"Конвергентное и дивергентное мышление"
консультация

Творчество - это интеллект, получающий удовольствие»  Альберт Эйнштейн.

     Мышление является наивысшим и наиболее сложным познавательным процессом.  Оно позволяет нам получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. 

     В дошкольном возрасте важным является развитие мышления у детей, так как это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя, развития познавательных способностей.

В этот период появляется способность к продуктивным видам деятельности, формируется мышление.

     Разделяют 2 вида мышления: конвергентное и дивергентное. В чём же их отличия и важность?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konvergentnoe_i_divergentnoe_myshlenie.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конвергентное и дивергентное мышление

«Творчество - это интеллект, получающий удовольствие»  Альберт Эйнштейн.

     Мышление является наивысшим и наиболее сложным познавательным процессом.  Оно позволяет нам получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. 

     В дошкольном возрасте важным является развитие мышления у детей, так как это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя, развития познавательных способностей.

В этот период появляется способность к продуктивным видам деятельности, формируется мышление.

     Разделяют 2 вида мышления: конвергентное и дивергентное. В чём же их отличия и важность?

     Конвергентное мышление – мыслительная деятельность, направлена на поиск подходящего решения на основе стандартных приемов и рассуждений. Никакой оригинальности, просто необходимо найти правильное решение. Нужно ли развивать у ребенка такое мышление?  Конечно, ведь оно понадобится ему для решения логических, математических задач, задач по физике, химии. Конвергентное мышление поможет детям осваивать школьную программу.

     Однако есть еще  и дивергентное мышление. Это  –  мыслительная деятельность, которая характеризуется творческим подходом в решении задач, нестандартными рассуждениями, поиском необычных решений и игнорированием известных алгоритмов и шаблонов. Нужно ли развивать дивергентный тип мышления? Просто необходимо. Оно даёт ряд преимуществ, таких как:

  • гибкость мышления, т.е. способность рассматривать задачу под различными углами зрения, применять разнообразные подходы и стратегии к ее решению;
  • беглость – свойство быстрого придумывания реальных и фантастических решений для одной и той же проблемы;
  • оригинальность – способность находить нестандартные решения;
  • способность к детализации – умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать любую идею, сюжет, рисунок.

Предлагаю несколько игр для развития дивергентного мышления.

Игра №1 

Предложить ребенку описать характер различных предметов, например: характер молотка, кровати, кастрюли, карандаша. Спросить о том, как может меняться характер различных предметов в зависимости от того, кому они служат и кто держит их в своих руках.

 

Игра №2

Предложить ребенку порассуждать о том, какие вещи могли бы стать более удобными, если бы их уменьшили в размерах? Какие хотелось бы увеличить? (Например: игольное ушко, шоколадку).

 

Игра  №3

Придумать с ребенком, что каждое слово можно нарисовать в виде несложного рисунка. Сочините ему «письмо» из двух-трех рисованных предложений, а он пусть нарисует вам свое сообщение.

 

Игра  №4

Нарисуйте несколько одинаковых кружков (полукругов, стрелок). Предложите ребенку на основе каждого создать рисунок.

 

Игра  №5

Нарисуйте несколько одинаковых кружков (треугольников, стрелок). Предложите ребенку на основе каждого создать рисунок.

 

Игра  №6

Предложите ребенку по-своему придумать и завершить известную сказку (Колобок, Репка, Лиса и заяц..)

 

Игра  №7

Предложите ребенку представить, что твой Мишка (кукла, конструктор, самокат) заговорил. Что бы он тебе рассказал?

В сегодняшней реальности, где требуются инновационные подходы и нестандартные решения, дивергентное мышление становится все более ценным. Это умение творчески и неординарно мыслить, исследовать альтернативные пути и находить возможности там, где другие видят только ограничения. Поэтому мы должны ценить и развивать эту способность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интерактивной игры-презентации по развитию речи с использованием приемов формирования дивергентного мышления "Путешествие по стране осенних фантазий"

Методическая разработка игры-презентации по развитию речи с использованием приемов формирования дивергентного мышления "Путешествие по стране осенних фантазий" выполнена в форме интерактивной пре...

Методическая разработка для воспитателей и педагогов-психологов «Занятия со старшими дошкольниками по формированию творческого (дивергентного) мышления»

Представленные материалы будут полезны всем, кто ведет занятия для старших дошкольников в группах детского сада, в любых развивающих центрах и т.п. Умение мыслить творчески, видеть несколько решений о...

дивергентное мышление в средней группе

Основная цель дивергентного мышления  – формирование у детей творческого мышления, то есть воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различн...

Игры для развития дивергентного мышления у дошкольников

Игры для развития дивергентного мышления у дошкольников...

Технологии преодоления стереотипного мышления и развития способности ребенка к дивергентному мышлению

Технологии преодоления стереотипного мышления и развития способности ребенка к дивергентному мышлению...