Родительское собрание "Развиваем руки - развиваем речь"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
«Развиваем руки — развиваем речь».
Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, что поможет ему быть уверенным в себе.
На пятом году жизни ребенок правильно называет окружающие предметы и явления, словестно обозначает их качества и свойства, действия и функции, согласовывает сущ. и прилагат. во всех падежах ед. и мн. числа. Важным показателем правильной речи ребенка является умение использовать предлоги выражающие пространственные отношения. Речь наполняется глаголами повелительного наклонения (надень, возьми, принеси, положи и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodit._sobranie_noyabr_2011.doc | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание:
«Развиваем руки — развиваем речь».
Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, что поможет ему быть уверенным в себе.
На пятом году жизни ребенок правильно называет окружающие предметы и явления, словестно обозначает их качества и свойства, действия и функции, согласовывает сущ. и прилагат. во всех падежах ед. и мн. числа. Важным показателем правильной речи ребенка является умение использовать предлоги выражающие пространнственные отношения. Речь наполняется глаголами повелительного наклонения (надень, возьми,принеси, положи и др.).
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи. В чем причина?
Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движением пальцев рук.
Мелкая моторика ребенка 4-5 лет развита недостаточно. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно (т.е. все вместе). Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. При выполнениии упражнений дети не могут сохранять принытую позу длительное время.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка в письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга развитие мелких мышц кисти.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Необходимо уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движении руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.
Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти.Именно эти органы формируют речь. Упражнения,построенные на движениях языка и челюсти,стимулируют работу лобной доли мозга,контролирующей мышление, речь и поведение.
В.А. Сухомлинский справедливо утверждал:“Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”.
В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций (память, внимание, мышление,оптико-пространственное восприятие,воображение, наблюдательность). Таким образом,пальчиковые игры характеризуются как один из способов развития речи детей и подготовки их к школьному обучению.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Развивая руки-развиваем речь"
Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. За мелкую моторику «отвечают» нервная и мышечная системы, зрение.Развитие мелкой моторики рук у детей проход...
Развиваем руку-развиваем речь
Памятка для родителей по развитию мелкой моторики рук детей 2-3 и 3-4 лет...
"Развиваем руку - развиваем речь"
Консультация для воспитателей...
Развиваем руки - развиваем речь.
В статье даны рекомендации педагогам по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста...
КОНСУЛЬТАЦИЯ "Развиваем руку — развиваем речь"
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, аумелые руки снова способствуют развитию мозга»И.П. Павлов...
"Развивая руки - развиваем речь"
Консультация для родителей по развитию мелкой моторике рук....
Лэпбук по развитию мелкой моторики рук и развитию речи "Развиваем руку -развиваем речь".
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему....