образы природы в музыке
консультация
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Образы природы в музыке»
Послушай: музыка вокруг. Она во всем – в самой природе,
И для бесчисленных мелодий она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны, раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели среди зеленой тишины.
И дятла дробь, и поездов гудки, чуть слышные в дремоте,
И ливень песенкой без слов все на одной веселой ноте.
А снега хруст, а треск костра!
А металлическое пение и звон пилы и топора!
А проводов степных гуденье!
…Вот, потому-то иногда почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали, о том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвою, как, заскрипев, качнулись ели…
М. Ивенсен
Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала людей искусства на творческие поиски.
Природа в произведениях композиторов – отражение ее реального звучания, выражение конкретных образов. В то же время, сами звуки природы создают определенное звучание и влияют тем или иным образом.
Что такое музыка? На это можно дать много определений. Музыка – это вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени.
Музыка - это вид искусства, объединяющий тоны в благозвучные группы звуков. Музыка – это разновидность искусства, воплощающая идейно-эмоциональное содержание в звуковых художественных образах. Музыка – это искусство, предметом которого является звук, меняющийся со временем
Но можно дать одно общее расширенное понятие, музыка – вид искусства. Средством передачи настроения и чувства в музыке служат специально организованные звуки. Основными элементами и выразительными средствами музыки являются: мелодия, ритм, метр, темп, динамика, тембр, гармония, инструментовка и другие. Музыка является очень хорошим средством воспитания художественного вкуса у ребенка, она способна влиять на настроение, в психиатрии есть даже специальная музыкотерапия. С помощью музыки можно даже воздействовать на здоровье человека: когда человек слышит быструю музыку, у него учащается пульс, повышается давление, он начинает двигаться и думать быстрее. Музыку принято разделять по жанрам и видам. Музыкальные произведения каждого жанра и вида, как правило, легко отличить друг от друга из-за специфических музыкальных свойств каждого.
Что такое природа? Интересный и увлекательный вопрос. В школе в младших классах мы когда-то изучали такой предмет – природоведение. Природа - это живой организм, который рождается, развивается, творит и создает, а затем умирает, а то, что она создала за миллионы лет либо процветает дальше в других условиях или погибает вместе с ней.
Природа – это внешний мир, в котором мы живем; этот мир подчиняется неизменным на протяжении миллионов лет законам. Природа первична, она не может быть создана человеком и мы должны воспринимать ее как данность.
Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке. Музыка была уже у древних людей. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, они помогали им ориентироваться, узнавать об опасности, охотится. Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты – барабан, арфу, флейту. Музыканты всегда учились у природы. Даже звуки колокола, которые раздаются в церковные праздники, звучат благодаря тому, что колокол создали по подобию цветка колокольчика.
Учились у природы и великие музыканты: Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.
Список музыкальных произведений о природе велик и многообразен. Приведу лишь некоторые произведения на весеннюю тему:
И. Гайдн. Времена Года, ч.1
Ф.Шуберт. Весенний Сон
Ж. Бизе. Пастораль
Г. Свиридов. Весенняя кантата
А. Вивальди "Весна" из цикла "Времена года"
В. А. Моцарт "Приход весны" (песня)
Р. Шуман "Весенняя" симфония
Э. Григ "Весной" (фортепианная пьеса)
Н. А. Римский-Корсаков "Снегурочка" (весенняя сказка)
П. И. Чайковский "То было раннею весной"
С. В. Рахманинов "Весенние воды"
И. О. Дунаевский "Журчат ручьи"
Астор Пьяццолла. "Весна" (из "Времена года в Буэнос-Айресе")
И. Штраус. Весна (Frühling)
И. Стравинский "Весна священная"
Г. Свиридов "Весна и колдун"
Д. Кабалевский. Симфоническая поэма "Весна".
С. В. Рахманинов. "Весна" - кантата для баритона, хора и оркестра.
... и так можно продолжать еще долго.
Нужно отметить, что композиторы воспринимали и отражали образы природы в своих произведениях по-разному:
а) Подражание голосам природы (М. Мессиан), картины природы, чувства, вызванные образами природы: французские и английские клавесинисты, А. Вивальди, Й. Гайдн, Л. Бетховен, Г. Берлиоз и др.;
б) Пантеистическое восприятие природы - Н.А. Римский-Корсаков, Г. Малер;
в) Романтическое восприятие природы как отражение внутреннего мира человека;
г) Отражение голосов природы в современной музыке, "новое подражание" электронными (техническими) средствами музыки.
Рассмотрим «весенние» пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.
"Времена года" Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.
"Песня жаворонка". Март. Жаворонок - полевая птица, которую в России чтут как весеннюю певчую птичку. Ее пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни. Картина весеннего русского пейзажа нарисована очень простыми, но выразительными средствами. В основе всей музыки лежат две темы: напевная лирическая мелодия со скромным аккордовым сопровождением и вторая, родственная ей, но с большими взлетами и широким дыханием. В органичном переплетении этих двух тем и различных оттенков настроений - мечтательно-грустного и светлого - заключается покоряющая прелесть всей пьесы. Обе темы имеют элементы, которые напоминают трели весенней песни жаворонка. Первая тема создает своеобразное обрамление более развернутой второй теме. Заключают пьесу затихающие трели жаворонка.
"Подснежник" Апрель. Подснежник - так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Ему посвящены стихи многих русских поэтов. Пьеса "Подснежник" построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаенного ожидания. В пьесе три раздела. Первый и третий повторяют друг друга. Но в среднем разделе нет яркого образного контраста, скорее, здесь некоторая смена настроений, оттенков одного и того же чувства. Эмоциональный порыв в заключительном разделе сохраняется до самого конца.
"Белые ночи". Май .
Белые ночи - так называются ночи в мае на севере России, когда ночью так же светло, как и днем. Белые ночи в Петербурге, столице России, всегда отмечались романтическими ночными гуляниями и пением. Образ белых ночей Петербурга запечатлен в полотнах русских художников и стихах русских поэтов. Именно так - "Белые ночи" - называется повесть великого русского писателя Ф. Достоевского.
Музыка пьесы передает смену противоречивых настроений: горестные раздумья сменяются сладостными замираниями переполненной восторгами души на фоне романтического и совершенно неординарного пейзажа периода белых ночей. Пьеса состоит из двух больших разделов, вступления и заключения, которые неизменны и создают обрамление всей пьесы. Вступление и заключение - это музыкальный пейзаж, образ белых ночей. Первый раздел строится на коротких мелодиях - вздохах. Они словно напоминают о тишине белой ночи на петербургских улицах, об одиночестве, о мечтах о счастье. Второй раздел по настроению порывистый и даже страстный. Волнение души настолько возрастает, что приобретает восторженно-радостный характер. После него идет постепенный переход к заключению (обрамлению) всей пьесы. Все успокаивается, и вновь перед слушателем картина северной, белой, светлой ночи в величественном и строгом в своей неизменной красоте Петербурге.
Если прослушать несколько музыкальных произведений на тему весны: П. И. Чайковский «Апрель. Подснежник», Г. Свиридов «Весна», А. Вивальди «Весна», можно заметить, что все пьесы имеют схожие черты. В каждой пьесе нежный, мечтательный, ласковый, мягкий, приветливый характер. Объединяют все эти произведения общие средства музыкальной выразительности. Преобладающий лад – мажорный; регистр – высокий, средний; мелодия – кантиленная, темп – умеренный; динамика - mf. У Свиридова и Вивальди используются звукоизобразительные моменты: подражание пению птиц имитируют флейта и скрипка в высоком регистре.
Природа в произведениях композиторов – отражение ее реального звучания,
выражение конкретных образов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл комплексных музыкальных занятий для подготовительной группы на тему «Музыка в природе, природа в музыке»
Занятие первое.Тема «Музыка дождя».Цель: Помочь детям войти в мир музыки и звуков природы, ощутить и пережить её как радость, удовлетворить потребность детей в эмоциональном и двигательном самовыражен...
Образы природы в классической музыке.Осень.
Материал к очередной встрече с со школой искусств к проекту "Классическая музыка в детском саду"...
Природа в музыке или музыка в природе
Релаксация- это процесс глубокого мышечного расслабления, снятие психического напряжения. Музыкальная релаксация обладает лечебным эффектом, снимает негативные эмоции, успокаивает нервы и очень ...
конспект НОД по музыке в старшей группе «Сказочные образы в классической музыке»
Цель:-развитие эмоциональной сферы ребенка посредством классической музыки; -вызвать средствами музыки интерес, активность при слушании классической музыки...
План-конспект НОД по музыке "Сказочные образы в классической музыке" (старшая группа)
Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством классической музыки....
Музыка в природе, природа в музыке. цикл музыкальных занятий по экологии методические рекомендации для музыкальных руководителей
Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно ...
Консультация для родителей «Образ природы в русской поэзии и музыке 19 века».
Природа или по латыни «naturа» - материальный мир, среда обитания, все то, что не создано человеком. Культура – человеческая деятельность в самых разных ее проявлениях, в...