Игры и упражнения для развития фонематического слуха для дошкольников 5-7 лет
статья по развитию речи

Шкуропат Татьяна Алексеевна

Одной из причин возникновения речевых ошибок у детей является нарушение фонематического слуха. Фонематический слух является основой чёткого произношения звуков, воспроизведения слоговой структуры слова, овладения грамматическими нормами языка, успешного усвоения навыков письма и чтения. Важно исправить все недочеты до школы!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_upr-ya_dlya_razvit.fonematich.predst.docx829.2 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

для дошкольников 5-7 лет

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!

Ваш малыш говорит «небель» вместо «мебель»? Или «колокончик», а не

«колокольчик»? А еще встречается «дамным- дамно»? Много раз исправляли,

объясняли, что в этих словах другой звук, а ребенок так и повторяет по-своему? Такие

неточности произношения говорят о логопедическом нарушении. В школе ребенок

будет писать слова так, как произносит. Все неточности его устной речи станут

ошибками в тетради! Важно исправить все недочеты до школы!

Одной из причин возникновения речевых ошибок у детей является нарушение

фонематического слуха.

Фонематический слух является основой чёткого произношения звуков,

воспроизведения слоговой структуры слова, овладения грамматическими нормами

языка, успешного усвоения навыков письма и чтения. Можно сказать, что

фонематический слух – это фундамент всей речевой системы.

Формирование фонематического слуха проходит в процессе восприятия речи

окружающих и во время произнесения слов, соответствующих услышанным образцам.

Как лучше развивать фонематический слух у малыша, как добиться хороших

результатов? Бесспорно, самым интересным и эффективным способом будет игра. Во

время игры ребёнок прислушивается к звукам природы, к бытовым звукам, к

звучанию слов, определяет, есть ли звук в слове, учится различать сходные звуки,

проговаривать одно-, двух- или многосложные слова.

Варианты игр, в которые можно поиграть с детьми:

«Где колокольчик?»

Эта игра направлена на развитие слухового внимания и учит ориентировке в

пространстве.

Ребёнок стоит или сидит, закрыв глаза. Взрослый с колокольчиком (или другим

звучащим предметом) двигается по комнате и звенит. Малыш, не открывая глаз,

должен показать рукой в том направлении, откуда слышится звук.

«Какой звук?»

Игра способствует развитию фонематического восприятия, учит выделять одинаковый

звук. Взрослый называет 3-4 слова, в которых есть один и тот же звук: лопата, стол,

молоко – ребёнок должен догадаться, какой звук есть во Игра «Поймай нужный звук

хлопком».

Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове - хлопни в ладоши. Слова: [K]ран,

мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .

То же с любыми другими звуками:

Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос… ;Р –

руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов… всех названных

словах.

Игра «Придумать слова на заданный звук».

Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка,

иголка и т.п. Затем согласные (с, ш, л, п, б и другие..)

«Инопланетянин»

Играя в эту игру, ребёнок учится воспроизводить услышанные цепочки слогов.

Говорите малышу, что к вам прилетел в гости с другой планеты инопланетянин. Он не

умеет говорить на нашем языке, но хочет с нами подружиться и поиграть. Он будет

произносить, а ты попробуй повторить за ним: «Ку-ку-ко... та-то-ту... ша-ча-ша... ма-

ма-на... » Сначала роль инопланетянина берёт на себя взрослый, а затем ребёнок.

«Назови лишнее»

Взрослый произносит слоговые цепочки: «га – га – га – ха – га, ша – ша – ша – жа –

ша». Ребёнок должен топнуть, когда услышит «лишний» слог (который звучит по-

другому).

«Телеграфисты»

Взрослый и ребёнок – это телеграфисты, которые передают и принимают телеграммы.

Сначала взрослый «передаёт содержание телеграммы»: произносит слово по одному

звуку: р, а, д, у, г, а. Ребёнок «принимает телеграмму» – называет слово целиком, то

есть проводит операцию звукового синтеза. Затем игроки могут поменяться ролями, и

продолжить игру.

«Помоги Незнайке»

Игра совершенствует слуховое внимание и фонематический слух.

Говорите ребёнку, что Незнайка ездил в деревню и рассказал, что он там увидел.

Послушай внимательно и исправь ошибки Незнайки.

Примеры предложений:

Коса побежала в огород.

Колова пасётся на лужайке.

Кочка лакает молочко.

Собаха сидит в конуре.

Играйте со своим ребенком, и он порадует вас красивой правильной речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития фонематического слуха старших дошкольников и младших школьников

В данной статье представлены игры и упражнения для развития фонематического слуха, систематизированные по принципу - от простого к сложному....

Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников

Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников...

Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха у дошкольников

Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха у дошкольников...

Памятка для родителей "Цикл упражнений для развития фонематического слуха у дошкольников с СНР"

Цикл упражнений для развития фонематического слуха у дошкольников....

Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников

Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи понимается способность человека слышать отдельные фонемы или звуки в слове.Несформированность фонематического слуха негативн...

«Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников»

Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи понимается способность человека слышать отдельные фонемы или звуки в слове....

Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников

Тема:  «Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников»Цель:  повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе формирования и развития фонема...