Проявление тревожности у детей дошкольного возраста
консультация
Тревожность – одна из индивидуальных психологических особенностей личности, которая проявляется в повышенной склонности к опасениям, беспокойству, переживаниям и имеющая негативную эмоциональную окраску. Высокая тревожность может служить основой появления трудностей в обучении и во взаимоотношениях с окружающими т. к. она создаёт эмоциональный дискомфорт в общении и препятствует установлению и поддержанию контакта, снижает продуктивность познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trevozhnost_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Проявление тревожности у детей дошкольного возраста
Тревожность – одна из индивидуальных психологических особенностей личности, которая проявляется в повышенной склонности к опасениям, беспокойству, переживаниям и имеющая негативную эмоциональную окраску. Высокая тревожность может служить основой появления трудностей в обучении и во взаимоотношениях с окружающими т. к. она создаёт эмоциональный дискомфорт в общении и препятствует установлению и поддержанию контакта, снижает продуктивность познавательной деятельности. Тревога может проявляться у детей ситуативно (например, если ребенку предстоит важный поход к врачу, или дальняя поездка). Как правило, тревога связана с будущим, которое еще не известно ребенку. Но если ребенок тревожится очень часто, если его тревога становится устойчивым состоянием, то можно говорить о возможности формирования у него тревожного характера. Ребенок склонный к тревожности, находится в подавленном настроении, у него плохо налажены контакты с внешним миром, который его пугает. Со временем это приводит к заниженной самооценке и пессимизму.
Суетливость; двигательное беспокойство; часто повторяющиеся движения (сосание пальцев, дерганье ногой, обгрызание ногтей или кожи вокруг ногтей, кручение волос, частые моргания и т.д.); скованность движений; трудности со сном; боязнь любых, даже незначительных перемен; сильное беспокойство перед началом нового задания, работы; неуверенность в себе, отказ от новой деятельности; серьезность выражения лица (глаза опущены, избегает лишних движений, не шумит, предпочитает не выделяться); заниженная самооценка; частые страхи, тревога и беспокойство, возникающие в безопасной ситуации; также тревожных детей видно и в рисунках (движения быстрые, сильный нажим на карандаш, штриховка, особое внимание к мелким деталям) и многое другое... Все эти признаки тревожности ребенок проявляет, если:
Некоторые методики и тесты по определению тревожности: 1. Методика диагностики самооценки «Лесенка» (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур). 2. Тест "Страхи в домиках" (А.И. Захаров и М.Панфилова), на выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества ...) 3. Методика «Выбери нужное лицо», направлена на изучение эмоционального отношения и тревожности в социальных ситуациях (Тэммл Р., Дорки М., Амен В., адаптация Немов Р.С.). 4. Проективные методики: "Рисунок человека", "Барашек в бутылке", "Нарисуй свой страх", "Кактус", "Несуществующее животное"... Способы коррекции тревожности: 1. Подбор специальных индивидуальных и групповых коррекционных программ с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. 2. Наибольшим эффектом в работе с тревожными детьми обладают игры. Игры - драматизации и сюжетные игры, по специально выбранным в целях снятия тревожности сюжетом. 3. Совместная деятельность Родитель - Ребенок. 4. Обратная связь педагога родителю (трудности, неудачи, успехи, домашнее задание). 5. Групповая работа с детьми с условно одинаковыми проблемами (дети смогут учиться на ошибках и неудачах, преодолевать трудности вместе...) Советы Родителям тревожных детей: -- Всегда поддерживайте словом и делом своего ребенка чем бы он не занимался, какую бы деятельность не выполнял (ребенок должен чувствовать, и постоянно убеждаться в том, что вы его любите и будите любить не зависимо от его достижений); -- В постоянно меняющемся и развивающемся внутреннем мире ребенка важна стабильность (будьте уверены в себе, устойчивы в своей семейной системе, последовательны в воспитании); -- Если перемены в семье неизбежны, поговорите с ребенком об этих изменениях, подготовьте его, принимая во внимание его чувства. Отсутствие информации - источник тревоги; -- Обсуждайте с ребенком предстоящий день: планы, дела, поездки...; -- Давайте ребенку положительные послания относительно его возможностей справляться с чем-то, что ему предстоит пережить или сделать. Не критикуйте, а направляйте, как нужно поступить правильно. Это поможет ребенку заниматься новыми видами деятельности без тревоги и страха за неудачу; -- Формируйте у ребенка адекватную самооценку (не сравнивайте его с другими детьми, все дети разные и особенные); -- Побольше гуляйте с вашим малышом, играйте вместе с ним, полезны игры с камушками, песком, природным материалом...); -- Не заставляйте делать то, что вызывает у ребенка тревогу, подождите пока он сам не захочет проявить себя, имейте терпение; -- И просто любите своих детей такими, какие они есть, ведь дети это самое огромное счаcтье, которое у нас есть... |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шпаргалка для родителей Проявление тревожности у детей дошкольного возраста.
Тревожность - психологическая особенность, устойчивое свойство человека, характерная для него черта. То есть, если человек часто испытывает состояние тревоги, то его считают тревожным.У детей ста...
Проявление тревожности у детей дошкольного возраста
Тревожность у детей...
Причины возникновения и особенности проявления тревожности у детей дошкольного возраста
Статья о причинах возникновения тревожности у детей...
Проявление тревожности у детей дошкольного возраста
У тревожного ребенка могут развиться невротические черты. Неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, п...
Консультация для педагогов на тему: «Особенности проявления тревожности у детей дошкольного возраста»
В.В. Гафаров определяет детство как период наибольшей чувствительности к различным неблагоприятным факторам вследствие прочности первичных впечатлений и низкой сопротивляемости нервной системы ребенка...
Проявление тревожности у детей дошкольного возраста.
Тревожные дети – это обычно очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко про...
Н.И. Кульнева, С.И. Бабаева ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тревожные дети – это обычно очень неуверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют...