Статья на тему: Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников.
статья (подготовительная группа) по теме

Влияние дошкольного учреждения и семьи на развитие коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.31 КБ
Файл statya.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Детский сад №8

Кировского района

Статья на тему:

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников.

подготовила

воспитатель

Митрунен Мрина Александровна

г. Санкт – Петербург

2013

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников.

     Анализ современного состояния проблемы взаимодействия ДОУ и семьи показал, что полноценное взаимодействие ДОУ и семьи – это актуальная проблема современного воспитания, так как семья и ДОУ являются основными субъектами воспитания. Однако работа с родителями часто ведется бессистемно и нецеленаправленно, отсутствует осознанность целей и задач воспитания детей, взаимопонимания между родителями и педагогами.

     Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей имеет очень большое значение для ребенка дошкольника. Для того чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах развития ребенка дошкольника, семья для педагогов не должна выступать как объект воздействия.

     Взаимодействие -  представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определённые взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих.

       Взаимодействие педагогов и родителей – это целенаправленно организованная совместная деятельность, основанная на их взаимопонимании и взаимном доверии и мотивированная общим стремлением.

       Цель взаимодействия – это добиться взаимопонимания и сотрудничества на основе обмена информацией в совместной деятельности.

       Современные формы и методы работы дошкольного образовательного учреждения по повышению педагогической компетентности родителей разнообразны, а результативность педагогического просвещения зависит от знаний педагогами конкретных семей и адекватного подбора содержания и форм работы с родителями. Сотрудничество, т.е. диалог между работниками дошкольного учреждения и семьи позволяет повлиять на формирование у родителей мотивов воспитательной деятельности.

   В дошкольной педагогике существует ряд исследований, которые доказывают необходимость формирования у детей навыков и умений коммуникативного характера (Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. и др.) В последние годы появилось ряд исследований (Мамонько О. В., Федосеева Е. Г.), которые посвящены проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников. В развитии коммуникативных способностей нуждаются застенчивые дети.

 «Коммуникативные умения» – это освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми, включающий в себя желание вступать в контакт с незнакомым человеком, умение понять его состояние и в соответствии с этим строить своё поведение»

Дошкольник осваивает такие умения как:

- умение организовывать общение (начать и завершить разговор, умение выслушать собеседника, договориться, решить конфликтные ситуации);

- умения эмпатийного характера (умение понимать эмоциональное состояние собеседника, умение придти на помощь);

- умения вербального характера (умение использовать адекватно ситуации средства речевой выразительности, умение вежливо общаться, употребляя в речи «волшебные слова»);

- умения невербального характера (умение использовать адекватно ситуации жесты, мимику, пантомимику).

 Освоение этих умений позволяют дошкольнику успешно строить отношения с окружающими, развиваться как личности.

Веденичева А. В. определила застенчивость как совокупность индивидуальных особенностей характера, проявляющихся в робости, стеснительности, часто молчаливости, сопровождающихся эмоциональной скованностью, которые приводят, в конечном счёте, к «укоренению» отрицательных привычек поведения и соответствующих качеств личности.

      Чтобы помочь ребёнку преодолеть застенчивость, развить у него коммуникативные умения необходимо взаимодействие педагогов и родителей.

      Методическая работа по взаимодействию педагогов и  семьи строится по двум направлениям:

1. просвещение родителей и педагогов, передача им необходимой информации по вопросу (лекции, индивидуальное или подгрупповое консультирование, информационные листы – памятки и т. д.).

2. организация продуктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Проект взаимодействия педагогов с родителями в развитии коммуникативных умений у застенчивых детей старшего дошкольного возраста

      В современных психолого-педагогических исследованиях недостаточно внимания уделяется вопросу взаимодействия педагогов и родителей в развитии коммуникативных умений у застенчивых детей. Однако проблема взаимосвязи педагогов и семьи в воспитательно-образовательном процессе достаточно широко отражена в психолого-педагогической  литературе, что позволяет адаптировать некоторые теоретические положения и практический опыт педагогов к рассматриваемой проблеме.

Цель проекта: оптимизация взаимодействия педагогов и родителей с целью развития коммуникативных способностей у застенчивых детей старшего дошкольного возраста.

 На основе анализа психолого-педагогических подходов к проблеме взаимодействия педагогов и семьи в развитии  коммуникативных способностей у застенчивых детей понимаем, что целенаправленно организованная совместная деятельность, основанная на их взаимопонимании, взаимном доверии и мотивированная общим стремлением –  преодоление трудностей общения  застенчивыми детьми.

Взаимодействие педагогов и родителей застенчивых детей  носит формальный  характер.  Застенчивые дети не доставляют хлопот воспитателям, а так как воспитатели чаще всего общаются с родителями по поводу проблем в поведении их детей, то и поводов для общения педагогов и родителей застенчивых детей  не было. Родители тоже не проявляли интереса к общению с воспитателями, так как они уверенны в том, что застенчивость не мешает полноценному развитию детей.

Первое направление – работа с педагогами и специалистами. В рамках этого направления поставлены следующие задачи:

  - формирование у педагогов дошкольного учреждения системы знаний о специфике взаимодействия педагогов и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей, методах взаимодействия ДОУ и семьи;

- осознание ими собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями;

- развитие готовности каждого педагога к профессиональному непрерывному  совершенствованию в области общения с родителями застенчивых детей;

- развитие у педагогов умения применять методы взаимодействия ДОУ и семьи, учитывая образовательные потребности родителей;

- развитие умения, ориентироваться в информации, отбирать из неё необходимое для собственной работы с родителями;

- развитие умения осуществлять индивидуальный подход к родителям в процессе общения;

      В работе с педагогами рекомендуется применить такие формы работы как анкетирование, тестовые опросы педагогов, педагогический совет, дискуссии, деловые игра, консультации, лекции, семинары-практикумы.

     В методическом кабинете необходимо оформить материалы по следующим направлениям:

- рекомендации воспитателям относительно содержания, форм, методов работы с родителями;

- систематизация материала по формам общения с родителями: групповым, индивидуальным, наглядно-информационным;

- повышение педагогического умения педагогов (самообразование, передовой опыт).

Второе направление – работа с родителями. В рамках этого направления поставлены следующие задачи:

  1. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах  развития коммуникативных способностей у застенчивых детей.
  2. Формирование адекватного отношения родителей  к проблеме застенчивости.
  3.  Использование правильного подхода к застенчивым детям, развитие умение совместных игр с детьми.

Тематический план

Название мероприятия

Цель проведения мероприятия

Сроки, участники мероприятия, ответственные

Блок 1 -  формирование у педагогов дошкольного учреждения системы знаний о специфике взаимодействия педагогов и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей.

Анкетирование «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями»

Самоанализ педагогами профессиональных затруднений в общении с родителями воспитанников и определении для себя тематики консультативной помощи.

Сентябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды.

Ответственные: старший воспитатель

Тестовые опросы педагогов и специалистов

Изучить особенности понимания и принятия педагогами взаимодействия с родителями как диалога равноправных партнеров.

Сентябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды.

Ответственные: старший воспитатель

Педагогический совет «Стратегии взаимодействия детского сада и семьи»

-активизация педагогических умений педагогов по взаимодействию с родителями;

- обогащение новыми формами и методами

Октябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды.

Ответственные: заведующая ДОУ, старший воспитатель

Дискуссия «Общение с родителями: и сложно и легко»

- определение проблем в  общении с родителями;

- развитие таких качеств личности педагогов как выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение.

Октябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды.

Ответственные:  старший воспитатель

Консультация   «Застенчивые дети»

- повышения уровня знаний о застенчивости, о влиянии ее на формирование личности, о трудностях общения застенчивого ребенка и о важности совместной работы по формированию коммуникативных способностей у застенчивых детей.

Октябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды.

Ответственные:  старший воспитатель

Дискуссия "Семейное и общественное воспитание: единство и различия"

Направить внимание педагогического коллектива на осознание сильных и слабых сторон двух социальных институтов  дошкольника, способствовать осознанию значимости каждого из них для полноценного развития ребенка.

Ноябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды.

Ответственные:  старший воспитатель

Лекция - беседа "Формы работы с семьей в развитии коммуникативных способностей застенчивых детей"

Познакомить педагогов с новыми подходами к сотрудничеству с семьей, нетрадиционными формами взаимодействия педагогов и родителей.

Ноябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды.

Ответственные:  старший воспитатель

Деловая игра «Формы и методы взаимодействия»

Решение педагогических задач с целью определения методов и приемов, приемлемых для развития коммуникативных способностей у застенчивых детей.

Ноябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды.

Ответственные:  старший воспитатель

Деловая игра «Умение взаимодействовать с родителями»

Разыгрывание ситуаций, которые могут произойти при общении с родителями.

Ноябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды

Ответственные:  старший воспитатель

Блок 2 -  Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах  развития коммуникативных способностей у застенчивых детей.

Круглый стол «Застенчивость – проблема или нет?»

Сформировать у родителей застенчивых детей правильное понимание проблемы застенчивости.  Активизировать родителей на совместную работу с педагогами по формированию коммуникативных способностей у детей.

Декабрь

Воспитатели, родители

Ответственные:  старший воспитатель

Консультация «Как помочь справиться с застенчивостью»

Сформировать знания у родителей застенчивых детей о том, как поднять самооценку у застенчивых детей

Декабрь

Воспитатели, родители

Ответственные:  старший воспитатель

 Дискуссия "Семейное и общественное воспитание: единство и различия"

Направить внимание родителей на осознание сильных и слабых сторон двух социальных институтов  дошкольника, способствовать осознанию значимости каждого из них для полноценного развития ребенка

Январь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды, родители

Ответственные:  старший воспитатель

Мастер  - класс «Умение взаимодействовать с педагогами»

Мастер  - класс «Умение взаимодействовать с педагогами»

Декабрь

Воспитатели, родители

Ответственные:  старший воспитатель

Анкетирование «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями», с помощью которого можно определить характер затруднений педагогов в общении с родителями, выявление причин данных трудностей, тестовый опрос педагогов для выявления представления педагогами о диалогическом характере общения с родителями.

 Педагогический совет «Стратегии взаимодействия детского сада и семьи», целью которого является активизация педагогических умений педагогов по взаимодействию с родителями, обогащение новыми формами и методами в организации взаимодействия ДОУ и семьи.

Консультация с воспитателями, на которой  необходимо рассказать о застенчивости, о влиянии её на формирование личности ребёнка, о трудностях общения застенчивого человека с окружающими и о важности совместной работы по формированию коммуникативных способностей у застенчивых детей старшего дошкольного возраста. Результат консультации предусматривает изменение позиции педагогов по отношению к проблеме застенчивости, а именно желание помочь застенчивым детям преодолеть свою неуверенность, развить у них коммуникативные умения.

Дискуссию "Семейное и общественное воспитание: единство и различия"- определить преимущества семейного воспитания: эмоциональность воспитания, любовь, возможность индивидуального подхода, постоянств и длительность педагогического воздействия. Недостатки семейного воспитания: стихийность воспитания, отсутствие программы у родителей, незнание возрастных особенностей. Преимущества воспитания ребенка в детском саду: целенаправленность развития ребенка, наличие программы воспитания и обучения, квалифицированные кадры, развивающая среда, возможности для общения со сверстниками. Недостатки детского сада: деловой характер общения, недостаточность учета индивидуальных особенностей ребенка, сравнительная жесткость режима. Необходимость взаимодействия семьи и детского сада.

Лекция - беседы "Формы работы с семьей в развитии коммуникативных способностей застенчивых детей" - определить традиционные формы организации общения педагогов с родителями.

 Деловая игра с воспитателями «Решение педагогических ситуаций» (пришёл фотограф – застенчивый ребёнок не хочет идти фотографироваться; выступление на празднике – ребёнок выходит прочитать стихотворение и молчит и др.), и отбор методов и приемов, наиболее приемлемых  для развития  коммуникативных способностей у застенчивых детей.

 Вывод: застенчивому ребёнку очень трудно справиться с проблемой и чтобы не усугубить застенчивость, необходим правильный подход к таким детям.

      Деловая игра на тему: «Умение взаимодействовать  с родителями» -  помощь воспитателям в преодолении трудностей во взаимодействии  с родителями.  В ходе игры воспитатели разыгрывают разнообразные ситуации, которые могли бы произойти в группе при общении с родителями. Например, маме неловко подойти к воспитателю и попросить помочь ей разрешить  некую  спорную ситуацию, которая возникла у них дома в воспитании ребёнка, и  воспитатели предлагали свои решения для выхода из создавшегося положения.  Эта игра поможет воспитателям научиться решать конкретные ситуации, которые возникают при общении с родителями.

Для  формирования адекватного отношения родителей  к проблеме застенчивости, желания помочь своему ребёнку в развитии коммуникативных умений, необходимо  раскрыть для родителей  негативное влияние застенчивости на личность ребёнка, на проблему взаимоотношений ребёнка с окружающими его людьми. С этой целью рекомендуется организовать круглый стол: «Застенчивость – это проблема или нет?», на котором необходимо присутствие воспитатели, родители застенчивых детей.  Цель круглого стола - сформировать у родителей застенчивых детей правильное понимание проблемы застенчивости и активизировать педагогов и родителей на организацию совместной работы по формированию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.  В результате сделать вывод о том, что застенчивость мешает ребёнку полноценно общаться с окружающими, а значит полноценно развиваться ребёнку как личности.

Для преодоления  детьми застенчивости, развития у них коммуникативных способностей, необходимо тесное сотрудничество педагогов и семьи.  

Список использованной литературы

  1. Веденичева А. В. О сущности детской застенчивости // Нравственное          воспитание дошкольников.- М.,1975.
  2. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
  3. Касаткина Ю.В., Клюева Н.В. Учим детей общению. Ярославль, 1999.
  4. Федосеева Е.В. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., 1999.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Детский сад №8

Кировского района

Статья на тему:

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников.

подготовила

воспитатель

Митрунен Мрина Александровна

г. Санкт – Петербург

2013

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников.

     Анализ современного состояния проблемы взаимодействия ДОУ и семьи показал, что полноценное взаимодействие ДОУ и семьи – это актуальная проблема современного воспитания, так как семья и ДОУ являются основными субъектами воспитания. Однако работа с родителями часто ведется бессистемно и нецеленаправленно, отсутствует осознанность целей и задач воспитания детей, взаимопонимания между родителями и педагогами.

     Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей имеет очень большое значение для ребенка дошкольника. Для того чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах развития ребенка дошкольника, семья для педагогов не должна выступать как объект воздействия.

     Взаимодействие -  представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определённые взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих.

       Взаимодействие педагогов и родителей – это целенаправленно организованная совместная деятельность, основанная на их взаимопонимании и взаимном доверии и мотивированная общим стремлением.

       Цель взаимодействия – это добиться взаимопонимания и сотрудничества на основе обмена информацией в совместной деятельности.

       Современные формы и методы работы дошкольного образовательного учреждения по повышению педагогической компетентности родителей разнообразны, а результативность педагогического просвещения зависит от знаний педагогами конкретных семей и адекватного подбора содержания и форм работы с родителями. Сотрудничество, т.е. диалог между работниками дошкольного учреждения и семьи позволяет повлиять на формирование у родителей мотивов воспитательной деятельности.

   В дошкольной педагогике существует ряд исследований, которые доказывают необходимость формирования у детей навыков и умений коммуникативного характера (Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. и др.) В последние годы появилось ряд исследований (Мамонько О. В., Федосеева Е. Г.), которые посвящены проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников. В развитии коммуникативных способностей нуждаются застенчивые дети.

 «Коммуникативные умения» – это освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми, включающий в себя желание вступать в контакт с незнакомым человеком, умение понять его состояние и в соответствии с этим строить своё поведение»

Дошкольник осваивает такие умения как:

- умение организовывать общение (начать и завершить разговор, умение выслушать собеседника, договориться, решить конфликтные ситуации);

- умения эмпатийного характера (умение понимать эмоциональное состояние собеседника, умение придти на помощь);

- умения вербального характера (умение использовать адекватно ситуации средства речевой выразительности, умение вежливо общаться, употребляя в речи «волшебные слова»);

- умения невербального характера (умение использовать адекватно ситуации жесты, мимику, пантомимику).

 Освоение этих умений позволяют дошкольнику успешно строить отношения с окружающими, развиваться как личности.

Веденичева А. В. определила застенчивость как совокупность индивидуальных особенностей характера, проявляющихся в робости, стеснительности, часто молчаливости, сопровождающихся эмоциональной скованностью, которые приводят, в конечном счёте, к «укоренению» отрицательных привычек поведения и соответствующих качеств личности.

      Чтобы помочь ребёнку преодолеть застенчивость, развить у него коммуникативные умения необходимо взаимодействие педагогов и родителей.

      Методическая работа по взаимодействию педагогов и  семьи строится по двум направлениям:

1. просвещение родителей и педагогов, передача им необходимой информации по вопросу (лекции, индивидуальное или подгрупповое консультирование, информационные листы – памятки и т. д.).

2. организация продуктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Проект взаимодействия педагогов с родителями в развитии коммуникативных умений у застенчивых детей старшего дошкольного возраста

      В современных психолого-педагогических исследованиях недостаточно внимания уделяется вопросу взаимодействия педагогов и родителей в развитии коммуникативных умений у застенчивых детей. Однако проблема взаимосвязи педагогов и семьи в воспитательно-образовательном процессе достаточно широко отражена в психолого-педагогической  литературе, что позволяет адаптировать некоторые теоретические положения и практический опыт педагогов к рассматриваемой проблеме.

Цель проекта: оптимизация взаимодействия педагогов и родителей с целью развития коммуникативных способностей у застенчивых детей старшего дошкольного возраста.

 На основе анализа психолого-педагогических подходов к проблеме взаимодействия педагогов и семьи в развитии  коммуникативных способностей у застенчивых детей понимаем, что целенаправленно организованная совместная деятельность, основанная на их взаимопонимании, взаимном доверии и мотивированная общим стремлением –  преодоление трудностей общения  застенчивыми детьми.

Взаимодействие педагогов и родителей застенчивых детей  носит формальный  характер.  Застенчивые дети не доставляют хлопот воспитателям, а так как воспитатели чаще всего общаются с родителями по поводу проблем в поведении их детей, то и поводов для общения педагогов и родителей застенчивых детей  не было. Родители тоже не проявляли интереса к общению с воспитателями, так как они уверенны в том, что застенчивость не мешает полноценному развитию детей.

Первое направление – работа с педагогами и специалистами. В рамках этого направления поставлены следующие задачи:

  - формирование у педагогов дошкольного учреждения системы знаний о специфике взаимодействия педагогов и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей, методах взаимодействия ДОУ и семьи;

- осознание ими собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями;

- развитие готовности каждого педагога к профессиональному непрерывному  совершенствованию в области общения с родителями застенчивых детей;

- развитие у педагогов умения применять методы взаимодействия ДОУ и семьи, учитывая образовательные потребности родителей;

- развитие умения, ориентироваться в информации, отбирать из неё необходимое для собственной работы с родителями;

- развитие умения осуществлять индивидуальный подход к родителям в процессе общения;

      В работе с педагогами рекомендуется применить такие формы работы как анкетирование, тестовые опросы педагогов, педагогический совет, дискуссии, деловые игра, консультации, лекции, семинары-практикумы.

     В методическом кабинете необходимо оформить материалы по следующим направлениям:

- рекомендации воспитателям относительно содержания, форм, методов работы с родителями;

- систематизация материала по формам общения с родителями: групповым, индивидуальным, наглядно-информационным;

- повышение педагогического умения педагогов (самообразование, передовой опыт).

Второе направление – работа с родителями. В рамках этого направления поставлены следующие задачи:

  1. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах  развития коммуникативных способностей у застенчивых детей.
  2. Формирование адекватного отношения родителей  к проблеме застенчивости.
  3.  Использование правильного подхода к застенчивым детям, развитие умение совместных игр с детьми.

Тематический план

Название мероприятия

Цель проведения мероприятия

Сроки, участники мероприятия, ответственные

Блок 1 -  формирование у педагогов дошкольного учреждения системы знаний о специфике взаимодействия педагогов и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей.

Анкетирование «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями»

Самоанализ педагогами профессиональных затруднений в общении с родителями воспитанников и определении для себя тематики консультативной помощи.

Сентябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды.

Ответственные: старший воспитатель

Тестовые опросы педагогов и специалистов

Изучить особенности понимания и принятия педагогами взаимодействия с родителями как диалога равноправных партнеров.

Сентябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды.

Ответственные: старший воспитатель

Педагогический совет «Стратегии взаимодействия детского сада и семьи»

-активизация педагогических умений педагогов по взаимодействию с родителями;

- обогащение новыми формами и методами

Октябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды.

Ответственные: заведующая ДОУ, старший воспитатель

Дискуссия «Общение с родителями: и сложно и легко»

- определение проблем в  общении с родителями;

- развитие таких качеств личности педагогов как выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение.

Октябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды.

Ответственные:  старший воспитатель

Консультация   «Застенчивые дети»

- повышения уровня знаний о застенчивости, о влиянии ее на формирование личности, о трудностях общения застенчивого ребенка и о важности совместной работы по формированию коммуникативных способностей у застенчивых детей.

Октябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды.

Ответственные:  старший воспитатель

Дискуссия "Семейное и общественное воспитание: единство и различия"

Направить внимание педагогического коллектива на осознание сильных и слабых сторон двух социальных институтов  дошкольника, способствовать осознанию значимости каждого из них для полноценного развития ребенка.

Ноябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды.

Ответственные:  старший воспитатель

Лекция - беседа "Формы работы с семьей в развитии коммуникативных способностей застенчивых детей"

Познакомить педагогов с новыми подходами к сотрудничеству с семьей, нетрадиционными формами взаимодействия педагогов и родителей.

Ноябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды.

Ответственные:  старший воспитатель

Деловая игра «Формы и методы взаимодействия»

Решение педагогических задач с целью определения методов и приемов, приемлемых для развития коммуникативных способностей у застенчивых детей.

Ноябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды.

Ответственные:  старший воспитатель

Деловая игра «Умение взаимодействовать с родителями»

Разыгрывание ситуаций, которые могут произойти при общении с родителями.

Ноябрь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды

Ответственные:  старший воспитатель

Блок 2 -  Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах  развития коммуникативных способностей у застенчивых детей.

Круглый стол «Застенчивость – проблема или нет?»

Сформировать у родителей застенчивых детей правильное понимание проблемы застенчивости.  Активизировать родителей на совместную работу с педагогами по формированию коммуникативных способностей у детей.

Декабрь

Воспитатели, родители

Ответственные:  старший воспитатель

Консультация «Как помочь справиться с застенчивостью»

Сформировать знания у родителей застенчивых детей о том, как поднять самооценку у застенчивых детей

Декабрь

Воспитатели, родители

Ответственные:  старший воспитатель

 Дискуссия "Семейное и общественное воспитание: единство и различия"

Направить внимание родителей на осознание сильных и слабых сторон двух социальных институтов  дошкольника, способствовать осознанию значимости каждого из них для полноценного развития ребенка

Январь

Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды, родители

Ответственные:  старший воспитатель

Мастер  - класс «Умение взаимодействовать с педагогами»

Мастер  - класс «Умение взаимодействовать с педагогами»

Декабрь

Воспитатели, родители

Ответственные:  старший воспитатель

Анкетирование «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями», с помощью которого можно определить характер затруднений педагогов в общении с родителями, выявление причин данных трудностей, тестовый опрос педагогов для выявления представления педагогами о диалогическом характере общения с родителями.

 Педагогический совет «Стратегии взаимодействия детского сада и семьи», целью которого является активизация педагогических умений педагогов по взаимодействию с родителями, обогащение новыми формами и методами в организации взаимодействия ДОУ и семьи.

Консультация с воспитателями, на которой  необходимо рассказать о застенчивости, о влиянии её на формирование личности ребёнка, о трудностях общения застенчивого человека с окружающими и о важности совместной работы по формированию коммуникативных способностей у застенчивых детей старшего дошкольного возраста. Результат консультации предусматривает изменение позиции педагогов по отношению к проблеме застенчивости, а именно желание помочь застенчивым детям преодолеть свою неуверенность, развить у них коммуникативные умения.

Дискуссию "Семейное и общественное воспитание: единство и различия"- определить преимущества семейного воспитания: эмоциональность воспитания, любовь, возможность индивидуального подхода, постоянств и длительность педагогического воздействия. Недостатки семейного воспитания: стихийность воспитания, отсутствие программы у родителей, незнание возрастных особенностей. Преимущества воспитания ребенка в детском саду: целенаправленность развития ребенка, наличие программы воспитания и обучения, квалифицированные кадры, развивающая среда, возможности для общения со сверстниками. Недостатки детского сада: деловой характер общения, недостаточность учета индивидуальных особенностей ребенка, сравнительная жесткость режима. Необходимость взаимодействия семьи и детского сада.

Лекция - беседы "Формы работы с семьей в развитии коммуникативных способностей застенчивых детей" - определить традиционные формы организации общения педагогов с родителями.

 Деловая игра с воспитателями «Решение педагогических ситуаций» (пришёл фотограф – застенчивый ребёнок не хочет идти фотографироваться; выступление на празднике – ребёнок выходит прочитать стихотворение и молчит и др.), и отбор методов и приемов, наиболее приемлемых  для развития  коммуникативных способностей у застенчивых детей.

 Вывод: застенчивому ребёнку очень трудно справиться с проблемой и чтобы не усугубить застенчивость, необходим правильный подход к таким детям.

      Деловая игра на тему: «Умение взаимодействовать  с родителями» -  помощь воспитателям в преодолении трудностей во взаимодействии  с родителями.  В ходе игры воспитатели разыгрывают разнообразные ситуации, которые могли бы произойти в группе при общении с родителями. Например, маме неловко подойти к воспитателю и попросить помочь ей разрешить  некую  спорную ситуацию, которая возникла у них дома в воспитании ребёнка, и  воспитатели предлагали свои решения для выхода из создавшегося положения.  Эта игра поможет воспитателям научиться решать конкретные ситуации, которые возникают при общении с родителями.

Для  формирования адекватного отношения родителей  к проблеме застенчивости, желания помочь своему ребёнку в развитии коммуникативных умений, необходимо  раскрыть для родителей  негативное влияние застенчивости на личность ребёнка, на проблему взаимоотношений ребёнка с окружающими его людьми. С этой целью рекомендуется организовать круглый стол: «Застенчивость – это проблема или нет?», на котором необходимо присутствие воспитатели, родители застенчивых детей.  Цель круглого стола - сформировать у родителей застенчивых детей правильное понимание проблемы застенчивости и активизировать педагогов и родителей на организацию совместной работы по формированию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.  В результате сделать вывод о том, что застенчивость мешает ребёнку полноценно общаться с окружающими, а значит полноценно развиваться ребёнку как личности.

Для преодоления  детьми застенчивости, развития у них коммуникативных способностей, необходимо тесное сотрудничество педагогов и семьи.  

Список использованной литературы

  1. Веденичева А. В. О сущности детской застенчивости // Нравственное          воспитание дошкольников.- М.,1975.
  2. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
  3. Касаткина Ю.В., Клюева Н.В. Учим детей общению. Ярославль, 1999.
  4. Федосеева Е.В. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы: «Взаимодействие ДОУ и семьи в развитие коммуникативных способностей дошкольников»

Презентация из опыта работы:«Взаимодействие ДОУ и семьи в развитие коммуникативных способностей дошкольников»...

Консультация с родителями .Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в рамках формирования основ здорового образа жизни у дошкольников."Здоровье -не все , но без здоровья -ничто".

laquo;Здоровье – не все, но без здоровья – ничто»Сократ Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Пробл...

Статья "Коллективное художественное творчество детей старшего дошкольного возраста как эффективное средство развития коммуникативных способностей".

Статья посвящена исследованию коллективного художественного творчества как одного из эффективных средств развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Раскрываются педаг...