Консультация для родителей "Развивающая предметно пространственная среда, способствующая ранней профориентации"
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Развивающая предметно пространственная среда, способствующая ранней профориентации
Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
«Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только, как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть, ... быть капитаном, врачом и т.д.» (А.Г. Асмолов )
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Развивающая предметная среда, по мнению С. Новосёловой-эта система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Что предполагает знакомство детей с многообразием профессий помогает осознать ценность труда, формирует к нему внимание и уважение. Но, прежде всего, воспитанники должны получить представление о самых разных специальностях, о важности и необходимости каждой из них.
В соответствии с задачами из Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» был разработан национальный проект «Образование».
В рамках данного проекта с февраля 219 года реализуется федеральный проект «Успех каждого ребенка», задача которого формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, он не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации. Дети должны не просто узнать о профессиях, но и обязательно попробовать на практике те или иные специализированные действия; пощупать, поиграть с предметами, инструментами, атрибутами, используемыми в различных видах труда; смоделировать и поучаствовать в ситуациях, требующих определенных профессиональных умений.
Начав работу в рамках федеральный проект «Успех каждого ребенка мы, в первую очередь, решили усовершенствовать развивающую среду группы, с учетом принципов федерального образовательного стандарта дошкольного образования, которая способствует ранней профориентации воспитанников.
В работу были вовлечены как сотрудники, так и родители детей посещающих нашу группу. Нашу инициативу поддержал и коллектив ДОУ.
В группе детского сада были созданы познавательные центры по ознакомлению с трудом взрослых. Познакомить детей с профессиями связанными со спортивной деятельностью, дети могут организовать шахматный турнир. Закрепить правила дорожного движения и познакомиться с профессией шофера, кондуктора, инспектор ДПС, регулировщика, дети могут познакомиться в познавательном центре «Мой Город». Вылечить куклу, оказать помощь больному зайке, узнать об особенностях профессии врача, медсестры, ветеринара дети смогут в центре «Больница». А с профессией спасателя, пожарного, познакомит познавательный центр «Наши Спасатели».
Образовательные центры наполнены играми разной направленности, игрушками, которые изображают предметы труда и быта. Игровыми макетами полиция, ДПС, салон красоты, аптека, медицинский кабинет, пожарная, спасательная станция. Атрибутами к сюжетно-ролевым играм, детской художественной и познавательной литературой, дидактическими играми, интерактивными плакатами, иллюстрациями, репродукциями картин, раскрасками. Нами используется интерактивное оборудование: ноутбуки, планшеты, интерактивные доски, видеопроекторы. В группе ведется оформление альбома с фотографиями и создание видеофильма «Профессии наших родителей». Составлены картотеки аудио- и видеоматериалов по теме «Профессии». Картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда.
Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.
Таким образом, знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы. Развивающая предметно-пространственная среды стала эффективным условием реализации задач по ранней профориентации детей, стимулом развития самостоятельности, инициативы, активности дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей музыкальному развитию воспитанников детского сада в соответствии с ФГОС ДО.
Одним из принципов, заложенных в федеральный государственный образовательный стандарт, является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде вс...
Развивающая предметно-пространственная среда, способствующая развитию изобразительной деятельности во 2 младшей группе
Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая черта развивающей предметно-пространственной среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, побуждает любопытство и довольно легко зап...
Организация развивающей предметно-пространственной среды по ранней профориентации в ДОУ.
Предметно развивающая среда в Муниципальном Дошкольном Образовательном Учереждении детсом садике "Тополёк"....
Консультация для педагогов " Предметно - пространственная среда в группе раннего возраста по ФГОС” тема: «Предметно – пространственная среда в группе раннего возраста по ФГОС ДО»
laquo;Предметно – пространственная среда в группе раннего возраста по ФГОС ДО» (уголок конструирования и математики)...
Развивающая предметно - пространственная среда по ранней профориентации дошкольников.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступ...
Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда по ранней профориентации дошкольников в старшей группе»
Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда по ранней профориентации дошкольников в старшей группе»...
Консультация «Особенности размещения развивающей предметно - пространственной среды, способствующей речевому развитию в разных возрастных группах»
Педагоги особое внимание должны уделять предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познава...