Проявление тревожности у детей дошкольного возраста
статья на тему

Башкатова Наталья Евгеньевна

Тревожность у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proyavlenie_trevozhnosti_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Проявление тревожности у детей

Тревожные дети –это дети неуверенные в себе, самооценка которых часто неустойчива.  Испытываемое детьми чувство страха неизвестного  приводит к тому, что они не проявляют инициативу. Они, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя  послушно дома, и в детском саду, стараются не нарушать дисциплину, точно выполнять требования родителей и воспитателей, убирают за собой игрушки.Такие дети   скромны и застенчивы. Однако их аккуратность и дисциплинированность имеет защитный характер. Для того чтобы избежать неудачи  - ребенок сделает все.

Для каждого возрастного периода  характерны  определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы.

Эти «возрастные тревожности» являются следствием наиболее значимых социальных потребностей. В возрасте 6-7 лет большую роль играет адаптация детей к школьному обучению.

У тревожного ребенка могут проявиться невротические черты.

Такой ребенок неуверенный в себе, склонный сомневаться , робкий, тревожный , он несамостоятелен, инфантилен, внушаем. Он опасается других детей, ждет от них нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с поставленной задачей в игре. Все это приводит к образованию психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них — все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры. Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегание лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.

Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту, уходя в мир фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение его невоплощенные потребности. У тревожных детей происходит отрыв от реальности.

При выявлении  уровня  тревожности у мальчиков и девочек , замечено различие. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с разными  ситуациями , которые они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых «опасных людей» — пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д.

У детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста тревожность носит неустойчивый характер. При проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий можно существенно снизить тревожность ребенка, а так же, если педагоги и родители, воспитывающие таких детей, будут соблюдать нужные рекомендации.

 

Критерии определения тревожности у ребенка:

        Постоянное беспокойство

        Невозможность сконцентрироваться на чем-либо, трудность

        Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи)

        Раздражительность

        Нарушение сна

Можно предположить, что ребенок, тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

 

Рекомендации по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста

 

Воспитание  ребенка должно строится с учетом ряда важных требований:

Во-первых, взрослые должны быть эмоциональны в присутствии ребенка, ясно, четко, однозначно выражать свое отношение ко всему, что может явиться объектом его восприятия. Это необходимо для формирования его собственной системы оценок окружающего необходимой каждому человеку.

Во-вторых, взрослые должны быть максимально ласковы с ребенком, так как это оказывает стимулирующее воздействие на его психическое развитие, а также способствует формированию уверенности в себе, переживания защищенности.

В-третьих, требования взрослых к ребенку должны быть постоянными и строится с учетом реальных его возможностей – это необходимо для формирования воли и других важных качеств для развития способности действовать исходя из сложившихся устойчивых оценок, а не узко ситуационно; в-четвертых следует давать ребенку возможность накапливать опыт оценки ответственных действий; даже если он действует неверно по мере возможности, следует дать ему завершить задуманное и помочь оценить действия и его результат в целом, а не одергивать по ходу дела, так как в том случае он не накапливает достаточного опыта самооценки и к тому же оказывается склонным к импульсивным мотивированным поступкам.

 

Правила работы с тревожными детьми  для родителей

        Избегать публичных порицаний и замечаний!

        Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

        Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше).

        Обязательно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другими членами семьи (например, во время общего ужина).

        Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения.

        Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы.

        Старайтесь делать как можно меньше замечаний ребенку.

        Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.

        Большое значение имеет оценка, она всегда должна быть положительной.

        Необходимо отказаться от таких слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак», «свинья»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.

        Нельзя угрожать ребенку такими наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!» «Отдам тебя дядьке!»).

        Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру.

        Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: "Много ваши воспитатели понимают! Бабушку лучше слушай!")

        Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

        Родители должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая ребенка. Не  запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шпаргалка для родителей Проявление тревожности у детей дошкольного возраста.

Тревожность - психологическая особенность, устойчивое свойство человека, характерная для него черта. То есть, если человек часто испытывает состояние тревоги, то его считают тревожным.У детей ста...

Проявление тревожности у детей дошкольного возраста

У тревожного ребенка могут развиться невротические черты. Неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, п...

Консультация для педагогов на тему: «Особенности проявления тревожности у детей дошкольного возраста»

В.В. Гафаров определяет детство как период наибольшей чувствительности к различным неблагоприятным факторам вследствие прочности первичных впечатлений и низкой сопротивляемости нервной системы ребенка...

Проявление тревожности у детей дошкольного возраста.

Тревожные дети – это обычно очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко про...

Н.И. Кульнева, С.И. Бабаева ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тревожные дети – это обычно очень неуверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют...

Проявление тревожности у детей дошкольного возраста

В статье даётся определение тревожности у детей дошкольного возраста, возможные причины её проявления и пути помощи тревожным детям....