Семинар-практикум для родителей "Я читаю сам" или "Как научить детей читать"
материал (старшая группа)
Материал содержит информацию для родителей детей старшего дошкольного возраста об особенностях обучения грамоте детей дошкольного возраста и практических приёмах, используемых на начальном этапе знакомства детей со звуком и буквой. Главной задачей в обучении детей грамоте отводится работе со звуком, буквой, словом, предложением. Материал может быть полезен как педагогам дошкольных учреждений, так и родителям старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_seminar-praktikum.docx | 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум "Я читаю сам" или "Как правильно научить детей читать"
- Информационная часть:
Заботливые родители дошколят озадачиваются вопросом: а нужно ли учить читать ребенка до школы? Споров по этому поводу очень много. Одни рекомендуют не спешить и не заставлять ребенка читать до школы, другие советуют налегать на алфавит чуть ли не с пеленок. Попробуем разобраться…
– Так всё-таки – пора или не пора? Как по-вашему, в каком возрасте стоит начинать учить грамоте? (варианты ответов родителей)
Многие родители торопятся в 3–4, а то и в 2 года научить детей читать и писать, ссылаясь на ускоренные темпы двадцатого века. Но так поступать не стоит. Ребенок имеет ещё слишком скромный жизненный опыт, и чтение для него имеет в основном чисто механический характер. Желание форсировать обучение ребенка считается «искусственной акселерацией». Организм и психика ребенка развиваются поэтапно, каждый возрастной период приходит вслед за другим.
Жан-Жак Руссо писал, что, нарушая этот порядок, мы выращиваем плоды, не имеющие ни вкуса, ни зрелости, и которые незамедлительно испортятся.
Родители очень часто торопятся научить читать, форсируют, забывая о том, что чтение — это процесс, к которому ребёнок ещё не готов даже в физическом плане. Учёные считают, что обучение чтению раньше 5ти лет – это обкрадывание важных процессов, которые должны развиваться в этом возрасте, а также нецелесообразная нагрузка на ребёнка, так как абсолютно не гарантирует высокую технику чтения или особую успешность в дальнейшем.
Готовность к обучению чтению физиологически и психологически наступает в предшкольном возрасте, то есть только после 5 лет.
– С возрастом мы разобрались. Давайте поговорим о том, что необходимо, чтобы научить ребёнка читать? Как вы считаете? (варианты ответов родителей)
К сожалению, простого запоминания алфавита недостаточно. Начнём, казалось бы, издалека – с головного мозга.
Чтение – это настолько сложный мыслительный процесс, что для его формирования требуется зрелость и слаженная работа большинства зон головного мозга.
Процесс чтения – это анализ и синтез, а за эти процессы отвечает левое полушарие, которое созревает позже правого. Поэтому в младшем возрасте ребёнок воспринимает всё образно, целостно, как картинку. То есть для него буква – это рисунок, а не символ, обозначающий звук, который он слышит или произносит.
Также не стоит забывать, что чтение – это сложно организованный и энергозатратный процесс. А головной мозг ребёнка еще не готов к такой нагрузке. Многие учёные считают, что раннее обучение чтению истощает мозг ребёнка, что мешает ему в дальнейшем развиваться в полную силу.
Но в то же время, всё вышесказанное не означает, что мы должны успокоиться и не прилагать никаких усилий до школы. Если ребёнок к моменту перехода в школу не усвоит способа слияния слогов, то в начальной школе вам придётся тратить гораздо больше времени на выполнение уроков. Кроме того, букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к условиям школьной жизни и обучения.
Этапы обучения чтению
1-й этап — ребенка следует обучить звуковому анализу слов, которые он произносит. Он должен научиться выделять и называть по порядку звуки, из которых состоит слово, а также различать звуки гласные и согласные, твердые и мягкие.
2-й этап — знакомство с буквами.
3-й этап — выделение слогов в словах и чтение слогов.
4-й этап направлен на обучение детей чтению слов разной длины, а также на закрепление этого навыка.
Начинать лучше со слов, состоящих из 2-3 букв, а затем постепенно переходить к словам из 6—8 букв. А когда вы почувствуете, что малыш легко справляется с длинными словами (или не боится их читать), то тогда можно переходить к чтению текстов.
Тексты для чтения ребенка должны иметь достаточно большой шрифт (размер букв должен быть обязательно больше, чем в обычных книгах для взрослых, и желательно несколько больше, чем в учебниках для детей первого класса).
Начинать следует с коротких, но обязательно занимательных, веселых рассказов и сказок.
Напомним вам, что для дошкольников игра – это ведущий вид деятельности. Все дети любят играть! Любые знания малыши легко усваивают играя. В игре развиваются мышление, память, внимание. Незаметно для себя, дети учатся выполнять сложные задания, преодолевать трудности на своем пути, проявлять творческие способности, стремиться к успеху.
Главной задачей в обучении детей грамоте отводится работе со звуком, буквой, словом, предложением.
Сегодня, мы расскажем и покажем вам, как проходит обучение грамоте детей в детском саду, а также поиграем в игры, которые мы используем в работе с детьми.
1 этап работы. Цель: Формировать у детей представления о звуках окружающего мира, продолжать закреплять понятия и термин: звук, слог, слово. Продолжать учить проводить звуковой анализ слов разной слоговой структуры.
Презентация
Практическая часть: Знакомство с играми и упражнениями, направленными на развитие фонематического слуха, восприятия и навыков звукового анализа у дошкольников.
Какие же игры и упражнения можно использовать с детьми на первом этапе обучения. Мы говорим детям о том, что наша речь состоит из звуков. Это - речевые звуки. Они разные: гласные и согласные.
Что такое гласные и согласные звуки? Как ребенку их запомнить и различать? Расскажем детям сказку.
Видео
Вашему вниманию предлагаются игры, которые взрослый может использовать как подготовку к обучению грамоте. Эти игры и упражнения помогут ребенку научиться различать понятия ЗВУК и БУКВА, подготовит к чтению. Давайте сыграем! [3]
- «Хлопни, если услышишь в слове звук А» … или «Сигнальщик»
Цель: учить ребенка выделять заданный звук из слова.
Ход: – Я буду называть слова. Если услышишь в слове звук А, хлопни в ладоши, вот так (хлопнуть один раз).
Слова: аист, арка, ослик, лук, корова, дом, маска, уши, очки…
Рекомендации: произносите слова медленно, выделяя звук А. По окончанию игры уточните, почему ребенок не хлопал, когда произносились слова: дом, лук и т.п. А также, почему нужно было подать сигнал на слово «очки»?
- «Три слова» или «Общий звук»
Цель: учить ребенка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова. Как усложнение: звук, который встречается во всех трёх словах.
Ход: – Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове: УТКА, УШИ, УЗЕЛ. (Звук У)
– Где ты услышал звук У в слове: в начале, середине, в конце? (в начале).
Рекомендации: если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце, а затем в середине слова. Надо помнить, что ребенку легче выделить звук в начале слова и в конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова.
Усложнение: сердце, дыра, виноград. (ответ – звук Р, потому что звук Д встречается не во всех словах, в отличие от буквы Д)
- «Путешествие» или «Разведчик»
Цель: учить ребенка находить предметы, в названиях которых есть заданный звук.
Ход: – Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названиях которых есть звук С. Но, чтобы запомнить, кто какие предметы нашел, я кладу жёлтую фишку на найденный мной предмет, а ты клади розовую.
Рекомендации: не давайте сразу оценку деятельности ребенка, особенно, если он ошибся. Предложите ребенку проверить правильность выполнения вами задания, затем вы проверяете правильность выполнения задания ребенком, даете оценку.
«Звуковой кубик».
Дети стоят в кругу и передают кубик друг другу. По звуковому сигналу (бубен, колокольчик) движение кубика останавливается, а ребенок называет слово с любым звуком (на гранях кубика наклеены буквы). В игре можно использовать магнитофон с музыкальным произведением).
- «Волшебники»
Цель: учить детей преобразовывать одно слово в другое, путём замены одного звука в слове другим. Вызывать интерес и желание играть со словами.
Ход: – Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся превращать слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком С.
ТОК – СОК, ДОМ – СОМ, Маша – Саша, ноты – соты, мытый – сытый, тушить – сушить.
Усложнение: заменить конкретный звук на другой, не зависимо от его положения в слове. Например: замените в слове звук Ш на звук С.
Шок – сок, наш – нас, нож – нос, Машка – маска, кашка – каска, сутки – шутки, усы – уши, басня – башня, сытый – шитый, пляс – пляж…
- «Цепочка слов» (с мячом или «волшебной палочкой»)
Цель: учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова, начинающиеся на этот звук.
Ход: – Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука.
РАК – КОЗА – АИСТ…..
!!! Будьте внимательны: не путайте ребёнка, мы ищем звук (то что слышим и произносим, а не букву). Поэтому, если я назову слово «арбуз», то на до будет подобрать слово на звук С, а не на букву З.
И напоследок, предлагаем сыграть в игры, которые требуют внимания и самоконтроля – качеств, без которых ребёнку будет очень сложно освоить навык чтения. Самоконтроль развивается в семье. Можно начинать с возраста в 1,5 – 2 года, играя в простые игры с простыми правилами (Каравай, Колпачок, Солнышко и дождик и т.п. – где на определенные слова нужно выполнять определенные движения).
С 3 лет добавляем игры, где ребенку нужно выполнять какие-то определенные действия на разные сигналы («Гномы и великаны», «Свисток и дудочка» и т.п.), а также игры, где ребенок может как выиграть, так и проиграть. «Мозаика» – выкладывание определенного узора, рисунка по образцу.
В более старшем возрасте игры со слуховыми инструкциями:
- «Повтори – не ошибись» – когда нужно повторить то движение, что я назову, а не покажу (Поставь руки на плечи – а показать руки на поясе…)
- «Запрещённое движение» – выбирается одно простое движение, которое нельзя повторять за ведущим (например, руки на поясе). Ведущий в спокойном темпе показывает различные движения, ребенок повторяет, кроме «запрещённого».
- «Болгария» – взрослый и ребёнок ведут диалог, где, отвечая на вопрос «да» нужно отрицательно мотать головой, а отвечая – «нет», кивать головой.
Вопросы для игры:
- Правда, что утром мы ужинаем?
- Бегемот больше тигра?
- Кошка ловит мышей?
- Абрикосы белые?
- Яблоки растут на берёзах?
- Вы любите своего ребёнка?
- Сегодня шёл дождь?
- Лимон кислый?
- У Вас дочка?
- Чай пьют из сковороды?
- Вы сегодня ходили на работу?
- Вы учитесь в школе?
- Груша – это овощ?
Предлагаем вам оценить нашу встречу цветными фишками. Если представленный материал был для вас интересным и полезным – красная.
Синяя - если вы не узнали ничего нового, зеленая – если вам это не интересно. Спасибо, желаем вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как научить детей читать
Данная статья адресована педагогам, заботливым родителям. В которой раскрываются приемы обучения детей чтению в добуквенном периоде по системе Д.Б. Эльконина...
КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЧИТАТЬ?
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ...
Как научить детей читать?
Все родители хотят, чтобы их дети выросли умными, умеющими ясно мыслить и правильно излагать свои мысли. Нет необходимости доказывать, что именно чтение в значительной мере способствует формированию э...
"Как научить детей читать стихи выразительно "
В данном материале рассмотрены противоречие между возможностями детей и частыми случаями невыразительного чтения стихов, важность развития интонационной выразительности у дошколят. Даны рекоменд...
Консультация"Как научить детей читать стихи с выражением"
Консультация предназначена для воспитателей ДОУ, но будет полезна и родителям....
КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЧИТАТЬ СТИХИ
КОРОТКО О ВАЖНОМ...
Консультация "Как научить детей читать"
Консультация для родителей «Как научить детей читать?»...