Игры для старших дошкольников для развития фонематического слуха и формирования навыка звукового анализа.
картотека по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
В материале представлены некоторые игры для старших дошкольников, которые помогают детям в процессе формирования фонематического слуха и звукового анализа. В дальнейшем эти базовые умения и навыки будут им необходимы для обкчения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_starshih_doshkolnikov_dlya_razvitiya_fonematicheskogo_sluha.docx | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для старших дошкольников для развития фонематического слуха и формирования навыка звукового анализа.
Если у ребенка не будет проблем с распознаванием на слух звуков родного языка, нахождением их в словах, подбором слов на заданный звук, различение на слух сходных звуков, то в дальнейшем он сможет избежать сложностей в усвоении навыков чтения и письма при обучении в школе. Наша подборка игр поможет вашему ребенку в занимательной форме усвоить весь этот непростой материал. Удачи!
Игра «Будь внимательным» Цель: Определять на слух наличие заданного звука в словах. Оборудование: мяч. Ход игры: Взрослый называет слова, ребенок должен перебросить взрослому мяч только тогда, когда в слове есть заданный звук, потом мяч опять отдается ребенку. Например, отрабатываем «Р» (на выделенные слова ребенок должен перебросить мяч взрослому): робот, книга, розовый, зелёный, пароход, конфеты, играет, спит и т.д. |
Игра «Взрослые и малыши» Цель: дифференцировать на слух твердые и мягкие согласные. Оборудование: квадратики или кубики синего и зелёного цвета. Можно также использовать детали ЛЕГО соответствующих цветов. Ход игры: на столе или в мешочке смешиваются квадраты (кубики, детали) синего и зеленого цвета. Взрослый заранее определяет, какие звуки будут дифференцироваться. Например: РРРРР-рычит мама тигрица, РЬ-РЬ-РЬ-рычит тигренок. ССССС-свистит взрослая змея, СЬ-СЬ-СЬ-маленькая змейка. МММММ-мычит корова, МЬ-МЬ-МЬ-телёнок и т.д. Ребенок вытаскивает квадратик (кубик, деталь), если синего цвета-придумывает слово, которое начинается с твёрдого согласного, если зелёного цвета-с мягкого согласного. Образец Р:- рыба, ранец, ракета РЬ: -ребёнок, рябина, резина и т.д. Другой вариант игры: взрослый сам называет слова, а ребенок определяет, какой в нем звук и ставит кубик нужного цвета. Можно таким образом построить башню. |
Игра «Кто придумает конец, тот и будет молодец» Цель: Подбирать слова, звучащие похоже и подходящие по смыслу. Ход игры: Взрослый читает стихотворение, ребенок старается правильно подобрать конечное слово в строке. Я хотел устроить бал И гостей к себе... (позвал). Я взял муку и взял творог, Испек рассыпчатый... (пирог), Пирог, ножи и вилки тут, Но что-то гости не... (идут). Я ждал, пока хватило сил, Потом кусочек... (откусил). Потом придвинул стул и сел, И весь пирог в минуту... (съел). Когда же гости подошли, То даже крошек не... (нашли). |
Игра «Назови звук» Цель: учить выделять в слове определенные звуки. Ход игры: Взрослый называет слова и выделяет в них один звук: громче или дольше его произносит. А ребёнок должен назвать только этот звук. Например, «матрррёшка», а ребенок:«рь»; «молллоко» — «л»; «самолеТ» — «т», кассска-«с», ммммороз-«м» и т.д. |
Игра «Какой звук заблудился?» Цель: дифференцировать на слух звонкие и глухие согласные звуки. Ход игры: Взрослый произносит предложения, ребенок должен услышать ошибку и исправить её. Вот колючий, серый еШик... Мама пожарила Готлеты… На крылечке сидит коЖечка... Бабушка вяжет Жапку… На травинку села красивая стрекоСа... На праздник испекли большой караФай… Мама намазала хлеб маЗлом... Петя спит на мягкой поТушке…
|
Игра «Нарисуем дом для Незнайки» Цель: подбирать слова на заданный звук. Оборудование: Лист бумаги, фломастеры, можно, по желанию, предметные картинки Ход игры: .Взрослый говорит, что построили новый дом. У Незнайки есть своя комната в этом доме (показывает на лист бумаги). Но в ней ничего нет. Нужно помочь Незнайке обставить комнату мебелью, купить то, что нужно ему в хозяйстве и что он будет есть. Но в названии всех предметов должен быть звук «р». Дети называют слова, взрослый схематично их рисует на бумаге. Примерный перечень: кровать, люстра, торшер, телевизор, компьютер, ковер, картина, кружка, простыня, ручка, гитара, сыр, мороженое, торт, груша, рыба... Можно играть с любым другим звуком. |
Игра «Заполним холодильник продуктами» Цель: см. выше Оборудование: лист бумаги, фломастеры. Ход игры: Взрослый говорит , что перед ними пустые полки холодильника (показывает на лист бумаги). Нужно заполнить полки продуктами, только так, чтобы в названиях был звук «С». Ребенок называет, взрослый схематично рисует. Примерный перечень: масло, сыр, сухари, сосиски, сметана, колбаса, квас, мясо. Можно играть с любым другим звуком. |
Игра «Эрудит» Цель: учить выделять звуки из слов в разных позициях, подбирать слова с заданным звуком. Оборудование: призовые фишки (их можно заменить любыми предметами: палочками, пуговицами, даже конфетами). Можно использовать в финале какой-нибудь приз. Ход игры: Взрослый задает ребенку вопросы, за каждый правильный ответ дает фишку, по результатам выдается приз. Чем больше фишек, тем «внушительней» приз! Вопросы: Какой первый звук в слове «йогурт»? («Й») Какой последний звук в слове «лень»? («НЬ») Назови «младшего» братца звука «р». («РЬ) Назови «звонкого» товарища звука «ф». («В») Какой звук в слове «малИна» произносится дольше всех? («И»-ударный) Назови слово, которое начинается с последнего звука слова «стол». (Л-ЛОТО, ЛАМПА..) Назови транспорт, в названии которого есть звук «ль». (вертоЛёт, корабЛЬ, самоЛёт) Назови музыкальный инструмент, в названии которого есть звук «рь». (скРипка) Назови цветок, в названии которого есть звук «ш». (ландыШ, Шиповник) Назови слово, которое начинается со звука «зь». (Зелень, Зима, Земляника…) Назови слово, которое начинается со звука «сь».(Синий, Сёма, Сетка…) Назови слово, которое кончается звуком «т». (коТ, бегемоТ, самолеТ…)
|
Игра «Брось слово по звукам» Цель: учить последовательно называть звуки в словах. Оборудование: любые предметы, игрушки, картинки с несложными названиями: не более5-6 звуков должно быть в словах. Ход игры: взрослый показывает картинку (для облегчения задания может произнести слово целиком), ребенок должен произнести это слово по звукам. Образцы слов: книга («К» «НЬ» «И» «Г» «А»), стол («С» «Т» «О» «Л»), море («М» «О» «РЬ» «Э»), балкон («Б» «А» «Л» «К» «О» «Н») и т.д. |
Игра «Придумай слово» Цель: учить слышать все звуки в слове, подбирать слова на заданный звук. Оборудование: могут быть предметные картинки с короткими названиями: КОТ, ДОМ, СОК, ИШАК, ВИНТ. (лучше, если произнесение слова не будет расходится с его написанием). Ход игры: Взрослый предлагает ребенку из каждого звука данного слова придумать новое слово. Например: КОТ Кукла, Обруч, Тумбочка.. |
Игра «Цепочки слов» Цель: учить слышать последний звук в словах, подбирать слова на заданный звук. Ход игры: Взрослый и ребенок по очереди называют слова, которые начинаются с последнего звука предыдущего слова. Можно пи этом рисовать новые звенья у цепочки на листе бумаги или сгибать их из проволоки и соединять. КОТ-ТАПКИ-ИГЛА-АПЕЛЬСИН-НОС и т.д. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов у дошкольников»
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ...
Мастер-класс для педагогов МДОУ №35 "Ёлочка" "Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с ОВЗ" 11.12.2019
Подготовка к обучению грамоте детей с ОВЗ. Подготовительная к школе группа. составление схемы предложения и звуко-буквенный анализ слова домик....
«Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной к школе группе».
Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.Аннотация: сформированный фонематический слух и умение проводить звуковой анализ и синтез пом...
«Картотека дидактических игр на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа для детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам»
Воспитание правильной и чистой речи – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма....
Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста.
Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и звукового анализа способствуют созданию эмоционального настроя у детей и дают возможность многократно повторить один и тот же матери...
Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста.
Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и звукового анализа способствуют созданию эмоционального настроя у детей и дают возможность многократно повторить один и тот же матери...
Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа слов при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
В данной статье раскрыта актуальность данного вопроса, представлены этапы работы по развитию фонематического слуха и формированию навыков звукового анализа....