Конспект родительского собрания в средней группе на тему "Воспитание детей через сказку"
материал (средняя группа)
Конспект родительского собрания в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_roditelskogo_sobraniya_v_sredney_gruppe_tema_vospitanie_detey_cherez_skazku.docx | 29.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания
в средней группе
Тема: «Воспитание детей через сказку»
Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании дошкольников путём введения их в культурную традицию русской народной сказки, используя и знакомя детей с живописными произведениями на сказочные сюжеты.
Задачи: 1. Вовлекать родителей в активную познавательную деятельность.
2. Показать приёмы работы со сказкой.
План проведения собрания:
1. Вход в группу по пригласительным билетам ( ответы на вопросы ).
2. Сообщение воспитателя «Роль сказки в воспитании ребёнка».
3. Разминка: «Сочини новое окончание сказки».
4. Презентация слайда «Дерево сказок».
5. Игровые ситуации: «Красочный конкурс», «Загадки от Колобка».
6. Подведение итогов собрания. Памятки для родителей.
Ход собрания
1. Уважаемые родители, Вам необходимо приобрести билеты, приобрести их можно ответив на вопросы:
- Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвастовство?
- Назовите часть женского наряда, в которой вмещается озёра, лебеди и другие элементы природной среды.
- Сказочный персонаж долгожитель – это…
- Какая швейная принадлежность может представлять смертельную опасность для сказочных долгожителей?
- Кто исполнял все желания Емели?
- Какая героиня владеет собственным летательным аппаратом?
- Кто помог Алёнушке справиться с горем, взяв её замуж после превращения братца в козлёнка?
- Назовите место рождения Колобка.
- Продолжите выражение: «Скоро сказка сказывается, да…»
- Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки?
2. Вступительное слово воспитателя «Роль сказки в воспитании ребёнка»
Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами.
Дошкольный возраст – это важный период в развитии ребенка, в том числе это период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Благодаря родному языку ребенок получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.
Развитие речи у детей происходит во всех видах деятельности: в повседневной жизни, в общении с взрослыми, а также на специальных занятиях по развитию речи. В процессе занятий по развитию речи не только увеличивается словарный запас, но и формируется мышление детей, создаются представления об окружающем мире, развиваются память и внимание.
Перед нами стоит задача помочь ребенку адаптироваться в школе, т.е. научить его слышать, слушать, понимать, запоминать, воспроизводить, общаться.
С этой целью, в своей педагогической практике в детском саду мы широко используем сказки. Сказки дают детям пример настоящего русского языка, учат чувствовать слово. Сказки совершенствуют мышление ребенка, помогают овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира вещей и человеческих отношений.
Сегодня мы будем говорить о русской народной сказке, о её роли в всестороннем развитии детей. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам и переживают описываемые события, примеряют на себе лучшие черты людей, познают добро и зло, трусость и смелость, проявляют сочувствия и сострадание, заряжаются положительной энергией, получают знания о мире и учатся жить.
Сказка – благодатный и нечем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т.к. в сказке отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Сказка открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Сказка развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы литературного языка.
Народные сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, они передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Пришло время, и эти сказки стали собирать и записывать. Некоторые сказочные истории дошли до нас почти без изменений, а некоторые прошли литературную обработку и стали понятнее и доступнее. Но самое главное, что все эти сказки выдержали испытание временем в силу своих высокохудожественных качеств.
Для сказок характерны следующие функции.
- функция зеркала (содержание сказки становится тем зеркалом, которое отражает внутренний мир человека, облегчая тем самым идентификацию с ним);
- функция модели (сказки показывают различные конфликтные ситуации и предлагают способы их решения, указывают на последствия отдельных попыток решения конфликтов);
- функция опосредования (сказка выступает в качестве посредника между воспитанником и педагогом, тем самым, воспитание детей становится более действенным);
- функция сохранения социального опыта (через сказки происходит передача от одного поколения к другому социального опыта и социальных ценностей);
- функция развития творческих способностей и воображения детей (сказка способствует пробуждению творческих сил, фантазии, образного мышления, вызывает изумление и удивление);
- функция изменения позиции (сказки вызывают у ребенка чувство переживания, сочувствия, в его сознании происходит изменение позиции, меняется отношение к поступкам и поведению человека).
Сказки являются одним из самых эффективных способов развития его речи. Кроме того, сказки просто вносят разнообразие в жизнь ребенка, дарят ему радость, учат выражать различные чувства, и влияют на формирование тех качеств характера, которые необходимы для жизни в обществе.
3. Разминка: «Сочини новое окончание сказки».
У каждого из нас свой мир, и, наверное, каждому хочется его изменить, сделать лучше. А что может сделать ваш мир лучше? (ответы).
А мой мир становится ярче и красочнее, когда в нём появляются волшебство и сказки. Я хочу пригласить всех вас в мир сказки, волшебства и творчества.
Для сказочного настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную работу со сказками, необходим «разогрев». Чтобы разбудить ваше творчество, я предлагаю вам «поиграть» с простой, всеми хорошо известной русской народной сказкой «Репка» - «Сочини новое окончание сказки» (Пример: «не смогли вытащить репку, побежали за крановщиком, приехал он на кране, подцепил репку и выдернул её, все остались довольны», «вытащив репку, бабка сварила из неё вкусную кашу и все вместе сели за стол, а мышке потом ещё дали кусочек с собой»).
В сказке о репке говорится о том, что стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. Это сказка о трудолюбии, но ещё и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справится сообща, причём помочь могут не только большие, но и даже такие маленькие, как мышка.
А знаете ли вы, что в древнем варианте этой сказки события разворачиваются несколько по иному: «… Позвала жучка кошку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!».
И тогда уже смысл сказки в том, что всякое дело нужно доводить до конца.
4. Информационный плакат «Дерево сказок»
Все русские народные сказки, без исключения, являются учебником нравственного воспитания ребёнка, и способствуют развитию эстетических чувств, без которых немыслимо представить и сердечную чуткость к человеческому несчастью, страданию, горю, а так же и благородство души.
Важный смысл, который несёт сказка для дошкольника – усвоить не пассивность, а активность в преодолении неуверенности в себе и собственных страхов.
5. «Красочный конкурс»
Каждой команде родителей (из 5-6 чел.) предлагается плакат, на котором иллюстрации к сказкам. Команда должна исключить лишнюю сказку и обосновать свой выбор. (народные и авторские сказки).
«Загадки от Колобка»
«Узнай сказку по её отрывку»:
1. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, простившись с зелёной кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
2. Красна девица грустна –
Приближается весна.
Ей на солнце тяжко –
Слёзы льёт бедняжка.
Угадайте, о ком, о чём идёт речь в этой сказке-загадке:
1. «Всю жизнь боялась кошек. Вот и в этот раз пришла: мурлычет, скребётся, мол, помоги. А чем я, маленькая, серенькая могу помочь кошке? Но вижу, не обманывает. Выбежала в поле, смотрю, действительно моя помощь нужна…»
2. «Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что всё так обернётся. Я думал, что все такие добрые, как мои бабушка и дедушка. Но оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые…»
6. Подведение итогов собрания: «Сказка – это маленькая модель мироздания»
Памятка «Как поддержать у детей интерес к сказке?»
- Читайте вслух с ребёнком не менее 15 минут в день. Заведите детскую библиотечку. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
- Вместе с ребёнком окунитесь в волшебный мир сказок, не только читая текст, но и рассматривая иллюстрации.
- До и во время чтения книги объясните ребёнку значение трудных или незнакомых слов. Спросите, чем понравилась ребёнку книга, что нового из неё он узнал.
- Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии. Поддерживайте стремление ребёнка рассказать знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке.
- Организуйте дома небольшой «уголок сказки». Примерный перечень игрушек: шапочки с изображением знакомых животных, настольный плоскостной театр, игрушки-персонажи для обыгрывания сюжетов книг.
Рекомендации «Какие игровые приёмы со сказкой можно использовать в работе с детьми»
- Игры со сказками по дороге домой или в детский сад:
- «Отгадай название сказки»;
- «Назови сказочного героя с необычным внешним обликом»;
- «Что лишнее?».
- Игры со сказками дома:
- «Сочини новое окончание сказки»;
- «Звукорежиссёры»;
- «Пропущенный кадр».
- Игры со сказками для разрешения конфликтной ситуации:
- «Найди выход»;
- «Новые сказки»;
- «Сочини сказку».
- Игры со сказками перед сном:
- «Сказочная цепочка»;
- «Встреча героев»;
- «Пересказ сказки по первым слогам».
«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,
когда он живёт в мире игры, сказки,
музыки, фантазии и творчества.
Без этого он – засушенный цветок»
В.А. Сухомлинский
Анкета для родителей: «Сказка в моей жизни»
1. Есть ли в Вашей библиотеке сказки:
А) русские народные,
Б ) современных авторов.
2. Любит ли Ваш ребенок слушать сказки?
А) да
Б ) нет
3. Посещаете ли Вы местную библиотеку?
А) самостоятельно
Б) вместе с ребенком
4. Возникало ли у Вас желание придумывать собственную сказку?
А) да
Б ) нет
В ) это было давно
5. Хотели бы Вы, чтоб Ваш ребенок научился придумывать сказки?
А) да
Б ) нет
6. Если Ваш ребенок рассказывает интересную сказки, он:
А) передает голоса героев произведения
Б) повторяет мимику действующих лиц
В) отображает поведения героев с помощью жестов
Г) передает голос, жесты, мимику героев
Практикум для родителей.
«Чтоб от сказок была польза»
1. Прокомментируйте то, о чем вы рассказываете.
Комментарий может быть очень простым. Воскликните: «Ой-ой-ой!» и ребенку станет понятно ваше отношение к поступку Колобка.
2. Поставьте ребенку вопросы : «Почему убежал Колобок? Можно ли самому убегать в лес? С кем встретился Колобок? От кого он убежал? А кто его перехитрил? Почему съели Колобка?»
#1057; более старшими детьми можно поговорить и так:
-Обратите внимание ребенка на то ,что Колобку встречались и добрые звери, но, к сожалению , он обратил внимание на хитрую и симпатичную Лису.
-Как нужно было поступить правильно остаться лежать на окошке или позвать с собой в лес бабушку( дедушку)
-Передайте главную мысль, которую хотели бы донести до ребенка.
-Сделайте вывод в доступной для ребенка форме. Предупридите ребенка, что перед тем как куда-нибудь пойти, нужно подумать подготовиться, а ещё лучше взять с собой в спутники бабушку или дедушку, маму, папу.
-Можно предложить детям вопросы с сюжетами знакомыми сказок: «Какие еще сказочные герои путешествовали без взрослых? Кто не послушался и попал в беду? Что нужно было сделать герою? Кто его спас? Как бы ты поступил на его месте? Как ты думаешь?
Ребенок должен понять, что нельзя уйти из дома без разрешения, нельзя разговаривать с чужими людьми, потому что незнакомец может оказаться злым и может обидеть. Именно с помощью сказок ребенок идет во взрослую жизнь. Правила безопасного поведения дети должны усвоить постепенно, поэтапно, от сказки к сказке, что поможет в дальнейшей жизни.
Советы для родителей
Сказкотерапия
Сказкотерапия - самый давний детский метод психологии. Детский образ мышления, видение мира и психологическая особенность сказок характеризуются родством в своем стремлении к крайностям, противоположностям. При оценке и восприятии литературных произведений ребенком преобладают полярности, черные и белые тона. Сказки нужны деткам, потому что они нравственно чисты, а также не оставляют не нравственного и дурного впечатления.
Литературные произведения должны подходить возрасту ребенка, потому что он радуется с героями, стремится осуществить какую-то цель. Сказки способствуют пробуждению творческих и детских сил.
Развивая способность ребенка к восприятию произведения можно воспользоваться такими методами сказкотерапии:
1) рассказывание и чтение художественного произведения;
2) беседа на тему данного текста;
3) рисование ребенком иллюстраций к тексту, который прочитали;
4) пересказ произведения;
5) драматизация - разыгрывание сценок из сказки, можно в форме викторины;
6) оценка и суждение - рассказ ребенком о любимом герое и доказательство его достоинств;
7) музыкальное сопровождение - подбор более подходящей музыки к данной сказке;
8) литературные игры - организация игр, "часов сказок", викторин, оформление "комнаты" сказок.
Нужно научить ребенка вслушиваться в разговор героев, понимать, как и о чем они разговаривают, как передают свои переживания, мысли, чувства. Необходимо спрашивать его, кокой бы он нашел выход из данной ситуации, как бы он ответил на те вопросы, которые спрашиваются в сказке. Игры и сказки могут формировать нежелательный характер, если их не направлять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в средней группе «Развитие речи детей 5-го года жизни»
Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет.Задачи: знакомство родителей с содержанием раб...
Конспект родительского собрания для средней группы детского сада Родительское собрание «Только вперед»
Собрание проводится в начале учебного года, где родителей поздравляют с началом учебного года, знакомят с новыми семьями, а так же с узкими специалистами. Родителей знакомят с особенностями детей 4-5 ...
МБДОУ ""Детский сад комбинированного вида №8" Сергиев Посад Конспект открытого занятия на родительском собрании в средней группе детского сада. "Сочиняем осеннюю сказку".
Занятие совместно с родителями...
Конспект родительской встречи в средней группе "Речевая активность детей, через приобщение к народному творчеству"
Цель: способствовать речевой активности детей, путём приобщения к народному творчеству, по средствам народных сказок....
Родительское собрание в средней группе «Развитие речи детей 4-5 лет, через использование нетрадиционного оборудования»
Родительское собрание в средней группе«Развитие речи детей 4-5 лет, через использование нетрадиционного оборудования»...
Конспект родительского собрания в средней группе «Возрастные особенности детей 4–5 лет»
Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.Задачи:- рассмотреть возрастные ...
Конспект родительского собрания в средней группе. Возрастные особенности детей 4-5 лет.
Конспект родительского собрания в средней группе "Возрастные особенности детей 4-5 лет"...