Деловая игра для педагогов на развитие дивергентного мышления
материал

материал для педагогического совета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx24.84 КБ
Office presentation icon delovaya_igra.ppt1.47 МБ

Предварительный просмотр:

Ход игры:

Посмотрите на картинку! Найдите ошибку. (Слайд 1, 2)

(Слайд 3) Вы заметили, что на каждой руке человека по шесть пальцев? Проблема невнимания к тому, что находится вне зоны внимания, заключается в том, что оно отражает тип образовательного опыта прошлого столетия. Систематическое стремление к единственно правильным ответам способствовало развитию слепоты невнимания, которая может ослаблять навыки дивергентного мышления детей и ограничивать перспективы, необходимые им для достижения успеха в XXI веке.

Cлепота невнимания (или перцептивная слепота)

Cлепота невнимания – это явление, при котором мы сознательно воспринимаем гораздо меньше информации из окружающего мира, чем полагаем. Не существует сознательного восприятия без внимания. Когда наше внимание полностью сосредоточено на одной детали, мы можем не замечать других деталей, окружающих нас, – и даже некоторых весьма необычных. Неспособность обнаруживать неожиданные объекты, на которые не направлено ваше внимание, это и есть то, как слепота невнимания не позволила вам воспринять ошибку на предложенной картинке.

Такой уровень непреднамеренной слепоты находится в пределах нормы и вряд ли будет оказывать какое-либо влияние на ваш профессиональный или познавательный успех. Тем не менее последствия слепоты невнимания будут гораздо более серьезными для нового поколения молодых людей, которые станут конкурирующей рабочей силой в ХХI-м веке.

В современной экономике, основанной на глобальных технологиях, лучшие университеты и работодатели ищут кандидатов со способностью мыслить дивергентно и соответствующе действовать. Этот набор навыков включает способность выходить за пределы заданной точки внимания и воспринимать все гораздо шире, чем это можно сделать при помощи внимания, ограниченного конкретной целью. То есть успех в ХХI веке требует не только умения нестандартно мыслить, но и восприятия информации вне зоны внимания и очевидного контекста.

Специфические качества, необходимые для достижения успеха в реальном мире быстро изменяющихся фактов и технологий, противоположны заученным (а значит, и быстро забываемым) ответам, самые актуальные из которых легко можно найти в Интернете.

Люди, обладающие дивергентным мышлением, способны:

  • Быть инициативными, целеустремленными и нацеленными на действия.
  • Критически оценивать предоставляемую информацию, проверять надежность источников, ставить под сомнение предположения, искать противоречивые факты, свидетельства и определять наиболее ценные данные, которые необходимо использовать, чтобы делать обоснованные выводы, интерпретацию, заявления и решения.
  • Использовать новую информацию и технологии в творческих и инновационных методах.
  • Успешно и гибко взаимодействовать и сотрудничать и эффективно использовать информационные средства.

Когда мозг постоянно «натаскивается» на быструю эффективность и поиск единственно правильного ответа, он становится все более «успешным» в его нахождении. У детей развиваются когнитивные привычки принятия первого найденного ответа как правильного и единственно верного. Мозг, который привык бездумно следовать прямым инструкциям и запоминать единственные правильные ответы, не может адекватно подготовиться к быстро расширяющемуся информационному пулу в глобализированном, технологическом мире, который ждет детей после окончания школы.

Детям необходим опыт интерпретации данных и разработки дивергентных решений, а не механических и однообразных. Цель состоит в том, чтобы помочь детям развить их когнитивную гибкость для того, чтобы они могли воспринимать и оценивать информацию и опыт широко, а не с точки зрения суженной перспективы, которая развивается при поиске единственно правильного ответа или определенного фрагмента информации из единственного указанного источника (например, из учебника или конспекта учителя).

Когнитивная гибкость – это способность быть открытым и готовым рассматривать все аспекты существующего опыта, многочисленные источники информации, различные толкования, всевозможные подходы к проблемам и альтернативную точку зрения. Когнитивная гибкость – это часть дивергенции, необходимая для оценки и интерпретации источников информации с различных точек зрения, для прогнозирования возможных вариантов развития и умения адаптироваться к изменению данных по мере их поступления.

В будущем будут востребованы люди, обладающие дивергентным мышлением, восприимчивые и открытые к самым новым фактам и данным. Будущие лидеры и инноваторы – это люди, которые уверенно воспринимают новый опыт и информацию, которые открыты к разным мнениям и интерпретациям и способны объективно и критически анализировать альтернативные точки зрения и различные подходы к решению задач.

Поэтому наша задача состоит в том, чтобы дать своим детям возможность видеть информацию за пределами отдельных ответов и не считать один какой-либо вариант единственно правильным. Существенное значение для развития когнитивной гибкости несет способность ребенка допускать неопределенность, неоднозначность и быть готовым рисковать и совершать ошибки. (Слайд 4)

Задание 1

Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?

Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста — 3 мин. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции. По 1 баллу за ответ, и по 1 баллу за разные категории.

Категории ответов

1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать).

2. Использование для ремонтных и строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои).

3. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка).

4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы).

5. Использование для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).

6. Использование как средства для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной бумаги).

7. Использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты).

8. Сдача в макулатуру.

9. Получение информации (смотреть рекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, посмотреть программу TV и т.д.).

10. Использование в качестве покрытия (укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли).

11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел).

12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше).

Задача 2

Одни из самых известных задач на творческое, нестандартное, гибкое мышление придуманы советским физиком, Нобелевским лауреатом Л. Ландау, который, по легенде, отбирал себе в аспиранты тех, кто решал их. Задача № 2. О, Д, Т, Ч, П, Ш. (Продолжить последовательность.)

Сам Ландау ожидал такого ответа: на первую задачу – последовательность: Один, Два, Три, Четыре, Пять, Шесть, Семь, Восемь и т.д.

Однако вряд ли гениальный физик стал бы возражать против какого либо другого ответа, который, конечно же, возможен.

Задача №3

Задача № 3. Любовь, Дыхание, Рим, Власть, Колонна, Чувство, Небо.

(Продолжить последовательность.)

Задачи Ландау предполагают один правильный ответ, хотя при этом они требуют и гибкости, и оригинальности мышления. Задачи Ландау дают нам замечательную возможность поговорить о том, что считать единственным ответом.

В задаче приведена последовательность устойчивых словосочетаний, в состав которых входят начальные порядковые числительные: первая любовь, второе дыхание, третий Рим, четвертая власть, пятая колонна, шестое чувство, седьмое небо.

Однако продолжить эту последовательность можно по разному: восьмое чудо света, девятый вал или девять месяцев, десять заповедей или десять негритят…

В ходе выполнения задач дивергентного типа развиваются важные исследовательские навыки, а также такие важные характеристики креативности, как: оригинальность гибкость, беглость (продуктивность) мышления и др. Все они необходимы для исследователя.

Задача 4

Вставь число.

Дошкольники решают эту задачу за 5-10 минут. У некоторых программистов уходит на неё до часа.

Задача №5

Какая фигура лишняя?

Ответы на головоломку:

1) Первое, что приходит, в голову, это то, что лишняя фигура №4 – зеленый квадрат в черной рамке. Если ты ответил так, то ты один из 80% населения с абсолютно стандартным мышлением, у которых доминирует правое полушарие мозга и которые первыми реагируют на цвет.

2) Если ты ответил не так, как в предыдущем пункте – ты, скорее всего выбрал вариант №3 – так как это круг, а все остальные – квадраты. Поздравляем, ты мыслишь более глубоко (с тобой аналогично смотрят на эту ситуацию еще 15% населения).

3) Если ты выбрал вариант №2, потому что эта фигура без черной рамки – ты в 4% населения. И, кстати, ты скорее всего расист…

4) Если по известным только тебе причинам ты выбрал фигуры №1 или №5, ты настоящий гений, который не руководствуется никакими логическими нормами. Кстати, аналогичные показатели демонстрируют дети до 6 лет (пока их не начинают учить в школе, и они не тупеют) в пропорциональном соотношении.

Задача №6

Выбери фигуру, которая наиболее точно соответствует тебе.

Тест на оригинальность мышления

Хотите узнать уровень своей креативности? Тогда пройдите тест Э. П. Торранса (Ellis Paul Torrance) и Дж. П. Гилфорда (Joy Paul Guilford), которым вот уже несколько десятков лет пользуются профессиональные психологи.

Эта уникальная методика дает оценку уровня интеллекта и креативности испытуемого. В XX веке подобные тесты использовали для обучения военных, а сейчас они доступны любому желающему.

Инструкция

Внимательно рассмотрите 10 картинок, представленных ниже, и скажите, что именно изображено на каждой из них. Если ответ покажется вам слишком очевидным, возможно, вам стоит подумать еще немного. 3 минуты.

А теперь, попробуйте придумать еще варианты! 3 минуты.

Итак, приступаем!

Результаты

Самое интересное, что этом тесте нет заведомо правильных или неправильных ответов. На креативность испытуемого указывает лишь то, насколько сильно его ответы отличаются от тех, что дает большинство людей.

1 Стандартный ответ: свеча на подставке. Некоторые видят штопор, застрявший в пробке. А что увидели вы?

2 Стандартный ответ: лужи на дороге. Но другие видят жирафа (вид из окна второго этажа). Ваш вариант?

3 Стандартный ответ: следы ног в круге. Творческие люди видят, как парашютист летит на землю (вид снизу). А что разглядели вы?

4 Стандартный ответ: колесо автомобиля. Или вы увидели танцующего мексиканца в сомбреро (вид сверху)?

5 Стандартный ответ: обычно люди видят кусок любительской колбасы или след от каблука. Правда, некоторые утверждают, что это поезд, выезжающий из туннеля (вид спереди). А как думаете вы?

6 Стандартный ответ: обычные люди просто теряются в догадках! А креативным видится медведь, слезающий с дерева? А вы рассмотрели его лапы? Или увидели что-то другое?

7 Стандартный ответ: мужская рубашка с галстуком-бабочкой. А вот некоторые считают, что здесь изображено, как незадачливого официанта зажало дверями лифта. Ваш вариант?

8 Стандартный ответ: компас. Но один нестандартный человек увидел здесь, к примеру, как голодный птенец зовет маму, сидя в гнезде (вид сверху). А что разглядели на этом рисунке вы?

9 Стандартный ответ: обычно говорят, что «кто-то за чем-то прячется». Некоторые уточняют, что это бравые пограничники с овчарками притаились в засаде. Интересно узнать и ваш вариант!

10 Стандартный ответ: водители видят спидометр, а физики — барометр. А вот люди с нестандартным мышлением сумели разглядеть снеговика (вид сверху). Что увидели вы?

Количество вариантов для каждого рисунка

При интерпретации этого теста психологи также обращают внимание на то, как много разнообразных вариантов испытуемый сумел придумать для каждой картинки.

Итак, сколько ответов для каждого рисунка дали вы?

1–2 варианта

К сожалению, вы мыслите так же, как и большинство жителей Земли. Либо вы просто не восприняли этот тест всерьез и сразу перешли к ответам. Второй вариант засчитывается в вашу пользу, поскольку любопытство напрямую связано с креативностью!

3–5 вариантов

Примите наши поздравления! Вы нестандартно мыслите и творчески подходите к решению любых проблем. При желании вы способны свернуть горы!

6 и более вариантов

Ваша креативность граничит с гениальностью, а любые шаблоны и рамки буквально рассыпаются в прах при вашем приближении. Мы в восхищении!

        Возможно, вы обратили внимание, что при решении задач мы опирались на опыт конвергентного мышления, а затем включали креативность! Это говорит о том, что  необходим строго выверенный баланс в использовании заданий, направленных на развитие конвергентного и дивергентного  видов мышления у детей.  

Только такой подход обеспечивает полноценное развитие творческого мышления.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 50» города Невинномысска Деловая игра: «Дивергентное мышление педагогов ДОУ» Автор: воспитатель МБДОУ №50 Середа Инна Геннадьевна 900igr.net

Слайд 2

Найди ошибку:

Слайд 3

Будь внимателен!

Слайд 4

Сколько красных кругов ты видишь?

Слайд 5

Cлепота невнимания (или перцептивная слепота) – это явление, при котором мы сознательно воспринимаем гораздо меньше информации из окружающего мира, чем полагаем.

Слайд 6

«Можно учить, но нельзя научить ребенка, обучается он сам» Джени Лешли Главным фактором, определяющим развитие интеллекта и мышления выступает не столько то, чему мы учим, сколько то, как мы это делаем.

Слайд 7

Задача №1

Слайд 8

Задача № 2 Продолжи ряд: О, Д, Т,Ч,П,Ш

Слайд 9

Задача №3 Продолжи ряд: Любовь, Дыхание, Рим, Власть, Колонна, Чувство, Небо

Слайд 10

Задача №4 Вставь число:

Слайд 11

Задача №5

Слайд 12

Задача №6

Слайд 14

Что изображено на картинке?

Слайд 15

Необходим строго выверенный баланс в использовании заданий, направленных на развитие конвергентного и дивергентного видов мышления у детей. Только такой подход обеспечивает полноценное развитие творческого мышления.

Слайд 16

Можешь прочитать?

Слайд 17

Оба вида мышления важны для продуктивной работы сознания и достижения целей ..

Слайд 18

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста"

Деловая игра для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста"...

Деловая игра с педагогами "Речевое развитие дошкольников через театр теней"

Конспект деловой игры с педагогами, который можно провести как мастер-класс для работников доу на тему "Формирование творческой личности ребенка посредством теневого театра"...

Деловая игра с педагогами «Речевое развитие детей»

Проведение педсовета в виде деловой игры...

Деловая игра с педагогами «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения».

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком ...

Деловая игра для педагогов ДОУ "Развитие речи в игровой деятельности"

Уточнить знания и умения педагогов в области речевого развития дошкольников.  Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников. Повысить компетентность пе...

Конспект педагогического совета в форме деловой игры с педагогами ДОУ «Развитие двигательной активности детей раннего возраста через подвижные игры»

Материал поможет  выстроить взаимодействие с педагогами в форме деловой игры. Совершенствовать профессиональные знания, педагогов в работе с детьми по развитию двигательной активности, через подв...

Деловая игра для педагогов «Трансформируем среду-трансформируем мышление»

Трансформируемость пространства необходима, так как позволяет обогатить сюжеты игр, разнообразить образовательное пространство группы. Должна сохраняться возможность изменений предметно–простран...