рабочая программа по теме "Развиваем пальчики- развиваем мозг"
рабочая программа по развитию речи (младшая группа) по теме
Программа направлена на развитие речи детей 3х лет через развитие мелкой моторики рук.В программу включены занятия по пластилинографии , тестопластике, пальчиковые игры, игры со специальным оборудованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 35.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРАВДИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД» ВОЛЧИХИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
по теме
«Развиваем пальчики – развиваем мозг».
Направление « Познавательно-речевое развитие»
Автор:
воспитатель Костина Л.П.
с. Правда -2012год
Пояснительная записка
Данная программа направлена на развитие речи детей 3-х лет через развитие мелкой моторики рук. Научно доказано ,что тонкие движения
пальцев приводят к возбуждению в речевых центрах головного мозга ,
что положительно влияет на развитие детской речи. Обычно ребёнок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики ,умеет логически мыслить , у него достаточно развиты память , внимание , связная речь.
Исходя из этого утверждения , в данной программе представлен комп-
лекс занятий и упражнений для работы пальчиков .
В рабочую программу включены занятия по пластилинографии ,
тестопластике, пальчиковые игры , игры со специальным оборудовани-
ем (шнуровки , мозаики , игры с крупой ,с предметами) и другие .
Весь материал распределён по месяцам. Каждый месяц имеет свою те- му, которая связана с жизнью детей или сезонными изменениями в при-
роде. Занятия по развитию пальчиков проводятся как в специально организованной деятельности , так и в течении всего дня. Большое внима-
ние уделяется работе с родителями, привлечению их к изготовлению игро- вых модулей и занятию с детьми дома.
Данная программа построена по принципу интеграции образователь- ных областей : художественное творчество , труд, коммуникация , физическое развитие . Занятия по пластилинографии и тестопластике включены в образовательную область « ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО» и могут проводиться на занятиях по лепке и аппликации.
Программа составлена на основе авторских наработок и изучения
соответствующей методической литературы.
Цель программы:
1. Способствовать развитию речи детей трёх лет.
Задачи:
1. Расширять словарный запас детей, повышать речевую
активность.
2. Развивать мелкую моторику рук , координацию движений рук,
тактильные ощущения.
3. Развивать умение совмещать движения рук со словами в тексте.
4.Развивать память.
5.Совершенствовать дикцию и звукопроизношение.
6.Формировать умение работать с пластилином и тестом.
7. Прививать художественно-эстетический вкус, интерес к творчеству.
Предполагаемые результаты :
1.Расширяется словарный запас детей.
2.Улучшается дикция, звукопроизношение.
3.Развивается память.
4.Повышается уровень развития мелкой моторики рук, улучшается
координация движений.
5.Наблюдается интерес к пальчиковым играм.
6. Формируются навыки работы с пластилином.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МЕСЯЦ | ТЕМА | СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ОБРАЗОВА-ТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬ- НОСТЬ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ | САМОСТОЯ-ТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ВЗАИМО- ДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ | |
цели | СОДЕРЖАНИЕ | |||||
СЕНТЯБРЬ | МОЙ ДЕТСКИЙ САД | Учить детей выполнять движения согласно тексту, побуждать на произношение слов за воспитателем, учить общаться друг с другом. | Коммуникативная игра «Здравствуйте!» | Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются». | «Собери пирамидку» | Предло-жить родителям изготовить игры «Сухой бассейн» (из пластмас- совых пробок), игру «Золушка». |
Познакомить со свойствами теста, развивать тактильные ощущения. | Знакомство с тестом. Игра «Шлёпаем ладошками» | Упражнение для пальцев «Застегни сандалики» | «Сухой бассейн» | |||
Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина и прижимать их к картону в нужном месте. | Коллективная работа «Украсим детский сад» (клумба с цветами, пластилинография) | Пальчиковая гимнастика «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» | «Золушка» (разделить по баночкам фасоль и горох) | |||
ОКТЯБРЬ | ПРИШЛА ОСЕНЬ | Развивать тактильные ощущения, учить определять на ощупь огурец, помидор, банан, апельсин. | Русская народная закличка с движениями «Солнышко- ведрышко». Д/у «Чудесный мешочек». | Самомассаж пальчиков «Этот пальчик самый главный». | «Прищепки» (учить раскрывать и пристёгивать) | Предло-жить родителям выполнять с детьми массаж пальчиков каждый день. |
Учить отщипывать кусочки пластилина, скатывать шарики и прижимать в нужном месте. Развивать мелкие мышцы пальцев | «Ягодки на веточке» (пластилинография) | Пальчиковая игра «Где же наши ручки?» | Игры с пуговицами (выложить рисунок- гусеницу, воздуш-ные шары и др.) | |||
Учить разрывать пальчиками комок теста и доставать из него семена (тыква,фасоль, горох), желуди, орешки. | «Что спрятано?» (игра с тестом) | «Ручка ручку моет» игры с водой. | Рисование по манной крупе. | |||
МЕСЯЦ | ТЕМА | СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ | САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ВЗАИМО- ДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ | |
цели | СОДЕРЖАНИЕ | |||||
ноябрь | МОЯ СЕМЬЯ | Развивать умение совмещать движения рук с текстом игры, развивать речь, память. | Приветственная игра «Здравствуйте, ладошки!» | Пальчиковая игра «Этот пальчик – дедушка». | «Пришей пуговицу» игра-шнуровка. | Преложить родителям изготовить игры-шнуровки и модули с пробками. |
Учить детей прикреплять зигзаго-образные полоски на плоскость путём расплющивания.Развивать согласованность в работе обеих рук. | «Арбуз для всей семьи» пластилинография. | Пальчиковый мас-саж «Раз,два, три, четыре, пять,вышли пальчики гулять». | «Научусь надевать перчатки». | |||
Учить расплющивать шарики из теста хлопая и прижимая их ладошкой. Развивать моторику рук. | «Оладушки для всей семьи» (тесто) Потешка с движениями «Ладушки» | Пальчиковая гимнастика «Тесто мы месили». | «Закрути пробку» | |||
ДЕКАБРЬ | ПРИШЛА ЗИМА | Закреплять умение отщипывать кусочки теста, развивать мелкую моторику паль- чиков. | «Зернышки для птичек» (тесто) | Пальчиковая гимнастика «Птичка летит» | «Собери пирамидку» | Изготовление гирлянды из салфеток путём сминания. |
Учить детей внимательно слушать сказку, проговаривать с воспитателем слова и показывать движения. Обогащать словарный запас. | «Зимняя сказка» с элементами пальчиковой гимнастики. | Массаж «Ласковые лапки» (мехом по ладошке) | «Собери мозаику» | |||
Учить новым приёмам –размазыванию , не выходя за контур, вдавливанию. | «Украсим ёлочку шарами» пластилинография | Пальчиковая гимнастика «Цепочка». | «Собери ёлочку» (из треугольников) |
МЕСЯЦ | ТЕМА | СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ | САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ВЗАИМО- ДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ | |
цели | СОДЕРЖАНИЕ | |||||
ЯНВАРЬ | МОИ ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ | Учить детей ритмично стучать ладошкой по барабану, бубну, погремушке. Развивать музыкальный слух, речь согласованность в работе рук. | Музыкально-ритмическая игра «Полька» . | Д/и «Чудесный мешочек» (угадать на ощупь мелкие игрушки) | Игра «На мелкие кусочки». | «Украсим матрёшке платье горошком» рисование пальчиками. |
Формировать навыки работы с пластилином –размазывание по фигуре, развивать мелкую моторику. | «Кукла-неваляшка» (пластилинография). | Игры с массажным мячиком. | «Найди игрушку» фасолевая ванна. | |||
Учить раскатывать тесто, придавая ему форму валика, соединять детали крест на крест. Развивать согласованные движения пальцев. | «Самолёт построим сами» (тесто). | Пальчиковая зарядка «Волшебный самолёт» | «Одень куклу» | |||
ФЕВРАЛЬ | МОИ ДРУЗЬЯ ЖИВОТНЫЕ | Стимулировать двигательную и речевую активность . Развивать координацию движений кистей рук. | Эмоционально-стимулирую- щая гимнастика «Зайка». | Пальчиковая гим-настика «Кошечка», «Собачка». | Шнуровка «Животные и их детёныши». | Повторение с ребёнком любимых пальчиковых игр. |
Учить делать из теста мордочки животных способом вытягивания (нос, ушки).Развивать точность в движении пальчиков. | «Весёлые зверюшки» (тесто). | Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять». | «Угадай на ощупь» (мягкие игрушки Животных) | |||
Закреплять приемы размазывания пластилина полосками по готовому изображению. | «Котя, котенька ,коток, Полосатенький бочок». (пластилинография. | Пальчиковая гимнастика «Маленькая мышка». | «Завяжи узелок» | |||
МЕСЯЦ | ТЕМА | СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ | САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ВЗАИМО- ДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ | |
цели | СОДЕРЖАНИЕ | |||||
МАРТ | МАМИН ПРАЗДНИК | Учить лепить толстую круглую лепешку , | «Маму я свою люблю, пирог украсить помогу» (тесто) . | Пальчиковая гимнастика «Семья». | «Собери пазлы». | Придумать пальчиковую гимнастику к стихотворению «Солнце поднимается- Цветочек распускается! Солнышко садится- Цветочек Спать ложится». |
Закрепить прием вдавливания сере-динки цветка, развивать мелкую мото-рику пальцев. | «Ромашки для мамы» пластилинография. | Пальчиковая гимнастика «Домик». | «Помоги маме» (игры с крупой). | |||
Стимулировать речевую активность. Учить нанизывать бусины на леску , «глаз-рука».. | Игра «Ладушки-ладушки поедем в гости к бабушке». «Бусы для бабушки» . | Игра «Мы платочки постираем». | «Прищепки». | |||
АПРЕЛЬ | ПРИШЛА ВЕСНА | Учить сопровождать речь движениями пальцев и рук. Развивать мелкую моторику, стимулировать речь, улучшать дикцию. | Потешка с движениями «Солнышко-вёдрышко». Тестопластика «Солнышко». | Пальчиковая Гимнастика «Пчёлка». | Игры с песком. | Чтение стихотворений о весне. |
Развивать мелкую мускулатуру, согласованность в работе обеих рук. | «Гусеница на траве» пластилинография. | Потешка с движениями «Как на нашем на лугу.» | Мозаика «Сложи красивый цветок». | |||
Формировать умение отрывать кусочек бумаги в виде листочка, приклеивать с помощью воспитателя. Развивать тонкую моторику пальцев. | Коллективная аппликация- мозаика «Листочки распускаются». | Упражнение с карандашом. | Игра «Развяжи узелок». |
МЕСЯЦ | ТЕМА | СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ | САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ВЗАИМО- ДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ | |
цели | СОДЕРЖАНИЕ | |||||
МАЙ | МОИ ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ | Побуждать к совместному рассказыва-нию сказки, развивать речь, память. Закреплять навыки работы с пластилином. | Рассказывание сказки «Курочка Ряба» . Пластилинография «Золотое Яичко». | Пальчиковая гимнастика «Курочка». | «Весёлые ручки» Игры в сухом бас-сейне. | Побуждать детей к рассказыванию знакомых сказок. |
Учить раскатывать большой шар ,делать ротик, глазки при помощи крупы. Развивать тактильные ощущения. | «Слепим Колобка» (тесто) | Упражнение «Орех». (с грецким орехом) | «Закрути крышку». | |||
Учить дорисовывать недостающие элементы, развивать координацию движений. | Рисование пальчиками «Сказочная полянка». | Пальчиковая гимнастика «Идет коза рогатая» | «Сложи домик- теремок» (из палочек) |
Мониторинг реализации программы
Критерии | Ф.И. ребёнка | ||
сентябрь | май | ||
1.Ребёнок обладает большим словарным запасом . | |||
2.Ребёнок говорит предложениями, старается правильно их строить. | |||
3.Речь ребёнка понятна окружающим(чётко проговариваются почти все звуки). | |||
4.Ребёнок может самостоятельно рассказать и показать несложную пальчиковую гимнастику. | |||
5.Кисти и пальцы рук имеют достаточную силу, подвижность и гибкость. | |||
6.Сформированно умение работы с пластилином(приёмы отщипывания,расплющивания,раскатывания и размазывания) | |||
7.Ребенок самостоятельно играет в настольные игры (мозаика,пирамидки, шнуровки и др.) | |||
3 балла - проявляет активность, самостоятельность 2 балла –выполняет задания с частичной помощью взрослого
1 балл - проявляет слабый интерес, не обходится без помощи взрослого
|
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Горбунова И. Сенсорная комната в «Ладушках» / «Дошкольное
воспитание» 2006 -№12.
2.Ильина И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение , речь,
эмоциональное развитие./ Ярославль: Академия развития, 2008.
3. Жукова Р.А. Трудовое воспитание. Разработки занятий. Младшая
группа.- Волгоград :ИТД «Корифей» 2008.
4. Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи./ Эксмо:
ОЛИСС,2011.
5. Картушина М.Ю. Мы играем, рисуем, поем./ «Издательство
«Скрипторий 2003» ,2010.
6. Жукова.О. Развитие руки: просто, интересно,эффективно» /
Дошкольное воспитание, 2006 №11
7.Одинокова Г. Игры с тестом, развитие умения лепить. Дошкольное
воспитание ,2007 №2.
8. Пашкевич Т.Д. Организация образовательного процесса в ДОУ
в условиях введения ФГТ. / Барнаул, 2012.
9. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред.
М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.,2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа изостудии "Волшебные пальчики".
ЗадачиРисование§ Совершенствовать у детей технику рисования пастелью, акварелью, гуашью, простым карандашом, восковыми мелками;§ Учить детей применять нетрадиционные техники художественной...
РАЗВИВАЕМ ПАЛЬЧИКИ, РАЗВИВАЕМ МОЗГ
Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики детей 3-4 лет. Интересные занятия для совместной игры с детьми, помогут подготовить пальчики ребёнка к письму....
Консультация для родителей «Рисуем пальчиками, развиваем мозг»
Консультация для родителей «Рисуем пальчиками, развиваем мозг»Самый доступный способ развить у малыша творческое начало заинтересовать его рисованием. В процессе творчества у малыша ...
Развиваем пальчики - развиваем мозг
Памятка для родителей о пользе пальчиковой гимнастики...
Мастер -класс "Развиваем пальчики - развиваем мозг"
мастер класс для педагогов...
Рисуем пальчиками, развиваем мозг
Консультация для родителей ...