Игры с дошкольниками для развития фонематического слуха
консультация

Гаткер Марина Львовна
Хороший фонематический слух необходим ребёнку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи. Чем раньше начать работу по развитию фонематического слуха, тем больше шансов, что в школе у ребёнка не будет проблем.Игры для развития фонематического слуха рекомендуются для детей после 3 лет. Предлагаемые игры помогут родителям, помимо фонематического слуха, развить у ребёнка внимание, память, воображение, инициативность и исполнительность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_fonematicheskogo_sluha.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с дошкольниками  

для развития фонематического слуха

   Чтобы развить фонематический слух у ребёнка, придётся потрудиться! Чем раньше вы начнёте, тем больше шансов, что в школе у него не будет проблем. Игры для развития фонематического слуха рекомендуются для детей после 3 лет.

   Хороший фонематический слух необходим ребёнку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи.

  Упражнения для развития фонематического слуха проводятся по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребёнок перестаёт справляться с заданиями, начинайте с этого уровня.

Первый уровень. Узнавание неречевых звуков

  • «Угадай, что звучало»

   Внимательно послушайте с ребёнком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип дверей и другие бытовые звуки. Предложите закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало. Убедитесь в том, что ребёнок хорошо различает многообразие звуков.

  • «Шумящие мешочки»

   Вместе с ребёнком насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки, бусины. Предложите ему угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что внутри.

  • «Волшебная палочка»

   Возьмите карандаш или любую палочку и постучите ими по разным предметам в доме. «Волшебная палочка» заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и другие знакомые ребёнку предметы. Продолжая игру, предложите ему с закрытыми глазами отгадать, какой предмет звучит.

  • «Жмурки»

   Завяжите ребёнку глаза и скажите, что ему надо двигаться на звук колокольчика, бубна или свистка.

  • «Похлопаем»

   Прохлопайте ребёнку ритм, например, два хлопка – пауза – один хлопок – пауза – два хлопка. Ребёнок должен повторить ритмический рисунок. Можно усложнить задание: повторить ритм с закрытыми глазами.

Второй уровень. Различение звуков речи по тембру, силе и высоте

  • «Узнай свой голос»

   Запишите на электронный носитель голоса близких людей и голос самого ребёнка, а потом попросите угадать, кто сейчас говорит.

  • «Громко – тихо»

   Договоритесь, что ребёнок будет выполнять определённые действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Например, скажете слово тихо, ребёнку надо присесть, скажете громко – хлопнуть в ладоши.

  • «Три медведя»

Ребёнку надо отгадать, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – ребёнок сам говорит за каждого из трёх медведей, изменяя высоту голоса.

Третий уровень. Различение сходных между собой по звучанию слов

  • «Слушай и выбирай»

   Положите перед ребёнком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом). Называйте предмет, а ребёнок должен поднять или показать соответствующую картинку.

  • «Верно – неверно»

   Покажите картинку и назовите изображённый на ней предмет, заменяя первый звук в слове (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребёнка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Четвёртый уровень. Различение слогов

  • «Похлопаем»

   Объясните ребёнку, что есть короткие и длинные слова. Проговорите их, интонационно разделяя слоги. Затем произносите слова совместно с ребёнком, одновременно отхлопывая слоги (ка – ша,  ло – па – та, ба – ле – ри – на).

  • «Что лишнее?»

   Произносите ряды слогов: «ПА – ПА – ПА – БА – ПА», «ФА – ФА – ВА – ФА – ФА». Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

                                                   

Пятый уровень. Различение звуков

  • «Кто это?»

   Объясните ребёнку, что слова состоят из звуков. Произносите звуки, а ребёнку надо отгадать, кто его издаёт («Ж –Ж – Ж» - жук жужжит; «З – З – З» - комарик звенит; «С – С – С» - водичка льётся; «Р – Р – Р» - тигр рычит).

  • «Поймай заданный звук»

   Произносите разные звуки, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.

Шестой уровень. Освоение навыков звукового анализа и синтеза

  • «Сколько звуков?»

   Называйте один, два, три звука, а ребёнок на слух определяет и называет их количество.

  • «Поймай слово с заданным звуком»

   Называйте ряд слов, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит слово с заданным звуком.

  • «Отгадай слово»

   Говорите ребёнку слова с пропущенным звуком, а ему нужно узнать, какой звук пропущен и произнести слово правильно. (Например, из слов «убежал» звук [ Л ]: …ампа, мы…о, …ук, кук…а, мас…о)

  • «Цепочка»

   Предложите ребёнку образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом – мак – кот – топор – рука и т.д.

  • «Какой звук начинает слово?»

   Бросьте ребёнку мяч и произнесите слово, которое начинается с гласного звука, лучше, если этот звук будет ударным (Аист, Осы, Утка, Эхо, Иней). Он сам произносит заданное слово, определяет первый звук и возвращает вам мяч.  Подобным образом можно затем выделять согласные звуки в начале слова (Мак, Стул, Малыш, Крот, Танк, Волк, Дом и т.д.)

  • «Какой звук спрятался в середине слова?»

   Игра похожа на предыдущую, но гласный стоит в середине односложных слов: зал, дом, жук, сыр, мир и т.д. Ребёнку надо назвать второй звук в словах.

  • «Какой звук заканчивает слово?»

   Правила те же, но звук (гласный или согласный) надо искать в конце слова: ведрО, ногА, столЫ, каратЭ, сапогИ, сыР, стоЛ, доМ, ноС и т.д.

  • «Договори словечко»

   Попросите ребёнка подобрать рифму к сказанной вами строчке:

Шёл по лесу бурый мишка, на него свалилась …(шишка).

Как – то вечером две мышки унесли у Пети …(книжки).

То назад, то вперёд может плыть…(пароход).

Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и фантазии. Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия, пусть будет весело и интересно!

Не перегружайте ребёнка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо фонематического слуха, вы поможете малышу также в развитии внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития фонематического слуха старших дошкольников и младших школьников

В данной статье представлены игры и упражнения для развития фонематического слуха, систематизированные по принципу - от простого к сложному....

Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников

Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников...

Игры и упражнения для развития фонематического слуха для дошкольников 5-7 лет

Одной из причин возникновения речевых ошибок у детей является нарушение фонематического слуха. Фонематический слух является основой чёткого произношения звуков, воспроизведения слоговой...

Игры для старших дошкольников для развития фонематического слуха и формирования навыка звукового анализа.

В материале представлены некоторые игры для старших дошкольников, которые помогают детям в процессе формирования фонематического слуха и звукового анализа. В дальнейшем эти базовые умения и навыки буд...

Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников

Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи понимается способность человека слышать отдельные фонемы или звуки в слове.Несформированность фонематического слуха негативн...

«Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников»

Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи понимается способность человека слышать отдельные фонемы или звуки в слове....

Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников

Тема:  «Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников»Цель:  повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе формирования и развития фонема...