Н.И. Кульнева, С.И. Бабаева ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (подготовительная группа)
Тревожные дети – это обычно очень неуверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей – не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей иногда считают скромными или застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер – ребёнок делает всё, чтобы избежать неудачи.
Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные тревожности» являются следствием наиболее значимых социальных потребностей. В возрасте 6-7 лет главную роль играет адаптация к школе.
У тревожного ребенка могут развиться невротические черты: неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок, нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышено внушаем. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «Чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребёнка. Тем не менее, в глубине души у них – всё та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры. Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегании лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребёнок одинок, замкнут, малоактивен.
Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту, уходя в мир фантазий. В фантазиях ребёнок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение его невоплощенные потребности. У тревожных детей происходит отрыв от реальности. Замечено, что уровни тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрастах мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как они её объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых «опасных людей» - пьяниц, хулиганов, и т.д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д.
У детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов тревожность ещё не является устойчивой чертой личности и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.
Критерии определения тревожности у ребенка:
- постоянное беспокойство;
- трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо;
- мышечное напряжение (например, в области лица, шеи);
- раздражительность;
- нарушение сна;
Можно предположить, что ребёнок, тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
Рекомендации по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста
Воспитание ребёнка должно строиться с учётом ряда важных требований:
Во-первых, взрослые должны быть эмоциональны в присутствии ребенка, ясно, четко, однозначно выражать свое отношение ко всему, что может явиться объектом его восприятия. Это необходимо для формирования его собственной системы оценок окружающего, необходимой каждому человеку;
Во-вторых, взрослые должны быть максимально ласковы с ребёнком, так как это оказывает стимулирующее воздействие на его психическое развитие, а также способствует формированию уверенности в себе, переживания защищённости;
В-третьих, требования взрослых к ребёнку должны быть постоянными и строиться с учётом реальных его возможностей – это необходимо для формирования воли и других важных качеств, для развития способности действовать исходя из сложившихся устойчивых оценок, а не узко ситуационно;
В-четвертых, следует давать ребёнку возможность накапливать опыт оценки ответственных действий; даже если он действует неверно, по мере возможности, следует дать ему завершить задуманное и помочь оценить действие и его результат в целом, а не одёргивать по ходу дела, так как в этом случае он не накапливает достаточного опыта самооценки и к тому же оказывается склонным к импульсивным мотивированным поступкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_trev.docx | 18.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.И. Кульнева, С.И. Бабаева
ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тревожные дети – это обычно очень неуверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей – не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей иногда считают скромными или застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер – ребёнок делает всё, чтобы избежать неудачи.
Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные тревожности» являются следствием наиболее значимых социальных потребностей. В возрасте 6-7 лет главную роль играет адаптация к школе.
У тревожного ребенка могут развиться невротические черты: неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок, нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышено внушаем. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «Чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребёнка. Тем не менее, в глубине души у них – всё та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры. Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегании лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребёнок одинок, замкнут, малоактивен.
Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту, уходя в мир фантазий. В фантазиях ребёнок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение его невоплощенные потребности. У тревожных детей происходит отрыв от реальности. Замечено, что уровни тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрастах мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как они её объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых «опасных людей» - пьяниц, хулиганов, и т.д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д.
У детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов тревожность ещё не является устойчивой чертой личности и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.
Критерии определения тревожности у ребенка:
- постоянное беспокойство;
- трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо;
- мышечное напряжение (например, в области лица, шеи);
- раздражительность;
- нарушение сна;
Можно предположить, что ребёнок, тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
Рекомендации по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста
Воспитание ребёнка должно строиться с учётом ряда важных требований:
Во-первых, взрослые должны быть эмоциональны в присутствии ребенка, ясно, четко, однозначно выражать свое отношение ко всему, что может явиться объектом его восприятия. Это необходимо для формирования его собственной системы оценок окружающего, необходимой каждому человеку;
Во-вторых, взрослые должны быть максимально ласковы с ребёнком, так как это оказывает стимулирующее воздействие на его психическое развитие, а также способствует формированию уверенности в себе, переживания защищённости;
В-третьих, требования взрослых к ребёнку должны быть постоянными и строиться с учётом реальных его возможностей – это необходимо для формирования воли и других важных качеств, для развития способности действовать исходя из сложившихся устойчивых оценок, а не узко ситуационно;
В-четвертых, следует давать ребёнку возможность накапливать опыт оценки ответственных действий; даже если он действует неверно, по мере возможности, следует дать ему завершить задуманное и помочь оценить действие и его результат в целом, а не одёргивать по ходу дела, так как в этом случае он не накапливает достаточного опыта самооценки и к тому же оказывается склонным к импульсивным мотивированным поступкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шпаргалка для родителей Проявление тревожности у детей дошкольного возраста.
Тревожность - психологическая особенность, устойчивое свойство человека, характерная для него черта. То есть, если человек часто испытывает состояние тревоги, то его считают тревожным.У детей ста...
Проявление тревожности у детей дошкольного возраста
Тревожность у детей...
Причины возникновения и особенности проявления тревожности у детей дошкольного возраста
Статья о причинах возникновения тревожности у детей...
Проявление тревожности у детей дошкольного возраста
У тревожного ребенка могут развиться невротические черты. Неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, п...
Консультация для педагогов на тему: «Особенности проявления тревожности у детей дошкольного возраста»
В.В. Гафаров определяет детство как период наибольшей чувствительности к различным неблагоприятным факторам вследствие прочности первичных впечатлений и низкой сопротивляемости нервной системы ребенка...
Проявление тревожности у детей дошкольного возраста.
Тревожные дети – это обычно очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко про...
Проявление тревожности у детей дошкольного возраста
В статье даётся определение тревожности у детей дошкольного возраста, возможные причины её проявления и пути помощи тревожным детям....