Отчёт по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность». (Средне-старшая группа).
консультация (старшая группа)
«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность». (Средне-старшая группа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_pudovkina.docx | 21.35 КБ |
otchet_pudovkina.docx | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Сампурский филиал МБДОУ «Детский сад «Березка».
Отчёт по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
(Средне-старшая группа).
Воспитатель:
Пудовкина Ольга
Николаевна
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский.
На 2022 -2023 год мной была взята тема «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных, на сегодня, методических проблем дошкольной педагогии. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стали во многом использовать школьные формы и методы обучения. Концепция и по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. Как обеспечить развитие математических способностей, отвечающих современным требованиям? И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала.
Изучив литературу, определила цель и задачи своей работы.
Цель:
прививать детям интерес к знаниям по математике с помощью интересных заданий и игр, сделать увлекательным для ребенка усвоения начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
Задачи:
1. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
2. Обогащать развивающую среду в группе дидактическими и настольно-печатными играми
3. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
4. Развивать творческие способности : любознательность, наблюдательность и чувственные ощущения детей в процессе продуктивной деятельности
5. Развивать способности классифицировать, обобщать математический материал (цифры, геометрические фигуры и приобщать к образовательному процессу в игровой и занимательной форме.
Практика показала, что дошкольники проявляют повышенный интерес к занятиям по математике только в том случае, когда заинтересованы и поражены чем-то неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной.
Перед собой, в первую очередь, ставила задачу- сделать занятие по ФЭМП занимательным и необыкновенным.
Как развивать у детей дошкольного возраста интерес к математике, какие методы обучения использовать?
В процессе ФЭМП у дошкольников я использую разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе метода учитывается ряд факторов: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств и т. д.
Наиболее широко используются дидактические игры. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников в целом. Мною была создана картотека игр по математике, которая использовалась как на занятиях, так и во всех режимных моментах. Родители активно принимали участие по созданию игр по ФЭМП.
Игры по ФЭМП:
1. «Форма и цвет»
• «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)
• «Почини одежду зайчику» (геометрическими фигурами)
• «Подбери ключик к замочку»
• «Не ошибись» - закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)
• «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)
• «Найди свою пару» (варежку)
2. Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием :
• Игра «Не промочи ноги» - можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (треугольник или квадрат) и т. д.
3. Проведение игр – соревнований.
• «Чья команда быстрее найдёт предметы?» (разной формы)
«Цветочная полянка»
«Бабочки и цветы»
4. Количество и счёт
5. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП :
• «Магазин игрушек» (много, один, поровну)
• «Прогулка в лес» (сколько елочек – столько и зайчиков»
6. Настольно – печатные игры:
• «Лото»
• «Парные картинки»
• «Домино»
• «Цветная мозаика»
• «Пазлы»
7. Дидактические игры:
• «Кто больше найдёт отличий?» и т. д.
В качестве наглядного материала на занятиях использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты, собственного изготовления. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям: предметы должны быть известны детям; дидактический материал должен быть разнообразным; наглядным материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребё нка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения Мною были использованы следующие средства:
*совместная деятельность воспитателя с детьми
*самостоятельная деятельность детей
*предметно - развивающая среда
Применяла такие методы как:
*практические
*словесные
*наглядны
*игровые.
В октябре 2022 года пополнила интерактивную папка на тему «Веселая математика», в которую включила для индивидуальной работы с детьми дидактические игры, как с геометрическими фигурами, так и с цифрами, физкультминутки, стихотворения о геометрических фигурах и т. д.
В интерактивную папку вошли следующие игры:
«Игры с мозайкой»
«Математическое деревянное лото»
«Посчитайка»
«Картотеку стихотворений о геометрических фигурах»
«Картотеку физкультминуток с математическим содержанием»
«Лото»
«Парные картинки»
«Домино»
«Цветная мозаика»
«Пазлы».
На протяжении учебного года дети посредством дидактических игр и упражнений совершенствовали умения выполнять действия с предметами, отличающимися по форме, цвету и величине, как на специально организованных видах деятельности, мероприятиях, так и в повседневной, свободной деятельности, индивидуальной работе.
Была подготовлена папка консультаций для родителей о развитии математических способностей у дошкольников с использование дидактических игр. Знакомлю с занимательными и развивающими играми. Провожу консультации, индивидуальные беседы с родителями..
Выводы: Изучение выбранной темы помог мне в организации по ФЭМП. Я старалась внести новшества в данные занятия, стала использовать нетрадиционные формы организации занятий. Этим я смогла заинтересовать детей, у детей появился интерес к занятиям по математике. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче.
Предварительный просмотр:
Сампурский филиал МБДОУ «Детский сад «Березка».
Отчёт по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
(Средне-старшая группа).
Воспитатель:
Пудовкина Ольга
Николаевна
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский.
На 2022 -2023 год мной была взята тема «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных, на сегодня, методических проблем дошкольной педагогии. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стали во многом использовать школьные формы и методы обучения. Концепция и по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. Как обеспечить развитие математических способностей, отвечающих современным требованиям? И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала.
Изучив литературу, определила цель и задачи своей работы.
Цель:
прививать детям интерес к знаниям по математике с помощью интересных заданий и игр, сделать увлекательным для ребенка усвоения начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
Задачи:
1. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
2. Обогащать развивающую среду в группе дидактическими и настольно-печатными играми
3. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
4. Развивать творческие способности : любознательность, наблюдательность и чувственные ощущения детей в процессе продуктивной деятельности
5. Развивать способности классифицировать, обобщать математический материал (цифры, геометрические фигуры и приобщать к образовательному процессу в игровой и занимательной форме.
Практика показала, что дошкольники проявляют повышенный интерес к занятиям по математике только в том случае, когда заинтересованы и поражены чем-то неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной.
Перед собой, в первую очередь, ставила задачу- сделать занятие по ФЭМП занимательным и необыкновенным.
Как развивать у детей дошкольного возраста интерес к математике, какие методы обучения использовать?
В процессе ФЭМП у дошкольников я использую разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе метода учитывается ряд факторов: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств и т. д.
Наиболее широко используются дидактические игры. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников в целом. Мною была создана картотека игр по математике, которая использовалась как на занятиях, так и во всех режимных моментах. Родители активно принимали участие по созданию игр по ФЭМП.
Игры по ФЭМП:
1. «Форма и цвет»
• «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)
• «Почини одежду зайчику» (геометрическими фигурами)
• «Подбери ключик к замочку»
• «Не ошибись» - закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)
• «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)
• «Найди свою пару» (варежку)
2. Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием :
• Игра «Не промочи ноги» - можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (треугольник или квадрат) и т. д.
3. Проведение игр – соревнований.
• «Чья команда быстрее найдёт предметы?» (разной формы)
«Цветочная полянка»
«Бабочки и цветы»
4. Количество и счёт
5. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП :
• «Магазин игрушек» (много, один, поровну)
• «Прогулка в лес» (сколько елочек – столько и зайчиков»
6. Настольно – печатные игры:
• «Лото»
• «Парные картинки»
• «Домино»
• «Цветная мозаика»
• «Пазлы»
7. Дидактические игры:
• «Кто больше найдёт отличий?» и т. д.
В качестве наглядного материала на занятиях использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты, собственного изготовления. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям: предметы должны быть известны детям; дидактический материал должен быть разнообразным; наглядным материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребё нка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения Мною были использованы следующие средства:
*совместная деятельность воспитателя с детьми
*самостоятельная деятельность детей
*предметно - развивающая среда
Применяла такие методы как:
*практические
*словесные
*наглядны
*игровые.
В октябре 2022 года пополнила интерактивную папка на тему «Веселая математика», в которую включила для индивидуальной работы с детьми дидактические игры, как с геометрическими фигурами, так и с цифрами, физкультминутки, стихотворения о геометрических фигурах и т. д.
В интерактивную папку вошли следующие игры:
«Игры с мозайкой»
«Математическое деревянное лото»
«Посчитайка»
«Картотеку стихотворений о геометрических фигурах»
«Картотеку физкультминуток с математическим содержанием»
«Лото»
«Парные картинки»
«Домино»
«Цветная мозаика»
«Пазлы».
На протяжении учебного года дети посредством дидактических игр и упражнений совершенствовали умения выполнять действия с предметами, отличающимися по форме, цвету и величине, как на специально организованных видах деятельности, мероприятиях, так и в повседневной, свободной деятельности, индивидуальной работе.
Была подготовлена папка консультаций для родителей о развитии математических способностей у дошкольников с использование дидактических игр. Знакомлю с занимательными и развивающими играми. Провожу консультации, индивидуальные беседы с родителями..
Выводы: Изучение выбранной темы помог мне в организации по ФЭМП. Я старалась внести новшества в данные занятия, стала использовать нетрадиционные формы организации занятий. Этим я смогла заинтересовать детей, у детей появился интерес к занятиям по математике. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
План по самообразованию, упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет, математические игры "Количество и счет", дидактические игры для детей средней - подготовительной ...
План по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
МАДОУ №370 комбинированного вида «Ручеёк»Воспитатель: Василова Лейсан Маратовна План по самообразованиюТема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста ч...
План по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, ...
Презентация самообразования «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Цель работы:1. Повышение своего профессионального уровня.2. Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность Задачи:1. Повысить собственный...
Самообразование «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте...