Развитие математических представлений через физическое воспитание в ДОУ
консультация (старшая группа)
Развитие математических представлений через физическое воспитание в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 25 г. Туймазы муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Консультация для родителей
«Развитие математических представлений через
физическое воспитание в ДОУ»
Выполнил: инструктор физического воспитания
Семенова Любовь Александровна
стаж в данной должности: 34 года
имеющаяся категория: высшая
г. Туймазы, 2024г.
Развитие математических представлений через
физическое воспитание в ДОУ
С введением новых образовательных стандартов в непосредственно – организованно образовательной деятельности необходимо руководствоваться принципами интеграции образовательных областей. Согласно принципу интеграции формирование элементарных математических представлений детей необходимо осуществлять не только в процессе НОД, но и при организации физического воспитания.
Для того, чтобы данные интегрированные занятия оказались эффективными, при их проведении необходимо соблюдать следующие условия:
- Создание мотивации закрепления и использования математических знаний на практике у дошкольников.
- Создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроения (спокойный и доброжелательный тон речи воспитателя, обеспечение успешности для каждого ребёнка).
- Смена и чередование видов деятельности с учётом быстрой утомляемости детей.
- Развивающий характер заданий.
- Индивидуальный подход с учётом возрастных и психологических особенностей каждого ребёнка.
Методика использования игровых приёмов для закрепления активных математических знаний на физкультурных занятиях заключается в построении физкультурного занятия таким образом, чтобы знания, полученные детьми на занятиях по математике, стали прочными в результате их практического применения. Например, на занятиях по физкультуре можно развивать умение отличать и сравнивать предметы (попросить ребёнка принести тот мяч, который больше, или ту палку, которая длиннее и т. д).
Во время подвижных игр на улице детям можно предложить измерить расстояние между деревьями разными способами (большими шагами, маленькими шагами пяточка – носочек, предметами и т. д).
Считали, которые дети используют во время подвижных игр – тоже математика.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Что нам делать? Как нам быть?
Нужно заиньку ловить.
Снова будем мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли мышки как – то раз
Посмотреть который час.
Раз, два, три, четыре –
Мышки дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон –
Убежали мышки вон.
Пословицы, которые используются во время физкультурных праздников – это тоже математика: «Один в поле не воин», «Семеро одного не ждут», «Один раз не в счёт», «Что не сделает один – сделают десятеро» и др.
На занятиях по физическому воспитанию при построении дети осваивают порядковый и количественный счёт.
Количественные представления детей можно формировать в прыжках:
- подпрыгнуть на одной (двух) ногах указанное количество раз
- подпрыгнуть на два раза меньше, чем дней в неделе
- прыгнуть на определённую цифру
- посчитать количество прыжков до кубика
- прыгать по пять раз на правой и левой ноге
- перепрыгнуть ручей шириной 50, 60 сантиметров
- перепрыгнуть через восемь валиков
- прыгая из обруча в обруч, можно назвать каким по счёту находится обруч определённого цвета
- при метании можно закреплять умение метать в вертикальную цель
- подпрыгнуть или присесть, выполнить наклон или подбросить мяч столько раз, на какую цифру ты метнул мешочек
- при организации соревнований «Кто больше наберёт очков» дети сами подсчитывают свои очки или очки своей команды.
Так же на занятиях по физкультуре можно использовать подвижные игры на закрепление прямого и обратного счёта, игры на знание геометрических фигур и пространственных ориентировок. Например, в игре «Найди свой домик» детям раздаются геометрические фигуры, а в качестве домиков можно использовать плоскостные фигуры – круг, квадрат, треугольник. По сигналу «Домой!» дети бегут к месту своего построения. При повторении игры меняется расположение зрительных ориентиров.
В подвижной игре «Подбери по форме» формируется умение соотносить форму предмета с геометрическими фигурами (круг, куб) т. е. найти в помещении предмет, который по форме напоминает круг, куб, шар и т. д. Во время таких игр дети более эмоциональны, непосредственны, им очень нравится одновременно двигаться и выполнять задание.
В качестве разминки можно провести необычную математическую разминку с помощью математических карточек, где в соответствии с текстом выполняются действия:
• Сколько точек видишь в круге
Столько раз поднимешь руки (картинка)
• Сколько ёлочек зелёных
Столько выполнишь наклонов (картинка)
• Мы присядем столько раз
Сколько яблочек у нас (картинка)
• Столько раз сейчас подпрыгнем
Сколько мячиков увидим (картинка)
Физкультурный инвентарь и оборудование – те предметы, с которыми сталкивается ребёнок на физкультурном занятии. С самого начала можно предложить детям ознакомиться с ними, предложив сначала рассмотреть их, обследовать, выделяя свойства и качества: форму, цвет, величину, материал, из которого они сделаны. Например, знакомя с мячом или гимнастической палкой, можно предложить обхватить двумя руками мяч, гимнастическую палку, погладить, при этом назвать качества физкультурного инвентаря (мяч круглый, красный, гладкий, палка длинная, синяя). Дети, воспринимая предметы, запоминают словесное обозначение их качеств.
И в заключение хочется сказать, что математика действительно вокруг нас и занимаясь любым видом деятельности, в том числе и физической культурой, мы обязательно будем развивать математическое представление детей об окружающей действительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по развитию математических представлений и познавательных способностей в игре «Математический КВН»
Занятие позволяет в игровой форме закреплять полученные математические представления и навыки....

Непосредственно образовательная деятельность: Познание (Развитие математических представлений) в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну математических наук»
Конспект занятия образовательная область "Познание"...

Конспект по развитию математических представлений в подготовительной группе «Математическое странствие» с использованием мультимедиа
Предлагаю вам конспект занятия для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Математическое странствие». Материал подобран и структурирован в соответствии с задачами данной возрастной категории...

ПРОГРАММА «Математические ступеньки» Развитие математических представлений в подготовительной группе кратковременного пребывания
Программа предназначена для работы с детьми подготовительной группы кратковременного пребывания....

Модель организации воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию, формированию элементарных математических представлений, экологическому воспитанию дошкольников.
Модель организации воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию, формированию элементарных математических представлений, экологическому воспитанию дошкольников....

Развитие математических представлений через физическое воспитание в ДОУ
Формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно – чувственную деятельность. В процессе которой, у ребенка легче усваиваются знания и умения, осознанно появляются ...
«Сенсорное воспитание как основа формирования логического мышления и развитие математических представлений у детей раннего возраста»
Мышление, это процесс познания чего-то нового и неизведанного. Помогает в развитии логического мышления сенсорное воспитание, являясь основой математических представлений у детей раннего возраста....