Информационные буклеты педагога-психолога для работы с родителями
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В своей профессиональной деятельности педагог - психолог охватывает всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. В данной папке содержатся информационные буклеты по основным темам запросов со стороны родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_igry_v_letniy_period.docx | 1.11 МБ |
buklet_po_adaptatsii.docx | 546.2 КБ |
buklet_po_preodol_strahov_i_trevog.docx | 122.62 КБ |
buklet_po_razv_vpf_v_igre.docx | 433.09 КБ |
buklet_po_razv_slov_log_myshl.docx | 118.9 КБ |
buklet_kak_nauchit_rebenka_druzhit_.doc | 691.5 КБ |
sdvg_listovka.docx | 13.47 КБ |
buklet_trevozhnye_deti.docx | 283.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
1. Вначале приводите ребенка на 1-2 часа в день, постепенно увеличивайте время нахождения ребёнка в д/с.
2. Во время адаптации у детей часто нарушается аппетит и сон. Быстрее всего восстанавливается аппетит. Со сном часто бывают проблемы. Поэтому не отчаивайтесь, если ваш малыш с первой попытки не сможет заснуть в группе.
3.Приводя ребенка в детский сад, не передавайте ему свое беспокойство: не стойте у дверей, не подсматривайте в окно, отдавайте ребенка воспитателю спокойно.
4. Не обсуждайте при ребенке проблемы, касающиеся детского сада.
5. В выходные дни старайтесь соблюдать такой же режим, что и в детском саду. Уменьшите просмотр телевизора, посещения гостей. Не перегружайте ребенка новой информацией.
6. В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву. Поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо выпускать эмоции в привычной, домашней обстановке. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает – это ему необходимо.
7.Разрешите ребенку приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться, а как правило, с игрушкой обязательно что-нибудь случится, или она потеряется, или сломается. Кроме того игрушка может стать причиной детского конфликта, ссоры, драки.
8. Дома рассказывайте малышу больше о детском саде, придумывайте истории, сказки в которых любимый персонаж малыша пошел в садик и что он там делал. Если у вас есть свой негативный опыт посещения детского сада, никогда не рассказывайте ребенку про это, подождите, пока он закончит детский сад.
9. Дома поиграйте в детский сад. Во время игры роль ребенка можете выполнять Вы или любимая игрушка малыша. Покажите ребенку в игре как, он может познакомиться, вступить в контакт с детьми, проиграйте с ним режимные моменты, принятые в саду.
10.Не показывайте ребенку свое волнение относительно поступления в детский сад. Ребенок должен понимать, что выбора у него нет – детский сад это неизбежность. Ваша уверенность, оптимизм передастся ребенку.
11. Придумайте ритуал встречи и прощания, сделайте ребенку сюрприз, который он найдет в шкафчике, когда придет в детский сад.
12. Обычно ребенок привыкает к новым условиям в течение 2-3 недель. В это время ребенок может стать капризным, плохо кушать, спать, плакать, когда видит уходящих родителей. Не торопитесь немедленно забрать малыша на домашний режим. Пройдет немного времени, и он привыкнет к новому общению.
13. Расскажите воспитателю заранее об индивидуальных особенностях вашего ребенка: что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается.
14. Никогда не пугайте ребенка детским садом. Например, «Если ты не будешь меня слушаться, то пойдешь в детский сад» или «Я всё расскажу воспитателю. Она тебя наругает». Детский сад-место радости, а воспитательница - добрая фея, а не баба Яга.
Привыкание к дошкольному учреждению – это так же и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.
Нужно быть очень внимательным к крохе в этот нелегкий для него период. Хвалить и благодарить его за помощь, восхищаться умением ладить со всеми в группе, дарить ему мелкие подарки, чаще целовать и обнимать!
1. По дороге в детский сад расскажите ребенку, что ждет его в детском саду.
2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своей тревоги.
3. Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.
4. Принесите в группу свою фотографию.
5. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).
6. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.
7. После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке, дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.
8. Устройте семейный праздник вечером.
9. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.
10. Будьте терпеливы.
1. Плач ребенка при расставании – это эмоциональная разрядка, по-другому он ещё не научились снимать нервное напряжение.
2. Слезы ребенка – это единственный способ, которым ребенок может показать, что он БЕСПОКОИТСЯ. Ребенок «разговаривает» слезами.
4. Эта сцена - для того, чтобы освободиться от своей тревоги и передать ее маме.
5. Печаль и тревога ребенка говорит о том, что ваш малыш становится взрослее и понимает,
что прощание – это грустно.
Что хочет ребенок?
- знать, куда уходит мама;
- знать, когда она придет;
- быть уверенным, что с ним ничего не случиться;
- быть уверенным, что с ней ничего не случиться.
Чего желает взрослый?
- обеспечить безопасность ребенка;
- не опоздать туда, куда идет;
- оставить ребенка в хорошем настроении;
- вернувшись, увидеть радость встречи в глазах своего малыша.
Как совместить эти пожелания в одной стратегии?
• Чтобы не опаздывать и иметь возможность попрощаться с ребенком, соберитесь на 5-10 минут раньше.
• Скажите честно ребенку, куда и зачем вы идете (только очень просто, например: «Я иду к т. Лене пить чай»). Не беспокойтесь, что ребенок не поймет слов: спокойная, открытая интонация подскажет ему, что, то место, куда идет мама, достаточно хорошее и дело приятное.
• Скажите точно малышу, когда вы вернетесь. Для этого не нужно говорить время по часам, можно сказать: «Я приду, когда ты покушаешь, поиграешь, поспишь». Ребенку понятнее конкретные описания событий, по которым он определит время.
• Не обещайте ребенку «призов» за то, что он вас отпускает.
• Победить «сцены» при расставании помогут
«ритуалы».
МБДОУ д/с №428 г. Новосибирск
Адаптация
к детскому саду
Составила: педагог-психолог
Ананьева Елена Владимировна
Предварительный просмотр:
Время от времени каждый человек сталкивается с очень сильными эмоциями, такими как страх и тревога.
Как с ними справиться и не потерять себя?
1.Важно понять, что именно с вами происходит, принять и помочь себе в этом.
Испытывать время от времени тревогу, страх – это нормально, это защитная функция организма, задача которого выжить. Главное взять это состояние под контроль, не тревога и страх должны управлять вами, а вы ими!
2. Определите из-за чего именно вы тревожитесь? Какие причины у вашего состояния?
Как правило в тревоге наше внимание смещается из настоящего в прошлое или будущее. Мы рисуем у себя в воображении мрачные картинки развития будущих событий, переживаем, что произойдет что-то для нас нежелательное, не вписывающееся в желаемый сценарий.
Теряется опора, уверенность в себе, возникают сомнения, ощущения, что надвигается какая-то угроза. Мы с трудом выдерживаем неопределенность – нас выбивает из колеи невозможность предугадать, чем и как закончится тревожащий опыт. Возникает ощущение потери контроля, невозможности повлиять на то, что пугает. Мысли либо вообще пропадают, либо крутятся по одному и тому же кругу. Иногда мы даже не можем понять, из-за чего нам тревожно, а иногда мы очень точно знаем, почему находимся в волнении.
Например:
-Новые для меня обстоятельства.
-Беспокойство насчет того, что недоработал, ожидание критики.
-Физическое состояние – телесные ощущения, напряжение в теле.
-Страшные картинки развития событий.
-Состояние неопределенности, неуверенности в себе, отсутствия опоры и потеря контроля, страх.
3. Подумайте, что поможет вам справиться или снизить состояние тревоги по каждому пункту.
1.Оценить свой уровень дискомфорта от тревоги и страха по шкале от 1 до 5, (где 1-не замечаю, 5-нестрепимо, полный дискомфорт) Если вы оцениваете свой уровень дискомфорта на 3, 4, 5 баллов –пришло время принимать меры!
2. Дыхательные практики.
- глубокий вдох на 4-е счёта, и на 4-е счёта выдох. повторите так 3-4 раза подряд.
- Сделайте вдох на 3 счета, выдох на 7. Одновременно с вдохом сильно сожмите пальцы ног, удерживайте это состояние в течение вдоха, затем с выдохом расслабляйте их. Вы почувствуете, как напряжение уходит из области стоп. Повторите действие на мышцах икр, бедер, ягодиц, рук, пресса и других частей тела.
- Представьте, что в животе находится шарик. Медленно надувайте его, потом медленно, вытянув губы трубочкой, сдувайте его. Проделайте упражнение 3-4 раза.
- При приступе тревоги или просто сильного напряжения расправьте плечи и вдохните поглубже. Для мозга это сигнал, что вы тут главные и всё под контролем.
3. Снятие телесного напряжения.
- крепко сжать челюсти, затем их разжать, итак несколько раз.
- физические занятия, которые включают в себя работу с растяжением мышц, расслаблением.
4. Выделите время на молитву, медитацию, йогу, на прослушивание любимой музыки и т.д.
5. Посмотрите вокруг, найдите того, кому нужна помощь (человеку, животному, птице и т.д.), и помогите ему.
6. Помогите улыбнуться как минимум трем людям в день.
7. Не тратьте время на ссоры, сплетни, обиды, простите всех.
8. Выбросите из головы негативные мысли. Если вы не можете изменить ситуацию, то изменить свое отношение к ней в ваших силах. Живите настоящим!
9. Больше проводите времени на прогулке (10 000 шагов в день помогают оздоровить организм и психически, физически)
Во время ходьбы концентрируйтесь на дыхании, на движениях рук и ног, положении спины, головы.
10. Уделите особое внимание чрезмерной чистоте дома, на работе (в кабинете, офисе и т.д.), чаще старайтесь мыть посуду руками, а не посудомоечной машиной, стирать, мыть полы и т.д. Это поможет отвлечься от негативных мыслей.
11. Постарайтесь ограничить общение с «негативными, депрессивными, токсичными» людьми, т.е. с теми людьми, после встречи с которыми, вы чувствуете себя энергетически опустошенными.
12. Организуйте «Окна без информации». Например, сегодня с 15.00-17.00 я всё отключаю, все средства связи.
13. Не нужно постоянно смотреть телевизор, читать новости. Основные события вам и так расскажут.
14. Займитесь любимым делом, хобби (например, выращиванием помидоров, рисованием, вязанием, маникюром и т.д.), тем делом, результат которого не заставит себя долго ждать.
15. Придумайте и перечислите 5 вещей, которые могут порадовать вас. Это могут быть:
- 5 интересных тебе занятий-распланируй и обязательно сделайте какое-то из них сегодня;
- 5 позитивных людей-звони, встречайся, слушай, смотри;
- 5 вещей, которые приносят пользу-распланируйте и сделайте.
16. В тревоге появляются беспокойные мысли. Переключите себя с этих мыслей на что-то другое. Например, через направление своего внимания на то, что окружает вас.
Например, зацепитесь взглядом за любой предмет: сумка, молния, телефон, баннер и т. д. На этой вещи нужно сконцентрировать свое внимание, подробно рассматривать ее, отмечать цвет, форму, состав, думать, как она оказалась в этом месте.
17. Научитесь благодарить жизнь, за жизнь! Перед сном проговорите 10 благодарностей прошедшему дню.
МКДОУ д/с №428 г. Новосибирск
"SOS!"
Как справиться с собственной тревогой и страхом!
Составила: педагог-психолог, учитель дефектолог Ананьева Елена Владимировна
2022, Новосибирск
Предварительный просмотр:
Игра - это естественный вид деятельности в дошкольном детстве. Играет ребенок всегда и везде, легко превращая любые предметы в необходимые ему игрушки.
В процессе игры формируется личность ребенка, происходит развитие высших психических функций (памяти, мышления, воображения, речи, внимания), ребенок приобретает навыки коммуникативного общения (учится договариваться, уступать, ждать, делиться).
Взаимодействуя с другими детьми во время игры, ребенок вырабатывает свой стиль поведения и общения.
Игра может носить не только развивающий, воспитывающий характер, но и коррекционный.
Если у ребенка наблюдается недоразвитие каких-либо психических качеств или личностных особенностей, то в процессе игровой деятельности данный дефицит можно преодолеть.
Очень важно, чтобы в дошкольном детстве были созданы все условия для реализации игровой деятельности детей. Безусловно важны дополнительные развивающие кружки, но у ребенка должно оставаться время и силы на игру. Для полноценного развития ребенок до школы должен наиграться в разные игры с игрушками, настольно – печатные игры, игры с использованием спортивного инвентаря, необходимо ограничить или минимизировать компьютерные игры, игры в планшетах и телефонах.
Для полноценного физического и интеллектуального развития ребенку необходимо больше времени проводить на свежем воздухе.
Для развития межполушарного взаимодействия необходимо научить ребенка кататься на двухколесном велосипеде, самокат развивает координацию, роль велосипеда значительно шире.
- «Исследователь»
Попросите ребенка рассказать, например, о доме (предметы могут быть разные, всё что попадается на глаза) - Какой он? Из чего он сделан? Какого цвета? Для чего он предназначен? Какого размера?
- «Отгадай, какой предмет я загадала»
Ребенку дается описание предмета, простыми понятными ему словами. Позднее детям предлагается самостоятельно загадывать загадки. («А теперь ты мне загадай предмет, опиши его, но не называй сам предмет. А я буду его отгадывать»)
- «Назови предметы круглой (квадратной, прямоугольной, треугольной) формы, которые ты видишь»
Например, «Я вижу дом, он прямоугольный» и т.д.
- «Назови что ты видишь красного (синего, зеленого и т.д.) цвета»
Называйте с ребенком предметы заданного цвета по очереди, выигрывает тот, кто больше назовет предметов. Первое время победа должна быть за ребенком.
- «Давай сравнивать предметы»
Например, яблоко и грушу; арбуз и дыню; сани и велосипед; машину и самолет; рукавичку и перчатку и т.д.
Чем они похожи и чем отличаются?
- «Сравним времена года»
Побеседуйте с ребенком о временах года, особенностях каждого из них.
- «Что было, что есть, что будет?»
- яйцо-ЦЫПЛЕНОК- курица или петух.
- дерево- ДОСКИ- дом;
- суббота- ВОСКРЕСЕНЬЕ- понедельник.
- Весна-ЛЕТО- осень;
- Вчера- СЕГОДНЯ-завтра;
- Завтрак-ОБЕД- ужин.
- Ночь-УТРО-день
- Почка-ЦВЕТОЧЕК-ягодка
- «Волшебные фигуры»
Имитируем с ребенком походку зайчика, медведя, лисички и т.д.
- «Давай называть слова, которые начинаются на звук А, Б, В и т.д.»
Автобус, арбуз, айсберг, апельсин, [а]чки и т.д.
- «Чего не стало?»,
- «Что изменилось?»
Взрослый снимает перчатку со своей руки или прикрепляет к своей куртке значок и просит ребенка сказать, что изменилось. Можно наблюдать за тем, что изменилось по дороге в детский сад.
- «Давай считать машины, дома, деревья, людей и т.д.»
- Игра «Комплименты»
По очереди говорим добрые, ласковые слова друг другу.
- «Раз, два, три ЗАМРИ»
Команду Замри произносим меняя время (пролонгируем время). Услышав команду ЗАМРИ ребенок должен остановиться и не идти дальше, пока не услышит «Раз, два, три…»
Уважаемые родители, играя в игры дорога в детский сад будет не только радостной, быстрой, но и полезной. В скором времени Вы заметите, что ребенок с радостью собирается в детский сад, даже если и были утренние крики и истерики, то они останутся в прошлом.
МБДОУ д/с №428 г. Новосибирск
Полезные игры
«По дороге в детский сад»
Составила: Ананьева Елена Владимировна педагог-психолог, учитель дефектолог
Уважаемые родители, по всем вопросам, возникающим в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми, вы можете получить индивидуальную консультацию, предварительно записавшись по WhatsApp 89513714583
Предварительный просмотр:
С.Л. Рубинштейн определяет мышление как «опосредованное - основанное на раскрытии связей, отношений - и обобщенное познание объективной реальности». «Мышление - это, по существу своему, познание, приводящее к решению встающих перед человеком проблем или задач»
Словесно-логическое мышление предполагает умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.
Ученые выделяют два этапа развития словесно-логического мышления у детей:
1 этап. Ребенок усваивает значение слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач.
2 этап. Ребенок познает систему понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений.
«Назовите признак предмета»
Попросите ребенка рассказать о доме - Какой он? Из чего он сделан? Какого цвета? Для чего он предназначен? Какого размера?
«Кто летает»
«Сейчас мы выясним, кто или что может летать. Я буду спрашивать, а вы отвечаете. Если я назову стрекозу, отвечаете: «Летает» и показываете, как она это делает. А если я вас спрошу: «Поросенок летает?» - промолчите и не поднимаете рук.
«Кто плавает».
Сейчас мы с вами узнаем, кто может плавать, а кто нет. Я буду спрашивать, а вы сразу без пауз отвечаете.
«Съедобное несъедобное»
Для упражнения необходим мяч. «Я буду называть предметы, если названый предмет съедобный, то Вы должны поймать мяч и передвинутся по классам вперед на одну клетку. Если названный предмет несъедобен, то вы должны отбить брошенный мяч, а затем также передвинутся на одну клетку вперед. Если дан неправильный ответ, мяч не пойман или пойман. Хотя предмет несъедобен, то ребенок остается в прежнем классе,классы можно нарисовать мелом до 10, если вы играете с1-2 детьми и 5-6, если играете с 4-5 детьми . Тот ребенок, который первым проходит последний класс становится ведущим.
«Назови предмет по заданным признакам.»
Ребенку дается описание предмета, на начальном этапе, из ближнего окружения ребенка. Позднее детям предлагается самостоятельно загадывать загадки, когда дети в совершенстве овладеют навыком загадывания загадок, и будут знать много, можно организовать упражнение в виде соревнования, «кто больше всего знает загадок», «самый лучший знаток загадок»
«На что похоже?»
Ведущий показывает какой-либо предмет, а дети – предметы, на которые он похож. Обязательно следует объяснить, чем похож (т.е. назвать признак). Повторятся нельзя. Например, есть стишок:
Ель на ежика похожа.
Еж в иголках
Елка тоже.
Ведущий называет предмет: «елка». Дети могут сказать: треугольник (одинаковая форма); еж (есть иголки). Столб (высокая); лиственница (есть иголки) и т.д.
Рекомендуется для упражнения предметы: стакан, тарелка, стакан, шкаф, пирамидка и т.д.
«Давайте сравним»
Сравним по цвету.
Попросите ребенка назвать как можно больше предметов.
Сравним по форме
А) круглой формы; б) овальной формы; в) квадратной; д) прямоугольной.
Сравним 2 предмета: Попросите ребенка сравнить следующие предметы:
А) яблоко и грушу; б) арбуз и дыню; в) сани и телегу; г) велосипед и автомобиль; д) самолет и вертолет.
Чем они похожи и чем отличаются?
Сравним времена года. Побеседуйте с ребенком о временах года, особенностях каждого из них. Выучите стихи и песни. Пусть дети нарисуют любимое время года.
«Что изменилось»
Ребенок должен внимательно посмотреть на картинки и найти отличительные признаки. Чтобы ребенку легче справится с заданием, попросите ребенка описать картинку и сравнить их по названным признакам.
«Невнимательный художник»
Попросить ребенка внимательно посмотреть на картинку. И рассказать, что перепутал художник. Что он нарисовал неправильно?
«Найди два одинаковых предмета»
«Найди пару»
«Что исчезло в ряду»
«Найди пару»
Игровое упражнение на формирование умения устанавливать последовательность событий.
Попросите ребенка показать, какая из картинок будет первой, какая вторая, третья, четвертая. Пусть он составит рассказ.
«Что было, что есть, что будет?»
8 картинок и называет слово, а ребенку предлагает назвать предшествующее
этому слову и последующее, например,
- яйцо-ЦЫПЛЕНОК- курица или петух.
- дерево- ДОСКИ- дом;
- суббота- ВОСКРЕСЕНЬЕ- понедельник.
- Весна-ЛЕТО- осень;
- Мальчик- ЮНОША- мужчина;
- Вчера- СЕГОДНЯ-завтра;
- Хлопок-ТКАНЬ- одежда;
- Завтрак-ОБЕД- ужин.
«Разложи предметы на группы»
МКДОУ д/с №428 г. Новосибирск
«Полезные игры для развития словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста»
Составила: учитель дефектолог
Ананьева Елена Владимировна
Уважаемые родители, по всем вопросам, возникающим в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми, вы можете получить консультацию, предварительно записавшись по WhatsApp 89513714583
Предварительный просмотр:
МБДОУ д/с №428
Как научить ребёнка дружить
рекомендации для родителей
Подготовила: педагог-психолог, учитель-дефектолог
Ананьева Елена Владимировна
Новосибирск, 2023
Без друзей меня - чуть-чуть,
Без друзей меня - чуть-чуть,
А с друзьями много!
Как научить ребенка дружить? Что делать, если ребенок не умеет договариваться? А что, если у моего ребенка никогда не будет друзей? А почему все в группе дружат, а мой сидит в уголочке один? и т.д.
Существует много вопросов, которые действительно волнуют родителей.
Здесь важно понимать, что не у каждого человека получается подружиться сразу и надолго. Это нормально!
Умению дружить - нужно учить.
А начать необходимо с пристального взгляда на себя.
Марина Мелия: «Став родителями, мы начинаем транслировать своим детям установки, полученные нами в детстве, не переосмысливая их, а практически «слово в слово». Поэтому, если у родителей нет друзей, то навряд ли они будут у ребёнка. Начинать нужно с себя!!!
Можно в качестве примера ребенку рассказать свои положительные истории дружбы (о том, как подружились, что вас объединяло, что скрепляло вашу дружбу, как она проходила проверку временем.
То есть показать пример реально настоящей дружбы)
Поговорив с ребенком, нужно понять, кто ему больше всего в группе нравится, с кем бы он хотел дружить. Можно познакомиться с родителями желаемого друга, пригласить их на прогулку или в гости.
Заранее можно обсудить с ребенком, чем он с другом будет заниматься, в какие игры играть. Хорошо бы устроить соревнования, в которых победит непременно дружба, или всем вместе сделать пиццу и т.д. Побывав в роли хозяина дома и организатора игр, ребенок наверняка будет чувствовать себя намного увереннее.
Надо вместе с ребенком подумать, а что в нем может быть такого неординарного, необычного, что привлечет к нему сверстников, - одним словом, помочь ему найти свою «фишечку». Это может быть какое-либо хобби, умение конструировать, знание марок машин и т.д.
Обратите внимание, умеет ли ребенок делиться игрушками, может ли уступать, может ли договариваться, способен ли подождать. Если нет, то этому нужно учить!
Важно, чтобы ребенок усвоил «правила дружбы»: нельзя дразниться, нужно играть честно, не стремится к превосходству над окружающими, не разбалтывать секреты. Ребенок должен понимать, что он не хуже, но и не лучше других.
Ели вы замечаете, что ваш ребенок хочет подружиться, но стесняется, боится подойти к другому ребенку, именно про вашего ребенка говорят, что он застенчивый, не решительный, тогда необходимо поработать над поднятием его самооценки.
Как это сделать?
- При любом удобном случае хвалите своего ребенка, показывайте, что вы его очень любите.
- Старайтесь не предъявлять слишком много требований к нему, чтобы он не почувствовал себя ненужным и не решил, что Вы не принимаете его таким, какой он есть.
- При общении всегда сохраняйте доброжелательный, ласковый тон, ребенок должен чувствовать, что его любят и уважают. Так ему намного проще будет воспринимать критику в свой адрес.
- Не давите ребенка своим авторитетом и стремлением всегда быть правыми во всем. Иногда стоит ребенку давать возможность учиться на своих ошибках и принимать собственное решение.
- Научите его некоторым «заготовкам», которые помогут ему при знакомстве со сверстниками. Например, «Меня зовут Катя! А тебя как зовут? У меня есть мяч, хочешь поиграть со мной?»
Старайтесь не вмешиваться в общение или игру детей. Напомнить о себе стоит только в критических ситуациях: когда назревает явный конфликт. Детям сложно контролировать эмоции, поэтому любая ситуация может вызвать бурную реакцию.
Нужно с детства детям объяснять, что дружба-это отношения равных, что настоящую дружбу купить невозможно, что это не игра в одни ворота, что у каждого есть «своя территория», свои чувства и желания, которые надо ценить.
Дружба – это и конфликты, и компромиссы. Не всегда всё идет гладко. Ребенку предстоит научиться постоять за себя, не поддаваться манипуляциям, защищать свои границы и в то же время оставаться открытым, не жертвовать своими интересами и не быть на побегушках у «друга», который ему так нравится.
Объясните ребёнку, как важно мириться после ссоры и осознавать свои проступки. Главное в ссоре – уметь признавать свои ошибки и уметь извиняться. Акцентируйте, что это умеют делать только очень сильные духом люди!
Учите ребёнка решать конфликтные ситуации мирным путём, предлагайте варианты развития событий, пусть даже уже случившейся ситуации. Если ребёнок сумел проявить дипломатичность – обязательно похвалите. Важно обсуждать эмоции и чувства самого ребёнка и предполагаемые чувства других людей.
По возможности расширяйте круг общения детей: знакомство не только в детском саду, но и на детских площадках или в кружках по интересам.
Для совместного просмотра вы можете подобрать варианты книг и мультфильмов из предложенного ниже списка. Важно не просто включить ребенку мультик или прочитать книжку, а обсудить прочитанное, увиденное, акцентируя внимания на правилах дружбы.
Книги:
В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы»
Н.Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
М.А.Самарский «Радуга для друга»
Л.А.Дунаева «Дождь»
А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
Мультфильмы:
1. «Крошка Енот»
2. «По дороге с облаками»
3. «Кот Леопольд»
4. «Чебурашка и Крокодил Гена»
5. «Жил-был пес…»
6. «Король Лев»
7. «Ледниковый период»
8. «История игрушек» и т.д.
Предварительный просмотр:
Как определить, является ли активность и импульсивность вашего ребенка нормой или у него СДВГ? Ананьева Е.В., педагог-психолог |
Предварительный просмотр:
В данном буклете, мы поговорим о том, что такое тревожность и что делать, если Вы замечаете признаки тревожности у своего ребенка.
Тревожность – это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.
Тревожные люди живут, ощущая постоянный беспричинный страх, что приводит к дезорганизации любой деятельности, к низкой самооценке, неуверенности в себе. («Я же ничего не могу»)
Тревожные дети скромны, застенчивы, крайне редко проявляют инициативу, послушны. Однако такое поведение носит защитный характер - ребенок делает всё, чтобы избежать неудачи; ребенок зависим от оценки взрослого.
Тревожность может быть стабильным свойством личности, т.е. проявляется всегда и навсегда, а может быть ситуативной, вызванная стрессовой ситуацией (например, болезнь, потеря близкого человека, адаптация к новому месту и т.д.), т.е. всегда имеет конкретную причину и не бывает длительным.
Состояния тревоги могут проявляться и на физиологическом уровне — в форме учащенного сердцебиения, сухости во рту, поверхностном дыхании и др., и на уровне поведения — ребенок начинает грызть ногти, накручивать на палец и выдергивать волосы, он плохо спит по ночам, поскольку ему снятся кошмары, боится выходить из дома, может капризничать, плакать, отказываться от общения и др.
Причины возникновения тревожности у детей:
- Способ общения родителей с ребенком (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание). В этом случае общение носит авторитарный характер, как результат – ребенок теряет уверенность в себе и в собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он сделает что-нибудь не так, т.е. испытывает чувство тревоги, которое может перерасти в стабильное личностное образование-тревожность.
- Симбиотическое воспитание (крайне близкие отношения ребенка с одним из родителей, обычно с матерью). К установлению подобных отношений склонны родители с определенными характерологическими особенностями – тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель передает свои страхи детям, т.е. способствует формированию тревожности.
- Завышенные требования к ребенку со стороны родителей, воспитателей и т.д. В результате ребенок сталкивается с расхождением между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, который предъявляют к нему взрослые, ребенок находится в ситуации неуспешности, испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность.
- Частые упреки, вызывающие чувство вины. (например, «Из-за твоего поведения мы часто с папой ссоримся», «Ты так плохо себя вёл, что у меня заболела голова» и т.д.)
Как снизить тревожность ребенка?
- НЕОБХОДИМО обеспечить реальный успех ребенка в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и т.д.)
- Меньше ругать и больше хвалить.
- Не сравнивать с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня нарисовал лучше, чем вчера, быстрее убрал игрушки и т.д.)
- Щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка невелики. Например, если он медленно одевается, не нужно постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако, если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить.
- Перед чем-то неизвестным обязательно расскажите ребенку, что его ждет, поговорите с ребенком, подготовьте его к новому событию.
- Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми лежат в основе преодоления тревожности у ребенка.
- Подумайте, насколько серьезно вы загружаете своего ребенка: выполнение уроков и домашних дел, посещение кружков, секций, дополнительных занятий. Можете ли вы что-то предпринять, чтобы ослабить напряжение? Помните, что даже исключение лишь одного пункта (дела) из списка повседневных занятий ребенка может сыграть огромную роль в снижении уровня его стресса и тревожности. Особенно, если это дело важно скорее для вас, чем для него самого.
- Создайте ребенку условия для игр с песком, водой, глиной, пластилином и др.
- Избегайте давать задания на время, чтобы не было необходимости торопить тревожных детей, усиливая их тревогу.
- Французский педагог М. Борба предлагает научить ребенка нескольким приемам, позволяющим снижать тревожность и стресс:
-Внутренний диалог. Научите своего ребенка произносить про себя фразу, которая поможет ему оставаться спокойным и преодолевать стресс. Вот несколько примеров: «Расслабься, не волнуйся», «Не нервничай и дыши медленно», «Это пара пустяков, я с этим справлюсь».
- Лифтовое дыхание. Это сработает, если ваш ребенок хоть раз ездил в лифте. Попросите его закрыть глаза, легко выдохнуть три раза, а затем представить, что он находится в лифте на последнем этаже очень высокого здания. Он нажимает кнопку первого этажа и наблюдает, как кнопки каждого этажа постепенно загораются по мере того, как лифт опускается. Как только лифт остановится, стресс исчезнет.
- Таяние стресса. Попросите ребенка найти на своем теле место, где он чувствует самое большое напряжение — это может быть шея, плечи или челюсть. Затем он должен закрыть глаза, сконцентрироваться на этом месте, напрячь его на три-четыре секунды, а затем отпустить. Посоветуйте ребенку представить, как стресс тает в то время, как он делает это упражнение.
- Представить себе спокойное место. Предложите своему ребенку подумать о месте, где он уже когда-то был и где чувствует себя в безопасности, — например, на пляже, в своей кроватке, в саду у дедушки и т. д. Когда ребенка начнет одолевать тревога, предложите ему закрыть глаза и представить это место; дыхание в это время должно быть медленным.
МБДОУ д/с №428 г. Новосибирск
«Тревожные дети»
Ананьева Елена Владимировна,
педагог-психолог,
учитель-дефектолог
Уважаемые родители, по всем вопросам, возникающим в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми, вы можете получить консультацию, предварительно записавшись по WhatsApp 89513714583
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационный материал педагога психолога
Информационный материал педагога психолога.В этом блоке-консультации с родителями, лекционные материалы, презентации....
«Специфика работы педагога-психолога в детском саду». для родителей
laquo;Специфика работы педагога-психолога в детском саду». для родителей...
Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"
27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...
Информационная карта педагога-психолога Варламовой Н.Б.
Краткая информация...
«Использование педагогом – психологом активных форм работы с родителями, способствующих установлению партнерских отношений и объединению усилий в речевом развитии детей логопедической группы с ФФНР»
laquo;Использование педагогом – психологом активных форм работы с родителями, способствующих установлению партнерских отношений и объединению усилий в речевом развитии детей логопедической груп...
Слаженная работа педагога-психолога, воспитателей подготовительных групп и родителей - залог высоких показателей готовности к школе.
Методическая разработака на основе полученных результатов диагностики на готовность к школе...
Информационные буклеты педагога-психолога для работы с родителями
В своей профессиональной деятельности педагог - психолог охватывает всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. В данной папке содержатся информационные буклеты по основны...