привело к повсеместному строительству храмов, монастырей и, почти в каждой деревне, часовен. При монастырях формировались школы. Так, широко были известны школы иконописцев-старообрядцев в Сольвычегодске, созданные уральскими купцами и промышленниками Строгановыми, и в Верхотурье. Известно, что старообрядцам запрещалось исполнять свой культ в городе и потому они так же, как и красильщики, жили в деревнях.Переселенцы везли с собой не только припасы и одежду, но также деревянную посуду и металлические орудия труда. Но самым ценным было то, что они везли с собой культуру, обычаи, жизненный уклад той местности, откуда пересе-лялись. Наверное, поэтому на Урале сложились столь разнообразные стили росписи деревянной утвари. Большой подъем художественной жизни вто-рой половины XVII в. охватывает крупные города Прикамья, среди которых ведущую роль играл Соликамск. Кроме промышленного, онприобрел большое торговое значение, являясь к тому же и крупным культурным центром. Крупными промысловыми центрами в XVII в. становятся Тюмень и Тобольск.
В это время на Урале складываются два направления расписной утвари — роспись
 металлических и деревянных изделий. Первое получило распростра-нение в поселках при демидовских заводах - Нижнесалдинском, Невьянском, Нижнетагильском, и стало ремеслом городским. Второе стало ремеслом сельских районов Урала и было сосредоточено в наиболее населенных посел-ках.
Различные села специализировались на производстве какого-либо одного вида товара. Так, недалеко от Кунгура красили коромысла, около Оханска делали крашеные телеги, в Шадринском и Талицком районах точили и распиливали деревянные чаши, у Далматова - изготавливали прялки и т. д.
Развитию деревообрабатывающих промыслов способствовало обилие лесного материала (береза, сосна и др.).
В 40-х гг. XIX в. широкое распространение получил промысел по изготовле-нию и росписи берестяных бураков. Особенную известность приобрели тагильские (пермские) берестяные бураки. Они отличались высоким качеством и служили своего рода эталоном для мастерских ближайших селений.
Этот вид изделий был очень популярен среди крестьян. "Существовал даже особый тип расписного бурака под названием "крестьянский" с ярким цветочным узором, выполненным приемами свободной кистевой росписи. Городские покупатели предпочитали роспись более тонких, изысканных цветовых сочетаний"*.
Развитым видом народного искусства на Урале было создание праздничных обрядовых прялок.

Например, в д. Кокшарова Тугулымского района проживала династия иконописцев-старообрядцев Довольновых: Марк Варфоломеевич, Тимофей Варфоломеевич (1872-1936), Нисифор Маркович (1903-1962). Помимо иконописной работы, росписи церквей и часовен, они занимались декоративной росписью бытовой утвари и интерьеров.

Были случаи, когда в росписи культовых построек участвовали красильщики. Но немногим доверялась эта работа. Известно, что красильщики расписали травным и цветочным орнаментами деревянную церковь Кыртомского мужского монастыря, расположенного на севере Алапаевского района, а также три деревянные часовни в деревнях Карпове (Верхотурский р-н), Кокшарова (Верхнесалдинский р-н), Останина (Ала паевский р-н). Часовни в настоящее время находятся на территории Нижнесинячихинского музея-заповедника.

Работая на виду, расписывая деревянную часовню или церковь, живописец не мог не обратить на свою работу внимание зажиточного крестьянина, а тот, в свою очередь, мог попросить его расписать свой дом. Или, наоборот, живописец, квартируя у кого-либо из крестьян, мог сам предложить хозяину расписать его избу. Хорошее дело заразительно, быстро бежит по земле (3).

Известные мастера работали, как правило, в крупных селах, проходивших по тракту, а кто слабее владел кистью, чаще менял «путик» и ездил, главным образом, по отдаленным деревням, где крестьяне были попроще, менее требовательны. Приезжали на Урал и вятские красильщики, были и свои -- местные мастера.

Расписывали дома мужчины, но нередко им помогали и женщины. Иногда это были целые династии, передававшие свое ремесло и искусство из поколения в поколение. В народе красильщиков называли: «петушатники», «кармацкие», «тюменские». Они это знали, так и писали в автографах. В д. Пешковой Алапаевского района в доме Пешкова Александра Федоровича под росписью оставлен не просто автограф, а полный адрес: «1906 год, г. Тюмень Успен. В. деревни Рябовой Фома Митрофанович Тихомиров»(5).

Уральская роспись по дереву – это следующие особенности:

  • один цвет для всей зелени; один цвет для группы цветов;
  • один цвет для ягод;
  • цвета в росписи контрастируют с цветом фона;
  • разживка белая и используется не всегда, а только там, где для росписи берется темный цвет или присутствует цветной фон;
  • для светлого фона разживка может быть темной (или же двояко-окрашенная кисть переворачивается внутрь белым цветом);
  • черный цвет используется для приписок. На деревянных разделочных досках (до того безликих) горделиво вышагивают изящные пташки, собираются в аппетитные композиции сочные ягоды, открываются миру пышные майские бутоны. Каждый элемент доски, подноса, деревянной посуды появляется, чтобы радовать, петь гимн жизни и прославлять талантливую руку простого русского человека. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ УРАЛЬСКОЙ РОСПИСИ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ЦВЕТОЧНЫЕ, НО ИЗОБРАЖЕНИЯ ПТИЦ И ЗВЕРЕЙ В ЭТОМ ПРОМЫСЛЕ ТОЖЕ НЕ РЕДКОСТЬ Символико-поэтическая система росписи связана с языческими представлениями о мироздании. Круг – центровая фигура, знак солнца и жизни. Двойной мазок:
  • наберите на кисть два цвета краски (например, красный и оранжевый), на одну сторону – краску светлую, на другую – темную;
  • всегда пробуйте, «набивайте руку» на акварельной бумаге – мазок проводится непрерывным движением, поворачивая кисть в нужном направлении;
  • в результате непрерывного движения получится объемный элемент – листок или лепесток;
  • в центре элемента будет светлее, чем по его краям, но это не послойное рисование, а тот самый знаменитый двойной мазок.

Выполняйте это упражнение как тренажер – сделайте несколько урало-сибирских цветков, попробуйте другие сочетания красок. После этого рисунки можно оживлять другими элементами, листочками, припиской, разживкой. Разживку очень удобно делать пальцами – так поступают и многие мастера. Более тонкая работа заключается в прорисовывании приписок и травок, но это как венец творчества, тот самый изящный финальный штрих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края посредством изобразительного искусства».

Модель 3-х вопросов Что мы знаем об этом?Что мы хотим узнать?Как мы можем узнать?*Посуда    красивая,    я думаю, из нее не едят, а любуются ею.Саша. *У...

Педагогическая разработка на тему: «Развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративного-прикладного искусства»

Актуальность  данной разработки состоит в том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей старшего возраста: в развитии их воображения, фа...

Выступление на педсовете "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народно-прикладным искусством"

Представлен опыт работы по обучению детей старшей группы декоративному рисованию...

Разработка программы развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства

Современное общество нуждается в творческих людях. Развитие творческой активности начинается с дошкольного детства. Это определяет актуальность данной программы. Программа включает цикл занятий по дек...

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству «Сказочные завитушки»

Актуальность заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личност...

Проект: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному творчеству»

Проект: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному творчеству»...