Игры и упражнения для развития фонематического слуха старших дошкольников и младших школьников
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
В данной статье представлены игры и упражнения для развития фонематического слуха, систематизированные по принципу - от простого к сложному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_fonematicheskogo_slukha.docx | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые воспитатели и учителя начальных классов!
Развитие фонематического слуха является важным направлением коррекционной работы. При подборе дидактического и речевого материала для звукового анализа на занятиях в ДОУ и уроках в школе необходимо учитывать следующее:
• ударные гласные выделяются гораздо легче, чем безударные;
• ударные гласные легче выделяются из начала слова, чем из его конца или середины;
• согласные звуки легче распознаются, если они находятся в прямом слоге в начале или в середине слова, в обратном слоге в конце слова; труднее, если они находятся в обратном слоге в середине слова, а также в стечении с другими согласными звуками;
• щелевые и сонорные звуки, как более длительные, выделяются лучше, чем взрывные;
• щелевые звуки легче выделяются из начала слова, чем из конца, а взрывные звуки, наоборот, легче выделяются из конца слова;
• трудность выделения звука на фоне слова нарастает с увеличением звукового ряда.
В процессе формирования более сложных форм звукового анализа учитывается фонетическая трудность слова и осуществляется переход от опоры на проговаривание слова к формированию фонематического анализа в умственном плане, без опоры на проговаривание.
Чтобы облегчить детям сложный для них процесс анализа, необходимо научить их опираться на громкое проговаривание и пользоваться схемами. Упражняясь в звуковом анализе слов по схемам, дети приходят к абстрагированию звуков и осознанию фонемных структур слов разного вида.
Этапы работы:
- Подготовительный этап (работа с неречевыми звуками).
- Выделение данного звука из звукового ряда, слогового ряда.
- Выделение первого ударного (гласного) звука в слове.
- Выделение первого безударного (гласного) звука в слове.
- Выделение последнего ударного (гласного) звука в слове.
- Выделение последнего (безударного) звука в слове.
- Выделение первого твёрдого согласного в слове.
- Выделение последнего (твёрдого) согласного в слове.
- Определение места звука (гласного или твёрдого согласного) в слове (первый, в середине слова, последний).
- Дифференциация твёрдых и мягких согласных.
- Определение места гласных (ударных и безударных), согласных (твёрдых и мягких) в слове (первый, в середине слова, последний).
- Выделение слова с определенным звуком из ряда слов.
- Звуковой анализ слов из трёх звуков (например, кот).
- Звуковой анализ двусложных слов без стечения согласных из открытых слогов (например, луна).
- Звуковой анализ односложных слов со стечением согласных (например, мост, хлеб, лифт).
- Дифференциация звонких и глухих согласных.
- Звуковой анализ односложных слов и двусложных со стечением согласных.
- Звуковой анализ трёхсложных и многосложных слов.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха
- Подготовительный этап
- Игры с неречевыми звуками
- «Какое слово я загадала?» Педагог произносит слово, делая паузы между звуками этого слова. Ребенок называет слово.
- «Какое слово длиннее?» Например, кот – косточка.
- «Снежно-звуковой ком» Первый ребенок называет любой звук, второй игрок повторяет его и называет свой звук, третий игрок повторяет два предыдущих звука и говорит свой и т. д.
- «Частый гость» Педагог читает текст, в котором определенный звук встречается чаще других. Дети должны назвать этот звук.
- Выделение данного звука из звукового ряда, слогового ряда.
- «Хлопни в ладоши, если услышишь этот звук»
- Выделение первого ударного (гласного) звука в слове.
- «Я знаю пять слов на звук…»
- «Проглоти звук» Педагог произносит слово, а ребенок должен его повторить, но без первого звука.
- Выделение первого безударного (гласного) звука в слове.
- Выделение последнего ударного (гласного) звука в слове.
- «Поймай последний звук в ладошку»
- «Угадай, что я прошу»
- «Горлышко болит» Произнеси все слово только губами, а вслух последний звук.
- «Добавь звук» Педагог говорит слово, но не договаривает последний звук. Его должны сказать дети. Можно произносить предложение, но не договаривать последний звук в последнем слове.
- Выделение последнего (безударного) звука в слове.
- Выделение первого твёрдого согласного в слове.
- Выделение последнего (твёрдого) согласного в слове.
- «Домино» В игре используется принцип классической игры «Домино» Только вместо точек на каждой карточке 2 картинки. Карточки выкладываются цепочкой таким образом, чтобы последний звук слова (картинки) на левой карточке был первым звуком слова (картинки) на правой карточке.
- «Урожай» или «Художник» Собрать в корзинки (дотронуться кисточкой) предметы, в названии которых есть заданный звук.
- Определение места звука (гласного или твёрдого согласного) в слове (первый, в середине слова, последний).
- «Куда спрятался звук?»
- Педагог выставляет на наборное полотно картинки. На доске выставляется схеме в виде самолета (или птички), разрезанного на три части. Части самолета немного раздвигаются. Нос самолета символизирует слова, в которых заданный звук первый. Средняя часть самолета - это слова, в которых данный звук находится в середине слова. Хвост самолета - это слова, в которых данный звук последний.
- Дифференциация твёрдых и мягких согласных.
- Игры на противопоставление твердых и мягких звуков изолированно, в слогах, в словах. «Тим и Том готовят обед», «Тим и Том – продавцы в магазине», «Тим и Том в зоопарке, на рыбалке, в саду и т.д.»
- «Скажем мы из слов цепочку, не дадим поставить точку». Произнести слово. Выделить последний звук. Придумать следующее слова на этот звук и т. д.
- «Хорошо послушай» Педагог называет оппозиционные слоги. Дети должны поднять флажок (любой сигнал), если слоги разные. Например, педагог говорит: «Па - ба». Дети поднимают флажок. Педагог говорит: «Па - па». Дети не поднимают флажок, так как слоги одинаковые.
- Определение места гласных (ударных и безударных), согласных (твёрдых и мягких) в слове (первый, в середине слова, последний).
- Выделение слова с определенным звуком из ряда слов.
- «Какими звуками отличаются слова?» Например, ветка – сетка.
- «Выбери картинки в названии которых есть данный звук»
- Звуковой анализ слов из трёх звуков (например, кот).
- «Соседи» На наборном полотне выставляются картинки (любые нужные вам). Детям необходимо назвать слово, в котором звук л слышится после звука о. Или звук н слышится перед звуком а.
- «Какое слово спряталось?» На доске выставлены предметные картинки и вывешена одна модель звукового состава слова. Необходимо найти картинку, название которой соответствует предложенной схеме. Вариантами могут быть игры: «Угадай, кто в гости пришел», «Кто больше гостей пригласит в свой домик»
- Звуковой анализ двусложных слов без стечения согласных из открытых слогов (например, луна).
- Звуковой анализ односложных слов со стечением согласных (например, мост, хлеб, лифт).
- «Построим дом» Необходим набор кубиков или квадратов(зеленых, синих, красных). Педагог говорит: «Сегодня мы построим дом. Цвет кубиков вам подскажут вот эти картинки». На наборное полотно выставляются картинки в нужном вам порядке. Каждый этаж из кубиков – это звуковая модель слова.
- Дифференциация звонких и глухих согласных.
- «Колокольчики» Педагог произносит звуки, заранее договорившись с детьми, что они будут показывать карточку с колокольчиком только тогда, когда услышат звонкий согласный.
- Звуковой анализ односложных слов и двусложных со стечением согласных.
- «Сколько точек, столько звуков» для игры требуется кубик, на гранях которого разное количество точек. Дети по очереди бросают кубик и подбирают картинку таким образом, чтобы количество звуков в ее названии соответствовало количеству точек на грани кубика. Можно использовать плоскостное изображение граней кубика.
- «Молчанка» У детей карточки с цифрами 1, 2, 3. Педагог произносит слово, ребенок должны поднять цифру, соответствующую количеству звуков в этом слове. Можно просто фронтально считать на пальчиках количество звуков, а потом озвучивать результат.
- «Магазин», «Зоопарк», «Музей», «Выставка» Ребенок может купить товар (билет), если отдаст столько фишек (могут быть различной формы), сколько в определенном слове звуков.
- Звуковой анализ многосложных слов.
- «Построим пирамиду» На доске рисунок пирамиды, основание которой состоит из пяти квадратов, выше – четыре квадрата, затем – три. Среди выставленных на наборном полотне картинок надо сначала найти те, в названии которых 5 звуков (и картинок тоже 5), четыре звука (и картинок тоже 4), три звука (и картинок тоже 3).
Цель упражнений – постепенный переход от развернутого фонемного анализа к сокращенному умственному действию.
Желаю успеха!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».
Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и гра...
«Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» из опыта работы
игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста...
Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников
Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников...
Игры и упражнения для развития фонематического слуха для дошкольников 5-7 лет
Одной из причин возникновения речевых ошибок у детей является нарушение фонематического слуха. Фонематический слух является основой чёткого произношения звуков, воспроизведения слоговой...
Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников
Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи понимается способность человека слышать отдельные фонемы или звуки в слове.Несформированность фонематического слуха негативн...
«Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников»
Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи понимается способность человека слышать отдельные фонемы или звуки в слове....
Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников
Тема: «Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников»Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе формирования и развития фонема...