Конспект родительского собрания в средней группе на тему "Воспитание детей через сказку"
материал (средняя группа)

 Дадашова Илаха Назаровна

Конспект родительского собрания в средней группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

в средней группе

Тема: «Воспитание детей через сказку»

Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании дошкольников путём введения их в культурную традицию русской народной сказки, используя и знакомя детей с живописными произведениями на сказочные сюжеты.

Задачи: 1. Вовлекать родителей в активную познавательную деятельность.

2. Показать приёмы работы со сказкой.

План проведения собрания:

1. Вход в группу по пригласительным билетам ( ответы на вопросы ).

2. Сообщение воспитателя «Роль сказки в воспитании ребёнка».

3. Разминка: «Сочини новое окончание сказки».

4. Презентация слайда «Дерево сказок».

5. Игровые ситуации: «Красочный конкурс», «Загадки от Колобка».

6. Подведение итогов собрания. Памятки для родителей.

Ход собрания

1. Уважаемые родители, Вам необходимо приобрести билеты, приобрести их можно ответив на вопросы:

  • Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвастовство?
  • Назовите часть женского наряда, в которой вмещается озёра, лебеди и другие элементы природной среды.
  • Сказочный персонаж долгожитель – это…
  • Какая швейная принадлежность может представлять смертельную опасность для сказочных долгожителей?
  • Кто исполнял все желания Емели?
  • Какая героиня владеет собственным летательным аппаратом?
  • Кто помог Алёнушке справиться с горем, взяв её замуж после превращения братца в козлёнка?
  • Назовите место рождения Колобка.
  • Продолжите выражение: «Скоро сказка сказывается, да…»
  • Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки?

2. Вступительное слово воспитателя «Роль сказки в воспитании ребёнка»

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами.

Дошкольный возраст – это важный период в развитии ребенка, в том числе это период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Благодаря родному языку ребенок получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

Развитие речи у детей происходит во всех видах деятельности: в повседневной жизни, в общении с взрослыми, а также на специальных занятиях по развитию речи. В процессе занятий по развитию речи не только увеличивается словарный запас, но и формируется мышление детей, создаются представления об окружающем мире, развиваются память и внимание.

Перед нами стоит задача помочь ребенку адаптироваться в школе, т.е. научить его слышать, слушать, понимать, запоминать, воспроизводить, общаться.

С этой целью, в своей педагогической практике в детском саду мы широко используем сказки. Сказки дают детям пример настоящего русского языка, учат чувствовать слово. Сказки совершенствуют мышление ребенка, помогают овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира вещей и человеческих отношений.

Сегодня мы будем говорить о русской народной сказке, о её роли в всестороннем развитии детей. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам и переживают описываемые события, примеряют на себе лучшие черты людей, познают добро и зло, трусость и смелость, проявляют сочувствия и сострадание, заряжаются положительной энергией, получают знания о мире и учатся жить.

Сказка – благодатный и нечем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т.к. в сказке отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Сказка открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Сказка развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы литературного языка.

Народные сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, они передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Пришло время, и эти сказки стали собирать и записывать. Некоторые сказочные истории дошли до нас почти без изменений, а некоторые прошли литературную обработку и стали понятнее и доступнее. Но самое главное, что все эти сказки выдержали испытание временем в силу своих высокохудожественных качеств.

Для сказок характерны следующие функции.

- функция зеркала (содержание сказки становится тем зеркалом, которое отражает внутренний мир человека, облегчая тем самым идентификацию с ним);

- функция модели (сказки показывают различные конфликтные ситуации и предлагают способы их решения, указывают на последствия отдельных попыток решения конфликтов);

- функция опосредования (сказка выступает в качестве посредника между воспитанником и педагогом, тем самым, воспитание детей становится более действенным);

- функция сохранения социального опыта (через сказки происходит передача от одного поколения к другому социального опыта и социальных ценностей);

- функция развития творческих способностей и воображения детей (сказка способствует пробуждению творческих сил, фантазии, образного мышления, вызывает изумление и удивление);

- функция изменения позиции (сказки вызывают у ребенка чувство переживания, сочувствия, в его сознании происходит изменение позиции, меняется отношение к поступкам и поведению человека).

Сказки являются одним из самых эффективных способов развития его речи. Кроме того, сказки просто вносят разнообразие в жизнь ребенка, дарят ему радость, учат выражать различные чувства, и влияют на формирование тех качеств характера, которые необходимы для жизни в обществе.

3. Разминка: «Сочини новое окончание сказки».

У каждого из нас свой мир, и, наверное, каждому хочется его изменить, сделать лучше. А что может сделать ваш мир лучше? (ответы).

А мой мир становится ярче и красочнее, когда в нём появляются волшебство и сказки. Я хочу пригласить всех вас в мир сказки, волшебства и творчества.

Для сказочного настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную работу со сказками, необходим «разогрев». Чтобы разбудить ваше творчество, я предлагаю вам «поиграть» с простой, всеми хорошо известной русской народной сказкой «Репка» - «Сочини новое окончание сказки» (Пример: «не смогли вытащить репку, побежали за крановщиком, приехал он на кране, подцепил репку и выдернул её, все остались довольны», «вытащив репку, бабка сварила из неё вкусную кашу и все вместе сели за стол, а мышке потом ещё дали кусочек с собой»).

В сказке о репке говорится о том, что стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. Это сказка о трудолюбии, но ещё и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справится сообща, причём помочь могут не только большие, но и даже такие маленькие, как мышка.

А знаете ли вы, что в древнем варианте этой сказки события разворачиваются несколько по иному: «… Позвала жучка кошку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!».

И тогда уже смысл сказки в том, что всякое дело нужно доводить до конца.

4. Информационный плакат «Дерево сказок»

Все русские народные сказки, без исключения, являются учебником нравственного воспитания ребёнка, и способствуют развитию эстетических чувств, без которых немыслимо представить и сердечную чуткость к человеческому несчастью, страданию, горю, а так же и благородство души.

Важный смысл, который несёт сказка для дошкольника – усвоить не пассивность, а активность в преодолении неуверенности в себе и собственных страхов.

5. «Красочный конкурс»

Каждой команде родителей (из 5-6 чел.) предлагается плакат, на котором иллюстрации к сказкам. Команда должна исключить лишнюю сказку и обосновать свой выбор. (народные и авторские сказки).

«Загадки от Колобка»

«Узнай сказку по её отрывку»:

1. Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал её кто-то.

Кто, простившись с зелёной кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей?

2. Красна девица грустна –

Приближается весна.

Ей на солнце тяжко –

Слёзы льёт бедняжка.

Угадайте, о ком, о чём идёт речь в этой сказке-загадке:

1. «Всю жизнь боялась кошек. Вот и в этот раз пришла: мурлычет, скребётся, мол, помоги. А чем я, маленькая, серенькая могу помочь кошке? Но вижу, не обманывает. Выбежала в поле, смотрю, действительно моя помощь нужна…»

2. «Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что всё так обернётся. Я думал, что все такие добрые, как мои бабушка и дедушка. Но оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые…»

6. Подведение итогов собрания: «Сказка – это маленькая модель мироздания»

Памятка «Как поддержать у детей интерес к сказке?»

  • Читайте вслух с ребёнком не менее 15 минут в день. Заведите детскую библиотечку. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
  • Вместе с ребёнком окунитесь в волшебный мир сказок, не только читая текст, но и рассматривая иллюстрации.
  • До и во время чтения книги объясните ребёнку значение трудных или незнакомых слов. Спросите, чем понравилась ребёнку книга, что нового из неё он узнал.
  • Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии. Поддерживайте стремление ребёнка рассказать знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке.
  • Организуйте дома небольшой «уголок сказки». Примерный перечень игрушек: шапочки с изображением знакомых животных, настольный плоскостной театр, игрушки-персонажи для обыгрывания сюжетов книг.

Рекомендации «Какие игровые приёмы со сказкой можно использовать в работе с детьми»

  1. Игры со сказками по дороге домой или в детский сад:

- «Отгадай название сказки»;

- «Назови сказочного героя с необычным внешним обликом»;

- «Что лишнее?».

  1. Игры со сказками дома:

- «Сочини новое окончание сказки»;

- «Звукорежиссёры»;

- «Пропущенный кадр».

  1. Игры со сказками для разрешения конфликтной ситуации:

- «Найди выход»;

- «Новые сказки»;

- «Сочини сказку».

  1. Игры со сказками перед сном:

- «Сказочная цепочка»;

- «Встреча героев»;

- «Пересказ сказки по первым слогам».

«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,

когда он живёт в мире игры, сказки,

музыки, фантазии и творчества.

Без этого он – засушенный цветок»

В.А. Сухомлинский

Анкета для родителей: «Сказка в моей жизни»

1. Есть ли в Вашей библиотеке сказки:

А) русские народные,

Б ) современных авторов.

2. Любит ли Ваш ребенок слушать сказки?

А) да

Б ) нет

3. Посещаете ли Вы местную библиотеку?

А) самостоятельно

Б) вместе с ребенком

4. Возникало ли у Вас желание придумывать собственную сказку?

А) да

Б ) нет

В ) это было давно

5. Хотели бы Вы, чтоб Ваш ребенок научился придумывать сказки?

А) да

Б ) нет

6. Если Ваш ребенок рассказывает интересную сказки, он:

А) передает голоса героев произведения

Б) повторяет мимику действующих лиц

В) отображает поведения героев с помощью жестов

Г) передает голос, жесты, мимику героев

Практикум для родителей.

«Чтоб от сказок была польза»

1. Прокомментируйте то, о чем вы рассказываете.

Комментарий может быть очень простым. Воскликните: «Ой-ой-ой!» и ребенку станет понятно ваше отношение к поступку Колобка.

2. Поставьте ребенку вопросы : «Почему убежал Колобок? Можно ли самому убегать в лес? С кем встретился Колобок? От кого он убежал? А кто его перехитрил? Почему съели Колобка?»

#1057; более старшими детьми можно поговорить и так:

-Обратите внимание ребенка на то ,что Колобку встречались и добрые звери, но, к сожалению , он обратил внимание на хитрую и симпатичную Лису.

-Как нужно было поступить правильно остаться лежать на окошке или позвать с собой в лес бабушку( дедушку)

-Передайте главную мысль, которую хотели бы донести до ребенка.

-Сделайте вывод в доступной для ребенка форме. Предупридите ребенка, что перед тем как куда-нибудь пойти, нужно подумать подготовиться, а ещё лучше взять с собой в спутники бабушку или дедушку, маму, папу.

-Можно предложить детям вопросы с сюжетами знакомыми сказок: «Какие еще сказочные герои путешествовали без взрослых? Кто не послушался и попал в беду? Что нужно было сделать герою? Кто его спас? Как бы ты поступил на его месте? Как ты думаешь?

Ребенок должен понять, что нельзя уйти из дома без разрешения, нельзя разговаривать с чужими людьми, потому что незнакомец может оказаться злым и может обидеть. Именно с помощью сказок ребенок идет во взрослую жизнь. Правила безопасного поведения дети должны усвоить постепенно, поэтапно, от сказки к сказке, что поможет в дальнейшей жизни.

Советы для родителей

Сказкотерапия

Сказкотерапия - самый давний детский метод психологии. Детский образ мышления, видение мира и психологическая особенность сказок характеризуются родством в своем стремлении к крайностям, противоположностям. При оценке и восприятии литературных произведений ребенком преобладают полярности, черные и белые тона. Сказки нужны деткам, потому что они нравственно чисты, а также не оставляют не нравственного и дурного впечатления.

Литературные произведения должны подходить возрасту ребенка, потому что он радуется с героями, стремится осуществить какую-то цель. Сказки способствуют пробуждению творческих и детских сил.

Развивая способность ребенка к восприятию произведения можно воспользоваться такими методами сказкотерапии:

1) рассказывание и чтение художественного произведения;

2) беседа на тему данного текста;

3) рисование ребенком иллюстраций к тексту, который прочитали;

4) пересказ произведения;

5) драматизация - разыгрывание сценок из сказки, можно в форме викторины;

6) оценка и суждение - рассказ ребенком о любимом герое и доказательство его достоинств;

7) музыкальное сопровождение - подбор более подходящей музыки к данной сказке;

8) литературные игры - организация игр, "часов сказок", викторин, оформление "комнаты" сказок.

Нужно научить ребенка вслушиваться в разговор героев, понимать, как и о чем они разговаривают, как передают свои переживания, мысли, чувства. Необходимо спрашивать его, кокой бы он нашел выход из данной ситуации, как бы он ответил на те вопросы, которые спрашиваются в сказке. Игры и сказки могут формировать нежелательный характер, если их не направлять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в средней группе «Развитие речи детей 5-го года жизни»

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет.Задачи: знакомство родителей с содержанием раб...

Конспект родительского собрания для средней группы детского сада Родительское собрание «Только вперед»

Собрание проводится в начале учебного года, где родителей поздравляют с началом учебного года, знакомят с новыми семьями, а так же с узкими специалистами. Родителей знакомят с особенностями детей 4-5 ...

Конспект родительской встречи в средней группе "Речевая активность детей, через приобщение к народному творчеству"

Цель: способствовать речевой активности детей, путём приобщения к народному творчеству, по средствам народных сказок....

Родительское собрание в средней группе «Развитие речи детей 4-5 лет, через использование нетрадиционного оборудования»

Родительское собрание в средней группе«Развитие речи детей 4-5 лет, через использование нетрадиционного оборудования»...

Конспект родительского собрания в средней группе «Возрастные особенности детей 4–5 лет»

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.Задачи:- рассмотреть возрастные ...

Конспект родительского собрания в средней группе. Возрастные особенности детей 4-5 лет.

Конспект родительского собрания в средней группе  "Возрастные особенности детей 4-5 лет"...