Проект: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному творчеству»
проект (старшая группа)

Проект: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному творчеству»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_kudashkina_l._a.docx426.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

« Детский сад № 20 комбинированного вида»

Проект по самообразованию.

Тема: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному творчеству»

http://entrant.zabgu.ru/wp-content/uploads/2016/06/%D0%9F%D0%B5%D0%B4-%D0%98%D0%B7%D0%BE-%D0%B8-%D0%94%D0%9F%D0%98-3.jpg

Воспитатель: Кудашкина Л. А.

Саранск – 2020 г.

Вид проекта - творческий.

Продолжительность – долгосрочный 2020 – 2021 учебный год

Исполнители проекта - дети, педагоги, родители.

Цель:

Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития художественных способностей детей.

Расширить знания о народных промыслах

Закрепить умения детей при составлении декоративной композиции на основе того или иного народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

Воспитывать у детей любовь к русскому декоративно-прикладному искусству, уважение к работе народных мастеров.

Задачи:

Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу народных промыслов России;

Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;

Систематизировать изученную литературу.

Актуальность:

Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств воспитания, которое учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, в изобразительном искусстве. Актуальность обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей. В положениях ФГОС ДО четко обозначена задача формирования патриотизма, гражданственности, нравственности, а это возможно только при условии активного использования произведений искусства в качестве средства и условия гармоничного развития ребенка. Посредством общения с народным искусством, происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к родному краю. Декоративно-прикладное искусство открывает ребенку разноцветный мир народной выдумки и разнообразие народных ремесел. Народное творчество воспитывает у детей эстетическое чувство и вызывает желание не только любоваться произведениями народных мастеров, но и стараться сделать что-то похожее своими руками, формирует творческий подход к художественно-прикладной деятельности. Мозговая деятельность ребёнка образна, красочна, богата ощущениями, звуками и формами, как говорил К.Д. Ушинский, поэтому народное творчество оказывает на ребёнка такое яркое впечатление. Ознакомление с произведениями народного творчества вызывает у детей первые представления о своей Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Занятия декоративно-прикладным искусством детей в дошкольном учреждении также помогает ребёнку развить и технические навыки росписи различных предметов, что напрямую развивает мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, улучшает глазодвигательную функцию у ребёнка. Через занятия декоративно-прикладным искусством у детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

         Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных тем, ведь речь идёт о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.

        Изобразительной деятельности детей всегда уделялось значительное место в воспитательной работе детского сада. Решая задачи художественно-эстетического развития, мной было решено, оптимально использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое будет направлено на развитие творческих способностей детей. Знакомство детей с народными промыслами Нижегородской области, мастерством народных умельцев и русским фольклором, позволит детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. При правильном руководстве изобразительной деятельностью она может быть одним из средств личностного развития детей, так как в процессе деятельности развиваются активность, инициативность, формируются элементы самооценки, развивается эмоциональность восприятия окружающего мира.

Формы и методы работы:

Проведение тематических занятий,

Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам.

Изготовление народных игрушек, поделок, рисунков.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.

Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).

Экскурсия в городскую художественную школу, в краеведческий музей.

Встречи с интересными людьми.

Выставка детских рисунков по мотивам народных росписей, «Народные игрушки своими руками».

Заучивание стихов, загадок о народных промыслах.

Изучение программы по возрастным группам детей.

Работа с методической литературой

Помощь в проведении осенних утренников: изготовление костюмов, атрибутов, исполнение ролей.

Обработка анкетных данных.

Подготовка и оформление документации.

Проект «Синяя птица Гжели»

Предполагаемый результат: 

       Повысить собственный уровень образования в области «Художественно эстетическое развитие» путём изучения теории и практики использования народного декоративно-прикладного искусства. Сформировать и развить творческие способности детей в изобразительной деятельности, способствовать самовыражению детей в самостоятельной деятельности, развить основы художественной культуры детей через народно прикладное искусство, Приобщить родителей к жизни и развитию их детей в группе, вызвать интерес к народно-прикладному искусству как к одному из способов развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности.

 Используемая литература.

1.Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

2.Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.

3.Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.

4.Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.

5.Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

6.Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.

7.Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.

Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

8.«Дошкольное воспитание», научно-методический журнал; ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».

9.И.А. Лыкова. Соленое тесто в семье, в детском саду и в начальной школе.

Издательский дом «Цветной мир»- Москва 2014.

10.Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. Книга Для учителя.- М. Просвещение, 1984г.

План работы по народному декоративно-прикладному творчеству

Раздел плана

Форма работы

Практические выходы

Примечание

Сентябрь

Работа с детьми

Оформление альбома по народным промыслам «Городецкая роспись».

Беседа-объяснение о значении старинных слов, их происхождении. Беседа о русской народной культуре, предметах старины, о традиционных украшениях.

Рисование расписных платочков.

Просмотр презентации «Городецкая роспись».

Приобщение к социокультурным ценностям.

Эмоционально отзываться на произведения народного искусства, развивать интерес к национальной культуре.

Работа с родителями

Индивидуальные консультации.

Консультация на тему «Лепим из теста всей семьей».

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения.

Анкетирование «Народное искусство жизни вашей семьи».

Изучение индивидуальных особенностей ребенка. Выявление детей с художественными и музыкальными способностями.

Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания детей в дошкольном учреждении.

Развитие детского творчества в народной направленности.

Выявить особенности воспитания в разных семьях.

Октябрь

Работа с детьми

Художественно-эстетическое развитие. Лепка народной игрушки «Козлёнок».

Рассматривание изделий с городецкой росписью.

Упражнение по рисованию элементов цветочного узора городецкой росписи и усвоению технических приёмов.

Проведение осенних праздников в старшей группе с использованием народных традиций

Рисование дымковских барышень с использованием элементов декоративной росписи.

Развивать умение работать с пластилином и глиной по образцу и собственному замыслу.

Рекомендуетсявсем детям для развития моторики.

Расширять знания о городецкой росписи, выражать положительные эмоции при прослушивании стихотворения «Городец».

Развивать эмоциональную сферу, Формировать гармоничную личность.

Развивать интерес к народным промыслам.

Работа с родителями

Помощь в проведении осенних утренников: изготовление костюмов, атрибутов, исполнение ролей.

Консультация «Как правильно создать условия для занятий по декоративному рисованию дома»

Развивать эмоциональную сферу, Формировать гармоничную личность.

Ноябрь

Работа с детьми

Просмотр презентации «Сказочная Дымка» Декоративная роспись фигурок (игрушек) по мотивам народных узоров.

Выставка «Осень в Дымковской слободе».

Беседа о видах городецкой росписи.

Оформление альбома «Дымковская роспись»

Изготовление дидактической игры «Составь узор»

Развивать интерес к изобразительной деятельности.

Развивать умение поддерживать беседу о городецкой росписи.

Работа с родителями

Консультация «Значение декоративно-прикладного искусства в развитии личности дошкольника»

Оформление информационного стенда «Творчество гжельских мастеров»

Развивать сотрудничество и взаимопонимание с родителями по нравственному и художественно-эстетическому воспитанию.

Повысить уровень активности и заинтересованности родителями этой темой.

Декабрь

Работа с детьми

Рассказ о дымковской росписи, игрушках.

Изготовление новогодних игрушек.

Лепка из теста «Пряничные человечки».

Развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Работа с родителями

Посещение занятий

Конкурс новогодней игрушки.

Оказание методической помощи родителям.

Январь

Работа с детьми

Просмотр презентации «Васильковая Гжель».

Изготовление «сервиза» по мотивам гжельской росписи.

Воспитывать уважение и интерес к мастерам своего дела.

Развивать навыки изобразительной деятельности.

Работа с родителями

Выставка педагогической литературы по теме «Народные промыслы как средство патриотического воспитания»

Консультации:

«Играйте с детьми в народные подвижные игры»

Предоставление педагогической информации родителям по данной теме.

Февраль

Работа с детьми

Расписывание детьми под хохлому силуэтов деревянной посуды.

Просмотр презентации «Филимоновские игрушки».

Изготовление дидактической игры «Четвертый лишний».

Развлечение «Мы за чаем не скучаем»

Развивать интерес к художественному творчеству.

Работа с родителями

Консультация «Семейные традиции».

Методическая помощь родителям. Оказание педагогической помощи в решении возникших трудностей воспитания.

Март

Работа с детьми

Просмотр презентации «Русские умельцы».

ООД «Умелые мастера»

Лепка из теста «Кулоны для мам»

Роспись посуды для кукол. Узор в стиле народной росписи (гжельской).

Выставка поделок на тему «Народные промыслы».

Развивать интерес к декоративному рисованию.

Работа с родителями

Выставка совместных поделок на тему «Народные промыслы».

Помочь развивать у ребенка художественные способности.

Пополнение методической копилки

Апрель

Работа с детьми

Мониторинг.

Презентация «Золотая Хохлома»

Лепка индюка из целого куска глины по мотивам дымковской игрушки.

Декоративное рисование: «Филимоновский петушок».

Рисование на тему «Кукла в русском национальном костюме».

Подведение итогов развития творческих способностей путём изучения народных промыслов.

Развивать интерес к изобразительной деятельности.

Работа с родителями

Создание уголка народных промыслов.

Семейный консилиум «Оглянись вокруг!».

Повышение эффективности воспитательного процесса.

Совместный поиск «интересных людей» (народных мастеров в регионе)

Май

Работа с детьми

Роспись силуэтов гжельской посуды соответствующими элементами (гжельская роза, травка).

Лепка из теста «Красивые узоры».

Выставка «Мы мастера своего дела».

Развитие интереса к народным промыслам.

Развивать радость от совместного сотрудничества.

Работа с родителями

Подведение итогов работы. Рекомендации по поводу продолжения развития художественных способностей детей.

Продолжать развивать устойчивый интерес к народному искусству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...

Педагогическая разработка на тему: «Развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративного-прикладного искусства»

Актуальность  данной разработки состоит в том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей старшего возраста: в развитии их воображения, фа...

Разработка программы развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства

Современное общество нуждается в творческих людях. Развитие творческой активности начинается с дошкольного детства. Это определяет актуальность данной программы. Программа включает цикл занятий по дек...

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству «Сказочные завитушки»

Актуальность заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личност...

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной куль-туре посредством тряпичной куклы».

Данный проект раскрывает содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста к народной культуре посредством тряпичной куклы"...

Комплекс занятий для детей старшего дошкольного возраста пo развитию декоративно - прикладных способностей. Мастер- класс по технике "декyпаж"

Teмa: 3накомство детей с техникой декупаж и возможностью ee примeнения на практике.Цeль: Развитие инициативы и творческих способностей детей на основе сотрудничества с воспитателем и, соответствующим ...