«Сенсорное воспитание как основа формирования логического мышления и развитие математических представлений у детей раннего возраста»
статья
Мышление, это процесс познания чего-то нового и неизведанного. Помогает в развитии логического мышления сенсорное воспитание, являясь основой математических представлений у детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 17.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сенсорное воспитание как основа формирования логического мышления и развитие математических представлений
у детей раннего возраста»
Формирование логического мышления закладывается уже в раннем возрасте. Дети не сами учатся мыслить, им помогает общение со взрослыми и сверстниками, и окружающая среда. Именно в этом возрасте закладываются основы интеллекта и мышления, что способствует высокой умственной активности взрослого человека.
Мышление складывается из результатов переработки форм познания и образов восприятия. Ведущая роль логического познания принадлежит мышлению, которая вырастает из приобретенного опыта, отражает его и формируется на его основе.
В раннем возрасте преобладает наглядно-действенный тип мышления.
Ребенок, решая практические задачи приобретает понимание и осваивает мир. Этого он достигает через практические действия с предметом проводя мыслительные операции, анализ, синтез и сравнение. Зная отдельные свойства предметов и оперируя с ними, ребенок способен решать определенные практические задачи. Мышление является главным условием дальнейшего сенсорного развития ребёнка.
Формирование математических представлений о познании предметов и их свойствах происходит с помощью сенсорного развития, форма, цвет, величина, положении в пространстве, запахи, вкусы, все это развивает восприятия ребенка.
Сенсорное воспитание стоит на первом плане в психическом и социальном становлении личности детей в раннем возрасте. В этот период малыши очень активно познают мир, у них появляются любимые игры и занятия. По средствам осязания мышечного чувства ребенок начинает различать форму предметов, величину и их качества. Одновременно развивается глазомер, ребенок учится контролировать движение рук зрением, поскольку он сопровождает действие словами, называя предметы, у него развивается речь. Ребенок растет и меняется каждый день, узнавая что-то новое, задача взрослого помочь ему освоить новые навыки и дать возможность для изучения окружающего мира.
Ведущей деятельностью для детей является игра, поэтому развитие всех процессов происходит через игру. Игра приносит удовольствие и радость для ребенка, в игре он познает для себя, что-то новое и закрепляет навыки, которыми уже овладел. В игре дети познают окружающий мир, изучают свойства материала, цвета, форму предметов и пространство.
Организовать педагогический процесс для развития мышления у детей в форме различных игр и последовательно их применять помогают игровые технологии. Они помогают создать мотивацию у детей для получения навыков и умений в деятельности и их развития.
Для развития логического мышления через сенсорное воспитание имеются все необходимые условия. Дети играют с дидактическими игрушками, пирамидками, матрешками, кубиками разных цветов, вкладышами. С малышами проводят дидактические игры и дидактические забавы, они не должны быть сложными и по продолжительности длинными, игры должны привлекать внимание детей, вызывать интерес к игре.
Детям можно предложить игру «Разложи по коробочкам», с крупными разноцветными пуговицами или колечками, перекладывая их из одной коробки в другую малыши изучают цвета и учится различать понятие «один – много».
Можно поиграть с бумагой, используя тонкую и плотную бумагу. Предложить ее погладить пальцами, определить на ощупь ее толщину, попробовать сдуть с ладони, порвать, смять, при этом будут развиваться тактильные ощущения. Затем смятые комочки опустить в воду и посмотреть, поразмышлять, какая бумага тонет быстрее, тонкая или плотная, что способствует логическому мышлению.
Так же малышам предлагается большой выбор дидактических игр.
Дидактические игры «Сделай домик», «Половинки», способствуют изучению форм предметов;
«Цветные башенки», «Разноцветные кубики», «Подбери окна к домикам», помогают развитию логического мышления и повторению цвета;
«Два зайчика», «Кто где спит?», закрепляет понятие большой – маленький;
«Чего не стало», развивает внимание и память;
«Чудесный мешочек», «Что в коробочке лежит», развивают тактильные ощущения, воображение;
«Помоги фигуркам попасть в домик», развивает восприятия формы, размера предмета;
«Сложи матрешку», «Построим башенку», учат сопоставлять предметы по величине, развивать понимание слова «маленький», «большой».
Внимание детей привлекает тактильно-сенсорное панно. Оно представляет собой набор плоскостных и объемных фигур, изготовленных из разных видов материала: фетра, ткани, бархатной бумаги, с использованием молний, контактной ленты. Сюжет на панно может меняться в зависимости от настроения, ситуации, времени года, явлений природы, а также от развивающих, обучающих и воспитательных задач, которые ставит педагог.
С большим интересом дети составляют небольшие сюжеты из предложенного материала. Играя дети закрепляют основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), форму и величину (круг, квадрат, треугольник; большой-маленький, высокий-низкий). Панно формирует у них зрительное, тактильное, сенсорное восприятие предметов, способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, способствует развитию речи, ориентировке на плоскости, мышления, памяти.
Игры очень актуальны как в организованной деятельности, совместно с воспитателем, так и в свободной деятельности детей.
Все эти игры обогащают сенсорный опыт детей, в дальнейшем помогут активно использовать память, воображение, способность логически мыслить. Любой ребенок вырастет смышленым, добрым и способным надо только поддерживать его развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы: "Роль логического мышления в развитии интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста"
Представляю свой опыт работы на тему: "Роль логического мышления в развитии интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста"В моей работе описывается актуальность, идеи, цели и задачи.А так же ре...
Образовательный проект Формирования сенсорно - математических представлений детей раннего возраста» (2 – 3 года)
Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 муниципального образования Кореновский район Образовательный про...
Мастер - класс «Развитие логического мышления посредством логико - математических игр детей дошкольного возраста"
Мастер класс для воспитателей ДОУ, обучить воспитателей ДОУ, методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе, для развития логического мышления у дошкольников....
Программа по теме самообразования "Формирование сенсорно-математических представлений детей раннего возраста"
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формировани фундаментальных психических функций, без должного развития которых нельзя говорить об успешности ребенка в современном мире....
Формы игровой деятельности при развитии математических представлений детей раннего возраста
Формы игровой деятельности при развитии математических представлений детей раннего возраста...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ С БЫТОВЫМИ ПРЕДМЕТАМИ-ОРУДИЯМИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В статье представлен теоретический анализ проблемы сформированности уровня развития предметных действий у детей раннего возраста....
Перспективный план по формированию у детей основ логического мышления посредством игр математического содержания (средний дошкольный возраст)
Цель. Систематизировать игры математического содержания для развития у детей мыслительных операций: сравнение, обобщение, анализ, классификация....