Проект «Создание специальных условий для развития и воспитания ребенка с тяжелой зрительной патологией(слепота)».
проект по коррекционной педагогике

Присутствие в группе для детей с косоглазием и амблиопией незрячего ребенка требует организации максимально благоприятной коррекционно-развивающей среды, которая учитывает особенности и потребности дошкольника с глубокой патологией зрения.  В связи с этим, был разработан проект, направленный на создание специальных условий для развития и воспитания детей с тяжелой зрительной патологией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Организация коррекционно- развивающего пространства для детей с тяжелыми нарушениями зрения в условиях ДОУ».

Целевая группа

Дети с тяжелыми нарушениями зрения (сложная структура нарушения) от 3 до 8 лет, родители.

Срок реализации проекта: долгосрочный

Постановка проблемы

Присутствие в группе для детей с косоглазием и амблиопией незрячего ребенка требует организации максимально благоприятной коррекционно-развивающей среды, которая учитывает особенности и потребности дошкольника с глубокой патологией зрения. К сожалению, педагоги не всегда располагают специальными пособиями, техническими средствами и приборами, необходимыми для занятий с детьми данной категории. Так же стоит отметить ограниченный опыт работы со слепыми детьми, недостаточность методического обеспечения. В связи с этим, был разработан проект, направленный на создание специальных условий для развития и воспитания детей с тяжелой зрительной патологией.

Содержание проекта

Цель проекта: создание специальных условий для развития и воспитания детей с тяжелой зрительной патологией. Для реализации проекта были поставлены следующие задачи: 1. Разработка программно- методического обеспечения деятельности специалистов. 2. Разработка индивидуальных программ развития. 3. Создание предметно- развивающей среды с учетом потребностей и возможностей слепых детей. 4. Подбор эффективных методов и приемов обучения специальным навыкам. 5. Взаимодействие с семьей. В своей работе я опиралась на Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения Л. А. Рудаковой, Л.М. Егорминой. На основе диагностического обследования детей были разработаны индивидуальные программы развития, содержание которых конкретизировалось и дополнялось в соответствии с динамикой их развития. Основной организационной формой обучения слепого ребенка явились индивидуальные коррекционные занятия с учителем- дефектологом (тифлопедагогом). Для реализации проекта были адаптированы и разработаны дидактические игры и пособия с учётом возможностей детей. Пособия рассчитаны на осязательное восприятие, отличаются поверхностью и цветом, имеют размер, доступный восприятию, вызывают интерес у ребенка, расширяют возможности познания окружающего мира. Вот некоторые из них: книги с рельефными и тактильными элементами, дощечки с пластилиновым покрытием, крупы для создания контура предметов, магнитные доски, кинетический песок, звуковые игрушки, мозаики, палочки Кюизенера, дидактический материал с различными поверхностями (бархат, наждак, поролон, фольга и др.), дидактический материал на развитие чувства давления, интерьерные камешки различной конфигурации в виде овощей и фруктов, морских обитателей, ракушек и т.д., спортивный инвентарь (мячи, кольцеброс, мешочки для метания и др.), музыкальные инструменты (барабан, металлофон, бубен). Подобраны оптимальные методы и приемы по формированию специальных способов действий (н-р, безопасное передвижение в пространстве, способы обследования предметов и т.д.). Родители стали активными участниками проекта: оказывали помощь в изготовлении дидактического материала, участвовали в совместной деятельности с ребенком, обучались приемам взаимодействия с детьми. Условия реализации проекта Повышение квалификации специалистов и педагогов. Материально – техническое обеспечение, программно-методическое обеспечение. Заинтересованность и активное участие в проекте родителей. Срок реализации проекта: долгосрочный, рассчитан на все время пребывание слепых детей в ДОУ.

Планируемые или полученные результаты.

Систематическое, последовательное обучение, применение специальных методов и приемов позволили раскрыть возможности и способности слепых детей получать информацию об окружающем, активизировать развитие произвольного внимания, познавательных процессов, речи. Анализ проделанной работы показал, что создание специальных условий (развитие сохранных анализаторов в различных видах деятельности, индивидуальный подход, систематичность коррекционных занятий, адаптация и разработка стимульного и дидактического материала и т. д.) способствуют развитию слепого ребенка и его адаптации в условиях ДОУ.

Дальнейшее развитие проекта

В дальнейшем планирую продолжить работу в рамках проекта по организации коррекционно- развивающего пространства для детей с тяжелыми нарушениями зрения: повышать эффективность психолого-педагогического сопровождения, систематизировать различные формы, методы и приёмы работы.

Информация о проекте

Ссылка на видеоролик в youtube

https://youtu.be/uFMIxKMTcQI


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка»

Проект направлен на приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры: знакомство с русской народной игрушкой.Формирование у детей и родителей устойчивого интереса к русским народным тр...

Создание специальных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями

В статье рассматривается алгоритм сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации...

«Алгоритм создания специальных условий для социальной адаптации ребенка с ОВЗ»

Выступление – презентация на семинаре для педагогов коррекционных ДОУ «Комплексный подход в коррекционно –развивающей работе с детьми с ОВЗ в условиях ФГОС ДО»...

Статья «Создание специальных условий для развития коммуникации и «запуска» речи для детей с РАС».

        Исследование ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) в 2016 году показали, что 1% детей в мире страдает аутизмом.          В настоящее в...

«Особые образовательные потребности и создание специальных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ»

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями...