Современные аспекты работы психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Факт появления в семье ребенка с ОВЗ может по-разному восприниматься родителями. Из опыта работы можно наблюдать, что одни родители опекают ребенка, предугадывают его малейшие желания, выполняют любые требования. Такое отношение родителей создает почву для возникновения у детей таких нежелательных черт характера, как упрямство, капризность, пассивность, безразличие и безучастность ко всему происходящему вокруг. В таких случаях у детей снижается потребность в речевом общении, в овладении навыками самообслуживания, желание заниматься игровой и другой деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pl.doklad_sotsialno-psihologicheskaya_pomoshch.docx | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные аспекты работы психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ
«Научить человека быть счастливым нельзя,
но воспитать его так, чтобы он был счастливым,
можно»
А.С. Макаренко
Факт появления в семье ребенка с ОВЗ может по-разному восприниматься родителями. Из опыта работы можно наблюдать, что одни родители опекают ребенка, предугадывают его малейшие желания, выполняют любые требования. Такое отношение родителей создает почву для возникновения у детей таких нежелательных черт характера, как упрямство, капризность, пассивность, безразличие и безучастность ко всему происходящему вокруг. В таких случаях у детей снижается потребность в речевом общении, в овладении навыками самообслуживания, желание заниматься игровой и другой деятельностью. Родители, имея добрые побуждения ― помочь больному ребенку, приносят ему зачастую непоправимый вред. Другие родители, наоборот, занимают жесткую позицию в воспитании ребенка. Эти родители требуют от ребенка неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, не учитывая при этом его двигательных и речевых возможностей. Часто при невыполнении ребенком требований прибегают к наказаниям. В результате такого поведения родителей у детей возникают плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость, что ухудшает психическое и физическое состояние. Какой бы ни была причина, родители ребенка с ОВЗ нуждаются в психологической поддержке, направленной на оптимизацию психологического климата в семье, повышение самооценки родителей. А так же и в педагогической, которая связана с овладениями определенными навыками и знаниями в воспитании ребенка.
Сопровождение семьи должны осуществлять специально подготовленные специалисты. Поскольку сопровождение семьи носит комплексный характер, для этого объединяются специалисты различной направленности, имеющие определенное образование и опыт, к ним относятся: дефектолог, логопед, воспитатель, социальный педагог, музыкальный руководитель, юрист.
Алгоритм психолого-педагогической работы специалистов с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, может быть представлен в виде следующих этапов:
- Исследование семьи: установление контакта с семьей и ребенком, изучение особенностей, выявление скрытых ресурсов, сбор информации о социальном окружении, изучение потребностей родителей и ребенка;
- Оценка путей оказания психолого-педагогической помощи;
- Выбор направлений социально-психологической работы в зависимости от результатов диагностики;
- Работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опереться на свои собственные ресурсы;
- Анализ эффективности достигнутых результатов.
Можно выделить следующие виды психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ:
-Индивидуальное консультирование: практическая помощь родителям, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций воспитательно-педагогического, медико-социального и т.п. характера. Рассматривая консультирование как помощь родителям в налаживании конструктивных отношений со своим ребенком, а также как процесс информирования родителей, о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивания их из «информационного вакуума», прогнозирования возможностей развития и обучения ребенка.
-Информирование: специалист предоставляет семье информацию о особенностях развития ребенка, его возможностях.
-Индивидуальные занятия с ребенком в присутствии родителей: подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям.
-Групповая работа: организация работы родительских и детско-родительских групп, участникам таких групп предоставляется возможность поделиться собственным опытом и узнать об опыте других.
В отечественной науке в последние десятилетия уделяется большое внимание поиску оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям, воспитывающим детей с ОВЗ. Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием полноценного психического развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Оказание своевременной психолого-педагогической помощи показывает, что раннее включение родителей в коррекционно-воспитательный процесс позволяет не только скорригировать, но и предупредить появление вторичных отклонений в развитии, достичь максимально возможного личностного становления каждого ребенка с целью интеграции его в общество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Работа социального педагога с семьей воспитывающей ребенка с ОВЗ»
Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число семей воспитывающих ребенка-инвалида велико и неуклонно возрастает. Семья сталкивается с огромным числом проблем. Среди них немаловажное место з...
"Современные аспекты повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей раннего возраста в условиях ФГОС."
Современные аспекты повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей раннего возраста в условиях ФГОС....
Организация работы учителя-логопеда с семьями, воспитывающих детей с речевыми нарушениями
Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог многого добиться, научился лучше разбираться в людях и взаимодействовать с ними. Но мало кто задумывается о том, н...
Работа социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ
Одной из наиболее актуальных проблем социальной педагогической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями....
Консультация «Домашняя игротека для детей и родителей» (в рамках работы консультационного центра для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому)
Ребенок родился. С первых секунд жизни он вступает в прямой контакт с окружающим миром.. Самым первым проводником ребенка становятся его родители. Но вот ребенок подрастает и мама уже может не сидеть ...
Консультация для родителей «Как организовать домашний игровой уголок» (в рамках работы консультативного центра для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому)
Игровой уголок - это личное пространство ребенка, где он имеет возможность свободно действовать. Как его устроить, чтобы ребенку было удобно и он мог полноценно развиваться?...