Статья "Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра
статья
Статья адресована в помощь родителям, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_semi.docx | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ,
ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЁНКА С РАСТРОЙСТВОМ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Родители, имеющие детей с расстройством аутистического спектра, постоянно находятся в состоянии хронического стресса. Депрессии, частая раздражительность являются причиной конфликтов между супругами. У родителей аутичного ребенка стресс обоснован в большей степени неоправданными надеждами, которые они возлагали на будущее. Причина такого состояния мешает родителям наладить контакт с ребёнком и помочь ему в развитии.
У родителей аутичных детей выделяют 3 типа общения с ребёнком: «директивный», «пассивно-осторожный», «активно-осторожный». Из этих типов только последний вид общения является продуктивным для адаптации ребенка с РАС. Он подразумевает еще более глубокий эмоциональный контакт родителей с ребенком. Отношение к ребенку измеряется не временем, проведенным с ним, а чувствами и вниманием, их качеством.
Ранняя поддержка близких ребенка позволит избежать им накопления
негативного опыта взаимодействия с малышом, организации его поведения.
Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой одну из
моделей оказания помощи нуждающимся в психологической помощи в процессе получения образования. Психолого-педагогическое сопровождение необходимо как детям, так и семье в целом.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра имеет свою специфику:
– различные варианты работы с детьми с РАС и их родителями;
– особенности организации этапов индивидуальной коррекционно- развивающей работы с детьми с РАС в детском саду и дома;
– включение родителей (законных представителей) в коррекционно- развивающий процесс.
При заинтересованном взаимодействии всех участников психолого-педагогического сопровождения коррекционная работа с детьми с РАС становится наиболее эффективной, а результат - наиболее устойчивым.
Для успешной работы с родителями, педагогам необходимо использовать ряд основных условий:
1. Настрой родителей на долговременное сотрудничество (обсуждение количество встреч на перспективу);
2. Поощрение родителей за активное взаимосотрудничество, активное вовлечение в коррекционный процесс;
3. Привлечение к сотрудничеству в коррекционной работе родителей, и
других членов семьи;
4. Создание позитивно настроенного социального окружения (организация так называемого «жизненного пространства» семьи и окружения);
5. Формирование установочного компонента – адекватная мотивация,
настрой на успех, а также пересмотр собственных сложившихся стереотипов, чувств, ожиданий и представлений;
6. Документальное фиксирование консультативной помощи (аудио-, видео-, фото-отчеты самого коррекционно-развивающего процесса и его динамики).
При использовании данных условия в психолого-педагогическом сопровождении родителей можно добиться больших результатов, которые будут способствовать положительной динамики развития ребёнка с РАС.
Очень важная и, несомненно, трудная профессиональная задача специалистов – это прояснить родительские ожидания по отношению к ребенку с нарушением в развитии, а также представить родителям перспективы будущей жизнедеятельности их ребенка. На этом этапе работы проведение индивидуальных бесед и встреч с родителями может быть более
Обоснованным и оправданным. Родителям необходимо дать понять, что это их ожидания и фактическое положение дела может не соответствовать действительности. Но особенности в развитии ребенка не означают, что у него не может быть динамики. У каждого ребенка есть потенциал развития и
специалист должен определить и представить родителю зоны его актуального и ближайшего развития. Даже незначительные изменения в динамики развития такого ребенка необходимо постоянно замечать и учитывать. Таким образом, мы формируем у родителя оптимистический настрой по адекватной оценке к развитию ребенка.
Одно из самых эффективных условий – это присутствие и участие родителей (законных представителей) на коррекционно-развивающем занятии.
Родители могут увидеть, как взаимодействуют ребёнок и специалист, как специалист на нежелательное поведение ребёнка и что нужно сделать для его устранения. У каждого специалиста есть свои педагогические приёмы и родители, наблюдая реакцию малыша, понимают, что этот приём работает. Родитель, принимая участие в данном коррекционном занятии, учиться правильно давать ребёнку инструкцию, поощрять его и делать коррекцию ошибки или просо играть.
К групповой форме психологического консультирования относится организация встреч за «круглым столом», родительских клубов, различных конференций, которые могут организовывать как специалисты образовательной организации, так и сами родители. Особо активные родители являются инициаторами в проведении таких общественных мероприятий и создают различные неформальные сообщества. Родители, имеющие опыт в воспитании аутичного ребенка, активно участвуют в поддержке и консультировании других родителей, делятся своим опытом в вопросах организации воспитания и обучения детей с аутизмом, дают советы по преодолению сложных отношений в семье, предлагают пути преодоления
личностного кризиса.
Квалифицированная помощь специалистов помогает родителям увидеть способности своего ребенка, и поменять своё отношение к нему и к его возможностям. Родители начинают ценить своего малыша как личность. Они становятся более информированным и с определённым багажом приобретённого опыта, что помогает им понимать своего ребёнка лучше.
Изменение взгляда на ребенка меняет картину нарушенных в раннем детстве отношений мать-ребенок. Совместные коррекционно-развивающие занятия «мать-ребенок-специалист» могут дать значительный прогресс и добавить уверенности родителям в общении с ребёнком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ
Коррекционно-развивающая программа психологического сопровожденияребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ2016-2017 учебный год Составитель:педаг...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)
Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ДОУ.
Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении направлено на реализацию гарантированного права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ), на получение к...
Методические рекомендации по организации работы с семьями, воспитывающими детей с расстройствами аутистического спектра.
Ребенок с аутизмом, как и всякий другой ребенок, индивидуальность, поэтому, используя общие рекомендации, нужно также учитывать специфические реакции ребенка, и на их основе, строить обучение. Описаны...
Индивидуальное сопровождение ребенка с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями
Индивидуальное сопровождение ребенка...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.
В последнее время все чаще наблюдается увеличение численности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), среди которых наиболее часто встречается аутизм, осложненный интеллектуальным недораз...
Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
В последнее время все более резко наблюдается рост увеличения численности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), среди которых наиболее часто встречается аутизм, который осложнен и...