Консультация для родителей: "Развивая руки-развиваем речь"
консультация по теме

Заботина Лилия Петровна

Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. За мелкую моторику «отвечают» нервная и мышечная системы, зрение.

Развитие мелкой моторики рук у детей проходит в несколько этапов

 Как способствовать развитию мелкой моторики у малыша? Таких упражнений масса. Выбор конкретных методов развития у ребенка мелкой моторики рук зависит от возраста ребенка и его склонности к тому или иному виду деятельности.

Приведены примеры некоторых вариантов игр, в которые могут играть родители с детьми:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_melkuyu_motoriku_ruk.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     

                              Консультация для родителей

                   «Развивая руки - развиваем речь»

(дидактический и игровой материал)

Подготовила и провела

Учитель-логопед

Заботина Лилия Петровна

                               Москва 2011г.

Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. За мелкую моторику «отвечают» нервная и мышечная системы, зрение.

Развитие мелкой моторики рук у детей проходит в несколько этапов. Еще в первые месяцы жизни карапуз способен ухватиться за пальцы взрослого или удерживать предмет, который вложили ему в руку. Примерно в 3-4 месяца ребенок делает первые неловкие попытки самостоятельно взять заинтересовавшую его вещь; затем он учится перекладывать ее из одной руки в другую и брать двумя пальцами (так называемый «пинцетный» захват). После полугода малыш активно осваивает манипуляции с игрушками различного размера и формы, а после 9 месяцев пытается самостоятельно есть ложкой. После года развитие у ребенка мелкой моторики рук продолжается: он оттачивает умение держать ложку и вилку, учится рисовать, завязывать шнурки и застегивать пуговицы. В 2-2,5 года малыш начнет пользоваться ножницами, делать аппликации, собирать пазлы.

С возрастом количество операций, требующих развитой мелкой моторики рук у ребенка, будет возрастать. К таким операциям относятся письмо, умение играть на музыкальных инструментах, печатать на клавиатуре, шить, вязать, собирать и разбирать небольшие механизмы, и многое другое. Кроме того, доказано, что развитие мелкой моторики рук у детей напрямую определяет скорость и качество усвоения языка и формирования некоторых свойств мышления (логики, воображения).

Можно ли как-то поспособствовать развитию мелкой моторики у малыша? Безусловно, и таких упражнений масса. Выбор конкретных методов развития у ребенка мелкой моторики рук зависит от возраста ребенка и его склонности к тому или иному виду деятельности.

«Пальчиковые» игры

В широком смысле к «пальчиковым» играм относятся все упражнения, нацеленные на развитие у ребенка мелкой моторики рук.

 Это и «классические» ладушки, и игры по сортировке разных предметов (крупы, пуговиц), и даже «кукольный театр» и «театр теней».

 «Пальчиковые» игры с малышом можно начинать с первых месяцев жизни – это не только поможет развить мелкую моторику, но и обогатит его общение с родителями.

Творческие занятия

Начиная с года можно учить ребенка рисованию и лепке (используйте для этого безопасные, соответствующие возрасту материалы). Сначала его «произведения», естественно, не будут иметь никакой художественной ценности, но через несколько месяцев движения карапуза станут более отточенными и уверенными, и где-то к двум годам он начнет выдавать что-то более осмысленное.

Для развития мелкой моторики рук ребенка можно также учить его играть на музыкальных инструментах – на синтезаторе, ксилофоне или гитаре.

Манипуляции с разнообразными предметами

В общем-то, за счет этого способа и происходит развитие мелкой моторики рук у детей, родители которых не имеют времени или желания заниматься с крохой специально. Так или иначе, малыш учится играть в игрушки, самостоятельно кушать, одеваться – все это тренирует необходимое качество. Чем мельче предметы и чем более изощренные операции нужно с ними проделывать, тем лучше идет у ребенка развитие мелкой моторики.

 Лепка из глины и пластилина.

 Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.

Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.

Изготовление поделок из бумаги.

 Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.

Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

Конструирование.

 Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.

Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.

 Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. 

Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.

Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. 

также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

 Подбери крышку

 Приготовьте несколько пустых баночек и ёмкостей (от питьевых йогуртов, от лекарств, от кремов, от духов и т.д.) разных по форме и размеру с крышками. Предложите ребенку открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Можно дать банки сразу открытыми, тогда это будет задание посложнее.

Всасывание пипеткой воды. 

Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.

Нанизывание бус и пуговиц. 

Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д.  Научите своих детей всему, что умеете сами!

Переборка круп

 насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.

Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия!

 Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.

Полезно проверить результаты кропотливой работы по формированию движения кисти. Для этого используйте тест “вырезание круга”, проведя его до начала тренировки и по её окончании.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,

во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,

 в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.

Приведем пример некоторых вариантов игр, в которые могут играть родители с детьми:

Баночки и палочки

 В пустые баночки с крышками от питьевых йогуртов положите карандаши, счетные палочки, ленточки. Малыш будет открывать баночки, извлекать из них содержимое, а потом стараться опять наполнить баночки.

 Сундучок с сокровищами

 В сундучок или пластиковый контейнер с крышкой положите мелкие безделушки: брелок, камешек, счетную палочку, игрушку от киндер-сюрприза, короткую ленточку, резинку от волос и пр. Малыш с удовольствием будет открывать - закрывать сундучок, доставать и разглядывать его содержимое.

Яичный контейнер

 Возьмите пластмассовый контейнер от куриных, перепелиных или шоколадных (киндер-сюрпризов) яиц. Предложите малышу распределять в ячейки капсулы от киндер-сюрпризов. Чтобы малышу было интереснее – в капсулы можно насыпать различные крупы.

 Игры с пирамидками

Колечки завертелись

 Наденьте на тонкий стержень пирамидки (или на не заточенный карандаш) 2-3 колечка. Возьмите руку ребенка в свою и, дотрагиваясь его рукой до колечек, раскручивайте их. Вскоре малыш поймет принцип игры и будет действовать самостоятельно.

 Колечки - колесики

 Колечки можно катать по полу, как колесики или скатывать с наклонной самодельной горки-доски.

По порядку становись

 Снимите с пирамидки все колечки. Вместе с ребенком разложите их по принципу убывания: от самого большого колечка к самому маленькому.

Cобираем пирамидку

 Помогите малышу разобрать и собрать пирамидку. Чтобы пирамидка получалась аккуратной, на начальных этапах подсказывайте ребенку, какое колечко большое, какое поменьше, а какое совсем маленькое.

 Нанижи на шнурок

 Колечки от пирамидки можно нанизывать не только на стержень, но и на шнурок или веревочку.

 Нанижи на стержень

 На стержень от пирамидки можно нанизывать не только колечки, но и предметы с отверстиями (крупные шарики, бигуди, резинки от волос и т.п.)

Игры со стаканчиками

 Стаканчики спрятались

 Сложите один стаканчик в другой и поставьте их перед ребенком днищем вверх. Под самый нижний стаканчик можно спрятать сюрприз. Скажите: «Что у нас тут прячется?» и поднимите верхний самый большой стаканчик – под ним будет стаканчик поменьше. Попросите ребенка поднять и его – там еще меньший стаканчик. Таким образом, малыш вскоре обнаружит сюрприз.

 Пирамидка из стаканчиков

 Вам понадобиться набор из 5-7ми стаканчиков разных размеров. Стаканчики нужно ставить один на другой, чтобы получилась пирамидка.

 Друг в дружке

Помогите ребенку вкладывать один стаканчик в другой, соблюдая строгую последовательность: от большого к маленькому.  

 Кто в стаканчике живет

 Для игры вам понадобится набор из пяти стаканчиков разных размеров. Подберите небольшие игрушки, которые смогли бы уместиться в стаканчиках. Предложите малышу распределить игрушки по домикам – кто где живет?

Кто тут прячется?

 Выложите стаканчики на столе в ряд, предварительно спрятав под каждым стаканчиком небольшую игрушку. Малышу надо будет поднимать каждый стаканчик и, заглянув под него, обнаруживать какую-то игрушку.

 Переверни стаканчики

 Расставьте перед ребенком стаканчики днищем вверх и попросите его перевернуть их в обычное положение.

Игры с матрешками  

 Матрешка в матрешке

 Покажите малышу, как открывать матрешки и вынимать их друг из друга, а потом снова закрывать. Затем помогите малышу снова собрать матрешек в одну большую матрешку.

 Кто в матрешечке живет?

 В каждую матрешку положите по одной небольшой игрушке и выставите их перед малышом. Из одной матрешки например может выглядывать кончик атласной ленты. Малыш с интересом будет раскрывать матрешки и разглядывать их содержимое.

Кто съел конфетку?

 Положите в одну из матрешек конфетку и попросите малыша угадать, кто из матрешек съел конфетку. Малыш может подносить к уху и греметь матрешкой, а может открывать каждую и заглядывать внутрь.

Игры с рамками-вкладышами

 Рамки-вкладыши состоят из двух частей: рамки с подложкой и вкладыша со штырьком, за который удобно держаться. Ребенку нужно вкладывать вкладыши в соответствующие отверстия. Рамки – вкладыши могут быть на разные темы: овощи, фрукты, игрушки, животные, геометрические формы и т.д.

Игры с пазлами

 Пазлы – это картинка-головоломка, которую надо составить из отдельных кусочков. Пазлы бывают деревянные, картонные, поролоновые и пластмассовые. Начинать надо с простых пазлов, состоящих из двух-четырех деталей, на каждой из которых изображена узнаваемая часть (нога, голова, лапа, половинка кораблика, самолета, мячика и т.д.).

 Игры с абаками

Абаки представляют собой основу-подставку со штырьками разной формы и толщины, на которые нанизываются кольца, шарики и другие фигуры по определенному признаку (цвету, размеру, форме).

Игры с сортерами

Сортер – это развивающая логическая игра, в которой нужно сортировать предметы по определенному признаку – цвету, форме или размеру.

Сортеры могут быть выполнены в виде дощечек, коробочек, ящичков, машинок, домиков, часов и других игровых панелей. В сортерах имеются разные по форме и размеру углубления или прорези, в которые вставляются или опускаются определенные фигуры.

Игры с мозаикой

 Для маленьких детей подойдет мозаика в виде объемных шестиугольных фишек-сот  или в виде «гвоздиков-грибочков» с круглыми шляпками.

Дорожка

Покажите малышу игрушку животного (например, зайчика) от киндер-сюрприза. Предложите выложить для зайчика из мозаики дорожку. Дорожка может быть однотонная или разноцветная.

Снег или дождь

 Предложите малышу изобразить дождь или снег (в зависимости от времени года на данный момент). Малышу нужно выложить в произвольном порядке на основе синие элементы мозаики.

Звездочки на небе

 Приготовьте игрушку животного, например волка. И скажите малышу, что волк бродит в лесу и ему темно. Надо зажечь на небе звездочки: расположить в произвольном порядке желтые детали мозаики. «Утром», когда взойдет солнышко, звездочки можно убрать.

Цветочки на поляне

 Предложите малышу посадить разноцветные цветочки на поляне из красных, синих, желтых и зеленых деталей мозаики. А затем можно вместе с ребенком собрать цветочки.

 Грибы в лесу

 Приготовьте игрушки медведя и девочки Машеньки. Они отправятся в лес по грибы. Предложите малышу распределить по лесу как можно больше грибов. А затем пусть медведь и Маша соберут грибы.

 Покорми курочку и цыпленка

 Вам понадобятся игрушки курицы и цыпленка (можно вырезать из картона). Предложите малышу насыпать для них (вставить в основу) желтые зернышки.

Горох для петушка

 Нужно покормить горохом игрушечного петушка. Для этого зеленые детали мозаики вставляются в доску-основу.

Курочка и цыплятки

Посереди не поля-доски выкладываем белую деталь мозаики (курочку). Курочка зовет своих цыпляток: «Цып-цып, мои цыплятки…». Ребенку надо выложить возле белой «курочки» желтые детали мозаики. Можно озвучить голос курицы и цыплят.

 Утка и утята

 Поставьте на доску-поле игрушку маленькой утки и предложите ребенку выстроить маленьких желтых «утяток» позади мамы – гуськом, друг за другом: «кря-кря-кря».

Игры с конструктором

 Конструктор – это универсальная развивающая игра. Для малышей подойдут деревянные  и пластиковые конструкторы, с небольшими деталями,   которые удобно держать в руках и накладывать или соединять друг с другом.

Игры с магнитами

 Игры с магнитами для детей второго года жизни в основном сводятся к прикреплению фигурок на магнитах к разным поверхностям: холодильнику, магнитной доске, металлическим предметам (кружке, батарее, кастрюле и т.д.) или друг к другу.

 Игры с прищепками

 Годовалый ребенок пока не справится с прикреплением прищепок, зато у него хорошо получится снимать их с различных предметов: с пластмассового ведерка, с деревянной палочки, с книжки, с картонных силуэтов (ежика, солнышка, елочки и т.п.), с веревки, с ткани и т.д.

Игры с пуговицами, шашками и бусинами

Копилка

 Возьмите банку из-под кофе или чипсов, прорежьте в крышке отверстие и предложите малышу кидать в него плоские пуговицы или шашки.

 Шашки – камешки

 Малышу нужно кидать шашки в банку из-под кофе с прорезанным отверстием в крышке, а камушки складывать в коробку.

Витаминки в пузырьке

Возьмите пузырек из-под лекарства с достаточно широким горлышком. Предложите малышу сложить в него витаминки. Витаминами могут быть разноцветные пуговицы.

Пуговицы – карандаши

Возьмите четыре банки разных цветов (можно от пальчиковых красок или от кофе, обклеенных цветной бумагой), прорежьте в крышках круглые отверстия. Покажите малышу, что красные пуговицы – карандашики надо бросать в красную баночку.

Синие – в синюю и т.д.

Ячейки

 Возьмите ячейки от конфет или емкость для изготовления льда. Пусть малыш раскладывает пуговицы или бусинки по ячейкам.

 Бусинки в домиках

Возьмите лист картона, на него в произвольном порядке нанесите «кучками» пластилин разных цветов. Это будут домики для бусинок. Дайте ребенку бусинки и предложите поселить их в домики. В одном домике могут жить три бусинки, в другом две и т.д.

 Яблоки на яблоне

 Вырежьте из цветного картона яблоню. Разложите на ней яблоки (пуговицы или красные шашки). Предложите малышу собрать в миску урожай яблок.

В какой руке

 Спрячьте в одной руке бусинку, покажите малышу две сжатые в кулак руки и спросите: «Где бусинка». Если малыш угадает, пусть попробует тоже спрятать бусинку в кулаке.

Дорожка

 Наклейте на линейку двусторонний скотч и предложите малышу выложить дорожку - наклеить на него пуговицы. Двусторонний скотч можно наклеивать на любые предметы и предлагать ребенку выкладывать на них пуговицы.

 Игры со шнурками и ленточками

 Узелки на память

 Свяжите несколько шнурков вместе и завяжите на каждом из них узелки. Предложите малышу их все отыскать.

Бусы

 Возьмите деревянные шарики с отверстиями и длинный шнурок. На конце шнурка привяжите погремушку (чтобы шарики не проскальзывали). Предложите малышу нанизать шарики на шнурок.

 Дорожка

 Расположите недалеко друг от друга две игрушки-зверушки и предложите малышу проложить между ними дорогу из шнурка

 Круг

 Можно выложить из шнурка на столе круг. Круг может быть бусами, буквой О, колечком, обручем и т.п.

 Непослушный шнурок

 Возьмите шнурок и пропустите его между пальцами ребенка: кладем на большой, пропускаем снизу под безымянным, сверху над большим и т.д.

Непослушный наш шнурок

 Обвязать все пальцы смог.

 Затем ребенок пытается самостоятельно распутать пальчики.

 Шнуровка

 Предлагайте малышу пособия, в которых с помощью шнурка нужно пришивать различные детали.

 Игры с палочками и спичками

Спички в коробке

 Предложите малышу уложить спички в коробок. Со спичек желательно заранее удалить серную головку.

Пузырек и спички

 Возьмите высокий пузырек с небольшим круглым отверстием и покажите малышу, как можно наполнять его спичками.

Волшебные палочки

Разложите на столе счетные палочки. Возьмите с малышом по одной палочке и сделайте вид, будто вы чистите ими зубы. Потом положите палочки на стол и возьмите еще по одной палочке. Этой палочкой «причешитесь» и тоже положите её на стол. Возьмите с ребенком две следующие и как бы порисуйте ими и т.д.

Дорожка и забор из палочек

Из счетных палочек помогите ребенку выложить забор или дорожку.

Большие и маленькие палочки

Приготовьте пять палочек разной длины (можно использовать цветные карандаши). Предложите малышу выложить их на столе, начиная с самой маленькой палочки.

Игры с бумагой и салфетками

Снежки из бумаги

Покажите малышу, как скомкать лист бумаги (или салфетку)  чтобы получился снежок.

Снежинки из бумаги

 Предложите ребенку порвать лист белой бумаги (или салфетку) на мелкие кусочки – это будут снежинки.

 Секретики

 Заверните в оберточную бумагу или фольгу игрушку и предложите малышу развернуть подарок.

Закладки

 Возьмите толстую крепкую книгу и положите в неё много бумажных закладок. Малыш с удовольствием займется их «выуживанием». Потом можно предложить малышу самому заложить в книгу закладки.

Волшебные конфетки

 Возьмите фантики от конфет и заверните в них небольшие игрушки. Малышу надо будет разворачивать фантики и доставать из них сюрпризы.

Многоразовые наклейки

 Для занятий можно использовать как книжки-наклейки, так и отдельные, желательно многоразовые наклейки. Наклейки клеятся в соответствующую книгу, на лист бумаги или картона, на холодильник, на стекло, на зеркало, на пластмассовые игрушки и другие гладкие поверхности. Наклейки можно интересно обыгрывать и придумывать с ними занимательные истории.

Очень важное умение на развитие мелкой моторики рук – это умение сортировать мелкие предметы. Главное, чему здесь должен научиться малыш – это

 1.уметь хватать тремя пальцами – щепотью,

 2.уметь хватать двумя пальцами – большим и указательным. 

Массаж для развития мелкой моторики рук

Если вам кажется, что мелкая моторика у вашего ребенка развита слишком плохо для его возраста, а все описанные выше занятия не вызывают у него особого интереса, можете поделать ему массаж пальцев и ладошек. Его принцип тот же, что и в «пальчиковых» играх – промять каждый пальчик (особенно подушечки), подвигать ими, помассировать ладошки по часовой стрелке.

Используйте Су-Джок для массажа пальцев и ладошек, и мы уверены –

ВАС ЖДЕТ УСПЕХ !!!

Дидактическая игрa «Посадим цветы на клумбе»

 Процесс изготовления клумбы:

1. Раскраиваются  из ткани 2 прямоугольника размером 25см.-16см. и 1 прямоугольник из синтепона. На прямоугольник из ткани накладывается выкройка из синтепона и третьим слоем прямоугольник из ткани, все прошивается и края обрабатываем косой бейкой. Клумба готова.

2. Из плотной ткани выкраиваются цветы разного цвета и листочки,

 в центре листочков и  цветочков  прорезать петельку и обработать края.

3. На клумбу пришить разноцветные пуговицы  по цвету цветочков и листиков.

Правила игры: пристегнуть к пуговице желтого цвета желтый цветок, к пуговице голубого цвета голубой цветок, к  пуговице розового цвета розовый цветок, а к пуговицам зеленого цвета листики.

Ход игры:

1. Ребенку предлагается посадить цветы в клумбе.

2. Ребенок находит и  пристегивает пуговицы  определенного цвета.

3. Взрослый проверяет правильность выполнения задания.  

Дидактическая игрa «Геометрические фигуры»                            

Процесс изготовления :

1. Раскраиваются  из ткани 2 прямоугольника размером 25см.-16см. и 1 прямоугольник из синтепона. На прямоугольник из ткани накладывается выкройка из синтепона и третьим слоем прямоугольник из ткани, все прошивается и края обрабатываем косой бейкой. Подушечка готова.

2. Из кусочков плотной ткани разного цвета выкраиваются геометрические фигуры (квадрат, круг, овал и треугольник) , в центре фигуры прорезать петельку и обработать края.

3. На подушечку пришить разноцветные пуговицы  по цвету геометрических фигур.

Правила игры: пристегнуть к пуговице желтого цвета желтый овал, к пуговице зеленого цвета зеленый треугольник, а к пуговице розового цвета розовый квадрат и т.д .

Ход игры:

1. Ребенку предлагается распределить геометрические фигуры по местам.

2. Ребенок  пристегивает геометрические фигуры к  пуговицам  определенного цвета.

3. Взрослый проверяет правильность выполнения задания.

 

   Дидактическая игра «Собери фрукты»                            

Процесс изготовления :

1. Раскраиваются  из ткани 2 прямоугольника размером 25см.-16см. и 1 прямоугольник из синтепона. На прямоугольник из ткани накладывается выкройка из синтепона и третьим слоем прямоугольник из ткани, все прошивается и края обрабатываем косой бейкой. Подушечка готова.

2. Из кусочков плотной ткани розового, зеленого, и  желтого цвета выкраиваются фрукты (груша, ягодка и яблоко) , в центре фрукта  прорезать петельку и обработать края.

3. На подушечку пришить разноцветные пуговицы  по цвету фруктов.

 Правила игры: пристегнуть к пуговице желтого цвета желтую грушу, к пуговице зеленого цвета зеленое яблоко, а к пуговице розового цвета розовую ягодку.

Ход игры:

1. Ребенку предлагается распределить фрукты  по местам.

2. Ребенок  пристегивает фрукты  к  пуговицам  определенного цвета.

3. Взрослый проверяет правильность выполнения задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Развиваем мелкую моторику - развиваем речь.

игры и упражнения для развития мелкой моторики рук...

Консультация для родителей: «Развиваем мелкую моторику - развиваем речь.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук....

Консультация для родителей: "Развиваем мелкую моторику - развиваем речь"

Консультация для родителей: "Развиваем мелкую моторику - развиваем речь"...

Консультация для родителей "Развиваем мелкую моторику-развиваем речь"

Консультация "Развиваем мелкую моторику – развиваем речь"Гребенникова Елена ВячеславовнаВоспитатель МБДОУ «Детский сад «Машенька»В настоящее время проблемы речевого р...

Консультация для родителей: "Развиваем мелкую моторику - развиваем речь.".

Консультация для родителей:" Развиваем мелкую моторику - развиваем речь. "  Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным и способным, то обратите пристальное внимани...

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику — развиваем речь»

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику — развиваем речь»...

 Консультация для родителей "Развиваем мелкую моторику - развиваем речь"

В настоящее время проблемы речевого развития детей дошкольного возраста стали более актуальны и значимы. Как ловко ребенок будет учиться управлять своими пальцами в дошкольном возрасте, зависит е...