Деловая игра с родителями «Секреты нравственного воспитания ребенка в семье»
материал на тему

Вельшикаева Галия Шамилевна

Познакомить родителей с особенностями нравственного воспитания  детей и помочь им оптимальные решения в проблемных ситуациях. осуществить психолого-педагогическую поддержку в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx37.24 КБ

Предварительный просмотр:

Форма проведения собрания: деловая игра

Цель: сплочение родительского коллектива в решении задач нравственного воспитания детей с помощью деловой игры.

Задачи:

1.Познакомить родителей с особенностями нравственного воспитания детей.

2.Помочь родителям находить оптимальные решения в проблемных ситуациях.

3. Осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми.


Предварительная работа: анкета для родителей «Способы воспитания», памятки  для родителей «Искусство наказывать и прощать», «Секреты воспитания вежливого ребенка», консультация для родителей «Стили общения родителей и детей», буклет для родителей «Игры по нравственному воспитанию в семье».

Ожидаемый результат:

  • Повысится уровень педагогической культуры родителей в вопросах нравственного воспитания
  • Применение полученных знаний в процессе воспитания детей, во взаимоотношениях в семье.

Пояснительная записка

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, добро​желательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют поло​жительному  развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостя​ми и огорчениями. Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Жизнерадостность, веселое настроение, чувство защищенности, уверенности в своих силах благотворно сказываются на характере и организме ребенка в целом.

При воспитании нравственных чувств необходимо прежде всего развивать у ребенка способность к переживанию и сопе​реживанию.

В период дошкольного детства ребенок переживает и сопереживает особенно искренне. Искренни и непосредственны его радость, смех, слезы, удивление, сожаление, печаль. Поэтому важно не упустить момент, не дать остыть быстроразвивающейся детской душе.

Благородные поступки детей, пусть незначительные, необходимо замечать и оценивать. Одобрение взрослых помогает ребенку убе​диться в правильности своих действий, вызывает желание повто​рить их. Учить детей сочувствию надо как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым формируются нравственные чувства ребен​ка.

Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. Если родители делят между собой трудности и радости, то ребенок подражает таким формам взаимоотношений, учится проявлять гуманное отношение прежде всего к своим близким, а затем и ко всем остальным.

«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни»

(Антон Семенович Макаренко).

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встречи с вами. Сегодня вы станете участниками деловой игры.

Основные наши условия - это создание непринужденной обстановки, которая поможет оперативному поиску новых идей и решений. Это позволит нам лучше узнать друг друга, поспорить, подумать, принять решения.

Все участники должны быть доброжелательными и доверительными друг к другу.

Психологическая разминка «УЛЫБКА»

Воспитатель.

У вас хорошее настроение. Как без слов подарить его другим людям, передать тепло своей души. Как без слов сообщить о своем прекрасном настроении. Конечно же, улыбкой! Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Это же главное оружие наших детей - улыбка - подаренная вам, которая делает счастливыми и всепрощающими за их шалости.

1 тур. Разминка «Мудрые мысли».
Суть задания в том, чтобы закончить пословицу, мудрое изречение.
  Не тот отец — мать, кто родил, а тот,…(кто вспоил, вскормил, да добру научил)
Человек без воспитания – …(тело без души)
Дитятко – что тесто: …(как замесил, так и выросло)
Детей наказывай стыдом…, (а не кнутом)
  Не тот богат, ко много имеет, а тот…(кто много дает)
Лучше плакать в детстве,…(чем в старости)
  Добрый пример лучше… (ста слов)
  Гни дерево, пока гнется, учи дитятко,… (пока слушается)
  Из молодого, как из воска:…(что хочешь, то и вылепишь)
  На что и клад, коли… (в семье лад)
  Семья сильна, когда… (над ней крыша одна)
  Гни дерево, пока гнётся, учи дитя,… (пока слушается)

2 тур. «Вопрос-ответ»

 Воспитатель предлагает родителям ответить на вопросы:

 1) Какие нравственные качества присущи человеку? (Доброта, честность, бескорыстие, щедрость, дружелюбие, справедливость, патриотизм, гуманность, любовь и др.)

 2) Какие нравственные качества вы хотели бы видеть в вашем ребенке?

3) Придумайте синонимы к словам «доброта», «взаимопомощь», «дружба».  Сегодня мы поговорим о главных нравственных качествах, тех, которые делают человека человеком.

3 тур. «Определите стиль общения в семье»

Дается характеристика ребенка, родитель определяет стиль общения в семье.

  • Ребенок  неуверенный в себе, мстительный, агрессивный по отношению к слабым, с заниженной самооценкой. Этот стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности  в семье. (авторитарный)
  • Ребенок прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растет уверенными в себе, хорошо социально адаптированным.(демократический)  
  • Ребенок вырастает инфантильным, ведомым, не берущим на себя ответственность. Он выбирает в жизни себе таких людей, которые будут вести и направлять его, помогать ему, которым он сможет подчиниться и за которым сможет спрятаться.(гиперопека).
  • Ребёнок конфликтен, упрям и эгоистичен. Такое воспитание не даёт ему в полной мере адаптироваться в коллективе и овладеть всеми прелестями человеческого общения. (попустительский)

4 тур. «Проблемные ситуации»

Ситуация№1:

Я встретил маму, когда она пришла с работы, предложил ей тапочки и помог накрыть на стол. После ужина мы вместе с мамой убрали со стола, помыли посуду и сели выполнять задание, которое он не смог выполнить сам. Мама помогла мне выполнить задание, нежно обняла и поцеловала.

Вопрос: Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между мамой и сыном?

Вывод: Уважительные отношения друг к другу.

Ситуация№2:

Наташе очень хотелось сделать для мамы сюрприз, она прибрала игрушки в комнате и вымыла посуду. Когда мама пришла с работы, девочка радостно бросилась к ней и поцеловала. У мамы было плохое настроение, она не заметила, как постаралась её дочь и никак не отреагировала на поцелуй дочери.

Вопрос: Как бы вы поступили на месте мамы?

Вывод: Дети нуждается в любви и ласке.

Ситуация№3:

Мальчик провинился и был наказан, отец запретил выходить ему из дома. Пришли друзья мальчика и позвали его в кино. Мама решила пожалеть сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Произошёл конфликт между родителями.

Вопрос: Почему произошел конфликт между родителями?

Вывод: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

Ситуация №4

 Выпал первый снег. Дети явились домой довольные, но в грязной и мокрой одежде. Мать в качестве наказания поручает им мыть полы. Права ли она? Как поступили бы вы?
(Правильный ответ: наказание трудом в результате порождает негативное отношение к труду. Никакого проступка дети не совершили.

Практическое задание родителям

«Загибаем лист»

Возьмите лист бумаги и сгибайте, в том случае, если вы поругали своего ребенка.

Вопросы:

Вы ругаете своего ребенка, если …….

  1. он испачкал одежду?
  2. сломал вашу любимую вещь?
  3. раскидывает игрушки и не прибирает их?
  4. не выполняет ваши поручения?
  5. закатывает истерики в магазине?

А сейчас отгибаем лист, вспоминая все хорошие и добрые слова, которые вы говорили детям.

Воспитатель: Лист бумаги вы расправили, но что на нем осталось?  (линии сгиба) Вот так и в душе ребенка остаются раны, от обид, непонимания и несправедливости.

Хотите ли вы, не хотите ли,

Но дело, товарищи, в том,

Что, прежде всего мы - родители,

Л все остальное - потом!

Удачи вам, дорогие родители!

Список использованных источников

1. 2. Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. — М., Мозаика-Синтез, 2008
3. Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке послушание? — М., 2010
4. Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке ответственность? -М., 2010.Буре Р.С. Совершенствование процесса нравственного воспитания дощкольников. // Воспитатель ДОУ. — 2008. — №2
5. Шувалова Т.П. Юрина А.Н. Социальная адаптация ребёнка. // Воспитатель ДОУ. — 2008. — №5
6. Чваркова Н.Г. Добро и зло в воспитании нравственных отношений. // Воспитатель ДОУ. — 2008. — №6
7. Ильина С.К. Уроки доброты. // Воспитатель ДОУ. — 2008. — №5

8.С.В. Чиркова Родительские собрания в детском саду. Москва, «ВАКО» 2009г.

http://www.detsad179.ru/

 http://mama66.ru/

http://2016.vospitately.ru/

https://nsportal.ru/

Конспект родительского собрания

«Секреты нравственного воспитания ребенка в семье»

Воспитатель:

Вельшикаева Галия Шамилевна

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета «О способах воспитания»

 Уважаемые родители!

 Для подготовки и проведения собрания по нравственному вос​питанию дошкольников просим вас искренне ответить на предла​гаемые вопросы для изучения вашего отношения к теме собрания (анкета анонимная).

 1) Часто ли ваш ребенок заставляет вас переживать из-за своего плохого поведения?

 A. Да, часто.

 Б. Нет, изредка.

 B. Никогда.

 2) Использует ли ваш ребенок физическую силу, оскорбления во время ссоры с другими детьми?

 A. Да, часто.

 Б. Бывает, но в крайних ситуациях.

 B. Не знаю о таких ситуациях.

 3) Как ваш ребенок реагирует на замечания взрослых?

 A. Никак не реагирует.

 Б. Старается исправить ситуацию.

 B. Агрессивно.

 4) Умеет ли ваш ребенок сопереживать животным, сказочным персонажам?

 A. Да.

 Б. Отчасти.

 B. Нет.

 5) Под влиянием каких воспитательных мер ваш ребенок изменяет свое поведение?

 А. Угрозы физического наказания.

 Б. Беседы о плохом поведении.

 В. Обещание подарков за хорошее поведение.

 6) Какие методы воспитания из перечисленных ниже вы считаете самыми эффективными?

 A. Физическое наказание.

 Б. Воспитание на положительных примерах.

 B. Лишение развлечений и подарков.

 7) Выберите утверждение, с которым вы согласны:

 А. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослые старше, умнее его.

 Б. Насильственные методы воспитания усиливают нежелательные проявления поведения ребенка, вызывают чувство про​теста.

 В. Негативные реакции ребенка надо подавлять для его же пользы.

(Обработка результатов анкетирования)

От 6 до 10 баллов — в семье преобладает авторитарный тип воспи​тания, который характеризуется жесткой родительской позицией, применением непедагогических методов воспитания.

 От 11 до 17 баллов — в семье преобладает демократический тип воспитания, который характеризуется предоставлением ребенку разумной свободы действий, реализацией личностно ориентирован​ной модели воспитания.

От 18 до 21 балла — в семье преобладает либерально-попуститель​ский тип воспитания, который характеризуется отсутствием в дей​ствиях родителей системы воспитательных воздействий, воспитани​ем от случая к случаю.

 Памятка

 «Искусство наказывать и прощать»

  1. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте его, а не

под​мечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.

 2. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это, прежде всего, должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.

 3. Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.

 4. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.

 5. Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.

 6. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.

 7. Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой поступок.

 8. Если есть сомнение, наказывать или нет, — не наказывайте!

Заповеди для родителей

Заповеди благоприятных отношений между родителями и детьми

  • Семья начинается с мы, решайте вместе любые противоречия и проблемы.
  • Уважайте друг друга, внимательно относитесь к просьбам и желаниям другого.
  • Не упрекайте, не обвиняйте и не унижайте друг друга.
  • Спешите сделать доброе дело и не ждите награды.
  • Будьте терпимы, не спешите излить свой гнев, подумайте сначала.
  • Умейте понять и простить друг друга.
  • Смейтесь вместе, а не над…
  • Ищите друг в друге хорошее, говорите о достоинствах
  • Даже если уверены , что виноват кто-то, ищите причину в себе.
  • Делайте первым шаг навстречу , если возникнет ссора или конфликт.

Что же делать, если проблемы не разрешаются?

  • Настроиться на то, что вам понадобиться терпение и настойчивость.
  • Смириться с мыслью, что каждый имеет право на своё мнение, каждому нужно уметь уважать права других.
  • Использовать стратегию сотрудничества-то есть максимального

удовлетворения интересов обеих сторон, это даст возможность конструктивно разрешить конфликт.

Используйте пять основных правил взаимоотношений в семье

1. Ласковые слова

2. Время, которое проводите вместе

3. Помощь друг другу

4. Подарки

5. Прикосновения

Памятка для родителей

«Секреты воспитания вежливого ребенка»

    Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если вы ведете себя:

- деликатно по отношению ко  всем окружающим, тем более по отношению к своим друзьям и знакомым;

-  никогда  не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на своего ребенка, не говорите при нем или при  обращении к  нему грубых слов и не применяете в целях воспитания физические наказании;

- не делаете бесконечных замечаний по пустякам, а где возможно, поощряете самостоятельность своего ребенка;

-  предъявляете к детям единые требования и, если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, высказываете их в отсутствии ребенка;

- предъявляя ребенку какие-то требования, предъявляете их к себе;

- уважайте достоинство ребенка, исключив слова: «Ты еще маленький», «Тебе еще рано» и др.

- не забывайте сами чаще говорить вежливые слова «пожалуйста», «спокойной ночи», «спасибо за помощь» тогда и ребенок  будет  следовать вашему примеру;

- часто используйте похвалу;

- правила культурного поведения прививайте детям систематически, а не от случая к случаю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СВОИХ ДЕТЕЙ»

Цель:·         Сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения;          Призвать...

Сюжетно ролевая игра и ее значение в нравственном воспитании ребенка в семье

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жи...

Нравственное воспитание ребенка в семье (памятка для родителей)

Как вырастить достойного человека и гражданина?...

Консультация для родителей «Нравственное воспитание ребенка в семье»

Консультация для родителей  «Нравственное воспитание ребенка в семье»...

Памятка для родителей "Нравственное воспитание ребенка в семье"

   Чтобы духовное и нравственное воспитание ребенка не потеряло свой смысл, нужно начать любить своих детей и уделять им достаточное внимание.     Люобвь родителей к де...

Консультация для родителей "Духовно-нравственное воспитание ребенка в семье"

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...