Шпаргалка для родителей Проявление тревожности у детей дошкольного возраста.
консультация (старшая группа) на тему

Майорова Ольга Владимировна

Тревожность - психологическая особенность, устойчивое свойство человека, характерная для него черта. То есть, если человек часто испытывает состояние тревоги, то его считают тревожным.

У детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой личности и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл памятка для родителей77.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тревожность - психологическая особенность, устойчивое свойство человека, характерная для него черта. То есть, если человек часто испытывает состояние тревоги, то его считают тревожным.

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. 

Психологи выделяют два вида тревожности: личностная и ситуативная.

Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).

Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.

Виды тревожности на основе ситуаций, связанных:

-  с процессом обучения  учебная тревожность;

- с представлениями о себе  самооценочная тревожность;

- с общением  межличностная тревожность.

    Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти "возрастные тревожности" являются следствием наиболее значимых социальных потребностей. В возрасте 6-7 лет главную роль играет адаптация к школе.

Тревожные дети – это обычно очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей иногда считают скромными или застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Причины возникновения тревожности

Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. В большинстве случаев они могут быть причиной развития тревожной личности. Существует прямая зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах.

Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны взрослых, так как они вызывают ситуацию хронической не успешности.

Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, - частые упреки, вызывающие чувство вины. В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями.

Часто причиной тревожности у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений – «Я так переживаю за тебя, только бы с тобой ничего не случилось».

      Можно предположить, что ребенок, тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Признаки тревожности:

1.Не может долго работать, не уставая.

2.Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3.Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4.Во время выполнения задания очень напряжен, скован.

5.Смущается чаще других.

6.Часто говорит о напряженных ситуациях.

7.Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8.Жалуется, что ему сняться страшные сны.

9.Руки у него обычно холодные и влажные.

10.У него нередко бывает расстройство стула.

11.Сильно потеет, когда волнует

12.Не обладает хорошим аппетитом.

13.Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14.Пуглив, многое вызывает у него страх

15.Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16.Часто не может сдерживать слезы.

17.Плохо переносит ожидание.

18.Не любит браться за новое дело.

19.Не уверен в себе, в своих силах.

20.Боится сталкиваться с трудностями.

За каждый пункт ставится один балл.

Высокая тревожность – 15-20 баллов.

Средняя – 7-14 баллов.

Низкая – 1-6 баллов.

Правила работы с тревожными детьми,

для родителей

  • Избегать публичных порицаний и замечаний!
  • Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше).
  • Обязательно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другими членами семьи (например, во время общего ужина).
  • Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения.
  • Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы.
  • Старайтесь делать как можно меньше замечаний ребенку.
  • Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.
  • Большое значение имеет оценка, она всегда должна быть положительной.
  • Необходимо отказаться от таких слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак», «свинья»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.
  • Нельзя угрожать ребенку такими наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!» «Отдам тебя дядьке!»).http://www.disegnidacoloraregratis.it/foto/misti/richiesti08/sudore_sudato_0.JPG
  • Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру.
  • Родители должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая ребенка.

У детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой личности и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

Шпаргалка для родителей

Проявление тревожности у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"

Программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"- победитель  Областного конкурса авторских программ по психологии 2007-2008 учебного года в номинации "Детский мир". Основная ...

Консультация "Основные социальные и педагогические причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста "

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональностью.  Задачей педагога - психолога является своевременно распознать ...

Детские тревоги. Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста

Среди дошкольников, поступающих в школу, много тревожных детей. При поступлении в школу у них могут возникнуть проблемы: неуверенность, страхи, так называемые школьные неврозы. Детский сад посещают де...

"Тревожность у детей дошкольного возраста и пути её преодоления"

Консультация для родителей "Тревожность у детей дошкольного возраста и пути её преодоления"...

Шпаргалки для родителей в воспитании детей дошкольного возраста.

Рассматриваются всевозможные ситуации,методы и приёмы для эффективного воспитания детей дошкольного возраста....

Шпаргалки для родителей в воспитании детей дошкольного возраста.

Рассматриваются всевозможные ситуации,методы и приёмы для эффективного воспитания детей дошкольного возраста....

Тревожность у детей дошкольного возраста. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления.

Тревожность – одна из индивидуальных психологических особенностей личности, которая проявляется в  повышенной склонности к опасениям, беспокойству.Дошкольный возраст является периодом...