Причины возникновения и особенности проявления тревожности у детей дошкольного возраста
статья на тему
Статья о причинах возникновения тревожности у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trevozhnost.docx | 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Причины возникновения и особенности проявления тревожности у детей дошкольного возраста
Многими учеными указывается в своих научных воззрениях на влияние отношений в семье и уровень тревожности у дошкольников, лишь некоторые указывают на предрасположенность к этому состоянию. Например, по мнению Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной, тревожность развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желание поставить ребенка в зависимое от себя положение, отсутствие единой системы требований, наличием тревожности у самих взрослых. Тревожные дети испытывают страх перед новой обстановкой и чужими людьми. Для таких детей характера скудная игровая деятельность, отсутствие желания обратить на себя внимание, они застенчивые, не вступают в конфликты со сверстниками, играть предпочитают в одиночку живут, на втором плане.
Исследования В. Никитиной показали, что более большинство детей испытывают высокую тревожность в старшем дошкольном возрасте. Причины тревожности можно разделить на 2 группы: биологические, связанные с типом нервной системы и социальные, детерминированные детско-родительскими отношениями . Необходимо отметить, что более тревожными в дошкольном возрасте являются мальчики. Исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста показывают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят реакция на результат деятельности и наказание.
Тревожность у детей увеличивается, если взрослые не удовлетворены своей работой, плохие жилищные условия, финансовое положение, личные отношения не важные. Авторитарный стиль воспитания тоже не способствует эмоциональному благополучию ребенка: во-первых, это рост неуверенности и низкой самооценки; во-вторых, что появление страха ошибиться и сделать что-то неправильно, в следствии этого, есть страх быть наказанным, зависимость от других, несамостоятельность, неадекватные притязания.
Следует отметить, что существует "группа риска" детей, имеющих тревожность может прогрессировать. Е. Волкова, Н. Мишина относятся к "группе риска" дети :
- родовая травма сопровождается гипоксией I и II степени, который был на учете у невропатолога в течение первого года жизни с диагнозом ММД (минимальная мозговая дисфункция);
- дети из неполных семей с наследственными формами алкоголизма, наркомании, психические заболевания;
- дети из семей с сугубо авторитарным и жестоким стилем воспитания;
- дети матерей, которые проявляют повышенную тревожность (hyperoperation из семей со стилем воспитания).
Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Они постоянно испытывают чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они редко проявляют инициативу. Быть послушным, я предпочитаю не привлекать к себе внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнить требования родителей и педагогов, не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако, их примерности, пунктуальность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.
Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является и повышенная чувствительность. Но многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высокая вероятность тревожных воспитанием ребенка родители занимаются воспитанием по типу гиперопеки. В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает что-то не так, т. е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное формирование личности - тревожность.
Воспитание по типу с гиперопеки, может сочетаться с симбиотическим, то есть крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей, обычно мать. В этом случае, взрослый, говоря с ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, и советовался с ним, спрашивал его мнение). Чтобы установить такие отношения с склонны родители с определенными чертами характера - беспокойство, нервная, неуверенная. Установления тесного эмоционального контакта с ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, и способствует формированию тревожности. Например, существует зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущи матерям в детстве или сейчас появляются. Мать, будучи в беспокойстве, невольно пытаясь защитить психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Также путем передачи беспокойства служит забота матери о ребенке, состоящая из одних предчувствий, опасений и тревог.
Укреплению детской тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической нехватки успеха. Совещание с постоянными расхождениями между их фактической мощности и высокий уровень достижений, которые вы ожидаете от его взрослого, ребенок испытывает беспокойство, которое легко приводит к тревожности. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности - частые упреки, вызывающие чувство вины ("ты так плохо вел себя, что у мамы болит голова", "из-за твоего поведения мы с мамой часто ссорится"). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной большого числа страхов у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений, опасностей и тревог. Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов. Однако это только в отношении родителей того же пола, что ребенок, чем больше запрещает мать дочери или отец сыну, тем больше вероятность, что они боятся. Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи никогда не реализуются их угрозы типа "вас отведу дядя в большой мешок", "брошу тебя" и т. д.
Помимо перечисленных факторов, страхи возникают в результате фиксации в сильной эмоциональной памяти страх перед всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь. Если у вашего ребенка есть тревога усиливается, есть страхи - непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера – это отрицательные установки на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера - это пессимистическая установка на жизнь. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формирует соответствующий характер .
Так тревожный ребенок неуверен в себе, склонен к сомнениям или колебаниям, становится нерешителен, зависим, часто инфантильным. Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что, не влияя в целом интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании творческого мышления, для которого природные черты личности, такие, как отсутствие страха перед новым и неизвестным. Тем не менее, у детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой и относительно обратимы при разработке психолого-педагогической деятельности, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут должны соответствовать рекомендациям .
Итак, тревожность ребенка во многом зависит и от уровня тревожности окружающих его взрослых: высокая тревожность педагога или родителя передается ему; в семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. Именно в дошкольном возрасте происходит становление личности, поэтому в этот период тревожность может приобрести более высокий уровень. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затруднение, поверхностное дыхание и др. Могут также появляться конфликты как внутренние, так и внешние, особенно это может повлиять на отношения со своим окружением. Тревожность в этой возрастной группе – дошкольники, представляет собой функцию нарушения отношений с близкими взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шпаргалка для родителей Проявление тревожности у детей дошкольного возраста.
Тревожность - психологическая особенность, устойчивое свойство человека, характерная для него черта. То есть, если человек часто испытывает состояние тревоги, то его считают тревожным.У детей ста...
Проявление тревожности у детей дошкольного возраста
Тревожность у детей...
Проявление тревожности у детей дошкольного возраста
У тревожного ребенка могут развиться невротические черты. Неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, п...
Консультация для педагогов на тему: «Особенности проявления тревожности у детей дошкольного возраста»
В.В. Гафаров определяет детство как период наибольшей чувствительности к различным неблагоприятным факторам вследствие прочности первичных впечатлений и низкой сопротивляемости нервной системы ребенка...
Проявление тревожности у детей дошкольного возраста.
Тревожные дети – это обычно очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко про...
Н.И. Кульнева, С.И. Бабаева ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тревожные дети – это обычно очень неуверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют...
Проявление тревожности у детей дошкольного возраста
В статье даётся определение тревожности у детей дошкольного возраста, возможные причины её проявления и пути помощи тревожным детям....