Рекомендации родителям по взаимодействию в семье с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи
консультация

Ирина Валентиновна Баталова

Развитие речи ребенка тесно связано с его общим психическим развитием. В большинстве случаев по тому, как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом. Занимаясь развитием речи, мы способствуем интеллектуальному развитию. Психолог Н.И. Жинкин писал: «Речь - это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания». Знания, факты, т.е. информация, - материал мышления. Следовательно, и через этот канал речевое развитие способствует развитию мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam_detey_s_tnr.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям

по взаимодействию в семье с детьми,

имеющими тяжёлые нарушения речи

Развитие речи ребенка тесно связано с его общим психическим развитием. В большинстве случаев по тому, как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом. Занимаясь развитием речи, мы способствуем интеллектуальному развитию. Психолог Н.И. Жинкин писал: «Речь - это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания». Знания, факты, т.е. информация, - материал мышления. Следовательно, и через этот канал речевое развитие способствует развитию мышления.

РЕКОМЕНДАЦИИ

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью. Делая что-либо по дому, берите ребенка с собой, чтобы он видел действия, выполняемые взрослым, одновременно проговаривайте названия этих действий. Разрешайте манипулировать с бытовыми предметами (разумеется, безопасными для здоровья), чтобы малыш имел возможность слышать бытовые звуки и видеть, откуда они возникают

Особое внимание уделяйте развитию мелкой моторики. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Старайтесь говорить четко, немного утрированно так, чтобы ребенок видел органы артикуляции. Очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова.

Важен эмоциональный контакт с ребенком и эмоционально выразительный разговор, интонированное чтение сказок, потешек. Это важно, потому что дошкольник в первую очередь воспринимает интонацию, а уж затем смысл слов. Эмоционально oкpaшенную речь ему легче воспринимать, так проще запоминаются новые слова.

Если ребёнок непpaвильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует смеяться или передразнивать его. Нельзя ругать малыша за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно правильно повторил трудное для него слово. Это приведет к тому, что ребенок будет cтapaться вообще не употреблять какие-то слова или заменять их другими. Не подражайте ребенку, повторяя непpaвильно произносимые им слова. И не надо стараться указать ребенку, что это неправильно. Лучше повторить слово за малышом, но произнести его корректно, даже утрированно, так четко, чтобы были слышны все звуки. Но произносить надо не орфографически, а орфоэпически. Например: бегемот – «бигимот», носорог – «насарог».

Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения с близкими людьми и сверстниками. Когда ребенок начинает говорить, важно вызвать мотивацию к речи или просить, чтобы он произнес слово, повторив за вами название предмета в эмоционально значимой для него ситуации.

Договаривайте слова, не обрывайте речь на полуслове. Пусть у ребенка будет образец чистой речи. Замечено, что чаще слышит ребенок, то потом он и будет воспроизводить в первую очередь, начав говорить.

Не заменяйте слова на неправильное значение слова (перчатки – «рукавички», коробка из-под торта – «торт»). Называйте вещи своими именами. Например, называйте каждый вид транспорта: машина, легковой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, трактор, экскаватор, грейдер и т.д.

Проговаривaйтe четко окончания слов, так лучше развивается «чувство языка», а значит чёткое понимание смысла слов русской речи и владение разными её нюансами. И в дальнейшем ваш ребенок легче будет усваивать грамматическую сторону языка.

Не старайтесь говорить все слова только лишь в уменьшитeльно-ласкательной форме. Проговаривайте их как в полной (например, курица), так и в уменьшитeльно-ласкательной форме (курочка). И не забывайте про синонимы, чтобы обогащать словарь (нaceдка, клушка, несушка и т.д.). Употребляйтe уменьшитeлъно-ласкателъные формы aдeквaтнo ситуации. Например, малыш насыпает в формочку песочек, а экскаватор высыпает песок.

Старайтесь не вcтaвлять в каждую свою фразу бессмысленных восклицаний: ой, какой!, oй, какая! Заменяйте эти слова на информативные: желтый, большой, твердый и т.д.

Прежде чем спрашивать у ребенка, что нарисовано на картинке или что за предмет он наблюдает, сначала расскажите о нем сами. И чем понятнее и нагляднее будет ваше объяснение, тем лучше.

Когда играете с ребенком, вместо указательногo местоимения «это» называйте конкретныe существительные. Например, «возьми маленький кубик и поставь егo на большой».

Рекомендации родителям

  1. Вам необходимо постоянно помогать педагогам и специалистам. Исправление речи требует систематических продолжительных занятий. Успех коррекции во многом может зависеть и от Вас.
  2. Вам не следует ограждать ребенка от общения со сверстниками, имеющими нормальную речь. Важно всячески поддерживать интерес ребенка к речевому общению.
  3. Говорить с ребенком рекомендуется негромко, медленно, спокойно, мягко.
  4. Нельзя допускать, чтобы другие передразнивали речь ребенка.
  5. Для ребенка необходимо создать обстановку душевного покоя, ограничить участие в шумных, играх, оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию повышенной активности.
  6. Необходимо ограничить ребенка от сильных впечатлений, страшных сказок и рассказов, ограничить просмотр телепередач, особенно агрессивных фильмов, сцен жестокости.
  7. Большое значение имеет пение, чтение стихов.
  8. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Изо дня в день время приема пищи, выполнения домашних заданий, игр и сна должно соответствовать этому распорядку.
  9. Дайте ребенку возможность для расходования избыточной энергии. Полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег.
  10. Необходимо закаливать организм ребенка.
  11. Превратите прогулки ребёнка в увлекательные путешествия, эмоционально рассказывайте ему о происходящем на улице, просите показать различные предметы.
  12. Если ребёнок путает, пропускает, искажает слоги в словах, помогите ему сформировать ритм собственной речи (проговаривайте трудное слово по слогам, с помощью хлопков и т.д.).
  13. Озвучивайте как можно больше действий, ребёнка и своих, в повседневной жизни («Одеваем на правую ногу, носочек», «Я беру сок, наливаю его в стакан» и т. д. ).
  14. Поправляйте неправильно произнесенные звук или слово, но делайте это деликатно: не ругайте, не повторяйте неправильно произнесенного слова, не требуйте немедленного правильного произнесения. Обязательно дайте правильный образец. Ребенку требуются многократные повторения для формирования навыка правильного произношения. Речь родителей должна быть доступна ребенку по содержанию: не загружайте ребенка непонятными ему словами, сложными грамматическими конструкциями, заучиванием сложных по структуре и содержанию стихотворений.
  15. Объясняйте ребенку значение новых и непонятных ему слов. При необходимости обращайтесь к словарю, тем самым ребенок будет исподволь приучаться работать со справочной литературой.
  16. Если ребенок пересказывает содержание сказки (рассказа), составляет рассказ по картинке, допуская речевые ошибки, не перебивайте ребенка, укажите на ошибки после того, как ребенок закончит высказывание.
  17. Старайтесь отвечать на все вопросы ребенка. Если вы не можете дать ответ сразу, обязательно ответьте, как будете готовы. Этим вы не только дадите ребенку новые знания, но и взаимно полезное общение.
  18. Необходимо следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы (уздечка, прикус), органов слуха, носоглотки. Их заболевания отрицательно влияют на состояние речевой функции.
  19. Регулярно консультируйтесь со специалистами по вопросам речевого развития Вашего ребёнка.
  20. Ребенок овладевает речью по подражанию, поэтому важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произнося все звуки и слова.

Консультация для родителей детей с ТНР.

Детям с нарушениями речи  необходима дополнительная помощь и поддержка взрослых в изучении и познании окружающего мира. Поэтому необходимо сотрудничество педагогов и родителей в развитии детей как самых значимых и включённых в их жизнь взрослых.

За последние десятилетия коренным образом изменилась социокультурная среда, которая влияет на формирование современных детей. Особенности их развития не всегда понятны не только старшему поколению, но и родителям.  

Сегодня ребенок воспитывается в окружении взрослых, в основном родителей, и ограничен в общении со сверстниками и со старшим поколением. Практически исчезла дворовая культура. Ребенок чаще всего предоставлен сам себе. Соответственно, основные интересы ребенка вращаются вокруг видов деятельности, которые он может организовать сам, без участия партнера, взрослого и сверстника. В большей степени это статичные виды деятельности (рисование, настольные игры, ТВ, видео, компьютерные игры). В результате одиночество ребенка приводит к нарушениям эмоционально-волевой сферы. Дети испытывают затруднения в усвоении системы моральных норм и нравственных принципов, и, как следствие, в приобретении навыков эмпатийного поведения, необходимого в коммуникации. Таким образом, изменения в структуре личности современного ребенка вызваны как внешними причинами: − изменением социально-культурных и экономических условий, − экологической среды; − информационного и технологического пространства. Также и внутренними причинами, связанными с наследственными факторами, нарушениями внутриутробного развития, родовыми травмами и различными заболеваниями в первые годы жизни, приводящими к органическому поражению центральной нервной системы, индикатором которого является качество речи. Не только современные дети, но и их родители значительно отличаются от предыдущих поколений. Можно выделить следующие родительские позиции по отношению к своему ребенку с тяжелыми нарушениями речи:

Активная позиция. Родители данной позиции владеют некоторыми знаниями о проблемах своего ребенка и нарушениях развития. За консультацией к специалистам большинство из них обращаются самостоятельно. Для таких родителей характерна адекватная реакция, вовлеченность в совместный процесс психолого-педагогической помощи. Они позитивно настроены и принимают своего ребенка таким, какой он есть, осознавая свою ответственность. Родители адекватно оценивают перспективы развития ребенка и определяют свою роль в общем процессе его обучения и воспитания.

Условно-активная позиция. К взаимодействию со специальным педагогом родители не проявляют активного интереса. Их знания о проблемах ребенка поверхностны и не систематизированы. Родители воспитывают своего ребенка интуитивно, считая своей задачей только обеспечение комфортного быта для него. Родители допускают возможность оказания ребенку коррекционно-педагогической помощи, но часто не понимают, в чем она заключается. Родители считают, что стимулирование развития дошкольников является лишь задачей специалистов, хотят услышать от них гарантированные результаты и благоприятные перспективы развития ребенка при своем минимальном участии.

Пассивная позиция. Родители характеризуются отсутствием знаний о структуре нарушений и особенностях развития своего ребенка. Для семьи факт рождения ребенка с проблемами в развитии оказывается особенно травматичным и труднопреодолимым. Выделяют две группы родителей с данной позицией. Одни не желают признавать истинного положения вещей, ссылаясь на некомпетентность специалистов, не согласны с диагнозом. Они ничего не хотят от консультации. Другие же, напротив, соглашаются с мнением специального педагога, но не принимают самого ребенка. Родители пытаются переложить все обязанности на специалистов образовательных учреждений и избегают личного участия в реабилитации ребёнка.

Добрый вечер, уважаемые родители! Через один год ваши дети пойдут в школу и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное - чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе. Единого для всех рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать.

Т.к. в старшем возрасте отмечается повышенная невротичность (чувствительность нервной системы), что приводит к частым обидам, снижению настроения, поведение некоторых детей становится агрессивным или демонстративным. Детям сложно выразить словами свои чувства и желания, что приводит к возникновению отрицательных переживаний и конфликтных отношений.

Важно:

  • Избегайте чрезмерных требований
  • Предоставляйте  право на ошибку
  • Не думайте за ребёнка
  • Не перегружайте ребёнка
  • Не пропустите первые трудности и вовремя обращайтесь к узким специалистам.

КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ и ИЗБЕЖАТЬ НЕКОТОРЫХ ТРУДНОСТЕЙ?

1) Организуйте распорядок дня:

  •  стабильный режим дня;
  •  полноценный сон;
  •  прогулки на воздухе.

2) Формируйте у ребенка умения общаться

  • Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

3) Уделите особое внимание  развитию произвольности

  • Учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

4) Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием  ребенка             

 Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго: 10-15 минут - вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Потому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут.

  • Развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов.
  • Составляйте рассказы по картинкам.
  • Следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки.
  • Можно заниматься с ребенком звуковым анализом  простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».
  • Знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву.
  • Научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету.
  • Научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать)
  • Научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
  • Развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание (но - небольших поверхностей), нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).

Детям  необходима дополнительная помощь и поддержка взрослых в изучении и познании окружающего мира. Поэтому необходимо сохранять и поддерживать сотрудничество педагогов и родителей в развитии детей, как самых значимых и включённых в их жизнь взрослых


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия с использованием новейших компьютерных технологий с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи.

Конспект логопедического занятия по духовно-нравственному воспитанию с детьми 6-7 летХабаровск-самый лучший город на Земле....

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи с использованием современных образовательных технологий.

закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной схемепродолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры (экс-кур-со-вод, дос-то-при-ме-ча-тель-нос-ти);закрепля...

Использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.

Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и ...

Организация предметно-пространственной развивающей среды при взаимодействии с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи

Создание речевого центра в групповом помещенииОрганизация предметно-пространственной развивающей среды при взаимодействии с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речиСоставитель: учитель-логопед ЛГ МАДОУ...

Работа по самообразованию "Проектная деятельность в логопедической работе с детьми,имеющими тяжёлые нарушения речи(ОНР)".

Актуальность проблемы:Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.Д...

Консультация для инструктора по физической культуре : "Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в системе коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"

Консультация о преемственности и взаимосвязи в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. О том, что от выбора специалистами наиболее эффективных мер коррекции речевого развития, за...

Рекомендации родителям по взаимодействию в семье с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи

Развитие речи ребенка тесно связано с его общим психическим развитием. В большинстве случаев по тому, как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом. Занимаясь развитием речи, мы спосо...