«Методика использования средств физической культуры в регулировании работоспособности и профилактике переутомления старших дошкольников»
методическая разработка
Ребенок, живущий в XXI веке, с раннего возраста сталкивается с огромным информационным потоком, источниками которого чаще всего являются телевидение, интернет, детский сад, книги, родители и педагоги.
Безусловно, расширение кругозора, получение новых знаний положительно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка, однако длительное нахождение в насыщенной информационной среде может быть для него небезопасным.
Один из принципов здоровьесберегающей педагогики – приоритет действенной заботы о здоровье детей – предполагает, что все, происходящее в ДОУ должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье детей.
В настоящее время физиологи, гигиенисты, психологи рассматривают профилактику утомления как одну из наиболее реальных возможностей здоровьесбережения в процессе обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Доклад на тему:
«Методика использования средств физической культуры
в регулировании работоспособности и профилактике переутомления старших дошкольников»
Подготовил:
старший воспитатель
Г.Я. Соколова
Методика использования средств физической культуры
в регулировании работоспособности и профилактике переутомления старших дошкольников.
Ребенок, живущий в XXI веке, с раннего возраста сталкивается с огромным информационным потоком, источниками которого чаще всего являются телевидение, интернет, детский сад, книги, родители и педагоги.
Безусловно, расширение кругозора, получение новых знаний положительно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка, однако длительное нахождение в насыщенной информационной среде может быть для него небезопасным.
Один из принципов здоровьесберегающей педагогики – приоритет действенной заботы о здоровье детей – предполагает, что все, происходящее в ДОУ должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье детей.
В настоящее время физиологи, гигиенисты, психологи рассматривают профилактику утомления как одну из наиболее реальных возможностей здоровьесбережения в процессе обучения.
Профилактика переутомления детей дошкольного возраста заключается в соблюдении правильно подобранного режима жизнедеятельности. У маленького человечка должно быть всего в меру: и занятий, и прогулок (физических движений), и отдыха.
Обязательно нужно уделить время состоянию покоя, чтобы дошкольник восстановил силы.
Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности.
которое может возникнуть при любом виде деятельности – и при умственной, и при физической работе.Умственное утомление, характеризуется снижением продуктивности интеллектуальной деятельности, нарушением внимания (главным образом трудностью сосредоточения), замедлением мышления и др.
Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости, точности и ритмичности движении.
Работа в непосредственно организованной деятельности требует от детей длительного физического и умственного напряжения, связана с активной деятельностью ребенка, стремлением достигнуть результатов в своих действиях, продолжительным произвольным вниманием и т.п. Исследования показывают, что даже при соблюдении требований к объему образовательной нагрузки и внедрении отдельных форм физкультурной деятельности частота случаев сильного и выраженного утомления после занятий у детей старших и подготовительных групп составляет примерно 40%. Это в свою очередь вызывает неблагоприятные моменты в функциональном состоянии различных органов и систем.
Причины утомления детей - дошкольников:
- однообразие деятельности,
- неправильно подобранный материал,
- излишняя статичность детей,
- излишнее включение атрибутов, предметов, наглядности,
- большое количество детей в группе (шум),
- незнание педагогами приемов привлечения внимания детей,
- неправильное соотношения нагрузки (деятельности) и отдыха.
У детей в связи с их анатомофизиологическими особенностями организма утомление развивается быстрее, нередко даже без особо активной деятельности.
Признаки утомления у детей проявляются чаще всего в нарушении поведения, они становятся неусидчивыми, невнимательными, отвлекаются, разговаривают друг с другом, становятся двигательно-расторможенными, нарушают дисциплину. Появляется частая смена позы, непривычные движения рук, ног (трясение, постукивание и т. п.), неприятная мимика (кривляние, тики), неудержимые всплески эмоций (крик, плач, прыжки и т. д.).
При этом правильная оценка их состояния затруднительна из-за отсутствия, у них каких - либо жалоб. В некоторых случаях, особенно после перенесенных заболеваний, дети становятся вялыми, пассивными.
Состояние детей в процессе обучения, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупредить преждевременное наступление утомления зависит от правильной организации деятельности, уровня ее физиологической рациональности.
Средства предупреждения утомления у дошкольников, используемые в ДОУ:
Для предупреждения утомления у детей необходимо соблюдать режим дня, исключив недосыпание, уменьшив нагрузку, правильно организовав чередование нагрузки и отдыха и увеличив их пребывание на свежем воздухе, занятия по физической культуре,достаточную двигательную активность, использование в образовательном процессе игр и упражнений, методик, приемов ликвидации неблагоприятных эмоциональных состояний и их последствий.
Планировать мотивацию деятельности, средства, приемы, соблюдать четко требования СанПина.
Для работы с детьми педагогами используются следующие рекомендации:
• необходимо создать эмоциональный настрой, поддерживать интерес; учитывать то, что умеренные эмоции являются фактором организующим, а сильные – дезорганизующим; поддерживать такой уровень эмоционального напряжения, при котором деятельность детей эффективна;
• использовать различные игровые ситуации, художественное слово, элементы театрализации, музыкальное сопровождение;
• в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными нагрузками, перед занятиями проводить упражнения на активизацию мыслительных процессов, между и после занятий необходимо включать элементы психогимнастики, позволяющие снять накопившееся психоэмоциональное напряжение;
• в дни, с повышенными физическими нагрузками включать в режим дня психогимнастические игры и упражнений, релаксационные паузы.
Обеспечить соответствие объема и степени сложности содержания учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Особое внимание уделяется средствам борьбы от переутомления и низкой работоспособности, с помощью двигательной активности.
Двигательная нагрузка – в значительной степени управляемый фактор внешней среды, влияние которого можно направить на оздоровление и функциональное совершенствование систем детского организма. Поэтому необходимо удовлетворить естественную потребность организма в движении и обеспечить оптимальную двигательную активность детей в детском саду и дома.
Двигательная активность, являясь необходимым условием развития и жизнедеятельности организма, оказывает оздоровительное влияние только в определенном диапазоне. Д.А. неравномерно распределяется не только в течение дня, но и в течение недели и в разное время года. Отмечается некоторое снижение суточной двигательной активности в четверг и пятницу, и последующее увеличение в воскресенье. Такое изменение суточнойд.а. обусловлено социально. Зимой д.а. снижается на 30% по сравнению с осенью и весной. Недостаток движений в это время года необходимо компенсировать организованными формами двигательных занятий.
Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в виде физминуток на занятиях снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха.
Физминутка – кратковременное (в течении 1-3мин) мероприятие, которое способствует укреплению организма ребенка, повышает его работоспособность.
Назначение физминуток состоит в том, чтобы обеспечить активный отдых, умственную работоспособность детей на занятиях. Физминутки проводятся на занятиях с различным содержанием
Упражнения, входящие в физминутку, улучшают осанку детей, усиливают обмен веществ в организме, повышают внимание. В процессе выполнения физических упражнений улучшается кровообращение, возбуждаются участки коры головного мозга, которые не участвовали в предыдущей деятельности, и затормаживаются те, которые работали. В связи с этим снижается утомление мышц, нервной системы и у детей возникают положительные эмоции, повышается настроение. Они с большим интересом продолжают занятия. Но не все занятия требуют введения физминутки. Нужно учитывать, что иногда при большой заинтересованности детей занятием, особенно когда используются пособия, физминутка может и помешать успешному проведению занятия. Следовательно, физминутки не должны рассматриваться как обязательные ежедневные мероприятия в режиме дня старших групп.
Наиболее благоприятным временем для проведения физминутки следует считать вторую половину занятия, когда воспитатель замечает утомление детей. Уловить этот момент часто бывает трудно, но при хорошем знании коллектива детей и умении наблюдать за ними это вполне доступно.
Физминутка может проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движений под стихотворный текст, а также в виде любого двигательного движения и задания.
Общеразвивающие упражнения для физминуток подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно подбирать 3-4 упражнения, закончить физминутки можно прыжками, бегом на месте или ходьбой. Эти комплексы могут быть использованы на всех видах занятий, но лучше всего там, где четко выделены структурные части.
Например, на занятиях математике, предлагают детям похлопать в ладоши столько раз, сколько будет показано предметов; прыгнуть на месте на один меньше количества показанных игрушек и т.д.
Кроме того, с детьми проводятся специально подобранные физические упражнения.
Физические упражнения подбираются для физминуток с учетом содержания занятия, особенностей возраста и физической подготовленности детей
На занятиях по математике и развитию речи даются комбинированные упражнения, вовлекающие одновременно в работу крупные и мелкие мышцы, улучшающие кровообращение в организме и усиливающие работу дыхательной системы.
Помимо общеразвивающих упражнений для рук, плечевого пояса, туловища и ног, даются прыжки, бег на месте в чередовании с ходьбой. Заканчивается физминутка ходьбой в медленном темпе, приводящей организм ребенка в спокойное состояние, необходимое для продолжения занятия. Упражнения подбираются хорошо знакомые детям.
В сопровождении музыки все разученные физические упражнения приобретают большую четкость, точность, плавность
Использование спортивно- игровых и психотехнических методов
в образовательном процессе ДОУ.
Выводы:
Таким образом, профилактика утомления у детей заключается преимущественно в обеспечении всех условий для нормального развития и обучения детей.
Двигательная активность является средством борьбы от переутомления и низкой работоспособности.
Важно поддерживать интерес к любой деятельности у детей, используя и современные информационные технологии. Нужно только не переусердствовать в этом вопросе и не забывать, что психическое и физическое здоровье важнее всех знаний вместе взятых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Режиссерская игра как средство воспитания гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников
В статье рассказывается о роли игровой деятельности в социолизации дошкольника...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/16/picture-89417-1445013550.jpg)
Использование средств логопедической ритмики для снятия умственного напряжения у дошкольников с речевой патологией.
Цель данного пособия – дать некоторые рекомендации по использованию средств логопедической ритмики на занятиях с дошкольниками с речевой патологией. Пособие предназначено для у...
![](/sites/default/files/pictures/2011/04/27/picture-10607.jpg)
Овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря старших дошкольников с использованием интерактивных технологий
Данная электронная презентация познакомит педагогов с современными образовательными интерактивными технологиями, направленными на речевое развитие детей.Используя интерактивные технологии в работе с д...
![](/sites/default/files/pictures/2011/04/27/picture-10607.jpg)
Овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря старших дошкольников с использованием интерактивных технологий. Сопроводительный текстовой материал.
Овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря старших дошкольников с использованием интерактивных технологий....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/17/picture-59725-1510913932.jpg)
Методика исправления недостатков произношения заднеязычных звуков [К], [К\'] у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Наиболее простыми звуками речи являются заднеязычные (К, Г, Х). Однако, у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) нередко страдает именно эта группа звуков в виде их полного отсутствия, замен или искаж...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/15/picture-959466-1508091486.jpg)
Методика использования материалов музейной комнаты в непосредственно-образовательной деятельности старших дошкольников
Методика использования материалов музейной комнаты в непосредственно-образовательной деятельности старших дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/21/picture-1481580-1692599839.jpg)
Перспективы использования средств мультипликации для развития нравственно-этической сферы у дошкольников с ЗПР
Статья посвящена рассмотрению вопросов становления и развития нравственно-этической сферы дошкольников с задержкой психического развития, а также анализу основных средств, в частности, мультипликации,...