Конспект собрания «Логопедический массаж»
методическая разработка

Кашкина Елена Николаевна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД  № 21»

                                                                                                                         

                                                             

                                                         

                                                                                                         

                                                                                                         

                                                                                                         

               

                                                                           

        Конспект собрания

учителя-логопеда Кашкиной Е.Н.

с родителями детей  старшей группы комбинированной направленности №3

Тема: «Логопедический массаж».

Цель: обучение родителей приемам самомассажа.

Добры вечер, я рада вас видеть на нашем собрании. Сегодня мы поговорим о логопедическом массаже, и я познакомлю вас с элементами самомассажа.

Детям со значительными речевыми расстройствами для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходим логопедический массаж.

Логопедический массаж является нетрадиционной и очень популярной сегодня формой  воздействия на организм ребенка.

В современной логопедической практике используются несколько видов массажа:

  • Активизирующий  или расслабляющий массаж, основанный на приемах классического массажа

При гипертонусе мышц артикуляционного аппарата используется расслабляющий массаж.

1. Проводится в медленном темпе.

2. Основными приёмами являются поглаживание и лёгкая вибрация.

3. Массаж должен вызывать у ребёнка ощущение тепла и покоя.

При гипотонусе  мышц артикуляционного аппарата используется активизирующий массаж.

1. Используется при пониженном тонусе мышц.

2. Основным приёмом является поглаживание, которое чередуется с растиранием, разминанием, сильной вибрацией. Движения логопеда ритмичны, энергичны.

  • точечный массажразновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют на биологически активные точки
  • массаж с применением специальных инструментов (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и .п.)
  • самомассаж, определение массажа вытекает из его названия. Массаж ребенок делает себе сам. Это может быть как массаж лица руками, так и, например, массаж языка с помощью зубов.

Логопедический массаж оказывает положительное воздействие на организм ребёнка:
1. Происходит положительное воздействие  на сосуды, железы внутренней секреции и на состояние центральной нервной системы в целом.

2. Меняется общая нервная возбудимость: оживляются утраченные либо сниженные рефлексы, меняется в целом состояние центральной нервной системы.

3. Под воздействием массажа капилляры в коже расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканью.
4. Улучшается функция лимфатических сосудов.

5. Массаж позволяет понизить тонус при спастичности мышц и повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению активных произвольных движений артикуляционного аппарата.

6. Под влиянием массажа увеличивается подвижность и эластичность сухожильно-связочного аппарата.

Противопоказания к логопедическому массажу:

Противопоказаниями для проведения массажа являются любое  инфекционное заболевание в остром периоде, конъюктевиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желез резко выраженная пульсация сонных артерий.

Основными задачами логопедического массажа являются:

- нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры

- увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений

- формирование произвольных координированных движений органов артикуляции

- уменьшение гиперсаливации.

Самомассаж.

Сначала демонстрируем  самомассаж ребенку перед зеркалом, затем тренируемся опираться только на ощущения.

Пример: Упражнения на самомассаж мышц лица:

 - «Рисуем дорожки» - движение пальцев от середины лба к вискам,

- «Клювик» - движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине,

- «Паровозики» - сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам; производить круговые движения. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух-чух-чух»,

 - «Умыли личико» - ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

 Упражнения на самомассаж мышц языка:

 - «Поглаживание языка губами» - просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта; постепенно убирать язык в полость рта,

 - «Пошлепывание языка губами» - просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так же убирать язык внутрь рта,

 - «Покусывание языка зубами» - легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

Эти упражнения вы можете выполнять с ребенком.

Надеюсь вы сегодня получили новую и полезную информацию. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина, самомассаж кистей рук)

Конспект индивидуального логопедического занятия  с использованием современных образовательных  технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина,самомассаж...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (инструментальный массаж мышц артикуляционного аппарата О. Приходько) с ребёнком 6-и лет с

Конспект индивидуального логопедическогозанятия  с использованием современных образовательных  технологий (инструментальный массаж мышц артикуляционного аппарата О. Приходько) с ребёнком 6-и...

Конспект занятия "Логопедический массаж"

Конспект индивидуального занятия "Логопедический массаж"...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией, с применением технологии логопедического (лицевого) массажа.

Данный материал представляет собой конспект индивидуального занятия с ребенком средней группы со стертой дизартрией, в котором применяется технология  логопедического (лицевого) массажа. В конспе...

Конспект логопедического занятия с использованием логопедического массажа и самомассажа "В гости кошка к нам пришла"

В данном конспекте используются приемы логопедическго массажа  и самомассажа....

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.

При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать определенные условия, а также учитывать некоторые противопоказаниями к проведению массажа....

Конспект собрания «Логопедический массаж»

Детям со значительными речевыми расстройствами и с нарушением тонуса артикуляционного аппарата  для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необх...