рабочая программа по теме "Развиваем пальчики- развиваем мозг"
рабочая программа по развитию речи (младшая группа) по теме

Программа направлена на развитие речи детей 3х лет через развитие мелкой моторики рук.В программу включены занятия по пластилинографии , тестопластике, пальчиковые игры, игры со специальным оборудованием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx35.23 КБ

Предварительный просмотр:

       МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ                                                                                                            
        «ПРАВДИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД» ВОЛЧИХИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ              

              Рабочая  программа

                             по теме

  «Развиваем пальчики – развиваем мозг».

     Направление « Познавательно-речевое развитие»

   

                                     

                                                                   Автор:

                                                                   воспитатель Костина Л.П.

                                     с. Правда -2012год

               

                  Пояснительная записка

     Данная программа направлена на развитие речи детей 3-х  лет через развитие мелкой моторики рук. Научно доказано ,что тонкие движения                
пальцев приводят к возбуждению  в речевых центрах головного мозга ,
что положительно  влияет на развитие детской речи.  Обычно ребёнок  имеющий высокий уровень развития мелкой моторики ,умеет логически мыслить , у него достаточно развиты память , внимание , связная речь.
Исходя из этого  утверждения , в данной программе представлен комп-
лекс  занятий и упражнений для работы пальчиков .
   В рабочую программу включены занятия по пластилинографии ,
тестопластике, пальчиковые игры , игры со специальным оборудовани-
ем (шнуровки , мозаики , игры с крупой ,с предметами) и другие  .
  Весь материал распределён по месяцам. Каждый месяц имеет свою   те- му, которая связана с жизнью детей или сезонными изменениями в при-
роде. Занятия по развитию пальчиков проводятся  как в специально организованной деятельности , так и в течении всего дня. Большое внима-
ние уделяется работе с родителями, привлечению их к изготовлению игро-    вых модулей и занятию с детьми дома.
   Данная программа построена по принципу   интеграции образователь-  ных областей : художественное творчество , труд, коммуникация , физическое развитие . Занятия по пластилинографии и тестопластике  включены в образовательную область  « ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»        и могут проводиться на занятиях по лепке и аппликации.

Программа составлена на основе авторских наработок и изучения

соответствующей методической литературы.

                               Цель программы:

1. Способствовать развитию речи детей трёх лет.


                                Задачи:

1.  Расширять словарный запас детей, повышать речевую
   активность.
2. Развивать мелкую моторику рук , координацию движений рук,
  тактильные  ощущения.

3. Развивать умение совмещать движения рук со словами в тексте.

4.Развивать память.

5.Совершенствовать дикцию и звукопроизношение.

6.Формировать умение работать с пластилином и тестом.

7. Прививать художественно-эстетический вкус, интерес к творчеству.

    Предполагаемые результаты :

1.Расширяется словарный запас детей.

2.Улучшается дикция, звукопроизношение.

3.Развивается память.

4.Повышается уровень развития мелкой моторики рук, улучшается          

   координация  движений.

5.Наблюдается интерес к пальчиковым играм.

6. Формируются навыки работы с пластилином.

          КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

   МЕСЯЦ

    ТЕМА

СПЕЦИАЛЬНО  ОРГАНИЗОВАННАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОБРАЗОВА-ТЕЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬ-

НОСТЬ В

ХОДЕ  РЕЖИМНЫХ

МОМЕНТОВ

САМОСТОЯ-ТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВЗАИМО-

ДЕЙСТВИЕ  С

РОДИТЕЛЯМИ

                 цели                    

             СОДЕРЖАНИЕ

                        СЕНТЯБРЬ

          МОЙ    ДЕТСКИЙ    САД

Учить детей выполнять движения согласно тексту, побуждать на произношение слов за воспитателем,

учить общаться друг с другом.

Коммуникативная игра

«Здравствуйте!»

Пальчиковая гимнастика

«Пальчики здороваются».

«Собери пирамидку»

Предло-жить

родителям

изготовить

игры «Сухой бассейн»

(из пластмас-

совых пробок),

игру

«Золушка».

Познакомить со свойствами теста, развивать тактильные  ощущения.

Знакомство с тестом.

Игра «Шлёпаем ладошками»

Упражнение для

пальцев «Застегни

сандалики»

«Сухой бассейн»

Учить отщипывать маленькие кусочки

пластилина и прижимать их к картону

в нужном месте.

Коллективная работа «Украсим детский сад»

(клумба с цветами, пластилинография)

Пальчиковая гимнастика «Дружат в нашей

группе девочки и

мальчики»

«Золушка»

(разделить  по баночкам

фасоль и горох)

                                ОКТЯБРЬ

                        ПРИШЛА     ОСЕНЬ

Развивать тактильные ощущения, учить

определять на ощупь  огурец, помидор,

банан, апельсин.

Русская народная закличка

с  движениями «Солнышко-

ведрышко». Д/у «Чудесный

мешочек».

Самомассаж пальчиков «Этот

пальчик самый

главный».

«Прищепки»

(учить раскрывать

и пристёгивать)

 Предло-жить

родителям

выполнять с

детьми массаж

пальчиков

каждый день.

Учить отщипывать кусочки пластилина, скатывать шарики и прижимать в нужном месте. Развивать мелкие мышцы пальцев

«Ягодки на веточке»

(пластилинография)

Пальчиковая игра

«Где же наши

   ручки?»

Игры с пуговицами

(выложить рисунок-

гусеницу, воздуш-ные шары и др.)

Учить разрывать пальчиками комок

теста и доставать из него семена

(тыква,фасоль, горох), желуди, орешки.

«Что спрятано?»

  (игра с тестом)

«Ручка ручку моет»

игры с водой.

Рисование по манной крупе.

   МЕСЯЦ

    ТЕМА

СПЕЦИАЛЬНО  ОРГАНИЗОВАННАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В

ХОДЕ  РЕЖИМНЫХ

МОМЕНТОВ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВЗАИМО-

ДЕЙСТВИЕ  С

РОДИТЕЛЯМИ

                     цели

             СОДЕРЖАНИЕ

                 ноябрь

                   МОЯ  СЕМЬЯ

Развивать умение совмещать движения рук с текстом игры, развивать речь, память.

Приветственная игра

«Здравствуйте, ладошки!»

Пальчиковая игра

«Этот пальчик –

дедушка».

«Пришей пуговицу»

 игра-шнуровка.

Преложить родителям

изготовить

игры-шнуровки

и модули с пробками.

Учить детей прикреплять зигзаго-образные  полоски  на плоскость

путём расплющивания.Развивать

согласованность в работе обеих рук.

«Арбуз для всей семьи»

пластилинография.

Пальчиковый мас-саж «Раз,два, три,

четыре, пять,вышли

пальчики гулять».

«Научусь  надевать

перчатки».

Учить расплющивать шарики из теста

хлопая и прижимая их ладошкой. Развивать моторику рук.

«Оладушки для всей семьи»

(тесто)

Потешка с движениями

«Ладушки»

Пальчиковая гимнастика «Тесто

мы месили».

«Закрути пробку»

                                ДЕКАБРЬ

                          ПРИШЛА  ЗИМА

Закреплять умение  отщипывать кусочки

теста, развивать мелкую моторику паль-

чиков.

 «Зернышки для птичек»

(тесто)

Пальчиковая гимнастика

«Птичка летит»

«Собери пирамидку»

 Изготовление

гирлянды из

салфеток путём сминания.

Учить детей внимательно слушать сказку, проговаривать с воспитателем слова и показывать движения. Обогащать словарный запас.

«Зимняя сказка»

с элементами пальчиковой  гимнастики.

Массаж «Ласковые лапки» (мехом  по

ладошке)

 «Собери мозаику»

Учить новым  приёмам –размазыванию ,

не выходя за контур, вдавливанию.

«Украсим ёлочку шарами»

пластилинография

Пальчиковая

гимнастика

«Цепочка».

«Собери  ёлочку»

(из треугольников)

   МЕСЯЦ

    ТЕМА

СПЕЦИАЛЬНО  ОРГАНИЗОВАННАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В

ХОДЕ  РЕЖИМНЫХ

МОМЕНТОВ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВЗАИМО-

ДЕЙСТВИЕ  С

РОДИТЕЛЯМИ

                     цели

             СОДЕРЖАНИЕ

                  ЯНВАРЬ

     МОИ    ЛЮБИМЫЕ   ИГРУШКИ

Учить детей ритмично стучать ладошкой

по барабану, бубну, погремушке. Развивать музыкальный слух,  речь согласованность в работе рук.

Музыкально-ритмическая

игра «Полька» .

Д/и «Чудесный

          мешочек»

(угадать на ощупь

мелкие игрушки)

Игра «На мелкие

             кусочки».

«Украсим матрёшке

  платье горошком»

рисование пальчиками.

Формировать навыки работы с пластилином –размазывание по фигуре,

развивать мелкую моторику.

«Кукла-неваляшка» (пластилинография).

Игры с массажным

мячиком.

«Найди игрушку»

фасолевая ванна.

Учить раскатывать тесто, придавая ему

форму валика, соединять  детали крест

на крест. Развивать согласованные

движения пальцев.

«Самолёт построим сами»

(тесто).

 Пальчиковая       зарядка

«Волшебный

  самолёт»

«Одень куклу»

                                 ФЕВРАЛЬ

              МОИ   ДРУЗЬЯ      ЖИВОТНЫЕ

Стимулировать  двигательную и

речевую активность . Развивать координацию движений кистей рук.

Эмоционально-стимулирую-

щая гимнастика «Зайка».

Пальчиковая гим-настика «Кошечка»,

«Собачка».

Шнуровка

«Животные и их

 детёныши».

Повторение с

ребёнком

любимых

пальчиковых

игр.

Учить  делать из теста   мордочки животных способом вытягивания (нос,

 ушки).Развивать точность в движении

пальчиков.

«Весёлые зверюшки»

(тесто).

Пальчиковая

гимнастика

«Вышли пальчики

гулять».

«Угадай на ощупь»

(мягкие игрушки

 Животных)

Закреплять приемы размазывания

пластилина полосками по готовому

изображению.

«Котя, котенька ,коток,

Полосатенький бочок».

(пластилинография.

Пальчиковая

гимнастика

«Маленькая

  мышка».

«Завяжи узелок»

   МЕСЯЦ

    ТЕМА

СПЕЦИАЛЬНО  ОРГАНИЗОВАННАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В

ХОДЕ  РЕЖИМНЫХ

МОМЕНТОВ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВЗАИМО-

ДЕЙСТВИЕ  С

РОДИТЕЛЯМИ

                     цели

             СОДЕРЖАНИЕ

                   МАРТ

        МАМИН    ПРАЗДНИК

Учить  лепить  толстую круглую лепешку ,
украшать ее горохом , крупами, макаро-нами.Развивать тактильные ощущения от соприкосновения  с разными материалами.

«Маму я свою люблю,

 пирог украсить помогу»       (тесто) .

Пальчиковая

гимнастика

«Семья».

«Собери пазлы».

Придумать пальчиковую гимнастику к

стихотворению

«Солнце поднимается-

Цветочек распускается!

Солнышко

садится-

Цветочек

Спать ложится».

Закрепить  прием  вдавливания  сере-динки цветка, развивать  мелкую  мото-рику  пальцев.  

 «Ромашки для мамы»         пластилинография.

Пальчиковая

гимнастика

«Домик».

«Помоги маме»

(игры с крупой).

Стимулировать речевую активность. Учить  нанизывать  бусины  на леску ,
развивать координацию в системе

 «глаз-рука»..

Игра «Ладушки-ладушки поедем в гости к бабушке».   «Бусы для бабушки» .

Игра «Мы платочки

постираем».

«Прищепки».

                             АПРЕЛЬ

                      ПРИШЛА     ВЕСНА

Учить сопровождать речь движениями

пальцев и рук. Развивать мелкую моторику, стимулировать речь,

улучшать дикцию.

Потешка с движениями

«Солнышко-вёдрышко».

Тестопластика «Солнышко».

Пальчиковая

Гимнастика

«Пчёлка».

Игры с песком.

Чтение

стихотворений

о весне.

Развивать мелкую мускулатуру,

согласованность в работе обеих рук.

«Гусеница на траве»

пластилинография.

Потешка с движениями

«Как на нашем на лугу.»

  Мозаика

«Сложи красивый

   цветок».

Формировать умение отрывать кусочек бумаги в виде листочка, приклеивать с

помощью воспитателя. Развивать тонкую

моторику пальцев.

Коллективная аппликация-

мозаика «Листочки распускаются».

Упражнение с

карандашом.

Игра «Развяжи

            узелок».

   МЕСЯЦ

    ТЕМА

СПЕЦИАЛЬНО  ОРГАНИЗОВАННАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В

ХОДЕ  РЕЖИМНЫХ

МОМЕНТОВ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВЗАИМО-

ДЕЙСТВИЕ  С

РОДИТЕЛЯМИ

                     цели

             СОДЕРЖАНИЕ

                     МАЙ

       МОИ  ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ

Побуждать к совместному рассказыва-нию сказки, развивать речь, память.

Закреплять  навыки работы с пластилином.

Рассказывание сказки

«Курочка Ряба» .

Пластилинография

«Золотое Яичко».

Пальчиковая гимнастика

«Курочка».

«Весёлые ручки»

Игры в сухом бас-сейне.

Побуждать

детей к рассказыванию

знакомых сказок.

Учить раскатывать большой шар ,делать ротик, глазки при помощи крупы.

Развивать тактильные ощущения.

«Слепим Колобка»

  (тесто)

Упражнение «Орех».

(с грецким  орехом)

«Закрути крышку».

Учить дорисовывать недостающие

элементы, развивать координацию

движений.

Рисование пальчиками

«Сказочная полянка».

Пальчиковая

гимнастика

«Идет коза рогатая»

«Сложи домик-

   теремок»

(из палочек)

             Мониторинг  реализации программы

                                              Критерии

   Ф.И. ребёнка

сентябрь

  май

1.Ребёнок обладает большим словарным запасом .

2.Ребёнок говорит предложениями, старается правильно их       строить.

3.Речь ребёнка понятна окружающим(чётко проговариваются почти все звуки).

4.Ребёнок может самостоятельно рассказать и показать несложную пальчиковую гимнастику.

5.Кисти и пальцы рук имеют достаточную силу, подвижность и  гибкость.

6.Сформированно умение работы с пластилином(приёмы

отщипывания,расплющивания,раскатывания и размазывания)

7.Ребенок самостоятельно играет в настольные игры (мозаика,пирамидки, шнуровки и др.)

     

              3 балла -  проявляет активность, самостоятельность

              2 балла –выполняет задания с частичной помощью взрослого

 

               

              1 балл  - проявляет слабый интерес, не обходится без помощи взрослого   

             

                      МЕТОДИЧЕСКОЕ    ОБЕСПЕЧЕНИЕ

   1.Горбунова И.  Сенсорная комната в «Ладушках» /  «Дошкольное
воспитание»  2006 -№12.
  2.Ильина И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение , речь,
эмоциональное развитие./ Ярославль: Академия развития, 2008.
 3. Жукова Р.А.  Трудовое воспитание. Разработки занятий. Младшая
группа.- Волгоград :ИТД «Корифей» 2008.
 4. Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи./ Эксмо:
ОЛИСС,2011.
 5. Картушина М.Ю. Мы играем, рисуем, поем./ «Издательство
«Скрипторий 2003» ,2010.
 6. Жукова.О. Развитие руки: просто, интересно,эффективно» /
Дошкольное воспитание, 2006 №11
 7.Одинокова Г. Игры с тестом, развитие умения лепить. Дошкольное
воспитание ,2007 №2.
 8. Пашкевич Т.Д. Организация образовательного процесса в ДОУ
в условиях введения ФГТ. / Барнаул, 2012.
 9. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред.
М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.,2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа изостудии "Волшебные пальчики".

ЗадачиРисование§  Совершенствовать у детей технику рисования пастелью, акварелью, гуашью, простым карандашом, восковыми мелками;§  Учить детей применять нетрадиционные техники художественной...

РАЗВИВАЕМ ПАЛЬЧИКИ, РАЗВИВАЕМ МОЗГ

Мастер-класс  для родителей по развитию мелкой моторики детей 3-4 лет. Интересные занятия для совместной игры с детьми, помогут подготовить пальчики ребёнка к письму....

Консультация для родителей «Рисуем пальчиками, развиваем мозг»

Консультация для родителей «Рисуем пальчиками, развиваем мозг»Самый доступный способ развить у малыша творческое начало заинтересовать его рисованием. В процессе творчества у малыша ...

Развиваем пальчики - развиваем мозг

Памятка для родителей о пользе пальчиковой гимнастики...

Рисуем пальчиками, развиваем мозг

Консультация для родителей ...