Деловая игра для родителей «Секреты красивой и правильной речи».
материал
Предварительный просмотр:
Деловая игра для родителей
«Секреты красивой и правильной речи».
Цель:
- Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.
- Включение родителей в единое образовательное пространство ДОУ.
Задачи:
- Повысить компетенции родителей в области речевого развития детей;
- закрепить навыки эффективного взаимодействия родителей и детей в процессе организации совместных игровых действий;
- развить умение родителей выполнять игры и упражнения в домашних условиях.
- вызвать у родителей интерес и стремление к развитию речи своего ребенка.
Форма проведения: игровой практикум
Участники: учитель-логопед, родители
Материалы и оборудование: проектор, ПК, презентация, муз. физминутка
«Биби, бибика», индивидуальные зеркала, «вертушки», мыльные пузыри,
«снежинки», мячик, игрушки, памятки.
Место проведения: музыкальный зал ДОУ
Ход деловой игры.
Этапы игры | Деятельность педагога | Деятельность родителей |
1. Подготовительный Психологический настрой Введение в проблему | Уважаемые родители! Встанем мы в кружочек дружно, Поздороваться нам нужно. Здравствуй правая рука, Здравствуй левая рука, Здравствуй друг, здравствуй друг, Здравствуй, весь наш дружный круг. Вы друг другу улыбнитесь и на места свои садитесь. Любой из нас пришёл на свет на этот Творить добро, надеяться, любить, Смеяться, плакать, но при всём при этом Должны мы научиться ГОВОРИТЬ. С давних времён и по сей день «Встречают по одёжке, а провожают – по уму», а значит, судят о человеке по уму да по его речи. Недаром говорят в народе: «Мал язык, да всем телом владеет». «Какова речь, таков и склад». «Видна птица по перьям, а человек по речам». Речь – самое заметное после нашей внешности качество, которое мы демонстрируем окружающим. Очень важно, чтобы была она красивой, чистой и правильной, понятной и приятной. От чего же это зависит? Как помочь деткам в формировании красивой и правильной речи, мы и будем сегодня разбираться. | Встают в круг, выполняют движения по тексту. Присаживаются на свои места. |
Сегодня наше родительское собрание будет проходить в виде квест-игры. Но, прежде чем начать нашу игру, мы с вами изготовим визитки для того, чтобы нам было проще общаться. Пусть каждый из вас напишет на визитке своё «Имя», или – «имя, отчество». Что же такое квест-игра? Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решить задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно выполняя задания. Перед вами на экране расположен круг, поделенный на несколько секторов, а в центре «Секреты красивой речи». Наша задача найти детали каждого сектора, т.е. собрать все секреты красивой и правильной речи. В ходе нашей игры, мы узнаем, как правильно заниматься с детьми дома, чему их нужно научить, узнаем, умеете ли вы выполнять эти задания. | На столах лежат маркеры, бумага (4х8). | |
2. Основная часть | Итак, вы готовы? Тогда отправляемся. Едем на автобусе, садитесь поудобнее. Мы в автобус дружно сели, (маршируют сидя) Вправо (смотрят вправо) Влево (смотрят влево) поглядели. Наш шофер педаль нажал, (ногой изображают нажатие педали) Фарами поморгал, (частое моргание глазами) И автобус побежал. (руки перед грудью крутятся) Стоп. Первая остановка. | Родители выполняют движения по тексту |
Как известно, все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, дедушек, старших сестер и братьев. Окружающие ребенка люди должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слоги и окончания слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка долетают многие слова искаженно. Особенно четко нужно поизносить незнакомые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи, на примере которой формируется их собственная. Не коверкайте слова. Постарайтесь сделать так, чтобы правильную, красивую речь ребёнок слышал гораздо чаще, чем дефектную: читайте ему вслух детские книжки, давайте слушать записи сказок в исполнении профессиональных артистов, при общении избегайте «сюсюканья». Пусть ребенок в свое удовольствие называет булочку «бубаськой» а кошку «кися», но от родителей он должен слышать правильное произношение, иначе он усвоит исковерканный вариант и впоследствии его придется переучивать. - Как вы думаете, какой самый главный секрет? Что оказывает огромное влияние на развитие речи ребенка? - Речь взрослого – пример для подражания. Чаще разговаривайте с ребенком, ваше с ним общение – основной тренажер для развития речи крохи. | Речь взрослого. На экране 1 сектор окрашивается в красный цвет «Речь взрослого». |
Мы открыли первый секрет красивой и правильной речи. Отправляемся дальше на машине. (звучит муз.физминутка) Стоп. Следующая остановка. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции. А кто подскажет, что к ним относится? К органам артикуляции относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, твердого небо и язычок. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т. д., значит можно тренировать и мышцы органов артикуляции. Для этого существует специальная гимнастика. Подскажите, как она называется? Верно. Она помогает укрепить мышцы органов артикуляции и подготовит базу для чистого звукопроизношения. Артикуляционную гимнастику следует использовать не только для коррекции речевых нарушений, но и для своевременного их предупреждения, а также, чтобы ускорить процесс формирования правильного произношения. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки | Звучит муз.физминутка «Бибика». Родители отвечают. Артикуляционная гимнастика |
и ноги находятся в спокойном положении. Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем медвежонку, как правильно выполнять гимнастику для язычка». Сейчас я предлагаю вам попробовать выполнить некоторые упражнения артикуляционной гимнастики. Для этого вам понадобятся зеркала, для того чтобы вы могли контролировать правильность выполнения.
Это Язычок пришел. Вправо он сейчас пошел. Все, что нужно, увидал. И налево зашагал. Тянуться языком к левому уху.
Он окно не закрывает, вверх язычок поднимает. Держать рот открытым. Тянуться языком к подбородку. Он окно не закрывает, Вниз язычок опускает.
| Индивидуальные зеркала. Родители выполняют артикуляционную гимнастику. |
Открыть рот. Максимально высовывать язык изо рта и вытягивать его вперед. Язычок не устает: Тянется теперь вперед.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю и нижнюю губу. Любишь ты дружок варенье – Сделай это упражнение.
Щелкать языком. Рот держать широко открытым, губы растянуть в улыбке. Поиграл он с вами в прятки И помчался на лошадке.
Итак, какой же второй секрет, красивой речи? Правильно, артикуляционная гимнастика. Отправляемся дальше. (звучит муз.физминутка) Стоп. Третья остановка. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. - Что случается, когда у нас заканчивается воздух на выдохе? Правильно, нам приходится сделать паузу, чтобы вновь вдохнуть. | Высказывания родителей. На экране второй сектор окрашивается оранжевый цвет. |
А далее - всё повторяется, так как важной частью речи является дыхание. - Что такое речевое дыхание и зачем нужно его развивать? Именно от речевого дыхания зависит качество речи, её громкость, плавность. «…от правильного речевого дыхания зависит красота и легкость речевого голоса, его сила, богатство динамических эффектов, музыкальность речи» Э. М. Чарели Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание или физиологическое - это наш обычный вдох и выдох. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что выдох у него более продолжительный. Для того, чтобы ребенок говорил спокойно, плавно, с правильной интонацией, нужно владеть и развивать речевое дыхание. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. |
А теперь мы с вами немного поиграем и познакомимся с некоторыми дыхательными упражнениями, но сначала хочу вам напомнить правила их выполнения:
У вас на столах лежат различные игрушки для развития речевого дыхания, выберите одну из них. Например, «Вертушка» Очень славная игрушка! Крутится, вращается, Детишкам очень нравится. Давайте подуем на вертушку, длительно произнося звукосочетание «ФУУУУУУУУ». Не забывайте соблюдать правила выполнения. Обратите внимание на экран, мы раскрыли третий секрет красивой речи. Нам пора двигаться дальше. (звучит муз. физминутка) Стоп. Четвёртая остановка. Всем хорошо известно, что наша речь тесно связана с движениями руки, пальцев. О мелкой моторике написано немало | На столах лежат игры для развития речевого дыхания: вертушки, мыльные пузыри, «футбол», снежинки (бумажные) и др. На слайде третий сектор окрашивается в желтый цвет. |
книг и пособий. И это не случайно. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Как называются игры для развития мелкой моторики? Я предлагаю Вам выполнить пальчиковую гимнастику. Пальцы - дружная семья. Друг без друга им нельзя. (ритмично сжимаем пальчики в кулак) Будем их соединять И движенья выполнять. (поочередно с нажимом соединяем пальчики с большим пальцем, сначала на правой, затем на левой руке) Мы рога козы покажем. (показываем «козу») И рога оленя даже. («оленя») Мы про зайку не забудем, («зайка») Ушками водить мы будем. Чтобы чётко говорить, Нужно с пальцами дружить. (соединяем пальчики с большим поочередно одновременно на обеих руках) Итак, внимание на экран, мы открыли ещё один секрет. Едем дальше на автобусе. (физминутка «Автобус» см. выше) Стоп. Пятая остановка. | Пальчиковая гимнастика Выполняют На слайде четвёртый сектор окрашивается в зелёный цвет. |
Чтобы научиться правильно произносить звуки и слова, ребенок должен их, прежде всего, слышать. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза – коса", "дом – том", "бочка – почка" и др. Недостаточность фонематического слуха проявляется наиболее ярко в школе при обучении письму и чтению. Поэтому, своевременно сформированный фонематический слух – является основой для понимания сказанного, основой правильной речи, как устной, так и письменной. Предлагаю поиграть в игру «Что лишнее?». Я буду произносить ряды слогов, а вы должны хлопнуть, когда услышите лишний (другой) слог. "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа". Есть ещё одна игра, нужно исправить ошибки, друзья Сладко спит в берлоге… миСка (миШка). На столе с салатом… миШка (миСка). В поле землю я… паСу (паШу). На лугах коров… паШу (паСу). С другом мы играли в… Чашки (Шашки). Пили чай из белой… Шашки (Чашки). Вылезла из норки… Шишка (Мышка). На неё упала… Мышка (Шишка). Вновь внимание на экран – ещё один секрет красивой и правильной речи мы узнали. Едем дальше. Стоп. шестая остановка. | Выполняют На слайде пятый сектор окрашивается в голубой цвет. (звучит «биби биби бибика») |
Для формирования правильной речи большое значение имеет грамматика. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Известно, что грамматический строй — это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приёмами словоизменения и словообразования, а на синтаксическом уровне определяется умение составлять предложения и грамматически правильно сочетать слова в предложении. Выполняя интересные и увлекательные задания в форме игр, дети научатся в игровой форме правильно изменять слова по падежам, образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать относительные и притяжательные прилагательные, иными словами с помощью игр можно развивать грамматический строй речи, а также обогащать словарный запас. Игра «ОДИН — МНОГО» Мы волшебники немного: Был один, а станет много. Я буду вам бросать мяч, называя имена существительные в единственном числе. А вы бросаете мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Примеры: Стол – столы двор — дворы нос — носы гора — горы Игра «ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ» Сколько их – всегда мы знаем, Хорошо мы всё считаем. |
Бросаю мяч и произношу сочетание существительного с числительным «один», а вы, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять». Примеры: один стол — пять столов один слон — пять слонов один шкаф — пять шкафов Обратите внимание на экран. Какой секрет мы раскрыли? Правильно, развитие лексико-грамматической стороны речи. Отправляемся дальше, осталась последняя остановка. Седьмая остановка. Среди некоторых родителей часто бытует мнение, что если ребенок знает цифры, название букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Надо помнить, что, помимо этих знаний, есть нечто важное, что подчас упускают взрослые в работе по подготовке детей к школе. Каждому дошкольнику к началу занятий в первом классе необходимо обладать достаточным уровнем развития связной речи. Что же обозначает понятие «связная речь»? Связная речь - это последовательный и логически связный ряд мыслей, выраженный конкретными и точными словами, соединенными в грамматически правильные предложения. Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими его людьми. Надо помнить, что без помощи и руководства взрослого связная речь развивается очень медленно или не развивается совсем. Чтобы избежать этого родителям и воспитателям | На слайде шестой сектор окрашивается в синий цвет. |
необходимо совместить три важных компонента: общение, игру и обучение. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, просите его задавать вопросы и отвечать на них, читайте, а затем обсуждайте книги. Игра «Магазин игрушек». У вас на слоле стоят игрушки. Вы будете «продавать» нам игрушку не называя ее, а описывая. «Я продам тебе игрушку, которая ... ». Если мы отгадаем, должны заплатить за нее вежливым словом и комплиментом. Вот и последний секрет мы раскрыли. Узнали все секреты красивой и правильной речи. | Несколько родителей составляют описательный рассказ о игрушке. На слайде седьмой сектор окрашивается в фиолетовый цвет. | |
3. Заключительная часть | Мы сегодня с вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились, предлагаю вам памятки, в которых представлены игры для занятий с детьми дома. Уважаемые родители, не полагайтесь в решении проблемы развития речи своего ребенка только на дошкольное учреждение. Даже если в детском саду этому вопросу отведено достойное место, но нам не справиться без Вашей помощи. Только объединив усилия, мы сможем научить наших детей красиво и правильно говорить. В заключение нашей встречи хочется выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, пригодилось в процессе общения с ребенком дома, помогло сделать речь детей красивой. Всего вам доброго! Успехов и терпения! | Раздаются памятки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Газета для родителей "Воспитываем красивую и правильную речь".
Газета для родителей и педагогов "Радужные странички" выходит каждый квартал....
Практикум для родителей по развитию речи «Секреты Королевы страны Правильной речи»
Практикум для родителей по развитию речи...
Родительское собрание в средней группе в форме деловой игры "Путешествие в страну красивой речи"
Родительское собрание в средней группе в форме деловой игры "Путешествие в страну красивой речи"...
Деловая игра с родителями «Секреты нравственного воспитания ребенка в семье»
Познакомить родителей с особенностями нравственного воспитания детей и помочь им оптимальные решения в проблемных ситуациях. осуществить психолого-педагогическую поддержку в виде практических пр...
Встреча с родителями во 2 младшей группе на тему "В стране красивой и правильной речи"
Конспект родительского собрания предназначен для воспитателей детских садов...
Открытая НОД по развитию речи в логопедической группе "Путешествие в страну красивой и правильной речи"
Открытая НОД по развитию речи в логопедической группе "Путешествие в страну красивой и правильной речи"...
Квест-игра "Город красивой и правильной речи"
Конспект игрового заняния по развитию речи посредством упражнений по театрализованной деятельности для детей подготовительной к школе группы...