Консультация «Особенности размещения развивающей предметно - пространственной среды, способствующей речевому развитию в разных возрастных группах»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Педагоги особое внимание должны уделять предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей. В консультации для воспитателей раскрываются особенности формирования предметной среды, споособствующей развитию речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_prrs.docx | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Особенности размещения развивающей предметно - пространственной среды, способствующей речевому развитию в разных возрастных группах»
Подготовили воспитатели: Киргетова Е.Н.
Иванова С.С.
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Уже давно доказано, что на развитие ребенка - дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
В дошкольной педагогике под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная, разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В этой среде возможно включение в активную познавательно - творческую деятельность детей группы.
При создании речевой среды нужно учитывать:
- особенности детей конкретной возрастной группы;
- уровень речевого развития каждого ребенка;
- интересы и способности детей.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
Речевое развитие возможно в любом центре активности детей. Рассмотрим несколько из них более подробно.
С целью создания эффективной развивающей предметной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах оформляются центры речевой активности. Разработаны определенные требования к их содержанию. Для развития речи используем наборы предметных, сюжетных картинок. Для обучения грамоте используется магнитная доска, наборы магнитных букв, слогов книги и пособия по обучению грамоте. В речевом уголке находятся различные пособия и дидактические игры для развития речи и обучения грамоте.
В группах созданы и пополняются картотеки сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики.
Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи:
- развитие словаря ребёнка
- работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи)
- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами)
- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения,)
- подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения)
- развитие мелкой моторики и графомоторной функции
- знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный уголок).
Большое влияние на развитие связной речи и речевого творчества оказывает правильно подобранный книжный уголок. Дети рассматривают иллюстрации знакомых и не знакомых художественных произведений. Обращение к знакомым произведениям закрепляет память детей, рассказывание по картинкам, иллюстрациям развивает и обогащает речь.
Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речевого развития: это обогащение словарного запаса, умение правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы. Также можно работать над интонационной выразительностью речи.
Книги в уголке периодически меняются, в зависимости от сезона, календарно-тематического плана. Организуются выставки книг одного писателя.
Театрализованный уголок играет важную роль в овладении детьми навыками разговорной диалогической речи.
С целью речевого развития и эмоциональной сферы дошкольников в группах созданы театральные уголки с разными видами театра: настольный, магнитный, пальчиковый, перчаточный, кукольный, теневой. Здесь расположились сказочные персонажи, выполненные из различных материалов. Дети с удовольствием с ними играют. В инсценировке сказок дети учатся правильно выстраивать предложения, перевоплощаются в разных героев, меняя при этом интонацию голоса. Работа в этом уголке способствует обогащению словарного запаса детей, развивается память и связная речь.
Таким образом, работа в центре театрализации приводит к развитию коммуникативных навыков, развитию связной, диалогической речи, знакомству с окружающим миром и социальной действительностью, снятию тревожности, застенчивости, развитию эмоциональной сферы.
Сенсорное развитие – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т. д.
Направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, сенсорное воспитание служит основой познания мира ребёнка. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Особенно ярко уголок сенсорики представлен в младших группах детского сада.
Сенсомоторный уголок в группе предназначен для:
- Активизации процессов мышления и восприятия, ощущения, внимания, памяти;
- Стимуляции функций зрения, слуха, осязания, обоняния;
- Снятия эмоционального и физического напряжения;
- Стимуляции двигательной активности развития мелкой моторики;
- Побуждения к самостоятельной деятельности;
- Получения положительных эмоций детей и взрослых;
- Повышения работоспособности детей.
Педагоги накапливают и систематизируют разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.
Таким образом, педагоги особое внимание должны уделять предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей музыкальному развитию воспитанников детского сада в соответствии с ФГОС ДО.
Одним из принципов, заложенных в федеральный государственный образовательный стандарт, является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде вс...
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В СООТВЕТСТВИИ ФГОС ДО ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
РАЗВИВАЮЩАЯПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ В СООТВЕТСТВИИ ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию в группе
Организация развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию в группе...
Педагогический проект на тему «Организация развивающей предметно – пространственной среды по речевому развитию в подготовительной к школе группе в контексте с ФГОС».
Педагогический проектна тему«Организация развивающей предметно – пространственной среды по речевому развитию в подготовительной к школе группе в контексте с ФГОС»....
Организация развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию в группах с учетом ФГОС ДО
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.В такой среде возможно одновременное ...
Презентация проекта «Модель развивающей предметно-пространственной среды, способствующей индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста»
ФГОС дошкольного образования ориентирует на индивидуализацию развития ребёнка дошкольного возраста. Развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка.В презентации представлен оп...
Консультация для родителей "Развивающая предметно пространственная среда, способствующая ранней профориентации"
Консультация для родителей...