Игры и упражнения для развития фонематического слуха для дошкольников 5-7 лет
статья по развитию речи
Одной из причин возникновения речевых ошибок у детей является нарушение фонематического слуха. Фонематический слух является основой чёткого произношения звуков, воспроизведения слоговой структуры слова, овладения грамматическими нормами языка, успешного усвоения навыков письма и чтения. Важно исправить все недочеты до школы!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_upr-ya_dlya_razvit.fonematich.predst.docx | 829.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения для развития фонематического слуха
для дошкольников 5-7 лет
Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!
Ваш малыш говорит «небель» вместо «мебель»? Или «колокончик», а не
«колокольчик»? А еще встречается «дамным- дамно»? Много раз исправляли,
объясняли, что в этих словах другой звук, а ребенок так и повторяет по-своему? Такие
неточности произношения говорят о логопедическом нарушении. В школе ребенок
будет писать слова так, как произносит. Все неточности его устной речи станут
ошибками в тетради! Важно исправить все недочеты до школы!
Одной из причин возникновения речевых ошибок у детей является нарушение
фонематического слуха.
Фонематический слух является основой чёткого произношения звуков,
воспроизведения слоговой структуры слова, овладения грамматическими нормами
языка, успешного усвоения навыков письма и чтения. Можно сказать, что
фонематический слух – это фундамент всей речевой системы.
Формирование фонематического слуха проходит в процессе восприятия речи
окружающих и во время произнесения слов, соответствующих услышанным образцам.
Как лучше развивать фонематический слух у малыша, как добиться хороших
результатов? Бесспорно, самым интересным и эффективным способом будет игра. Во
время игры ребёнок прислушивается к звукам природы, к бытовым звукам, к
звучанию слов, определяет, есть ли звук в слове, учится различать сходные звуки,
проговаривать одно-, двух- или многосложные слова.
Варианты игр, в которые можно поиграть с детьми:
«Где колокольчик?»
Эта игра направлена на развитие слухового внимания и учит ориентировке в
пространстве.
Ребёнок стоит или сидит, закрыв глаза. Взрослый с колокольчиком (или другим
звучащим предметом) двигается по комнате и звенит. Малыш, не открывая глаз,
должен показать рукой в том направлении, откуда слышится звук.
«Какой звук?»
Игра способствует развитию фонематического восприятия, учит выделять одинаковый
звук. Взрослый называет 3-4 слова, в которых есть один и тот же звук: лопата, стол,
молоко – ребёнок должен догадаться, какой звук есть во Игра «Поймай нужный звук
хлопком».
Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове - хлопни в ладоши. Слова: [K]ран,
мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .
То же с любыми другими звуками:
Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос… ;Р –
руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов… всех названных
словах.
Игра «Придумать слова на заданный звук».
Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка,
иголка и т.п. Затем согласные (с, ш, л, п, б и другие..)
«Инопланетянин»
Играя в эту игру, ребёнок учится воспроизводить услышанные цепочки слогов.
Говорите малышу, что к вам прилетел в гости с другой планеты инопланетянин. Он не
умеет говорить на нашем языке, но хочет с нами подружиться и поиграть. Он будет
произносить, а ты попробуй повторить за ним: «Ку-ку-ко... та-то-ту... ша-ча-ша... ма-
ма-на... » Сначала роль инопланетянина берёт на себя взрослый, а затем ребёнок.
«Назови лишнее»
Взрослый произносит слоговые цепочки: «га – га – га – ха – га, ша – ша – ша – жа –
ша». Ребёнок должен топнуть, когда услышит «лишний» слог (который звучит по-
другому).
«Телеграфисты»
Взрослый и ребёнок – это телеграфисты, которые передают и принимают телеграммы.
Сначала взрослый «передаёт содержание телеграммы»: произносит слово по одному
звуку: р, а, д, у, г, а. Ребёнок «принимает телеграмму» – называет слово целиком, то
есть проводит операцию звукового синтеза. Затем игроки могут поменяться ролями, и
продолжить игру.
«Помоги Незнайке»
Игра совершенствует слуховое внимание и фонематический слух.
Говорите ребёнку, что Незнайка ездил в деревню и рассказал, что он там увидел.
Послушай внимательно и исправь ошибки Незнайки.
Примеры предложений:
Коса побежала в огород.
Колова пасётся на лужайке.
Кочка лакает молочко.
Собаха сидит в конуре.
Играйте со своим ребенком, и он порадует вас красивой правильной речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для развития фонематического слуха старших дошкольников и младших школьников
В данной статье представлены игры и упражнения для развития фонематического слуха, систематизированные по принципу - от простого к сложному....
Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников
Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников...
Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха у дошкольников
Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха у дошкольников...
Памятка для родителей "Цикл упражнений для развития фонематического слуха у дошкольников с СНР"
Цикл упражнений для развития фонематического слуха у дошкольников....
Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников
Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи понимается способность человека слышать отдельные фонемы или звуки в слове.Несформированность фонематического слуха негативн...
«Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников»
Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи понимается способность человека слышать отдельные фонемы или звуки в слове....
Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников
Тема: «Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников»Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе формирования и развития фонема...