дивергентное мышление в средней группе
методическая разработка (средняя группа)
Основная цель дивергентного мышления – формирование у детей творческого мышления, то есть воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Дивергент позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
divergentnoe_myshlenie_v_sredney_gruppe.docx | 56.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры по дивергентному мышлению
Средняя группа
Игра "Что умеет делать?"
Цель:формирование умения выявлять функции объекта.
Ход игры: Ведущий называет объект. Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Воспитатель: Что может светофор?
Дети: Управлять движением машин и пешеходов. Он может переключаться. Если красный свет зажжется, все машины будут стоять, а для пешеходов в это время будет гореть зеленый свет и они смогут перейти дорогу.
Воспитатель: Что еще может светофор?
Дети: Перегореть, сломаться.
Воспитатель: Что тогда может случиться?
Дети: Машина может столкнуть человека, может столкнуться с машиной, то есть, случится авария.
Воспитатель: Давайте пофантазируем. Вот светофор попал в сказку… и какое дело себе там нашел? (Варианты ответов детей).
Игра «Погода»
метод символического видения
Цель: расширение кругозора, освоение и придумывания символов; развитие речи.
Оборудование: набор карточек с символическими обозначениями погоды (солнце, облака, дождик, ливень, ветер, безветрие и т.д.).
Ход игры: детям предлагается составить письмо клоуну Васе, рассказав о том, какая сегодня погода (какая была погода в праздники, и т.д.). Писать мы пока не умеем, а вот составить письмо из картинок можем. Дети выбирают из предложенного набора нужные символы и «прочитывают» их.
Игра «Мои друзья"
Цель:формировать умения выделять функции объекта.
Ход игры: Дети выбирают для себя объекты природного мира живой и неживой системы: птицы, камня, реки, рыбы, песка, цветка, земли и так далее. Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему.
- Воспитатель: Мои друзья - это то, что умеет дышать.
К ведущему подбегают дети, взявшие на себя образ птицы, рыбы, то есть объектов природного мира живой системы.
- Воспитатель: Мои друзья - это то, что умеет цвести и размножаться.
К ведущему подбегают дети, взявшие на себя образ птицы, рыбы, реки (она тоже "цветет"), цветка (и цветет, и размножается).
- Воспитатель: Мои друзья - это то, что умеет издавать звуки.
К ведущему подходят дети, взявшие образ реки, птицы, ветра.
Примечание: сопутствующая задача - закрепить у детей свойства живых объектов природного мира: дышат, растут, самостоятельно двигаются, размножаются. Дети, взявшие на себя образ объекта, могут показать его мимикой и жестами.
Игра «Хорошо - плохо»
метод мозгового штурма
Цель:учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Ход игры: воспитателем называется любой объект или явление, у которых определяются положительные и отрицательные стороны.
Игра «Природный мир бывает разный»
Цель:учить различать предметы живой и неживой природы.
Ход игры:Ведущий предлагает сравнить между собой несколько картинок с изображением природных объектов.
Например: Ящерица, камень, бабочка, птичка, дерево, гора. Назвать объекты природы живые и неживые. Живые – ящерица, бабочка, птичка, дерево.
Неживые – камень, гора.
Река живая или неживая? Вода – неживая, рыбки в воде – живые, берега – неживые, черви в них – живые, раки в воде – живые, камни в воде – неживые.
Игра «Чем был – тем стал»
Цель: учить определять линии развития объекта.
Ход игры:Ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют …
Воспитатель:Это было маленьким, а стало большим.
Дети:Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем.
Воспитатель:Было деревом, а стало… Чем может стать дерево?
Дети:Домиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя.
Игра «Что можно сказать о предмете, если там есть…»
Цель:определять подсистемные связи объектов.
Ход игры: Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.
Воспитатель:Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками?
Дети:Это животное или птица, которая живет на деревьях или скалах.
Воспитатель:Что можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»?
Дети: Кошка, котенок.
Игра «Волшебный светофор»
Цель: учитьобъединять надсистемы и подсистемы объекта.
Ход игры:У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.
Воспитатель показывает картинку с изображением животного.
Воспитатель: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного.
Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего оно или какую пользу приносит.
Воспитатель: Заяц (поднимает зеленый кружок).
Дети: Заяц относится к природному миру, к живой системе, к диким животным. Он живет в лесу.
Воспитатель: Поднимает красный кружок.
Дети: У зайца есть голова, уши, туловище, хвост, лапы, нос, шерстка.
Воспитатель: Почему заяц меняет шубку зимой?
Дети: Чтобы скрываться от врагов: лисы, волка.
Воспитатель: поднимает желтый кружок.
Дети: Зайчик – это доброе, безобидно животное, он никого не обижает. Он нужен для того, чтобы в лесу жили животные и было красиво.
Игра «Давай поменяемся»
Цель:учить сравнивать системы.
Ход игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект.
Ребенок 1: Я – слон. Я могу обливаться водой из хобота.
Ребенок 2: Я - еж. Я могу сворачиваться клубком.
Ребенок 3: Я – заяц. Я могу быстро скакать.
Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился быстро скакать, а заяц сворачиваться клубком.
Игра «Теремок»
Цель:учить сравнивать системы.
Ход игры:детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»
Похожести у объектов живого мира.
Дети: Тук-тук. Кто в теремочке живет?
Ведущий: Это я, лиса. А ты кто?
Дети: А я волк, пусти меня к себе!
Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка.
Дети: И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы. Туловище, голова,2 уха, шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим и т.д.
Различия у объектов живого мира
Дети: Тук-тук. Я заяц. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!
Ведущий: Это я – белка. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.
Дети: Заяц немного больше белки. У нас разный окрас (белка рыженькая, а заяц – зимой белый, а летом – серый), у нас разное питание (белка питается орешками, грибами сухими, а зайчик – травкой, корой деревьев, морковкой); белка живет на дереве в дупле, а заяц бегает по земле.
Игра «Найди друзей»
Цель: сравнение систем.
Ход игры:Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию.
Ведущий: Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту функцию?
Дети: Перевозят груз слон. Может собака – на Севере, олень, верблюд.
Ведущий: Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать?
Дети: Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь.
Примечание:В данную игру можно играть подгруппой, или группой при фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием «функция».
Игра «Фантазия»
Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.
Ход игры: - Ребята, представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками).
- все учебники
- все спички
- ручки
- ластики.
Игра «Что было бы, если убрать часть?»
Цель:Учить « разбирать» любой объект на составляющие части
Ход игры:Ведущий называет объект, дети говорят его составляющие части.
Ведущий убирает какую-либо часть и просит объяснить, что будет с объектом.
Например: - У велосипеда убрать руль (спинку). Что хорошего (плохого)?
Игра «Кто кем будет?»
Цель:учить называть прошлое и будущее предмета.
Ход игры:Ребенок отвечает на вопрос взрослого:
- кем (чем) будет … яйцо, цыпленок, кирпич, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д.»
При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов.
Например: - Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница.
За одну игру можно разобрать 6-7 слов.
Игра «Кем был раньше?»
Цель: учить называть прошлое предмета.
Ход игры:Цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей, хлеб (мукой), шкаф (доской), велосипед (железом), рубашка (тканью), ботинки (кожей), дом (кирпичиком) сильный (слабым).
Игра «Раньше – позже»
Цель:учить определять временную зависимость объекта и его функцию.
Ход игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет после.
Например: Ведущий: Мама помыла посуду. А до этого что было? А что будет позже?
Ответы детей могут быть разными. Ведущий выбирает какой-либо ответ ребенка (мама кормила свою дочку).
И вопросы к детям по прошлому могут касаться девочки. Затем кого-то из детей попросить рассказать последовательность событий.
Игра « Что можно сказать о предмете, если там есть…?»
Цель:учить «разбирать» любой объект на составляющие части и давать
характеристику объекту по одной части.
Ход игры: Ведущий называет какую-либо составляющую, а ребенок должен дать характеристику объекту.
Например: - Что можно сказать об объекте, если у него есть глаза, которые видят ночью? (птица, животное или насекомое, днем спит, а днем добывает себе пищу).
- Что можно сказать об объекте, частью которого есть ласковые слова?
(это может быть добрый человек, книга со стихами, открытка).
- Что можно сказать об объекте, в котором есть сор?
(это неубранный дом, улица, специальный бак для мусора).
Игра «Поезд»
Цель:развивать логическое мышление, учить устанавливать взаимосвязи
между предметами.
Ход игры:10 картинок одинакового размера с разными предметами. Каждая картинка это вагончик.
Ведущий: Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свою и так будем класть по очереди. Получатся вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики – картинки тоже будут скрепляться.
1 ребенок берет картинку и называет предмет на этой картинке (ложка).
2 ребенок берет картинку, связанную по смыслу с первой картинкой и говорит почему. (Беру тарелку, т.к. ложка и тарелка – посуда).
Следующий ребенок берет вазу, т.к. ваза и тарелка сделаны из стекла.
Следующий ребенок берет поливальную машину, т.к. в вазе и поливальной машине бывает вода; и т.д.
Игру можно проводить многократно, меняя картинки.
Игра «Животные, растения, птицы»
Цель:развивать внимание.
Ход игры: 1) ведущий произносит слова, дети должны внимательно слушать и хлопать в ладоши всякий раз, когда среди слов встречаются названия животных:
«Внимание! Начали! Арбуз, стол, кошка, мяч, воробей, телевизор, слон, кран,
ворона, кукла, роза».
2) Дети должны встать, если взрослый назовет растение:
«Внимание! Начали! Кувшин, крокодил, дуб, помидор, ракета, гвоздика, сорока, капитан, обезьяна, гриб, магазин, ромашка».
3) Дети должны топнуть, если взрослый назовет птицу:
«Внимание! Начали! Крыша, клен. Синица, солнце, стол, чайка, сова,чайник, совок, снегирь».
Игра «Мир вокруг нас»
Цель:учить классифицировать все объекты материального мира на природные
и рукотворные.
Ход игры: Ведущий предлагает определить мир, в котором мы живем по цвету (многоцветный), размеру (огромный), по составляющим (много всего), по форме (круглый). Педагог на доске рисует круг «модель мира», делит его на две части: природная и рукотворная. Ведущий показывает картинки объектов, а дети определяют, в какую часть круга их надо сложить.
Например:
Ромашка – в природную часть, т.к. цветок сам растет, пьет воду, дышит.
Утюг – в рукотворную часть, т.к. его делает человек.
Камень – в природную часть. Т.к. и земля и воздух, и вода – часть природной системы.
Игра «Давай поменяемся»
Цель:научить выделять функцию предметов.
Ход игры: Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она) умеет. Затем идет обмен функциями. Дети друг друга благодарят и объясняют как они будут выполнять подаренную функцию.
Например: - слон может обливаться водой из хобота;
- муравей тащит гусеницу к себе в муравейник;
- зонтик складывается.
Обмен функциями: слон объясняет, как научился складываться. Муравей умеет себя обливать. Зонтик начал таскать гусениц в сумку, где всегда лежали. Зачем она ему там нужна?
Игра «Чем был – чем стал?»
Цель:учить определять временную зависимость объекта и его функции.
Ход игры:называется материал (глина, дерево, ткань), а дети дают варианты объектов, в которых они есть.
Можно поиграть наоборот: называется объект, сделанный человеком, а дети определяют, какие материалы использовали при его изготовлении.
Например: Ведущий: - Был раньше расплавленным стеклом, стал …
Дети: Вазой, лампочкой, стеклом в машине.
Игра «На что похоже?»
Цель:учить «превращать» схематическое изображение в образ предмета;
развивать ассоциативное мышление.
Ход игры:Ведущий предлагает детям карточку со схемой и спрашивает:
- На что похоже?
Дети предлагают свои варианты ответов.
Например: Пуговица, торт со свечками, аквариум с рыбками, тарелка с
яблоками, сыр с дырочками, печенье, колесо.
Игра «Путаница»
(метод фокальных объектов)
Цель. Закрепить умение детей находить типичные свойства объекта.
Ход игры. Воспитатель называет 3-4 объекта с необычными свойствами и просит детей поменяться этими свойствами, чтобы восстановить порядок.
Пример: тигр заостренный, карандаш полосатый, полка морозная, стекло весящее.
Игра "Да-Нетки”
Например: взрослый загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.
Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т.д.
Игра "Черное-белое”
Взрослый поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: "Книга”. Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)
Можно разбирать в качестве объектов: "Гусеница”, "Волк”, "Цветок”, "Стульчик”, "Таблетка”, "Конфетка”, "Мама”, "Птичка”, "Укол”, "Драка”, "Наказание” и т.д.
«Волшебные превращения»
(метод «Эмпатия»)
Цель: учить детей принимать на себя образы рукотворного мира; обогащать словарьдетей оценочной лексикой.
Ход игры: Представьте себя кастрюлей. Изобразите такую кастрюлю, про которую я говорю.
Кастрюлю забыли помыть, оставили в раковине грязную. Что чувствует кастрюля? (ей неприятно, она липкая, неприятно пахнет).
Кастрюлю помыли, сварили в ней вкусные аппетитные щи. Что чувствует кастрюля? (она довольна, ей приятно чувствовать себя нужной, полезной). Кастрюлю забыли убрать с огня, она пригорела, у нее сгорело дно. Что чувствует кастрюля? (ей больно, неприятно…).
"Мои друзья"
Цель:формировать умения выделять функции объекта.
Ход игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого либо. Дети определяют, кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему.
Воспитатель: Я - ковер - самолет. Мои друзья - это то, что умеет летать.
К воспитателю подходят дети, взявшие на себя образ самолета, птицы, комара, космической ракеты, листочка, перышка.
Воспитатель: Самолет летает сам? Почему? Птица летает сама? Почему? А как летает перышко? Почему оно летит?
Ведущий уточняет, исправляет, обращаясь ко всем детям.
Воспитатель: Мои друзья - это то, что может говорить.
К ведущему подходят дети, взявшие образ человека, радио, книги, телевизора, робота, говорящей куклы…
Воспитатель: Мои друзья - это то, на чем можно сидеть в квартире.
К ведущему подходят дети, взявшие образ дивана, стула, ковра, мягкой игрушки, мяча.
Примечание:Ведущий может использовать игру при ориентировки в помещении, при формировании понятия обобщения.
Дети, взявшие на себя образ объекта, могут показать его мимикой и жестами.
Игра «Герои сказок»
Педагог называет положительного сказочного персонажа – дети подбрасывают мяч вверх с хлопком, а отрицательного (злодея) – отбивают один раз о пол.
Примеры для игры: Снежная Королева, Белоснежка, Иван–царевич, Людоед, Кот в сапогах, Айболит, Кощей, Змей Горыныч, Золушка, Бармалей, Буратино, Чебурашка, Дед Мороз и т.д.
Игра–упражнение «Зачем? Какой?»
Команды «зачем» и «какой». Первая команда «зачем» вспоминают и демонстрируют способы использования мяча, например, ведение, броски, передача в парах, …. Вторая – предлагает различные мячи и описывают где и в каких играх их можно использовать, оценивает (хорошо-плохо). Затем меняются местами.
Игра–упражнение «Где можно использовать?»
(метод фокальных объектов)
Педагог предлагает детям, используя знакомые спортивные снаряды использовать в необычных ситуациях.
Например: обруч: кочки (прыгать из обруча в обруч), лужи (перепрыгивать), колесо (перекатывать), ворота (выполнять лазание правым, левым боком).
Игра–упражнение «Перебежки»
Дети делятся на две подгруппы и строятся по обе стороны площадки. Педагог называет объект, дети, называя по очереди с каждой подгруппы должны назвать положительные и отрицательные качества в данном объекте и перейти на другую сторону площадки, при этом перепрыгивая через шнур на одной ноге правым, левым боком.
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
"Что умеет делать?"
Цель:формирование умения выявлять функции объекта.
Ход игры:Ведущий называет объект. Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Воспитатель: Вежливый человек - это какой и что умеет делать?
Дети: Здороваться, вежливо провожать гостей, заботиться о больном человеке или собаке, он может уступать место в автобусе или трамвае старушке, а еще сумку донести.
Воспитатель: Еще?
Дети: Выручить из беды или трудного положения другого человека.
Игровая ситуация«Вежливая просьба»
Цель: Знакомство детей с формами выражения просьбы, адресованными старшему незнакомому, старшему близкому, а также ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.
Ход:1.Давайте поиграем в детский магазин. Света - продавец, а другие дети - покупатели. Разложим на "прилавке" игрушки. (Каждый ребенок выбирает себе покупку и обращается к продавцу, а тот вежливо ему отвечает.Кроме слов просьбы, дети должны помнить о словах благодарности и отзыва на них - "пожалуйста".)
2.Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти к зоопарку, но вы не знаете дороги. Навстречу идет прохожий. Пусть им будет Ваня. Вика, подойди к прохожему и спроси у него дорогу к зоопарку. Как ты это сделаешь?
3.Мама велела прийти домой в 3 часа. Но у вас нет часов. Вам придется обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?
4.Придумайте случаи, в которых необходимо употреблять слова просьбы. Следите за тем, чтобы вы сами и ваши друзья никогда не забывали - ни дома, ни на улице, ни в детском саду, ни в магазине - употреблять их.
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СВЕРСТНИКОВ
У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача педагогов.
- У Кати укатился мяч и ударился о твою ногу. Никита закричал.- Ты что не видишь, куда мяч бросаешь? Мне же больно. Как бы вы поступили иначе? Что вы скажете друг другу?
- Ника пришла в новом платье. Наташа увидела и громко сказала. - Что хвастаешься? Подумаешь, мне мама еще лучшее платье купила. Права ли Наташа в такой ситуации?
- Саша до сих пор не научился завязывать шнурки. Никита в раздевальной комнате кричит. - Ха, посмотрите, скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать. Катя молча подошла и помогла Саше. Чей поступок верный?
- Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись, ушли в группу. Андрей выглянул в раздевальную комнату и кричит. Галина Анатольевна, а Сережа сапоги не убрал на место. Галина Николаевна с укоризной посмотрела на Андрея. Почему? Как бы ты поступил на месте Андрея.
- Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место. Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?
- Елена Ивановна разговаривает с младшим воспитателем Татьяной Алексеевной. Маша кричит. - Елена Ивановна, а Оля не отдает мою куклу. Потом подходит и трогает воспитателя за руку. - Вы что не слышите, Оля не отдает мою куклу. Что сказала Елена Ивановна Маше?
- Группа мальчиков строит замок. Алеша подошел и положил сверху доску. Замок развалился. Что сказали ему мальчики? Как бы ты поступил?
- Утром Слава играл с Артемом. Когда пришел Рома, Слава стал играть с ним. Артем подошел и сказал Славе. - Ты предатель. Рома обиделся. Как ты думаешь, почему?
- Рита и Саша дежурные в уголке природы. Саша сказал. - Рита, а давай мы черепаху отнесем к девочкам, пусть они с ней поиграют. Рита рассказала об этом Галине Анатольевне. Права ли Рита? Как бы ты поступил?
- В раздевальной Галина Анатольевна разговаривает с мамой Артема.Рита подходит и говорит. - А вы знаете, что ваш Артем самый последний одевается. Галина Анатольевна сделала замечание Рите. Как вы думаете, что сказала Рите Галина Анатольевна?
- Света выходит в раздевальную и громко говорит. - Я с Никой больше не дружу. Она меня называет Светкой- конфеткой. Почему обиделась Света?
- Во время обеда Вите Валентина Ивановна предложила добавку. Витя говорит. - Не нужна мне ваша добавка. Что бы ты сказал Валентине Ивановне?
- После обеда дети уснули. Наташе не спится. Она постоянно обращается к воспитателю. - Поправьте мне одеяло. - Я хочу в туалет. - А Саша громко сопит, мне мешает. Как бы поступили вы?
- Во время полдника Саша поставил стул очень близко к столу. Когда стал усаживаться, толкнул Никиту. Тот пролил молоко. Никита громко сказал. - Ты, что не видишь? Я с тобой не хочу сидеть рядом. Прав ли Никита? Как бы ты поступил на месте Саши и Никиты?
«Расскажи историю»
Цель: развитие речи; развитие логического мышления.
Оборудование: листы с «Историями в картинках»; комиксы, целыми листами последовательных серий или разрезанные на отдельные картинки-эпизоды, пронумерованные по порядку.
Ход игры: клоуну Васе подарили книжку с картинками. Ему бы очень хотелось узнать, про что книжка, он хотел ее прочитать, но в ней ничего не написано. Детям предлагается выручить Васю, рассказав ему, что нарисовано на каждой из картинок, и о чем вся история.
"Дразнилка"
(метод мозгового штурма)
Цель: образовывать слова с помощью суффиксов: - лка, -чк, -ще и др.
Ход игры:Ведущий называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: - лка, -чк, -ще и др.
- Кошка (мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка…).
- Пылесос (шумелочка, всасывалка, выдувалочка, убиралка, тарахтелочка, сломалище…).
- Кинотеатр (смотрилище, показывалка).
- Знаки дорожные (указывалки, предпреждалки, запрещалочки…).
- Мяч (прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка).
- Снег (укрывалка, покрывалище, утеплялочка, согревалка).
Когда он может быть укрывалкой? (когда его много - он укрывает землю, сохраняет тепло).
А как можно сказать о снеге весной, когда он тает? (таялка, таялище, когда тает очень много снега).
Снег превращается только в воду или еще как-нибудь может исчезнуть? (испарялочка, исчезалка…)
- Помидор (вкуснятище, витамилка, полезнище).
«На что похоже»
(метод мозгового штурма)
Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.
Ход игры: ведущий называет объект, а дети называют другие объекты, похожие на него по разным признакам. На этапе обучения игре можно пользоваться предметными картинками.
- На что похожа улыбка? (на радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду, на маму)
- На что похож звук Р? (на шум мотора, на рычание)
- Произнесите звук Р. Назовите слова, в которых есть этот звук.
Игра «Узнай меня»
Цель:учить описывать предмет, не называя его.
Ход игры:Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают.
Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.
Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным. (Арбуз)
- Я холодная, голубая и зеленая, меня много, а бывает мало. Во мне разные живут. Меня люди любят. (Речка).
"Мои друзья"
Цель:формировать умения выделять функции объекта.
Ход игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют, кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему.
- Воспитатель: Выберете слова, обозначающие название техники. Мои друзья - это то, что может перевозить грузы.
К ведущему подходят те дети, которые выбрали машину, трактор, поезд, корабль.
- Воспитатель: Мои друзья - это то, что умеет жужжать.
К ведущему подходят дети, взявшие образ пчелы, стрекозы, пылесоса, фена… и произносят в качестве упражнения: ж-ж-ж.
- Воспитатель: Я - рыба. Мои друзья - это те слова, в которых есть звук "р" (в начале слова, в середине, в конце).
К ведущему подходят дети со словами: рак, воробей, фары.
Примечание: Дети, взявшие на себя образ объекта, могут показать его мимикой и жестами.
«Что умеет делать?»
(метод мозгового штурма)
Цель: развивать активный словарь детей, развивать фантазию.
Ход игры: объект можно показать на картинке, загадать с помощью загадки или игры «Да-нет», дети должны определить, что умеет делать объект или что можно сделать с его помощью. Дети перемещают объекты в фантастические, нереальные ситуации и определяют, какими дополнительными функциями может обладать объект.
Пример: - Что может мяч?
- Давайте пофантазируем: наш мяч попал в сказку «Колобок». Как он может помочь Колобку?
Игра «Пинг-понг» (наоборот)
Цель:учить подбирать слова-антонимы.
Ход игры: Воспитатель называет слово – дети называют слово противоположное по значению.
Черное – белое; вход – выход; вперед – назад; большой – маленький;
сильный – слабый; влево – вправо; короткий – длинный; умный – глупый; сладкий – горький; быстро – медленно; трудолюбивый – ленивый; кривой – прямой.
Воспитатель не должен поощрять ответы с приставкой «не»: съедобный – несъедобный.
«Спасем колобка»
Цель: развивать творческое воображение, фантазию учить наделять известных сказочных персонажей качествами, которые им не присущи. Развивать нетрадиционное мышление.
Оборудование: книга «Колобок», настольный театр «Колобок».
Инструмент ТРИЗ: игра «Хорошо-плохо» (выявление отрицательных и положительных свойств, разрешение противоречий).
Ход игры:
— Дети, посмотрите внимательно, кто может сказать, как называется эта книга? Правильно, «Колобок». Я открою книгу, а вы позовите Колобка, может быть он придёт к нам.
Дети зовут, появляется Колобок (настольный театр).
— Колобок, а почему ты такой грустный? Ребята, он грустный потому, что забыл, с кем встречался в своей сказке, с какими персонажами. Давайте поможем ему.
Дети перечисляют героев сказки, пересказывают её содержание.
— Лиса очень хотела съесть Колобка. Это хорошо или плохо?
— Что хорошо (лиса наелась)?
— Что плохо (Колобка съели)?
– Что можно сделать, чтобы Колобок не достался Лисе, как спасти? (накормить до встречи с Колобком)? Каким надо стать Колобку, чтобы Лиса не захотела его есть (несъедобным, грязным, чёрствым, ядовитым)?
«Ассоциации».
Цель: учить детей логическому мышлению, формировать родовые понятия по развитию речи, развивать речь, уметь составлять логические цепочки.
Оборудование: мяч.
Ход игры:Количество детей неограниченно. Дети стоят по кругу. Воспитатель стоит в середине круга с мячом в руках. Объявляется тема, любая по родовому понятию (например, «времена года», «семья» или «мебель»). Ведущий кидает мяч любому ребенку и называет произвольный термин, связанный с темой, ребенок называет по собственной ассоциации слово, связанное с этой темой.
Например: педагог говорит - капель, ребенок называет то, что может быть связано с капелью – весна, ручей, сосульки, солнце и т. д. Желательно, чтобы каждый ребенок называл одно слово, для того чтобы поучаствовали все дети.
«Волшебные картинки»
Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).
Оборудование:листы бумаги, фломастеры, музыка.
Ход игры: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д.
Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.
«Цыплята»
Цель: развития умения отыскивать «такой же» по цвету; умения различать цветовые оттенки; создание представления о смешивании цветов.
Оборудование: набор петухов и курочек основных цветов(желтого, синего, красного и белого) и цыплят, которых можно разложить по спектру между основными цветами.
Игровая ситуация: у мамы – синей курочки и папы – красного петуха есть трое деток – цыпляток. Один из них больше всех похож на маму (детям предлагается найти фиолетового цыпленка и положить его рядом с мамой), другой на папу (найти малинового и положить рядом с папой), а третий похож и на маму, и на папу (сиреневый цыпленок кладется посередине). Можно предложить детям, если есть возможность, прямо в игре получить эти цвета, добавляя в банку с синей водой понемногу красной краски.
В следующий раз игра проводится на спектре оттенков между синим и желтыми цветами.
Так же проводится игра на подбор ряда по интенсивности (между цветным петухом и белой курочкой).
"Что умеет делать?" (изобразительная деятельность)
Цель:формирование умения выявлять функции объекта.
Ход игры: Ведущий называет объект. Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Воспитатель: Что может краска?
Дети: Она оставляет след на бумаге, красит, брызгается, рисует, закрашивает воду и получается другой цвет. Краска может закончиться, засохнуть.
Воспитатель: Что может художник?
Дети: Рисовать картины, раскрашивать, смешивать краски, испачкаться красками, точить карандаши.
Воспитатель: Что может глина?
Дети: Лежать в земле. Намокать. Засохнуть и разбиться на мелкие кусочки. Глина липнет к рукам. Она может быть мягкой и тогда из нее можно лепить чего-нибудь.
«Лабиринт»
Цель: развитие умения ориентироваться на плоскости, развитие слухового внимания, мелкой моторики.
Оборудование: карандаши, бумага в крупную клетку.
Ход игры: на перекрестке линий бумаги дети изображают маленького человечка. Им предлагается нарисовать путь, по которому человечек сможет попасть домой (в цирк, в зоопарк и Т.Д.). Воспитатель говорит, куда и насколько клеточек нужно двигаться, Путь изображается под диктовку (без показа), не отрывая карандаша от бумаги.
Вариант: путь может замкнуться, образовав какую-то фигуру (букву, простой силуэт, и т.д.). Детям предлагается назвать получившееся изображение и заштриховать, раскрасить, покрыть узором и т.д.
«Цветные подарки»
Цель: расширение кругозора, развитие репродуктивного воображения.
Оборудование: игрушечные сумки основных цветов (можно изготовить из бумаги); жетоны для подсчета названных предметов.
Ход игры: сегодня у клоуна Васи День Рождения. Он приготовил много сумок, чтобы складывать в них подарки, а вот подарков то пока нет. Детям предлагается придумать, что подарить Васе, причем подарки, складываемые в каждую сумочку, должны быть такого цвета, что и сумка. Каждый названный подарок опусканием в соответствующую сумку жетона.
Вариант: если детям раздать жетоны, отличающиеся по форме, то в конце можно определить победителя, назвавшего больше всех подарков.
"Что умеет делать?" (музыкальное воспитание)
Цель:формирование умения выявлять функции объекта.
Ход игры: Ведущий называет объект. Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Воспитатель: Что может песня?
Дети: Песня поднимает настроение, а если она грустная, то настроение пропадет. Песню можно слушать и петь.
Воспитатель: Что может звук?
Дети: Оглушить, усилиться, убавиться, звук может произвести эхо, создать музыку.
"Мои друзья" (изобразительная деятельность)
Цель:формировать умения выделять функции объекта.
Ход игры:Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого либо. Дети определяю, кто они (дерут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему.
- Воспитатель: Я - солнце. Мои друзья - это теплые краски, которые живут в ваших образах.
Подбегают дети цветка, огня.
- Воспитатель: Мои друзья - это то, что умеет рисовать.
Карандаш, кисти, палец руки, акварель, веточка, палочка.
Примечание: Дети, взявшие на себя образ объекта, могут показать его мимикой и жестами.
«Волшебные превращения»
(метод вживания)
Цель: развитие воображения и образной памяти, образного движения (способность изображать животных, какие-нибудь предметы)
Ход игры:жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой-нибудь предмет.
Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались.
«Волшебные кляксы»
Цель: развитие творческого воображения.
Ход игры:До начала игры изготавливаются несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил, туши или краски и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.
«Наоборот»
Цель: закрепление словарного запаса музыкальных терминов.
Ход игры: педагог называет каждому ребенку по очереди антоним из какой-нибудь пары. Ребенок должен назвать парный антоним.
Веселая музыка – грустная музыка; громкий звук – тихий звук; минор – мажор; далекий звук – близкий звук; форте – пиано и т. д.
«Раз, два, три… ко мне беги»
Цель: упражнять в сравнении систем и подсистем.
Оборудование: картинки с изображением музыкальных инструментов.
Ход игры: педагог раздает всем играющим картинки с изображением музыкальных инструментов.
- Раз, два, три, все струнные инструменты ко мне беги (подбегают те дети, у кого изображены струнные инструменты).
- Раз, два, три, все у кого есть педали ко мне беги (подбегают те дети, у кого изображены музыкальные инструменты с педалями).
- Раз, два, три, все кто работает при помощи электрического тока ко мне беги! (подбегают те дети, у кого изображены электромузыкальные инструменты).
- Раз, два, три, все кто сделан из дерева ко мне беги! (подбегают дети, у кого изображены деревянные музыкальные инструменты) и т. д.
Примерные вопросы для метода мозгового штурма.
- Как не ссориться с мамой?
- Как не промокнуть под дождем?
-Как выгнать лису из заюшкиной избушки?
- Как не пустить медведя в Теремок?
- Как спасти собаку, плавающую на льдине в холод?
- Как спасти птиц в невыносимо холодную зиму?
- Чем можно рисовать на бумаге? На асфальте? На снегу?
- На чем еще можно рисовать?
- Чем размешать сахар в стакане, если нет ложки?
- Что будет, если уничтожить всех волков?
- Как курочке спасти своих цыпляток от коршуна?
- Как можно поприветствовать хорошего человека?
- Как помочь черепахе, когда она перевернулась на спинку?
- Как проникнуть в комнату, не открывая дверь?
- Как достать сосульку с крыши?
- Как уберечь прохожих от падающих сосулек?
-Что положить в торт, чтобы он стал вкусным? А в манную кашу?
- Куда в группе можно спрятать куклу?
- Куда я спрятала конфету?
- Какие качества птиц ты хотел бы иметь?
- Как найти самого умного человека в королевстве?
- Чем вреден комар? Чем комар полезен?
- Как можно определить время, если нет часов?
- Что можно сделать, чтоб любимая игрушка никогда не терялась?
- Придумать дом будущего. Дом волшебника. Дом мечты.
- Придумать насекомое с необычными свойствами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование элементарных приемов логического мышления детей средней группы детского сада с использованием информационно-коммуникационных технологий»
Реформирование содержания дошкольного образования предусматривает внедрение в педагогическую практику, использование информационно-коммуникационных технологий....
Конспект занятия по развитию логического мышления для средней группы детского сада.
В конспект занятия включены игровые задания, способствующие развитию логического мышления детей среднего дошкольного возраста....
Конспект НОД по формированию словесно-логического мышления в средней группе «Новогодние приключения»
Цель: Развитие логического мышления и психических функций, формирование мыслительных умений и способностей; развитие у детей внимания, памяти, восприятия, воображения.Программные задачи:1. Физическое ...
Дидактические игры на развитие мышления в средней группе
«Посади огород» Цель: учить детей использовать заданные заместители предметов и располагать в соответствии с расположением заместителей.Оборудование: набор игрушечных овощей: репки, огу...
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (логическое мышление) в средней группе на тему «В стране веселых человечков»
занятие представлено в форме путешествия в страну веселых человечков. Дети помогают человечкам устранить последствия посещения их страны злой феи. На занятии используются логические игры, которые спос...
Конспект образовательного события по развитию логического мышления в средней группе "Путешествие в сказку Три медведя"
Образовательное событие способствует овладение умением сравнивать предметы по величине (большой,поменьше, маленький). Формирование умения соотносить цвет, величину и форму предме...
Картотека "Дидактические игры по развитию мышления в средней группе"
laquo;Что тяжелее?»Цель: учить раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качество предметов.Оборудование: набор карточек с изображением следующ...