«Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников»
консультация
Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи понимается способность человека слышать отдельные фонемы или звуки в слове.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_fonematicheskogo_sluha_u_doshkolnikov.docx | 55.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников»
Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи понимается способность человека слышать отдельные фонемы или звуки в слове.
Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения у детей. Ребёнок не только плохо дифференцирует (различает) на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. В речи ребенка происходит звукозамена: «шапка» – «хапка», «чашка» – «тяска», «птица» – «пцица».
Для усвоения фонетической стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение.
Особые трудности возникают у детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к нарушению письменной речи, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка.
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, с помощью которых вы дома сможете развивать фонематические процессы у своего ребенка.
Цель данных ниже игр и упражнений – развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.
Шаг первый - узнавание неречевых звуков.
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
Игра «Волшебная палочка». («Что как звучит»)
Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали по Вашей просьбе: «Скажи, покажи, проверь, что звучало», «Что звучало сначала, а что потом».
Шаг второй - различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игра «Громко-тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры "Далеко-близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко.
Шаг третий: Различаем близкие по звучанию слова
«Повтори, не ошибись». Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:
МАК – БАК – ТАК МОТОК – КАТОК – ПОТОК
ТОК – ТУК – ТАК БАТОН – БУТОН – БЕТОН
БЫК – БАК – БОК БУДКА – ДУДКА – УТКА
ДАМ – ДОМ – ДЫМ НИТКА – ВАТКА – ВЕТКА
Игра «Правильно-неправильно». Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Шапка". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я назову правильно - хлопни в ладоши».
Шапка - сапка, хапка, сяпка, фапка, шапка.
Лампа - вампа, ямпа, рампа, лампа.
Ракета - якета, лакета, вакета, ракета.
Игра «Доскажи словечко»
Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе... (живот).
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын... (жираф).
Шаг четвертый: Различаем слоги
Игра «Четвертый лишний»
Вы произносите ряд слогов и говорите ребенку: «Хлопни в ладоши, когда услышишь лишний (другой) слог».
(да-да-та-да; па-па-ба-па; фа-фа-фа-ва ).
Чистоговорки.
Взрослый начинает, а ребенок договаривает последний слог.
Бу-бы-ба – из окна торчит тру..(ба).
Ду-до-да – гудят прово…(да).
За-са-за – летит стреко….(за).
Шаг пятый: Различаем фонемы
На этом этапе ребенок учится различать фонемы (звуки родного языка).
Игра «Звук заблудился»
Взрослый читает весёлые стихи, намеренно ошибаясь в словах.
Ребёнок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.
Жучка будку (булку) не доела;
Неохота, надоело.
Ехал дядя без жилета (билета)
Заплатил он штраф за это.
Тает снег, течёт ручей.
На ветвях полно врачей (грачей).
Шаг шестой: Слушаем и анализируем
На завершающей ступени в системе развития фонематического слуха мы учим ребенка делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, уметь "отхлопывать", "отстукивать" ритмический рисунок двух и трехсложных слов.
Например: ду-бы, но-ги, бы-ки, ду-хи (2 слога),
ко-тя-та, ба-на-ны (3 слога), че-ре-па-ха, пу-го-ви-ца (4 слога)
Игра «Сколько звуков?»
На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.
Игра «Определи первый звук». Взрослый предлагает ребенку прослушать слова и назвать звук, который он услышит в начале каждого слова: осень, астры, уши, имя, эхо; носки, муха, сом.
«Последний звук»
Ребенок произносит название предмета или того, что изображено на картинке, делая акцент на последнем звуке.
Сок, кот, нос, рот
Игра «Поймай звук»
Рассказываем ребенку о том, что выбранный нами звук пошел гулять по свету. А так как нам без него никак не прожить, мы будем его ловить в словах, которые начинаются на этот звук. Как только услышим этот звук в слове, нужно хлопнуть в ладоши.
Игра «Дятел-телеграфист» — передать по телеграфу слова – названия картинок, отстукивая количество слогов.
«Магазин»
Хочу купить продукты на звук… М (мороженое, мармелад).
Хочу купить продукты на звук… Б (батон, булку, буханку, барбарис).
«Звуковая цепочка». Ребенок определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Например: весна — автобус — слон — нос — сова…
«Раз, два, три — быстрей сообрази!»
В этом упражнении ребенку нужно придумать слово, которое будет отвечать определенным критериям, например:
· Назови слово, которое начинается с того же звука, что и слово «шуба».
· Придумай слово, которое начинается с последнего звука слова «глобус».
· Вспомни название рыбы, в котором есть последний звук слова «замок» (щука, карась, карп...).
· Подбери слово, в котором первый звук — с, а последний — к (сок).
· Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука «М». (Мама моет Машу мочалкой.)
«Угадай по первым звукам». Ребенок определяет, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях картинок (например: сок, осы, носок – сон; ключ, обруч, топор – кот).
Желаю успехов в развитии Вашего ребенка!
Подготовила учитель-логопед Галентовская С.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для развития фонематического слуха старших дошкольников и младших школьников
В данной статье представлены игры и упражнения для развития фонематического слуха, систематизированные по принципу - от простого к сложному....
Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников
Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников...
Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха у дошкольников
Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха у дошкольников...
Памятка для родителей "Цикл упражнений для развития фонематического слуха у дошкольников с СНР"
Цикл упражнений для развития фонематического слуха у дошкольников....
Игры и упражнения для развития фонематического слуха для дошкольников 5-7 лет
Одной из причин возникновения речевых ошибок у детей является нарушение фонематического слуха. Фонематический слух является основой чёткого произношения звуков, воспроизведения слоговой...
Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников
Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи понимается способность человека слышать отдельные фонемы или звуки в слове.Несформированность фонематического слуха негативн...
Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников
Тема: «Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников»Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе формирования и развития фонема...