Как развивать наблюдательность?
консультация
Консультация для родителей "Как развивать наблюдательность?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_razvivat_nablyudatelnost.docx | 16.75 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «КАК РАЗВИВАТЬ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ?»
«КАКОЙ НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ!» – ЧАСТО МОЖНО УСЛЫШАТЬ РОДИТЕЛЬСКИЙ УПРЕК В АДРЕС СОБСТВЕННОГО ЧАДА. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ДЕТСКАЯ ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ (ИЛИ, ИНАЧЕ ГОВОРЯ, НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ), КАК ОНА ФОРМИРУЕТСЯ И МОЖНО ЛИ ЕЕ «НАТРЕНИРОВАТЬ»?
Первые навыки наблюдений ребенок приобретает еще в первые месяцы жизни, по мере образования у него условных рефлексов. Сначала он реагирует на большие, движущиеся, яркие предметы, необычные звуки или запахи, восприниет предметы целостно, не детализируя. Потом в процессе игры – уже в дошкольном возрасте – начинает подмечать детали предмета, выделять существенные признаки, его отдельные свойства (колесико крутится, фартучек шуршит). В старшем дошкольном возрасте восприятие становится более организованным и «управляемым», а значит, развивается детальная наблюдательность.
Наблюдательность – не врожденное качество, его можно и нужно целенаправленно развивать. В этом ребенку могут помочь взрослые. Их задача – обращать его внимание на существенные признаки, учить отделять главное от второстепенного. Взрослые знакомят ребенка с окружающими предметами, помогают усвоить их названия, отвечают на многочисленные вопросы «почемучек». Так дети учатся обобщать и дифференцировать предметы по наиболее важным признакам.
Наблюдательность – это способность подмечать характерные существенные, но малозаметные свойства предметов и явлений.
КАК ТРЕНИРОВАТЬ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ?
Самая лучшая форма развития восприятия и наблюдательности в дошкольном и младшем школьном возрасте – игра. Начинать играть можно уже с трехлетними детьми. В игре они учатся различать и анализировать свойства предметов – их цвет, форму, величину, вес. Одновременное осуществление игровых действий и движений закрепляют полученную информацию. С точки зрения развития эмоционального интеллекта важно, чтобы ребенок, играя, получал эмоциональный заряд радости и интереса.
Рисование и лепка также имеют большое значение для развития восприятия и наблюдательности. Передавая на бумаге, холсте или в пластилине, глине контуры предметов, различая оттенки цветов и т.д., дети приучаются самостоятельно ставить перед собой задачу наблюдения.
Активными инструментами развития наблюдательности также служат занятия рукоделием или создание чего-либо по образцу с учетом деталей. Примерами могут служить вышивание лентами, нитками, бисером для девочек, конструкторы, или поделки «сделай сам» – для мальчиков.
Наблюдательность можно поэтично назвать утонченностью восприятия. Она, конечно, связана с вниманием, и в частности, со способностью к концентрации внимания. Тесты и упражнения на развитие наблюдательности чаще всего содержат задания на тренировку внимания, зрительной памяти: найди отличия, посмотри, что изменилось (отыщи на картинке спрятанных зверюшек, цифры и т.п.). Настольные игры также могут способствовать развитию наблюдательности, особенно те, в которых делается акцент на внимание к деталям (запоминание комбинаций цифр, алгоритмов действий и др.). Это и всем известные шахматы, шашки, и стратегические, абстрактные, игры-бродилки (например, «Каркассон», «Монополия», «Уно», «Эрудит»). Они все учат сосредоточенности, концентрации внимания, запоминанию, а попутно способствуют развитию взаимодействия между игроками, умению договариваться и другим социальным и коммуникативным навыкам. Так, в настольной игре «Интересвиль. Путешествие в волшебную страну эмоций» развивается наблюдательность к людям, их эмоциям, настроению (такого рода наблюдательность – важнейший жизненный навык)!
Чтобы ребенок стал наблюдательнее, ему должно быть элементарно интересно. И немного удивительно. Эти эмоции – удивление и интерес способствуют возникновению любознательности!
Чтобы разбудить пытливость ума своего чада, чаще задавайте вопросы про все вокруг: почему небо голубое, почему трава зеленая, почему яблоко на землю падает, а не улетает в космос… Самые неожиданные и даже странные вопросы про то, что кажется само собой разумеющимся, будут весьма кстати! Здесь важно не бросить ответ на произвол судьбы, а дать помочь ребенку найти ответ, если он не может сделать это сам, или подсказать, где искать. Спрашивайте и отвечайте эмоционально, с юмором, удивляйтесь сами и вызывайте удивление у своего ребенка, и в итоге вы разовьете любознательность, а затем и наблюдательность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развиваем пальчики - развиваем речь"
В презентации представлены формы работы по развитию мелкой моторики у детей....
рабочая программа по теме "Развиваем пальчики- развиваем мозг"
Программа направлена на развитие речи детей 3х лет через развитие мелкой моторики рук.В программу включены занятия по пластилинографии , тестопластике, пальчиковые игры, игры со специальным оборудован...
Родительское собрание "Развиваем руки - развиваем речь"
«Развиваем руки — развиваем речь». Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамм...
Консультация для родителей: «Развиваем мелкую моторику - развиваем речь.
игры и упражнения для развития мелкой моторики рук...
Консультация для родителей: "Развивая руки-развиваем речь"
Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. За мелкую моторику «отвечают» нервная и мышечная системы, зрение.Развитие мелкой моторики рук у детей проход...
Развивая пальчики развиваем речь
Взаимодействие с родителями...
Развивающие игры для детей 3, 4 лет, которые развивают чувствительность пальчиков, развивают мелкую моторику, развивают творческое воображение и целостное восприятие.
Развивающие игры для детей 3, 4 лет, которые развивают чувствительность пальчиков, развивают мелкую моторику, развивают творческое воображение и целостное восприятие.Наверняка вы уже слышали, что мышл...