Статья "Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста"
статья (подготовительная группа)
Материал статьи может быть полезен воспитателям и родителям старших дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие внимания детей 6-7 лет»
Одним из показателей готовности ребёнка к школе является
устойчивое, произвольное внимание.
К дошкольному возрасту объём
произвольного внимания возрастает, в среднем, до двадцати минут.
В 6 - 7 лет ребёнок уже должен спокойно сидеть, слушать взрослого,
выполнять различные задания по инструкции и самостоятельно.
Но как добиться, чтобы ребёнок умел сосредоточиться, слушать,
наблюдать, был терпелив и внимателен?
Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной
информации и неприятие лишней.
У детей дошкольного возраста внимание направлено на их внутренний
мир. Когда ребенок вдруг останавливается и смотрит в одну точку, то это значит. что
в этот момент его внутреннее внимание достигает наивысшей точки.
Этот момент мы и принимаем за рассеянность.
Так же выделяют три основных вида внимания: непроизвольное,
произвольное, послепроизвольное.
Непроизвольное внимание возникает само собой, без усилий ребенка
на его возникновение и сохранение. Яркое, шумное вызывает интерес, но он
кратковременный, и как только объект перестает быть интересным, данный
вид внимания прекращается.
Произвольное внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не
то, что ему хочется, а то, что нужно, возможно, жертвуя другим, более
интересным для него, занятием. Психологи считают, чем лучше развита речь
у ребенка дошкольного возраста, тем раньше формируется произвольное
внимание. Его развитию способствуют различные занятия с ребенком, игры
по правилам, в которых взрослый принимает непосредственное участие,
показывая необходимость такого внимания.
Если ребенок увлекается игрой или выполнением задания, ему уже не
требуется прилагать усилия для концентрации внимания, и произвольное
внимание переходит в послепроизвольное. Здесь сочетаются признаки
непроизвольного и произвольного видов внимания.
Есть дети - те, которым тяжело сосредоточиться, усидеть на месте,
дослушать до конца. Что же делать, если у ребёнка внимание
кратковременное, ему трудно сконцентрироваться?
Существует много игр, упражнений, которые помогут развить
внимание.
Игры на развитие внимания
«Слова»
Цель: развивать объем внимания.
Взрослый четко произносит ребёнку 6 слов, после чего просит
повторить слова в той же последовательности.
«Запретное движение»
Цель: развивать концентрацию внимания.
Взрослый показывает ребёнку движение, которое повторять нельзя. Затем
показывает разные движения руками, ногами. Если ребёнок повторил запретное
движение, он проиграл.
«Расставь, как было»
Цель: развивать произвольное внимание, интерес к игре.
Перед ребёнком на столе 7 игрушек. После того, как
ребёнок рассмотрел игрушки, взрослый просит его отвернуться от стола, а он в
это время игрушки меняет местами и дает задание: «Расставьте игрушки в
той последовательности, в которой они были».
«Регулировщик»
Цель: развивать способность к переключению внимания.
Необходимы 3 карточки из цветного картона. Взрослый показывает ребёнку
карточку, он выполняют определенное действие. Например, красная
карточка – хлопнуть в ладоши, синяя – подпрыгнуть, зеленая – дотронуться
до носа. Темп игры увеличивается.
«Найди отличия»
Цель: учить сравнивать предметы, обобщать; развивать внимание.
Ребёнку предлагаются карточки с изображением двух
картинок, которые имеют несколько различий. Ребёнку нужно, как можно
быстрее, найти эти отличия.
“Хлоп-топ”
Цель: развитие внимания и фонематического слуха.
Когда слышишь звук А – хлопни в ладоши, звук О – топни ногой, звук У –
стукни кулаком об кулак и т.д., задания можно придумывать самостоятельно.
После усвоения игры можно поменять задание: взрослый показывает
движение, а ребенок называет звук.
«Хитрые числа»
Цель: учить последовательность чисел, уметь называть соседей числа.
Для этой игры необходимо вырезать 20 карточек и на них написать числа от
1 до 20. Затем нужно их тщательно перемешать и в произвольном порядке
раздать 10 карточек себе и 10 малышу. Задача состоит в том, что взрослый,
который играет с ребенком, должен выложить перед ним одну карточку с
числом. А ребенок должен положить карточку с числом, которое ближе всего
к тому, которое задано. Если папа или мама положили цифру 4, то ребенок
должен выложить 3 или 5.
«Части тела».
Указывайте пальцем на разные части тела и называйте их.
Например: «Это ухо, это колено, это лоб и т. д.» Ребенок должен
одновременно смотреть на вас, слушать и выполнять движения. Затем
прибегните к хитрости: называйте одну часть тела, а указывайте на другую.
Задача ребенка — слушать и указывать на то, что названо. Когда ребенок
хорошо усвоит суть игры, поменяйтесь ролями. У этой игры есть правило:
реакции должны быть быстрыми.
«Не говори „нет"».
Договоритесь с ребенком (или несколькими
участниками игры), что вы будете задавать разные каверзные вопросы, а он
может давать самые разные ответы. Но есть один уговор: нельзя произносить
слово «нет».
Примеры вопросов с «ловушкой»:
«Ты спишь с открытыми глазами?»
«С неба падают шоколадки?»
«Брюки надевают на голову?»
«Человек спит в собачьей будке?»
«Нос нужен для того, чтобы слышать?»
«Хлеб пекут в холодильнике?»
«Тяжелая гиря может плыть по реке?
«Птицы долетают до Луны?»
«Ты умеешь летать?»
«Сладкое — это невкусная еда?»
«В мире животных».
Водящий становится в круг. Он вращается вокруг
своей оси с закрытыми глазами, с вытянутой вперед рукой и говорит фразу:
«Рыбы, птицы, звери!» Затем останавливается, указывает рукой на первого
попавшегося и говорит любое из трех слов: «рыбы», «птицы» или «звери».
Тот, на кого он указал, должен произнести соответствующее название
животного. Если нет правильного варианта ответа, участник выходит из
игры.
"Графические диктанты"
Возьмите тетрадь в крупную клетку. Предложите ребёнку нарисовать
"заборчик" под диктовку: 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1
клетка вправо и т. д. После двух повторов ребёнок может продолжать узор
самостоятельно. Под диктовку можно рисовать не только узоры, но и
различные предметы.
Это упражнение также поможет развить графические навыки и
пространственные представления.
Нарисуйте на листа формата А 4 геометрические фигуры: треугольники,
квадраты, круги (фигуры должны быть небольшого размера, и их должно
быть много, можно рисовать цифры. Рисовать нужно в произвольном
порядке. Предложите ребёнку найти и зачеркнуть, например, только круги.
Это задание нужно выполнять за какой - то небольшой промежуток времени,
например, 1 минуту.
Начните уже сегодня выполнять эти упражнения, и вы увидите, как эти
несложные игры помогут вашему ребёнку быть более внимательным .
Предварительный просмотр:
«Развитие внимания детей 6-7 лет»
Одним из показателей готовности ребёнка к школе является
устойчивое, произвольное внимание.
К дошкольному возрасту объём
произвольного внимания возрастает, в среднем, до двадцати минут.
В 6 - 7 лет ребёнок уже должен спокойно сидеть, слушать взрослого,
выполнять различные задания по инструкции и самостоятельно.
Но как добиться, чтобы ребёнок умел сосредоточиться, слушать,
наблюдать, был терпелив и внимателен?
Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной
информации и неприятие лишней.
У детей дошкольного возраста внимание направлено на их внутренний
мир. Когда ребенок вдруг останавливается и смотрит в одну точку, то это значит. что
в этот момент его внутреннее внимание достигает наивысшей точки.
Этот момент мы и принимаем за рассеянность.
Так же выделяют три основных вида внимания: непроизвольное,
произвольное, послепроизвольное.
Непроизвольное внимание возникает само собой, без усилий ребенка
на его возникновение и сохранение. Яркое, шумное вызывает интерес, но он
кратковременный, и как только объект перестает быть интересным, данный
вид внимания прекращается.
Произвольное внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не
то, что ему хочется, а то, что нужно, возможно, жертвуя другим, более
интересным для него, занятием. Психологи считают, чем лучше развита речь
у ребенка дошкольного возраста, тем раньше формируется произвольное
внимание. Его развитию способствуют различные занятия с ребенком, игры
по правилам, в которых взрослый принимает непосредственное участие,
показывая необходимость такого внимания.
Если ребенок увлекается игрой или выполнением задания, ему уже не
требуется прилагать усилия для концентрации внимания, и произвольное
внимание переходит в послепроизвольное. Здесь сочетаются признаки
непроизвольного и произвольного видов внимания.
Есть дети - те, которым тяжело сосредоточиться, усидеть на месте,
дослушать до конца. Что же делать, если у ребёнка внимание
кратковременное, ему трудно сконцентрироваться?
Существует много игр, упражнений, которые помогут развить
внимание.
Игры на развитие внимания
«Слова»
Цель: развивать объем внимания.
Взрослый четко произносит ребёнку 6 слов, после чего просит
повторить слова в той же последовательности.
«Запретное движение»
Цель: развивать концентрацию внимания.
Взрослый показывает ребёнку движение, которое повторять нельзя. Затем
показывает разные движения руками, ногами. Если ребёнок повторил запретное
движение, он проиграл.
«Расставь, как было»
Цель: развивать произвольное внимание, интерес к игре.
Перед ребёнком на столе 7 игрушек. После того, как
ребёнок рассмотрел игрушки, взрослый просит его отвернуться от стола, а он в
это время игрушки меняет местами и дает задание: «Расставьте игрушки в
той последовательности, в которой они были».
«Регулировщик»
Цель: развивать способность к переключению внимания.
Необходимы 3 карточки из цветного картона. Взрослый показывает ребёнку
карточку, он выполняют определенное действие. Например, красная
карточка – хлопнуть в ладоши, синяя – подпрыгнуть, зеленая – дотронуться
до носа. Темп игры увеличивается.
«Найди отличия»
Цель: учить сравнивать предметы, обобщать; развивать внимание.
Ребёнку предлагаются карточки с изображением двух
картинок, которые имеют несколько различий. Ребёнку нужно, как можно
быстрее, найти эти отличия.
“Хлоп-топ”
Цель: развитие внимания и фонематического слуха.
Когда слышишь звук А – хлопни в ладоши, звук О – топни ногой, звук У –
стукни кулаком об кулак и т.д., задания можно придумывать самостоятельно.
После усвоения игры можно поменять задание: взрослый показывает
движение, а ребенок называет звук.
«Хитрые числа»
Цель: учить последовательность чисел, уметь называть соседей числа.
Для этой игры необходимо вырезать 20 карточек и на них написать числа от
1 до 20. Затем нужно их тщательно перемешать и в произвольном порядке
раздать 10 карточек себе и 10 малышу. Задача состоит в том, что взрослый,
который играет с ребенком, должен выложить перед ним одну карточку с
числом. А ребенок должен положить карточку с числом, которое ближе всего
к тому, которое задано. Если папа или мама положили цифру 4, то ребенок
должен выложить 3 или 5.
«Части тела».
Указывайте пальцем на разные части тела и называйте их.
Например: «Это ухо, это колено, это лоб и т. д.» Ребенок должен
одновременно смотреть на вас, слушать и выполнять движения. Затем
прибегните к хитрости: называйте одну часть тела, а указывайте на другую.
Задача ребенка — слушать и указывать на то, что названо. Когда ребенок
хорошо усвоит суть игры, поменяйтесь ролями. У этой игры есть правило:
реакции должны быть быстрыми.
«Не говори „нет"».
Договоритесь с ребенком (или несколькими
участниками игры), что вы будете задавать разные каверзные вопросы, а он
может давать самые разные ответы. Но есть один уговор: нельзя произносить
слово «нет».
Примеры вопросов с «ловушкой»:
«Ты спишь с открытыми глазами?»
«С неба падают шоколадки?»
«Брюки надевают на голову?»
«Человек спит в собачьей будке?»
«Нос нужен для того, чтобы слышать?»
«Хлеб пекут в холодильнике?»
«Тяжелая гиря может плыть по реке?
«Птицы долетают до Луны?»
«Ты умеешь летать?»
«Сладкое — это невкусная еда?»
«В мире животных».
Водящий становится в круг. Он вращается вокруг
своей оси с закрытыми глазами, с вытянутой вперед рукой и говорит фразу:
«Рыбы, птицы, звери!» Затем останавливается, указывает рукой на первого
попавшегося и говорит любое из трех слов: «рыбы», «птицы» или «звери».
Тот, на кого он указал, должен произнести соответствующее название
животного. Если нет правильного варианта ответа, участник выходит из
игры.
"Графические диктанты"
Возьмите тетрадь в крупную клетку. Предложите ребёнку нарисовать
"заборчик" под диктовку: 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1
клетка вправо и т. д. После двух повторов ребёнок может продолжать узор
самостоятельно. Под диктовку можно рисовать не только узоры, но и
различные предметы.
Это упражнение также поможет развить графические навыки и
пространственные представления.
Нарисуйте на листа формата А 4 геометрические фигуры: треугольники,
квадраты, круги (фигуры должны быть небольшого размера, и их должно
быть много, можно рисовать цифры. Рисовать нужно в произвольном
порядке. Предложите ребёнку найти и зачеркнуть, например, только круги.
Это задание нужно выполнять за какой - то небольшой промежуток времени,
например, 1 минуту.
Начните уже сегодня выполнять эти упражнения, и вы увидите, как эти
несложные игры помогут вашему ребёнку быть более внимательным .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через совместную и самостоятельную деятельность
Многочисленные исследования по проблеме развития внимания у детей дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи, показали что внимание, является важнейшей характеристикой личности и развивать его н...
Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста
Многим из нас приходилось обращаться к ребенку со словами: «Посиди, пожалуйста, спокойно», «Постарайся выполнить работу аккуратно», но не проходит и ми...
Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством конструктивных игр
Тема по самообразованию...
Практико-ориентированный проект «В гостях у сказки» для развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ.
развитие внимания ребёнка старшего дошкольного возраста с СДВГ, через использование сказкотерапии...
методическая разработка "Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе подвижных игр"
В методической разработке описаны методические приёмы руководства и примеры планирования в течении дня подвижных игр с целью развития у детей произвольного внимания....
Игры для развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста
Игры,направленные на развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста...
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С целью развития произвольного внимания и памяти полезно использовать игры, в которых ребёнку необходимо сначала В соответствии с правилами запомнить один или несколько объектов, а затем...