Игры с дошкольниками для развития фонематического слуха
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_fonematicheskogo_sluha.docx | 18.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры с дошкольниками
для развития фонематического слуха
Чтобы развить фонематический слух у ребёнка, придётся потрудиться! Чем раньше вы начнёте, тем больше шансов, что в школе у него не будет проблем. Игры для развития фонематического слуха рекомендуются для детей после 3 лет.
Хороший фонематический слух необходим ребёнку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи.
Упражнения для развития фонематического слуха проводятся по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребёнок перестаёт справляться с заданиями, начинайте с этого уровня.
Первый уровень. Узнавание неречевых звуков
- «Угадай, что звучало»
Внимательно послушайте с ребёнком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип дверей и другие бытовые звуки. Предложите закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало. Убедитесь в том, что ребёнок хорошо различает многообразие звуков.
- «Шумящие мешочки»
Вместе с ребёнком насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки, бусины. Предложите ему угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что внутри.
- «Волшебная палочка»
Возьмите карандаш или любую палочку и постучите ими по разным предметам в доме. «Волшебная палочка» заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и другие знакомые ребёнку предметы. Продолжая игру, предложите ему с закрытыми глазами отгадать, какой предмет звучит.
- «Жмурки»
Завяжите ребёнку глаза и скажите, что ему надо двигаться на звук колокольчика, бубна или свистка.
- «Похлопаем»
Прохлопайте ребёнку ритм, например, два хлопка – пауза – один хлопок – пауза – два хлопка. Ребёнок должен повторить ритмический рисунок. Можно усложнить задание: повторить ритм с закрытыми глазами.
Второй уровень. Различение звуков речи по тембру, силе и высоте
- «Узнай свой голос»
Запишите на электронный носитель голоса близких людей и голос самого ребёнка, а потом попросите угадать, кто сейчас говорит.
- «Громко – тихо»
Договоритесь, что ребёнок будет выполнять определённые действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Например, скажете слово тихо, ребёнку надо присесть, скажете громко – хлопнуть в ладоши.
- «Три медведя»
Ребёнку надо отгадать, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – ребёнок сам говорит за каждого из трёх медведей, изменяя высоту голоса.
Третий уровень. Различение сходных между собой по звучанию слов
- «Слушай и выбирай»
Положите перед ребёнком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом). Называйте предмет, а ребёнок должен поднять или показать соответствующую картинку.
- «Верно – неверно»
Покажите картинку и назовите изображённый на ней предмет, заменяя первый звук в слове (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребёнка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Четвёртый уровень. Различение слогов
- «Похлопаем»
Объясните ребёнку, что есть короткие и длинные слова. Проговорите их, интонационно разделяя слоги. Затем произносите слова совместно с ребёнком, одновременно отхлопывая слоги (ка – ша, ло – па – та, ба – ле – ри – на).
- «Что лишнее?»
Произносите ряды слогов: «ПА – ПА – ПА – БА – ПА», «ФА – ФА – ВА – ФА – ФА». Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Пятый уровень. Различение звуков
- «Кто это?»
Объясните ребёнку, что слова состоят из звуков. Произносите звуки, а ребёнку надо отгадать, кто его издаёт («Ж –Ж – Ж» - жук жужжит; «З – З – З» - комарик звенит; «С – С – С» - водичка льётся; «Р – Р – Р» - тигр рычит).
- «Поймай заданный звук»
Произносите разные звуки, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
Шестой уровень. Освоение навыков звукового анализа и синтеза
- «Сколько звуков?»
Называйте один, два, три звука, а ребёнок на слух определяет и называет их количество.
- «Поймай слово с заданным звуком»
Называйте ряд слов, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит слово с заданным звуком.
- «Отгадай слово»
Говорите ребёнку слова с пропущенным звуком, а ему нужно узнать, какой звук пропущен и произнести слово правильно. (Например, из слов «убежал» звук [ Л ]: …ампа, мы…о, …ук, кук…а, мас…о)
- «Цепочка»
Предложите ребёнку образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом – мак – кот – топор – рука и т.д.
- «Какой звук начинает слово?»
Бросьте ребёнку мяч и произнесите слово, которое начинается с гласного звука, лучше, если этот звук будет ударным (Аист, Осы, Утка, Эхо, Иней). Он сам произносит заданное слово, определяет первый звук и возвращает вам мяч. Подобным образом можно затем выделять согласные звуки в начале слова (Мак, Стул, Малыш, Крот, Танк, Волк, Дом и т.д.)
- «Какой звук спрятался в середине слова?»
Игра похожа на предыдущую, но гласный стоит в середине односложных слов: зал, дом, жук, сыр, мир и т.д. Ребёнку надо назвать второй звук в словах.
- «Какой звук заканчивает слово?»
Правила те же, но звук (гласный или согласный) надо искать в конце слова: ведрО, ногА, столЫ, каратЭ, сапогИ, сыР, стоЛ, доМ, ноС и т.д.
- «Договори словечко»
Попросите ребёнка подобрать рифму к сказанной вами строчке:
Шёл по лесу бурый мишка, на него свалилась …(шишка).
Как – то вечером две мышки унесли у Пети …(книжки).
То назад, то вперёд может плыть…(пароход).
Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и фантазии. Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия, пусть будет весело и интересно!
Не перегружайте ребёнка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо фонематического слуха, вы поможете малышу также в развитии внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для развития фонематического слуха старших дошкольников и младших школьников
В данной статье представлены игры и упражнения для развития фонематического слуха, систематизированные по принципу - от простого к сложному....
Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников
Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников...
Игры и упражнения для развития фонематического слуха для дошкольников 5-7 лет
Одной из причин возникновения речевых ошибок у детей является нарушение фонематического слуха. Фонематический слух является основой чёткого произношения звуков, воспроизведения слоговой...
Игры для старших дошкольников для развития фонематического слуха и формирования навыка звукового анализа.
В материале представлены некоторые игры для старших дошкольников, которые помогают детям в процессе формирования фонематического слуха и звукового анализа. В дальнейшем эти базовые умения и навыки буд...
Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников
Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи понимается способность человека слышать отдельные фонемы или звуки в слове.Несформированность фонематического слуха негативн...
«Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников»
Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи понимается способность человека слышать отдельные фонемы или звуки в слове....
Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников
Тема: «Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников»Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе формирования и развития фонема...