Конспект мероприятия «Формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста в семье» в средней (разновозрастной) группе в рамках « Недели пед.мастерства»
материал (средняя группа)

Мелёхина Наталья Николаевна

Что такое гражданственность. Примеры проявления гражданственности. Основы патриотизма для детей 3-5лет. Игры с родителями на данную тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klassa_2024.docx35.7 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.54 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №14 «Звёздочка»

Конспект мероприятия

«Формирование основ гражданственности

у детей дошкольного возраста в семье»

в средней (разновозрастной) группе

в рамках « Недели пед.мастерства»

Подготовила воспитатель:

Мелёхина Наталья Николаевна

г. Шадринск 2024г.

«Формирование основ гражданственности

у детей дошкольного возраста в семье»

 

Цель: расширение представлений родителей о своей роли в формировании основ гражданственности у детей дошкольного возраста в семье.

Задачи:

1) Способствовать самостоятельному педагогическому творчеству

родителей;

2) Помочь родителям найти ключ к решению многих сложных

вопросов в воспитании основ гражданственности у детей;

3) Повысить компетентность родителей по организации работы в

области формирования гражданственности и нравственного-патриотического воспитания дошкольников.

1. Вступление

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встречи с вами. Сегодня мы

являемся участниками мастер-класса «Формирование основ гражданственности

у детей дошкольного возраста в семье».

Сейчас я предлагаю нам снять напряжение, расслабиться и немного

поиграть! Сделаем мы это с помощью психологической

разминки: «Ассоциация».

Цель: настрой на работу, снятие психологического напряжения.

Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.

Если семья - это цвет, то какой?

Если семья – это геометрическая фигура, то какая?

Если семья – это настроение, то какое?

Если представить, что семья – это сказочный герой, то кто?

Если семья – это время года, то какое?

Если семья – это вид спорта, то какой?

Если семья – это блюдо, то какое? И т.д

Все принимали разные решения, когда отвечали на мои вопросы, но все эти вопросы объединяло одно слово – СЕМЬЯ.

Семья – это опора в жизни каждого человека. Основа патриотизма – это семья. Именно семья играет решающую роль в формировании личности в обществе. Трудно  переоценить значение семьи для ребенка. В семье есть теплая и заботливая мама, мудрые советы папы. Семья – наша крепость, в которой можно укрыться от проблем и получить безграничную и самую искреннюю любовь.

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Понятие «семья» и семейные ценности имеют большое значение в становлении личности ребенка.

2. Введение в тему

Мы побеседуем на тему, которая интересует нас всех «Формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста в семье». Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определѐнных результатов. Помочь ребёнку разобраться, что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми.

Что такое гражданственность?(Предоставить родителям возможность высказаться)

Что такое гражданственность

Что такое гражданство? Существует много трудностей в интерпретации этой концепции, как теоретических, так и практических. Главная проблема заключается в том, что термин «гражданственность», известный и понятный на ежедневной основе, не имеет научного обоснования.

Гражданство можно понимать как:

  • общественный и государственный патриотизм, т.е. осознание и ощущение принадлежности к многонациональному государству и обществу. В это явление входит уважение к Конституции, Закону, символам государственной системы, готовность защитить государственные системы, законы и порядки;
  • интегрированное качество, позволяющее человеку ощущать юридическую, социальную, моральную и политическую компетентность.

Разница между патриотизмом и гражданственностью

Что такое патриотизм? Мы можем долго спорить, любовь ли это к стране или Родине, комплекс эмоций, мыслей, идей, взгляд на мир. Понимание патриотизма многовариантно и неоднозначно. В любом случае патриотизм воплощает в себе любовь к своей стране, уважение и знание ее истории, культуры, достижений, особенностей.

Истинный патриотизм гуманен и предполагает уважение к другим народам и странам, их национальным обычаям и традициям.

В современном мире гражданственность и патриотизм являются ключевыми чертами взаимоотношений между человеком и страной. Между ними есть много общего, но в то же время патриотизм и гражданственность — это два разных явления.

Основное различие между гражданством и патриотизмом заключается в том, что гражданство предполагает наличие прав, свобод и обязанностей, закрепленных в нормах закона, а патриотизм чаще всего определяется как чувство.

Патриотизм не зависит от формы управления страной, а гражданственность характерна для демократической формы правления.

Сходство между патриотизмом и гражданственностью заключается в следующем: национальность и патриотизм — это ценности, которые характеризуются позитивным отношением к собственной стране, а также чувством долга перед своей страной, народом, друзьями и семьей.


Примеры проявления гражданственности

Можно найти много различных проявлений гражданственности в своей повседневной жизни. Например, это выражается в преодолении случаев дискриминации в обществе по признаку нации, религии или расы.

Гражданственность также можно наблюдать в семье, когда родители своим примером показывают ребенку, что свою страну и окружающих людей нужно любить и ценить. Тогда и он будет относится ко всем остальным членам общества с уважением и терпимостью.

Ярким примером гражданства также является Конституция страны и ее законодательная система. В законе прописаны основные права человека, которыми можно свободно пользоваться в стране, а также обязанности, принадлежащие ему как гражданину государства.

Служба в армии также рассматривается как проявление гражданского статуса. Когда человек поступает на военную службу, он готов защищать свою страну от потенциальных угроз. В то же время защита страны во время реальных боевых действий является одним из самых ярких примеров гражданства.

Такое отношение к стране мы видим и в литературных произведениях. Это особенно заметно в классической литературе: писатели и поэты ясно выражают любовь к своей стране, своему народу, уважение к ее традициям и культуре.

Примеры проявления гражданственности в наши дни: люди с активной гражданской позицией проводят митинги, пикеты, мирные шествия, собрания, развешивают агитационные плакаты, идут в Администрацию области, края, президента, пишут открытые письма в газеты, выкладывают обращения в соцсетях.

В годы ВОВ весь советский народ совершил гражданский подвиг, Юрий Гагарин полетел в космос — это тоже примеры проявления гражданственности.

(Буклет)Переход на обновленные ФГОС дошкольного образования и введение федеральной образовательной программы - ключевое событие системы дошкольного образования. С 1 сентября 2023 года все детские сады России начали работать по единой Программе, в содержательном разделе которой представлена обновленная программа воспитания. Среди шести направлений воспитания одним из ведущих становится патриотическое. Усилено его содержание и в образовательной области «Социально - коммуникативное развитие».

- С чего же начинается Родина, и как нам воспитывать будущих патриотов в рамках новой Федеральной Образовательной Программы?

Все мы знаем, что сейчас наша страна переживает непростой исторический период. И тем важнее, ценнее сейчас работа каждого педагога, направленная на воспитание будущих патриотов России.

Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Для дошкольных образовательных организаций первоочередная задача это - внедрение патриотического воспитания детей дошкольного возраста, освоение обновленного содержания и разработка новых технологий.

С появлением новой Федеральной Программы, у нас появились новые цели, в основе которых лежат патриотическое воспитание и развитие духовно- нравственных ценностей у детей, расширился список задач.

Федеральная программа максимально нацелена на базовые ценности российского народа, на развитие патриотизма у дошкольников. И главная задача педагога - воспитывать высоконравственного человека по идеальным представлениям.

Целью Федеральной общеобразовательной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

ПООП (Примерная общеобразовательная программа)  – это рекомендации, на основании которых строится ФОП (Федеральная образовательная программа), имеет статус обязательной программы, которая закрепляется на законодательном уровне. ПООП включает в себя описание благоприятных условий для развития учеников, ФОП приводит конкретные задачи по разностороннему развитию подопечных, а именно обеспечение развития физических, личностных и нравственных качеств, привитие любви к Родине, развитие интеллектуальных способностей и талантов.

 

ПООП и ФОП: сходство и различие

Задачи: Формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.

Задачи: Приобщение детей( в соответствии с возрастными особенностями) и базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей. Обеспечения развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности.

 


         Задачи и планируемые результаты в социально – коммуникативном развитии, для области формирование основ гражданственности и патриотизма прописаны в ФОП с возраста 3-4 лет, то есть со 2 младшей группы.

(слайд)Основы патриотизма для детей 3-4 лет:

       3-4 года: обогащать представления детей о действиях, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении.

Содержание образовательной деятельности:

Необходимо обогащать представления детей о действиях и поступках людей, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении, о животных (поход в музей – знакомство с птицами нашего края (слайд)), растениях. Знакомить с произведениями, отражающими отношения между членами семьи.(Проекты «Генеалогическое древо», «Любимое блюдо нашей семьи»)

Возраст 4-5 лет:

Задачи формирования основ гражданственности и патриотизма:

Воспитывать любовь к Родине (В группе создан уголок патриотизма, мини музей), уважительное отношение к символам страны, памятным датам; развивать интерес детей к основным достопримечательностям города (поселка), в котором они живут.

Содержание образовательной деятельности:

Воспитывать любовь и уважение к нашей Родине – России.

Знакомить с государственной символикой РФ: Российский флаг и герб

России (игра «Найди флаг России»), воспитывать уважительное к символам страны. Обогащать представление детей о государственных праздниках: День защитника Отечества, День Победы.

Знакомить детей с содержанием праздника, с памятными местами в городе

(поселке), посвященными празднику.

Обогащать представления детей о Малой Родине: знакомить с

основными достопримечательностями города (поселка) (проект «Любимое место в городе»), развивать интерес детей к их посещению с родителями; знакомить с названиями улиц, на которых живут дети. Поддерживать эмоциональную отзывчивость детей на красоту родного края. Создавать условия для отражения детьми впечатлений о Малой Родине в различных видах деятельности (рассказывать, изображать, воплощать образы в играх, разворачивать сюжет и т.д.). Поддерживать интерес народной культуре страны ПРЕЗЕНТАИЯ «Народный костюм»(устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм,

игрушкам).

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического

воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности,

приобретая все большее общественное значение, становится задачей

государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к

семье, родному дому, природе, культуре малой Родины.

Игра «Мозговой штурм».

1. Как вы понимаете, что такое нравственно-патриотическое воспитание?

(Это воспитание любви к Родине, себе, близким, окружающему).

2.Знает ли ваш ребёнок своих бабушек, дедушек и других родственников?

3.Как их зовут?

4. Чем они занимаются или занимались?

5. Рассматриваете ли вы совместно с детьми фотографии из семейного

альбома? (ответы родителей).

Воспитатель: В.А. Сухомлинский писал: «Отец и мать — величайшие

авторитеты для ребенка. Помните: что у родителей скачет с языка, то у

ребенка скачет на языке. Семья дает ребенку первый жизненный опыт,

именно в семье закладываются основы характера и морального облика,

именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей

подрастающего поколения.

Ситуация с яблоком (в парах , практическое). Вот у вас есть одно яблоко,

только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно

нужнее, чем вам и все же, отдадите его целиком ребенку? (ответы родителей)

Правильно, не отдавайте ребенку единственное яблоко целиком, не

создавайте ему привилегий. Помните, что у вашего ребенка кроме тела, есть

еще и психика, есть формирующийся характер, в подобном случае вы вместе

с витаминами для здоровья ребенка внесете в его душу крупицу

безнравственности.

Поговорка гласит: посеешь привычку — пожнѐшь характер, посеешь

характер — пожнѐшь судьбу. Подумайте, какие привычки вырабатываете

вы у своих детей.

1. Какими принципами вы руководствуетесь при распределении

обязанностей в семье?

2. Как учитываются возрастные особенности ребенка?

3. Какие постоянные, временные поручения имеет ваш ребенок?

(Ответы родителей).

    - Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых мы, как

родители, могли бы оказаться. Как поступить достойно?

Ситуация № 1. Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она

помыла посуду. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и

поцеловала еѐ. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на

поцелуй. Затем дочь пригласила еѐ к столу ужинать. После ужина мама

сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее

месте? Закон: Ребѐнок нуждается в ласке, похвале.

Ситуация №2. Притча «Старый дед и внучек» (Л.Н. Толстой). Стал дед очень

стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не

было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его

за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в

чашке. Он хотел еѐ подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить

старика за то, что он им всѐ в доме портит и чашки бьѐт, и сказала, что теперь

она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не

сказал. Сидят раз мужик с женой дома и сморят - сынишка их на полу

дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил: "Что ты это делаешь,

Миша?" А Миша и говорит: "Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с

матушкой старые будете, чтобы вас из лоханки кормить.". Это ли не

иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном

доме? Закон: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

Вывод: Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как

личность.

С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Давайте попробуем их вспомнить и поиграем в игру

«Доскажи словечко»

• В гостях хорошо, а… (дома лучше).

• Не красна изба углами, а… (красна пирогами).

• Дети не в тягость, а… (в радость).

• Нет для человека добрее… (отца с матерью).

• Нет дороже… (отца с матерью).

• Семья — это… (семь я).

Всё начинается с семьи, с её традиций. Папа и мама – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение. Именно в любви ребёнка к своей маме и своему папе заложено его будущее чувство семейного воспитания.

***Уважаемые родители предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Снежный ком». Необходимо сделать круг.  Каждый участник называет свое имя и несколько традиций в вашей семье.

Воспитатель: Спасибо, что поделились со всеми. На самом деле, традиции делают семью живой, обогащают и объединяют всех членов семьи и дом становится главным местом в жизни человека.

(Предлагаю нескольким родителям подробнее рассказать о традициях в своей семье)

*** Упражнение «веер».

На столике вы видите цветные полоски. Каждый участник берет одну полоску.

А теперь попробуйте разорвать свою полоску.

Ну как легко разорвалась -O-

А теперь посмотрите, у меня в руках 8 полосок? Как вы думаете, так же легко будет их разорвать…

Цель игры: Показать взрослым всю важность и необходимость дружбы и поддержки в семье наших детей.

Воспитатель: Уважаемые родители, дети приготовили для вас «подарки»-

свои ладошки и нарисовали на них свои сердечки. А вы напишите на

каждом пальчике — как вы называете ласково своего ребѐнка под музыку

«Гимн Семьи» (И.Резник).

В: Дорогие родители, используйте пять основных правил взаимоотношений в

семье:

1. Ласковые слова

2. Время, которое проводите вместе

3. Помощь друг другу

4. Подарки

5. Прикосновения.

Непосредственное участие родителей в воспитании детей в тесном

взаимодействии с детским садом — одно из важнейших условий

длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка,

направленного на пробуждение патриотических чувств. Детство — то, что

дается каждому на очень короткий промежуток времени, то чувство, которое

мы с нежностью храним и передаем следующему поколению. Поэтому от

нас, взрослых, зависит, будет ли мир на Земле, будут ли дети жить атмосфере

тепла, солнца, любви, улыбок, и что именно наши воспитанники пронесут

с собой по жизни и передадут своим детям, какими полноценными

гражданами своей страны они станут.

3. Заключение.

Воспитатель: Уважаемые родители, наш Мастер - класс подошел к концу.

Надеюсь, информация, которая была для вас сегодня представлена, будет вам

полезна. (солнышки – «+», тучки «-»).

Возьмите, пожалуйста, памятки, в которых представлена информация о роли родителей в формировании основ гражданственности в семье.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитатель: Мелёхина Наталья Николаевна МБДОУ Детский сад № 14 «Формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста в семье»

Слайд 2

Есть у каждого сторонка любимая Красотой своею неповторимая, Там светлее и добрее светит солнышко И на зореньке поют соловьи. Улетают за моря гуси-лебеди, Возвращаются в родные края. Ну, а мне милее сердцу родимая, Ненаглядная сторонка моя! Актуальность:

Слайд 3

По результатам проведённого анкетирования Проблема : родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников.

Слайд 4

Основы патриотизма для детей 3-4 лет: 3-4 года: обогащать представления детей о действиях, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении. Необходимо обогащать представления детей о действиях и поступках людей, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении, о животных, растениях . Знакомить с произведениями, отражающими отношения между членами семьи.

Слайд 5

Возраст 4-5 лет: Задачи формирования основ гражданственности и патриотизма: Воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к символам страны, памятным датам; развивать интерес детей к основным достопримечательностям города (поселка), в котором они живут. Воспитывать любовь и уважение к нашей Родине – России. Знакомить с государственной символикой РФ: Российский флаг и герб России, воспитывать уважительное к символам страны. Обогащать представление детей о государственных праздниках: День защитника Отечества, День Победы. костюм »(устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам).

Слайд 6

Знакомить детей с содержанием праздника, с памятными местами в городе(поселке), посвященными празднику. Обогащать представления детей о Малой Родине: знакомить с основными достопримечательностями города (поселка),развивать интерес детей к их посещению с родителями; знакомить с названиями улиц, на которых живут дети. Поддерживать эмоциональную отзывчивость детей на красоту родного края. Создавать условия для отражения детьми впечатлений о Малой Родине в различных видах деятельности (рассказывать, изображать, воплощать образы в играх, разворачивать сюжет и т.д.). Поддерживать интерес народной культуре страны.

Слайд 7

Игра, которую можно провести с воспитанниками в домашних условиях .

Слайд 8

«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» А.С. Макаренко

Слайд 9

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма и гражданственности детей дошкольного возраста в ДОУ и семье.

Консультация для родителей.Воспитание  патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому ...

Проект "Пожар - беда!"формирование основ безопасности детей дошкольного возраста в средней группе

Пожар – беда!Пожар – не шутка.Причина шалости – минутка.Все игры детские с огнёмБедой кончаются потом!...

Проект "Пожар - беда!"формирование основ безопасности детей дошкольного возраста в средней группе

Пожар – беда!Пожар – не шутка.Причина шалости – минутка.Все игры детские с огнёмБедой кончаются потом!...

Проект «Пожар – беда!» Формирование основ безопасности детей дошкольного возраста в старшей группе «Теремок»

Пожар – беда!Пожар – не шутка.Причина шалости – минутка.Все игры детские с огнёмБедой кончаются потом!...

Игротренинги для детей дошкольного возраста методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Направлены на развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста: младшего, среднего, старшего возрастов...

Отчёт по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность». (Средне-старшая группа).

laquo;Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».                          ...