Рекомендации родителям по взаимодействию в семье с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи
консультация
Развитие речи ребенка тесно связано с его общим психическим развитием. В большинстве случаев по тому, как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом. Занимаясь развитием речи, мы способствуем интеллектуальному развитию. Психолог Н.И. Жинкин писал: «Речь - это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания». Знания, факты, т.е. информация, - материал мышления. Следовательно, и через этот канал речевое развитие способствует развитию мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_roditelyam_po_vzaimodeystviyu_s_semyami_imeyushchimi_detey_s_tnr.docx | 18.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30 комбинированного вида»
Рекомендации родителям
по взаимодействию в семье с детьми,
имеющими тяжёлые нарушения речи
Подготовила:
Кульбакова И.Н.
Михайловск, 2024 г
Развитие речи ребенка тесно связано с его общим психическим развитием. В большинстве случаев по тому, как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом. Занимаясь развитием речи, мы способствуем интеллектуальному развитию. Психолог Н.И. Жинкин писал: «Речь - это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания». Знания, факты, т.е. информация, - материал мышления. Следовательно, и через этот канал речевое развитие способствует развитию мышления.
РЕКОМЕНДАЦИИ
В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.
Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью. Делая что-либо по дому, берите ребенка с собой, чтобы он видел действия, выполняемые взрослым, одновременно проговаривайте названия этих действий. Разрешайте манипулировать с бытовыми предметами (разумеется, безопасными для здоровья), чтобы малыш имел возможность слышать бытовые звуки и видеть, откуда они возникают
Особое внимание уделяйте развитию мелкой моторики. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Старайтесь говорить четко, немного утрированно так, чтобы ребенок видел органы артикуляции. Очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова.
Важен эмоциональный контакт с ребенком и эмоционально выразительный разговор, интонированное чтение сказок, потешек. Это важно, потому что дошкольник в первую очередь воспринимает интонацию, а уж затем смысл слов. Эмоционально oкpaшенную речь ему легче воспринимать, так проще запоминаются новые слова.
Если ребёнок непpaвильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует смеяться или передразнивать его. Нельзя ругать малыша за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно правильно повторил трудное для него слово. Это приведет к тому, что ребенок будет cтapaться вообще не
употреблять какие-то слова или заменять их другими. Не подражайте ребенку, повторяя непpaвильно произносимые им слова. И не надо стараться указать ребенку, что это неправильно. Лучше повторить слово за малышом, но произнести его корректно, даже утрированно, так четко, чтобы были слышны все звуки. Но произносить надо не орфографически, а орфоэпически. Например: бегемот – «бигимот», носорог – «насарог».
Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения с близкими людьми и сверстниками. Когда ребенок начинает говорить, важно вызвать мотивацию к речи или просить, чтобы он произнес слово, повторив за вами название предмета в эмоционально значимой для него ситуации.
Договаривайте слова, не обрывайте речь на полуслове. Пусть у ребенка будет образец чистой речи. Замечено, что чаще слышит ребенок, то потом он и будет воспроизводить в первую очередь, начав говорить.
Не заменяйте слова на неправильное значение слова (перчатки – «рукавички», коробка из-под торта – «торт»). Называйте вещи своими именами. Например, называйте каждый вид транспорта: машина, легковой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, трактор, экскаватор, грейдер и т.д.
Проговаривaйтe четко окончания слов, так лучше развивается «чувство языка», а значит чёткое понимание смысла слов русской речи и владение разными её нюансами. И в дальнейшем ваш ребенок легче будет усваивать грамматическую сторону языка.
Не старайтесь говорить все слова только лишь в уменьшитeльно-ласкательной форме. Проговаривайте их как в полной (например, курица), так и в уменьшитeльно-ласкательной форме (курочка). И не забывайте про синонимы, чтобы обогащать словарь (нaceдка, клушка, несушка и т.д.). Употребляйтe уменьшитeлъно-ласкателъные формы aдeквaтнo ситуации. Например, малыш насыпает в формочку песочек, а экскаватор высыпает песок.
Старайтесь не вcтaвлять в каждую свою фразу бессмысленных восклицаний: ой, какой!, oй, какая! Заменяйте эти слова на информативные: желтый, большой, твердый и т.д.
Прежде чем спрашивать у ребенка, что нарисовано на картинке или что за предмет он наблюдает, сначала расскажите о нем сами. И чем понятнее и нагляднее будет ваше объяснение, тем лучше.
Когда играете с ребенком, вместо указательногo местоимения «это» называйте конкретныe существительные. Например, «возьми маленький кубик и поставь егo на большой».
Успехов вам и вашим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического занятия с использованием новейших компьютерных технологий с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи.
Конспект логопедического занятия по духовно-нравственному воспитанию с детьми 6-7 летХабаровск-самый лучший город на Земле....
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи с использованием современных образовательных технологий.
закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной схемепродолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры (экс-кур-со-вод, дос-то-при-ме-ча-тель-нос-ти);закрепля...
Использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.
Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и ...
Организация предметно-пространственной развивающей среды при взаимодействии с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи
Создание речевого центра в групповом помещенииОрганизация предметно-пространственной развивающей среды при взаимодействии с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речиСоставитель: учитель-логопед ЛГ МАДОУ...
Работа по самообразованию "Проектная деятельность в логопедической работе с детьми,имеющими тяжёлые нарушения речи(ОНР)".
Актуальность проблемы:Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.Д...
Консультация для инструктора по физической культуре : "Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в системе коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"
Консультация о преемственности и взаимосвязи в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. О том, что от выбора специалистами наиболее эффективных мер коррекции речевого развития, за...
Рекомендации родителям по взаимодействию в семье с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи
Развитие речи ребенка тесно связано с его общим психическим развитием. В большинстве случаев по тому, как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом. Занимаясь развитием речи, мы спосо...