Материал для родительского собрания в старшей логопедической группе «Ягодка» «Исследовательская деятельность как фактор воспитания экологической культуры детей»
методическая разработка (старшая группа)

Беспалова Милена Юрьевна

Родительское собрание

в старшей логопедической группе «Ягодка»

 

«Исследовательская деятельность как фактор воспитания экологической культуры детей»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

в старшей логопедической группе «Ягодка»

 

«Исследовательская деятельность как фактор воспитания экологической культуры детей»

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем                      того мира,  который его окружает.

          А   особенно ребенок-дошкольник.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму».

Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.

Все ребята разные, но есть качество, которое делает их похожими, - все они «почемучки». Так их мы называем за любознательность. Каких только вопросов не задают дети своим мамам, папам.

Как удовлетворить детское любопытство? Как объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как использовать пытливость детского ума?

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами: они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет-не тонет). Но такие игры бывают опасны, т.к. дошкольник с законами смешивания веществ и элементарными правилами безопасности знаком не в полной мере.

В этом случае помогает эксперимент, специально организуемый педагогом, он является безопасным для ребенка и в тоже время позволяет познакомить ребенка с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы.

Сегодня часто можно столкнуться с тем, что ребенок говорит: «Я не умею, я не могу!». Причем один вкладывает смысл «научи меня», то другой говорит «не хочу, отстань».

И именно создание необходимых условий для экспериментирования позволяет каждому ребенку найти дело по своим силам, интересам и способностям.

Превращение ребенка в творческую личность зависит в основном от нас взрослых. Именно мы с вами способны создать необходимые условия, чтобы поддержать в ребенке интерес к исследованиям и открытиям.

Поэтому в нашей группе сформирован уголок экспериментирования (с различными природными материалами, коллекциями камней, веществ, разнообразные сосуды и др. оборудование). Имеется картотека опытов, познавательная литература и дидактические игры.

Важно в совместной экспериментальной деятельности быть для ребенка партнером, помощником, сотрудником. Взаимодействие со взрослыми помогает детям быстрее становиться самостоятельными, поэтому желательно, чтобы родители и дома придерживались таких же педагогических позиций.

Рекомендуем родителям проводить несложные опыты и эксперименты дома.

Любое место в квартире может быть местом для эксперимента. (Например, ванная: во время мытья ребенок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ).

На кухне можно детям предложить растворить в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). При этом обязательно поинтересуйтесь, что стало с продуктами и почему? Если вы не знаете точного научного ответа, можно обратиться к справочной литературе, развивающим мультфильмам или интернет ресурсам и постараться объяснить результат доступным для ребенка языком.

Не нужно отмахиваться от опытов и экспериментов, потому что именно они позволяют дошкольнику моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.  Тогда мир – уже не абстракция!

Мы же взрослые в домашних условиях можем подкинуть идеи для деятельности.

  • На помощь приходят фабричные наборы для опытов и экспериментов.
  • Также можно предложить создать волшебный предмет (нарисовать, соорудить из бросового материала).
  • Обсудите с ребенком, что можно сделать из пластиковой бутылки, коробки конфет, из крышек, спичечных коробков, из старой варежки, вязанной шапки…Для чего это делать? (это возможность переработать бросовый материал в полезную вещь)

Причем не обязательно все это делать, можно провести в виде устной игры.

Можно играть наоборот.

Из чего можно сделать:

  • Вазочку
  • Рамочку для фотографии
  • Бусы, брошку, браслеты
  • Закладку

Опыт 1 с магнитом

Выяснить какие из предложенных предметов из металла.

Вывод: все железные предметы притягиваются к нему, значит, магнит притягивает железные предметы: шурупы, гвоздики, скрепки  монеты и т.д.

Опыт 2. А теперь положите на железные предметы лист бумаги и поднесите к нему магнит. Что произошло?

Вывод: Железные предметы притягиваются через бумагу.

Опыт 3. Сейчас накройте железные предметы кусочками ткани и поднесите магнит. Что произошло, покажите.

Вывод: Магнит действует через ткань.

Опыт 4. Положите все железные предметы в пластмассовые тарелочки, а магнитом проведите под тарелочкой. Что происходит?

Вывод: Предметы двигаются. Магнит действует через тонкий пластмасс.

Обобщение : магнит притягивает только железные предметы. 

 Опыт 5.

-А сейчас чтобы нам стало веселее мы устроим

  дискотеку для сказочных героев.

Через картон (магниты один сверху, другой снизу) делаем разнообразные движения.

Вывод: магниты притягиваются друг к другу.

Опыт 6

-Вы любите фокусы?

* «Магнитный фокус – кораблики»

Оборудование: таз с водой, кораблики.

Ход опыта: опустить лодочки с иголочками на мачте в воду, управлять лодочками, двигая над тазом (не касаясь их). Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.

Вывод: магнит действует даже на расстоянии.

Опыт 7

Мы будем совершать следующее волшебство.

Оно называется «Рыбалка».

-Нужно достать рыбок из воды не замочив рук и магнита.

Опыт 8: В стакан с водой кладем рыбок, как достать с помощью магнита?

Магнитом надо вести по стенке стакана. Магнит поднимает рыбку.

-Что же это за волшебство? Как вы думаете, почему у вас получилось достать рыбки из воды, не замочив рук?

Вывод:

Магнит может действовать на предметы через стекло.

Опыт 9

В сказке «Золушка» злая мачеха перемешала чечевицу с горохом и заставила перебирать Золушку. И помогли Золушке в этом птички. Но коварная злая мачеха снова смешала крупы с шурупами, болтами и гайками и опять заставила перебирать Золушку. Птицы помочь не могут, боятся сломать клювики.

-Может быть, мы сможем помочь? Как это сделать быстрее? (при помощи магнитов).

-Вы хорошо сегодня поработали и много узнали интересного про волшебный камень – магнит…

-Довольны ли, вы, секретам волшебства? Это то, что интересует детей и очень их вдохновляет на новые опыты и эксперименты.



Предварительный просмотр:

                               Памятка

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании

Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Предоставлять возможность ребёнку  действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать что-то новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему  в этом своим участием.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.

Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно и как можно.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.

Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребёнка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребёнка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребёнок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

                                       «Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам».

                                                                                                              Ральф У. Эмерсон



Предварительный просмотр:

Протокол № 2.

Родительского собрания в старшей логопедической группе «Ягодка» «Экспериментальная деятельность как средство познавательного развития дошкольников»

От 02.02.2023 г.

Присутствовало: 11 чел.

Отсутствовало: 5 чел.

Председатель: ____________________

Секретарь: _______________________

Повестка дня:

1.  Просмотр социальных роликов «Безопасность на дороге», «Коррупция». (Беспалова М.Ю. - воспитатель)

2. Минута благодарности (вручение грамот)

3. Выступление логопеда (Рогова И.П. – логопед)

4. Выступление музыкального руководителя (Пустовалова А.В. – музыкальный руководитель)

5. Памятка для родителей о взаимодействии воспитателя и родителей в повседневной жизни

6. Доклад  «Экспериментальная деятельность как средство познавательного развития дошкольников».

Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

7. О разном.

8. Работа родительского комитета, предложения, решение вопросов.

9. Итог. Решения родительского собрания.

По первому вопросу слушали:

Беспалову М.Ю., предложила к просмотру социальные ролики  «Безопасность на дороге», «Коррупция»,  прокомментировала значимость данного вида безопасности в повседневной жизни  детей и взрослых.

Решение: единогласно принято придерживаться рекомендаций педагогов, обращать пристальное внимание на здоровье;

вовремя предпринимать меры по борьбе с коррупцией.

По второму вопросу слушали:

Беспалову М.Ю. – воспитатель.  Подвела итоги участия в различных конкурсах. Осуществила торжественное вручение грамот за участие.

Конкурс осенних поделок – Лидин В., Рачук Т., Сутягина Е., Самарская М.

Изготовление открытки к Дню матери – Яровая К., Перерва М., Гречишников Р., Паршина П., Самарская М.

Конкурс Новогодних поделок – Рачук Т., Самарская М., Сутягина Е.

За активно участие в создании ПДД ролика «Безопасность матери и ребенка» - Гречишников Р., Самарская М., Паршина П. Сутягина Е.

Выразила благодарность за предоставление фотоматериалов для создания новогодней гирлянды семьям Сутягиных, Джиоевых, Паршиных, Кузнецовых.

Решение: единогласно принято решение активно участвовать в творческих конкурсах.

По третьему вопросу слушали:

Рогову И.П. – логопед. Познакомила со спецификой работы логопеда. Рассказала о требованиях выполнения домашнего задания. Нацелила родителей на формирование правильного отношения к речевому нарушению ребенка. Дала конкретные рекомендации для успешного овладения материалом.

Решение: единогласно принято решение о тесном сотрудничестве родителей и логопеда, о необходимости выполнять задания логопеда качественно для хорошего результата.

По четвертому вопросу слушали:

Пустовалову А.В. – музыкальный руководитель. Освятила специфику работы детей на музыкальных занятиях. Рассказала о работе музыкального кружка «Волшебный каблучок», о подготовке к предстоящим праздникам.

Решение: единогласно принято решение способствовать музыкальному развитию детей и по возможности создавать необходимые условия дома и при возможности в детском саду.

По пятому вопросу слушали:

Беспалову М.Ю. – воспитатель. Предложила Памятка для родителей о взаимодействии воспитателя и родителей в повседневной жизни. Затронула вопросы родительской платы, компенсационной выплаты, образовательной деятельности в детском саду и перечень услуг, предоставляемых детским садом.

Решение: соблюдать основные правила посещения ребенком детского сада, оплату за детский сад вносить своевременно, подумать над посещением кружков детьми в этом учебном году.

По шестому вопросу слушали:

Беспалову М.Ю. – воспитатель. Подготовила интересный доклад из опыта работы с детьми на тему  «Экспериментальная деятельность как средство познавательного развития дошкольников». Показала несложные опыты. Дала рекомендации по проведению опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях. Рассказала о значимости этой деятельности для познавательного развития ребенка.

Предложила Памятку «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Решение: обратить внимание на опытно-экспериментальную деятельность в домашних условиях, создать необходимые для этого условия, выполнять рекомендации педагога.

По седьмому вопросу слушали:

Беспалову М.Ю. – воспитатель. Ответила на интересующие вопросы родителей.

Решение: стараться видеть в ребенке положительные качества, настраивая его на успех, стараться родителям делать определенные выводы об уровне знаний и умений ребенка, при  спорных вопросах обращаться к педагогам.

По восьмому вопросу слушали:

Родительский комитет – выступили с новыми предложениями по подготовке к предстоящим праздникам, к выпускному балу. Предложили помощь в мелком ремонте групповой мебели.

Решение: продолжить работу родительского комитета в прежнем режиме, осуществить ремонт мебели, оказать посильную помощь в подготовке к праздничным мероприятиям для детей.

Решения собрания

Уделить должное внимание познавательному развитию детей  в детском саду и дома,  создать благоприятные условия  в семье для опытно-экспериментальной деятельности детей, поощрять стремление детей к освоению новых знаний, умений и навыков, создавать необходимые условия для взаимодействия родителей, детей и педагогов.


Председатель:________________________________________ Секретарь____________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в средней группе «Воспитание экологической культуры детей среднего возраста, через знание флоры и фауны родного края»

Конспект разработан с условиями регионального компонента (Бурятия - озеро Байкал). Вашему вниманию предоставляются: вопросы для интерактивной системы голосования "Вотум" «Компетентност...

Родительское собрание "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста»

Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом. ...

Конспект родительского собрания старший логопедической группе

Родительское собрание в логопедической группе коррекционного детского сада...

Выступление на родительском собрании в старшей «Б» группе Тема: «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста»

повышение интереса родителей к экологическому образованиюдетей и к экологии в целом...

Родительское собрание в средней группе детского сада. Тема: «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста»

Цель: Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом.  Задачи:Выявить уровень  экологической культуры семьи путем анкетирования родителей.Продолжа...

Доклад на тему «Исследовательская деятельность как форма воспитания экологической культуры дошкольников» (из опыта работы)

Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование:Цель:Формирование экологической культуры у детей через исследовате...

Консультация для педагогов "Игровая деятельность как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста"

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности.По общему признанию ученых (философов, экологов, педагогов) природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка,...