Статья на тему: Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников.
статья (подготовительная группа) по теме
Влияние дошкольного учреждения и семьи на развитие коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 28.31 КБ |
statya.docx | 28.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
Детский сад №8
Кировского района
Статья на тему:
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников.
подготовила
воспитатель
Митрунен Мрина Александровна
г. Санкт – Петербург
2013
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников.
Анализ современного состояния проблемы взаимодействия ДОУ и семьи показал, что полноценное взаимодействие ДОУ и семьи – это актуальная проблема современного воспитания, так как семья и ДОУ являются основными субъектами воспитания. Однако работа с родителями часто ведется бессистемно и нецеленаправленно, отсутствует осознанность целей и задач воспитания детей, взаимопонимания между родителями и педагогами.
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей имеет очень большое значение для ребенка дошкольника. Для того чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах развития ребенка дошкольника, семья для педагогов не должна выступать как объект воздействия.
Взаимодействие - представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определённые взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих.
Взаимодействие педагогов и родителей – это целенаправленно организованная совместная деятельность, основанная на их взаимопонимании и взаимном доверии и мотивированная общим стремлением.
Цель взаимодействия – это добиться взаимопонимания и сотрудничества на основе обмена информацией в совместной деятельности.
Современные формы и методы работы дошкольного образовательного учреждения по повышению педагогической компетентности родителей разнообразны, а результативность педагогического просвещения зависит от знаний педагогами конкретных семей и адекватного подбора содержания и форм работы с родителями. Сотрудничество, т.е. диалог между работниками дошкольного учреждения и семьи позволяет повлиять на формирование у родителей мотивов воспитательной деятельности.
В дошкольной педагогике существует ряд исследований, которые доказывают необходимость формирования у детей навыков и умений коммуникативного характера (Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. и др.) В последние годы появилось ряд исследований (Мамонько О. В., Федосеева Е. Г.), которые посвящены проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников. В развитии коммуникативных способностей нуждаются застенчивые дети.
«Коммуникативные умения» – это освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми, включающий в себя желание вступать в контакт с незнакомым человеком, умение понять его состояние и в соответствии с этим строить своё поведение»
Дошкольник осваивает такие умения как:
- умение организовывать общение (начать и завершить разговор, умение выслушать собеседника, договориться, решить конфликтные ситуации);
- умения эмпатийного характера (умение понимать эмоциональное состояние собеседника, умение придти на помощь);
- умения вербального характера (умение использовать адекватно ситуации средства речевой выразительности, умение вежливо общаться, употребляя в речи «волшебные слова»);
- умения невербального характера (умение использовать адекватно ситуации жесты, мимику, пантомимику).
Освоение этих умений позволяют дошкольнику успешно строить отношения с окружающими, развиваться как личности.
Веденичева А. В. определила застенчивость как совокупность индивидуальных особенностей характера, проявляющихся в робости, стеснительности, часто молчаливости, сопровождающихся эмоциональной скованностью, которые приводят, в конечном счёте, к «укоренению» отрицательных привычек поведения и соответствующих качеств личности.
Чтобы помочь ребёнку преодолеть застенчивость, развить у него коммуникативные умения необходимо взаимодействие педагогов и родителей.
Методическая работа по взаимодействию педагогов и семьи строится по двум направлениям:
1. просвещение родителей и педагогов, передача им необходимой информации по вопросу (лекции, индивидуальное или подгрупповое консультирование, информационные листы – памятки и т. д.).
2. организация продуктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Проект взаимодействия педагогов с родителями в развитии коммуникативных умений у застенчивых детей старшего дошкольного возраста
В современных психолого-педагогических исследованиях недостаточно внимания уделяется вопросу взаимодействия педагогов и родителей в развитии коммуникативных умений у застенчивых детей. Однако проблема взаимосвязи педагогов и семьи в воспитательно-образовательном процессе достаточно широко отражена в психолого-педагогической литературе, что позволяет адаптировать некоторые теоретические положения и практический опыт педагогов к рассматриваемой проблеме.
Цель проекта: оптимизация взаимодействия педагогов и родителей с целью развития коммуникативных способностей у застенчивых детей старшего дошкольного возраста.
На основе анализа психолого-педагогических подходов к проблеме взаимодействия педагогов и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей понимаем, что целенаправленно организованная совместная деятельность, основанная на их взаимопонимании, взаимном доверии и мотивированная общим стремлением – преодоление трудностей общения застенчивыми детьми.
Взаимодействие педагогов и родителей застенчивых детей носит формальный характер. Застенчивые дети не доставляют хлопот воспитателям, а так как воспитатели чаще всего общаются с родителями по поводу проблем в поведении их детей, то и поводов для общения педагогов и родителей застенчивых детей не было. Родители тоже не проявляли интереса к общению с воспитателями, так как они уверенны в том, что застенчивость не мешает полноценному развитию детей.
Первое направление – работа с педагогами и специалистами. В рамках этого направления поставлены следующие задачи:
- формирование у педагогов дошкольного учреждения системы знаний о специфике взаимодействия педагогов и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей, методах взаимодействия ДОУ и семьи;
- осознание ими собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями;
- развитие готовности каждого педагога к профессиональному непрерывному совершенствованию в области общения с родителями застенчивых детей;
- развитие у педагогов умения применять методы взаимодействия ДОУ и семьи, учитывая образовательные потребности родителей;
- развитие умения, ориентироваться в информации, отбирать из неё необходимое для собственной работы с родителями;
- развитие умения осуществлять индивидуальный подход к родителям в процессе общения;
В работе с педагогами рекомендуется применить такие формы работы как анкетирование, тестовые опросы педагогов, педагогический совет, дискуссии, деловые игра, консультации, лекции, семинары-практикумы.
В методическом кабинете необходимо оформить материалы по следующим направлениям:
- рекомендации воспитателям относительно содержания, форм, методов работы с родителями;
- систематизация материала по формам общения с родителями: групповым, индивидуальным, наглядно-информационным;
- повышение педагогического умения педагогов (самообразование, передовой опыт).
Второе направление – работа с родителями. В рамках этого направления поставлены следующие задачи:
- Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития коммуникативных способностей у застенчивых детей.
- Формирование адекватного отношения родителей к проблеме застенчивости.
- Использование правильного подхода к застенчивым детям, развитие умение совместных игр с детьми.
Тематический план
Название мероприятия | Цель проведения мероприятия | Сроки, участники мероприятия, ответственные |
Блок 1 - формирование у педагогов дошкольного учреждения системы знаний о специфике взаимодействия педагогов и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей. | ||
Анкетирование «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями» | Самоанализ педагогами профессиональных затруднений в общении с родителями воспитанников и определении для себя тематики консультативной помощи. | Сентябрь Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды. Ответственные: старший воспитатель |
Тестовые опросы педагогов и специалистов | Изучить особенности понимания и принятия педагогами взаимодействия с родителями как диалога равноправных партнеров. | Сентябрь Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды. Ответственные: старший воспитатель |
Педагогический совет «Стратегии взаимодействия детского сада и семьи» | -активизация педагогических умений педагогов по взаимодействию с родителями; - обогащение новыми формами и методами | Октябрь Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды. Ответственные: заведующая ДОУ, старший воспитатель |
Дискуссия «Общение с родителями: и сложно и легко» | - определение проблем в общении с родителями; - развитие таких качеств личности педагогов как выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение. | Октябрь Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды. Ответственные: старший воспитатель |
Консультация «Застенчивые дети» | - повышения уровня знаний о застенчивости, о влиянии ее на формирование личности, о трудностях общения застенчивого ребенка и о важности совместной работы по формированию коммуникативных способностей у застенчивых детей. | Октябрь Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды. Ответственные: старший воспитатель |
Дискуссия "Семейное и общественное воспитание: единство и различия" | Направить внимание педагогического коллектива на осознание сильных и слабых сторон двух социальных институтов дошкольника, способствовать осознанию значимости каждого из них для полноценного развития ребенка. | Ноябрь Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды. Ответственные: старший воспитатель |
Лекция - беседа "Формы работы с семьей в развитии коммуникативных способностей застенчивых детей" | Познакомить педагогов с новыми подходами к сотрудничеству с семьей, нетрадиционными формами взаимодействия педагогов и родителей. | Ноябрь Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды. Ответственные: старший воспитатель |
Деловая игра «Формы и методы взаимодействия» | Решение педагогических задач с целью определения методов и приемов, приемлемых для развития коммуникативных способностей у застенчивых детей. | Ноябрь Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды. Ответственные: старший воспитатель |
Деловая игра «Умение взаимодействовать с родителями» | Разыгрывание ситуаций, которые могут произойти при общении с родителями. | Ноябрь Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды Ответственные: старший воспитатель |
Блок 2 - Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития коммуникативных способностей у застенчивых детей. | ||
Круглый стол «Застенчивость – проблема или нет?» | Сформировать у родителей застенчивых детей правильное понимание проблемы застенчивости. Активизировать родителей на совместную работу с педагогами по формированию коммуникативных способностей у детей. | Декабрь Воспитатели, родители Ответственные: старший воспитатель |
Консультация «Как помочь справиться с застенчивостью» | Сформировать знания у родителей застенчивых детей о том, как поднять самооценку у застенчивых детей | Декабрь Воспитатели, родители Ответственные: старший воспитатель |
Дискуссия "Семейное и общественное воспитание: единство и различия" | Направить внимание родителей на осознание сильных и слабых сторон двух социальных институтов дошкольника, способствовать осознанию значимости каждого из них для полноценного развития ребенка | Январь Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды, родители Ответственные: старший воспитатель |
Мастер - класс «Умение взаимодействовать с педагогами» | Мастер - класс «Умение взаимодействовать с педагогами» | Декабрь Воспитатели, родители Ответственные: старший воспитатель |
Анкетирование «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями», с помощью которого можно определить характер затруднений педагогов в общении с родителями, выявление причин данных трудностей, тестовый опрос педагогов для выявления представления педагогами о диалогическом характере общения с родителями.
Педагогический совет «Стратегии взаимодействия детского сада и семьи», целью которого является активизация педагогических умений педагогов по взаимодействию с родителями, обогащение новыми формами и методами в организации взаимодействия ДОУ и семьи.
Консультация с воспитателями, на которой необходимо рассказать о застенчивости, о влиянии её на формирование личности ребёнка, о трудностях общения застенчивого человека с окружающими и о важности совместной работы по формированию коммуникативных способностей у застенчивых детей старшего дошкольного возраста. Результат консультации предусматривает изменение позиции педагогов по отношению к проблеме застенчивости, а именно желание помочь застенчивым детям преодолеть свою неуверенность, развить у них коммуникативные умения.
Дискуссию "Семейное и общественное воспитание: единство и различия"- определить преимущества семейного воспитания: эмоциональность воспитания, любовь, возможность индивидуального подхода, постоянств и длительность педагогического воздействия. Недостатки семейного воспитания: стихийность воспитания, отсутствие программы у родителей, незнание возрастных особенностей. Преимущества воспитания ребенка в детском саду: целенаправленность развития ребенка, наличие программы воспитания и обучения, квалифицированные кадры, развивающая среда, возможности для общения со сверстниками. Недостатки детского сада: деловой характер общения, недостаточность учета индивидуальных особенностей ребенка, сравнительная жесткость режима. Необходимость взаимодействия семьи и детского сада.
Лекция - беседы "Формы работы с семьей в развитии коммуникативных способностей застенчивых детей" - определить традиционные формы организации общения педагогов с родителями.
Деловая игра с воспитателями «Решение педагогических ситуаций» (пришёл фотограф – застенчивый ребёнок не хочет идти фотографироваться; выступление на празднике – ребёнок выходит прочитать стихотворение и молчит и др.), и отбор методов и приемов, наиболее приемлемых для развития коммуникативных способностей у застенчивых детей.
Вывод: застенчивому ребёнку очень трудно справиться с проблемой и чтобы не усугубить застенчивость, необходим правильный подход к таким детям.
Деловая игра на тему: «Умение взаимодействовать с родителями» - помощь воспитателям в преодолении трудностей во взаимодействии с родителями. В ходе игры воспитатели разыгрывают разнообразные ситуации, которые могли бы произойти в группе при общении с родителями. Например, маме неловко подойти к воспитателю и попросить помочь ей разрешить некую спорную ситуацию, которая возникла у них дома в воспитании ребёнка, и воспитатели предлагали свои решения для выхода из создавшегося положения. Эта игра поможет воспитателям научиться решать конкретные ситуации, которые возникают при общении с родителями.
Для формирования адекватного отношения родителей к проблеме застенчивости, желания помочь своему ребёнку в развитии коммуникативных умений, необходимо раскрыть для родителей негативное влияние застенчивости на личность ребёнка, на проблему взаимоотношений ребёнка с окружающими его людьми. С этой целью рекомендуется организовать круглый стол: «Застенчивость – это проблема или нет?», на котором необходимо присутствие воспитатели, родители застенчивых детей. Цель круглого стола - сформировать у родителей застенчивых детей правильное понимание проблемы застенчивости и активизировать педагогов и родителей на организацию совместной работы по формированию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. В результате сделать вывод о том, что застенчивость мешает ребёнку полноценно общаться с окружающими, а значит полноценно развиваться ребёнку как личности.
Для преодоления детьми застенчивости, развития у них коммуникативных способностей, необходимо тесное сотрудничество педагогов и семьи.
Список использованной литературы
- Веденичева А. В. О сущности детской застенчивости // Нравственное воспитание дошкольников.- М.,1975.
- Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
- Касаткина Ю.В., Клюева Н.В. Учим детей общению. Ярославль, 1999.
- Федосеева Е.В. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., 1999.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
Детский сад №8
Кировского района
Статья на тему:
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников.
подготовила
воспитатель
Митрунен Мрина Александровна
г. Санкт – Петербург
2013
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей старших дошкольников.
Анализ современного состояния проблемы взаимодействия ДОУ и семьи показал, что полноценное взаимодействие ДОУ и семьи – это актуальная проблема современного воспитания, так как семья и ДОУ являются основными субъектами воспитания. Однако работа с родителями часто ведется бессистемно и нецеленаправленно, отсутствует осознанность целей и задач воспитания детей, взаимопонимания между родителями и педагогами.
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей имеет очень большое значение для ребенка дошкольника. Для того чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах развития ребенка дошкольника, семья для педагогов не должна выступать как объект воздействия.
Взаимодействие - представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определённые взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих.
Взаимодействие педагогов и родителей – это целенаправленно организованная совместная деятельность, основанная на их взаимопонимании и взаимном доверии и мотивированная общим стремлением.
Цель взаимодействия – это добиться взаимопонимания и сотрудничества на основе обмена информацией в совместной деятельности.
Современные формы и методы работы дошкольного образовательного учреждения по повышению педагогической компетентности родителей разнообразны, а результативность педагогического просвещения зависит от знаний педагогами конкретных семей и адекватного подбора содержания и форм работы с родителями. Сотрудничество, т.е. диалог между работниками дошкольного учреждения и семьи позволяет повлиять на формирование у родителей мотивов воспитательной деятельности.
В дошкольной педагогике существует ряд исследований, которые доказывают необходимость формирования у детей навыков и умений коммуникативного характера (Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. и др.) В последние годы появилось ряд исследований (Мамонько О. В., Федосеева Е. Г.), которые посвящены проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников. В развитии коммуникативных способностей нуждаются застенчивые дети.
«Коммуникативные умения» – это освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми, включающий в себя желание вступать в контакт с незнакомым человеком, умение понять его состояние и в соответствии с этим строить своё поведение»
Дошкольник осваивает такие умения как:
- умение организовывать общение (начать и завершить разговор, умение выслушать собеседника, договориться, решить конфликтные ситуации);
- умения эмпатийного характера (умение понимать эмоциональное состояние собеседника, умение придти на помощь);
- умения вербального характера (умение использовать адекватно ситуации средства речевой выразительности, умение вежливо общаться, употребляя в речи «волшебные слова»);
- умения невербального характера (умение использовать адекватно ситуации жесты, мимику, пантомимику).
Освоение этих умений позволяют дошкольнику успешно строить отношения с окружающими, развиваться как личности.
Веденичева А. В. определила застенчивость как совокупность индивидуальных особенностей характера, проявляющихся в робости, стеснительности, часто молчаливости, сопровождающихся эмоциональной скованностью, которые приводят, в конечном счёте, к «укоренению» отрицательных привычек поведения и соответствующих качеств личности.
Чтобы помочь ребёнку преодолеть застенчивость, развить у него коммуникативные умения необходимо взаимодействие педагогов и родителей.
Методическая работа по взаимодействию педагогов и семьи строится по двум направлениям:
1. просвещение родителей и педагогов, передача им необходимой информации по вопросу (лекции, индивидуальное или подгрупповое консультирование, информационные листы – памятки и т. д.).
2. организация продуктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Проект взаимодействия педагогов с родителями в развитии коммуникативных умений у застенчивых детей старшего дошкольного возраста
В современных психолого-педагогических исследованиях недостаточно внимания уделяется вопросу взаимодействия педагогов и родителей в развитии коммуникативных умений у застенчивых детей. Однако проблема взаимосвязи педагогов и семьи в воспитательно-образовательном процессе достаточно широко отражена в психолого-педагогической литературе, что позволяет адаптировать некоторые теоретические положения и практический опыт педагогов к рассматриваемой проблеме.
Цель проекта: оптимизация взаимодействия педагогов и родителей с целью развития коммуникативных способностей у застенчивых детей старшего дошкольного возраста.
На основе анализа психолого-педагогических подходов к проблеме взаимодействия педагогов и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей понимаем, что целенаправленно организованная совместная деятельность, основанная на их взаимопонимании, взаимном доверии и мотивированная общим стремлением – преодоление трудностей общения застенчивыми детьми.
Взаимодействие педагогов и родителей застенчивых детей носит формальный характер. Застенчивые дети не доставляют хлопот воспитателям, а так как воспитатели чаще всего общаются с родителями по поводу проблем в поведении их детей, то и поводов для общения педагогов и родителей застенчивых детей не было. Родители тоже не проявляли интереса к общению с воспитателями, так как они уверенны в том, что застенчивость не мешает полноценному развитию детей.
Первое направление – работа с педагогами и специалистами. В рамках этого направления поставлены следующие задачи:
- формирование у педагогов дошкольного учреждения системы знаний о специфике взаимодействия педагогов и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей, методах взаимодействия ДОУ и семьи;
- осознание ими собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями;
- развитие готовности каждого педагога к профессиональному непрерывному совершенствованию в области общения с родителями застенчивых детей;
- развитие у педагогов умения применять методы взаимодействия ДОУ и семьи, учитывая образовательные потребности родителей;
- развитие умения, ориентироваться в информации, отбирать из неё необходимое для собственной работы с родителями;
- развитие умения осуществлять индивидуальный подход к родителям в процессе общения;
В работе с педагогами рекомендуется применить такие формы работы как анкетирование, тестовые опросы педагогов, педагогический совет, дискуссии, деловые игра, консультации, лекции, семинары-практикумы.
В методическом кабинете необходимо оформить материалы по следующим направлениям:
- рекомендации воспитателям относительно содержания, форм, методов работы с родителями;
- систематизация материала по формам общения с родителями: групповым, индивидуальным, наглядно-информационным;
- повышение педагогического умения педагогов (самообразование, передовой опыт).
Второе направление – работа с родителями. В рамках этого направления поставлены следующие задачи:
- Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития коммуникативных способностей у застенчивых детей.
- Формирование адекватного отношения родителей к проблеме застенчивости.
- Использование правильного подхода к застенчивым детям, развитие умение совместных игр с детьми.
Тематический план
Название мероприятия | Цель проведения мероприятия | Сроки, участники мероприятия, ответственные |
Блок 1 - формирование у педагогов дошкольного учреждения системы знаний о специфике взаимодействия педагогов и семьи в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей. | ||
Анкетирование «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями» | Самоанализ педагогами профессиональных затруднений в общении с родителями воспитанников и определении для себя тематики консультативной помощи. | Сентябрь Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды. Ответственные: старший воспитатель |
Тестовые опросы педагогов и специалистов | Изучить особенности понимания и принятия педагогами взаимодействия с родителями как диалога равноправных партнеров. | Сентябрь Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды. Ответственные: старший воспитатель |
Педагогический совет «Стратегии взаимодействия детского сада и семьи» | -активизация педагогических умений педагогов по взаимодействию с родителями; - обогащение новыми формами и методами | Октябрь Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды. Ответственные: заведующая ДОУ, старший воспитатель |
Дискуссия «Общение с родителями: и сложно и легко» | - определение проблем в общении с родителями; - развитие таких качеств личности педагогов как выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение. | Октябрь Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды. Ответственные: старший воспитатель |
Консультация «Застенчивые дети» | - повышения уровня знаний о застенчивости, о влиянии ее на формирование личности, о трудностях общения застенчивого ребенка и о важности совместной работы по формированию коммуникативных способностей у застенчивых детей. | Октябрь Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды. Ответственные: старший воспитатель |
Дискуссия "Семейное и общественное воспитание: единство и различия" | Направить внимание педагогического коллектива на осознание сильных и слабых сторон двух социальных институтов дошкольника, способствовать осознанию значимости каждого из них для полноценного развития ребенка. | Ноябрь Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды. Ответственные: старший воспитатель |
Лекция - беседа "Формы работы с семьей в развитии коммуникативных способностей застенчивых детей" | Познакомить педагогов с новыми подходами к сотрудничеству с семьей, нетрадиционными формами взаимодействия педагогов и родителей. | Ноябрь Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды. Ответственные: старший воспитатель |
Деловая игра «Формы и методы взаимодействия» | Решение педагогических задач с целью определения методов и приемов, приемлемых для развития коммуникативных способностей у застенчивых детей. | Ноябрь Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды. Ответственные: старший воспитатель |
Деловая игра «Умение взаимодействовать с родителями» | Разыгрывание ситуаций, которые могут произойти при общении с родителями. | Ноябрь Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды Ответственные: старший воспитатель |
Блок 2 - Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития коммуникативных способностей у застенчивых детей. | ||
Круглый стол «Застенчивость – проблема или нет?» | Сформировать у родителей застенчивых детей правильное понимание проблемы застенчивости. Активизировать родителей на совместную работу с педагогами по формированию коммуникативных способностей у детей. | Декабрь Воспитатели, родители Ответственные: старший воспитатель |
Консультация «Как помочь справиться с застенчивостью» | Сформировать знания у родителей застенчивых детей о том, как поднять самооценку у застенчивых детей | Декабрь Воспитатели, родители Ответственные: старший воспитатель |
Дискуссия "Семейное и общественное воспитание: единство и различия" | Направить внимание родителей на осознание сильных и слабых сторон двух социальных институтов дошкольника, способствовать осознанию значимости каждого из них для полноценного развития ребенка | Январь Воспитатели старших групп, физ. работники, муз. работники, логопеды, родители Ответственные: старший воспитатель |
Мастер - класс «Умение взаимодействовать с педагогами» | Мастер - класс «Умение взаимодействовать с педагогами» | Декабрь Воспитатели, родители Ответственные: старший воспитатель |
Анкетирование «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями», с помощью которого можно определить характер затруднений педагогов в общении с родителями, выявление причин данных трудностей, тестовый опрос педагогов для выявления представления педагогами о диалогическом характере общения с родителями.
Педагогический совет «Стратегии взаимодействия детского сада и семьи», целью которого является активизация педагогических умений педагогов по взаимодействию с родителями, обогащение новыми формами и методами в организации взаимодействия ДОУ и семьи.
Консультация с воспитателями, на которой необходимо рассказать о застенчивости, о влиянии её на формирование личности ребёнка, о трудностях общения застенчивого человека с окружающими и о важности совместной работы по формированию коммуникативных способностей у застенчивых детей старшего дошкольного возраста. Результат консультации предусматривает изменение позиции педагогов по отношению к проблеме застенчивости, а именно желание помочь застенчивым детям преодолеть свою неуверенность, развить у них коммуникативные умения.
Дискуссию "Семейное и общественное воспитание: единство и различия"- определить преимущества семейного воспитания: эмоциональность воспитания, любовь, возможность индивидуального подхода, постоянств и длительность педагогического воздействия. Недостатки семейного воспитания: стихийность воспитания, отсутствие программы у родителей, незнание возрастных особенностей. Преимущества воспитания ребенка в детском саду: целенаправленность развития ребенка, наличие программы воспитания и обучения, квалифицированные кадры, развивающая среда, возможности для общения со сверстниками. Недостатки детского сада: деловой характер общения, недостаточность учета индивидуальных особенностей ребенка, сравнительная жесткость режима. Необходимость взаимодействия семьи и детского сада.
Лекция - беседы "Формы работы с семьей в развитии коммуникативных способностей застенчивых детей" - определить традиционные формы организации общения педагогов с родителями.
Деловая игра с воспитателями «Решение педагогических ситуаций» (пришёл фотограф – застенчивый ребёнок не хочет идти фотографироваться; выступление на празднике – ребёнок выходит прочитать стихотворение и молчит и др.), и отбор методов и приемов, наиболее приемлемых для развития коммуникативных способностей у застенчивых детей.
Вывод: застенчивому ребёнку очень трудно справиться с проблемой и чтобы не усугубить застенчивость, необходим правильный подход к таким детям.
Деловая игра на тему: «Умение взаимодействовать с родителями» - помощь воспитателям в преодолении трудностей во взаимодействии с родителями. В ходе игры воспитатели разыгрывают разнообразные ситуации, которые могли бы произойти в группе при общении с родителями. Например, маме неловко подойти к воспитателю и попросить помочь ей разрешить некую спорную ситуацию, которая возникла у них дома в воспитании ребёнка, и воспитатели предлагали свои решения для выхода из создавшегося положения. Эта игра поможет воспитателям научиться решать конкретные ситуации, которые возникают при общении с родителями.
Для формирования адекватного отношения родителей к проблеме застенчивости, желания помочь своему ребёнку в развитии коммуникативных умений, необходимо раскрыть для родителей негативное влияние застенчивости на личность ребёнка, на проблему взаимоотношений ребёнка с окружающими его людьми. С этой целью рекомендуется организовать круглый стол: «Застенчивость – это проблема или нет?», на котором необходимо присутствие воспитатели, родители застенчивых детей. Цель круглого стола - сформировать у родителей застенчивых детей правильное понимание проблемы застенчивости и активизировать педагогов и родителей на организацию совместной работы по формированию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. В результате сделать вывод о том, что застенчивость мешает ребёнку полноценно общаться с окружающими, а значит полноценно развиваться ребёнку как личности.
Для преодоления детьми застенчивости, развития у них коммуникативных способностей, необходимо тесное сотрудничество педагогов и семьи.
Список использованной литературы
- Веденичева А. В. О сущности детской застенчивости // Нравственное воспитание дошкольников.- М.,1975.
- Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
- Касаткина Ю.В., Клюева Н.В. Учим детей общению. Ярославль, 1999.
- Федосеева Е.В. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы:«Взаимодействие ДОУ и семьи в развитие коммуникативных способностей дошкольников»
Презентация из опыта работы:«Взаимодействие ДОУ и семьи в развитие коммуникативных способностей дошкольников»...
Консультация для родителей "Взаимодействие ДОУ и семьи по развитию коммуникативных способностей и социальной одаренности детей"
Консультативный материал для родителей и педагогов...
Статья "Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями
В основе современного взгляда на взаимодействие семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны п...
Консультация с родителями .Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в рамках формирования основ здорового образа жизни у дошкольников."Здоровье -не все , но без здоровья -ничто".
laquo;Здоровье – не все, но без здоровья – ничто»Сократ Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Пробл...
Выступление на тему «Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи»
Информация для педагогов...