Как научить детей читать
статья (подготовительная группа) по теме
Данная статья адресована педагогам, заботливым родителям. В которой раскрываются приемы обучения детей чтению в добуквенном периоде по системе Д.Б. Эльконина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obucheniyu_chteniyu_v_dobukvennyy_period_zh32004.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
—
Обучение чтению в добуквенный период
Большинство педагогов полагают, что для ребенка будет лучше если он придет в школу, умея читать, поскольку в 4—5 лет учиться читать легче, чем в 7—8.
Но чтение не рождается автоматически из знания алфавита. Показывая малышу букву, следует соблюдать определенные правила и принципы, которые разработал замечательный детский психолог Д.Б. Эльконин и которые выдержали уже 30-летнюю практическую проверку. О своем методе Эльконин подробно написал в статье «Как научить детей читать».
Общая ориентация в фонемном составе языка, различение в словах категорий фонем по их дифференциальным признакам — обязательные предпосылки обучения чтению. Существует механизм воссоздания звуковой формы при чтении:
— выяснение порядка следования фонем в слове;
— установление различительной функции фонемы;
— выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных русскому языку.
По системе Эльконина фонемный анализ включает в себя следующие стадии:
— дифференциация гласных и согласных фонем и установление места ударения в слове, в результате чего появляется более конкретная модель фонемного состава слова;
— дифференциация твердости- мягкости и звонкости-глухости согласных фонем и моделирование основных фонематических отношений в слове.
При этом используются следующие приемы:
— сопоставление моделей фонемного состава слов между собой и установление их сходства и различия;
— придумывание по заданной модели слов, имеющих одинаковую фонемную структуру.
для материализации звуков на первом этапе используются фишки одного, а затем двух и трех цветов. На втором этапе Эльконин предлагает вводить буквы, обозначающие гласные фонемы, соблюдая при этом определенные правила:
— знакомить детей с буквами, как знаками фонем, не допуская смешения букв и фонем;
— формировать опережающую ориентацию на гласные буквы и фонемы.
Необходимо помнить, что буквы, обозначающие гласные фонемы, имеют двоякую функцию: кроме собственного образа они еще указывают на мягкость или твердость предшествующих согласных фонем. Еще К.д. Ушинский предлагал знакомить детей сразу со всеми гласными буквами, вводя их парами: «а—я», «о—ё», «э— е», «у—ю», «ы—и».
Заполнение схемы слов вначале фишками трех цветов, а затем буквами фиксирует знаковую функцию буквы и помогает объяснить детям, что данные буквы обозначают одну и ту же фонему, но ставятся после согласных, различающихся по твердости-мягкости.
На этапе .словоизменения. у детей формируется ориентация на гласные буквы и фонемы для получения нового слова при замене одной только гласной. Эльконин предлагал использовать полоску из картона, на которой написаны все гласные буквы. Ее можно прикладывать к схеме слова на картинках, заменяя одну гласную другой. Подобный способ поможет сформировать у детей основной механизм чтения: упреждающую ориентацию на гласную букву и фонему.
Похожий принцип Эльконин предлагает соблюдать и при ознакомлении с буквами, обозначающими согласные фонемы:
— дети проводят фонемный анализ, заполняя схему слова фишками трех цветов;
— ставят на места знакомые гласные;
— определяют согласные фонемы, стоящие перед гласными.
Дополнительно предлагается использовать окошечки и полоски с гласными и согласными буквами.
Эльконин считал, что целесообразно знакомить детей одновременно с двумя согласными звуками — звонким и соответствующим ему глухим. Главной целью его системы обучения можно назвать чтение полных слов с четкой постановкой ударения, поскольку именно оно создает единый звуковой образ слова, стягивает произносительные единицы в целое.
Дети, обучавшиеся чтению по системе Эльконина, практически избавлены от наиболее распространенных ошибок первоклассников: пропусков, перестановок, грубых искажений букв. Они не застревают на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к слитному чтению целыми словами. У них формируется интерес к языку и его законам. И наконец, самое важное, — занятия чтением и письмом не сводятся к тренировке навыков, а становятся важным шагом психического развития ребенка.
I период обучения
(подготовительный)
На этом этапе должно быть уделено внимание:
— формированию фонемного анализа слов и общей ориентации в фонемной системе языка;
— освоению системы гласных фонем и формированию ориентации на гласные фонемы;
— освоению системы согласных фонем.
Усвоив правильное произношение гласных и незаметно для себя запомнив их графические изображения, дети начинают знакомиться с артикуляцией отдельных согласных звуков.
Во время индивидуальных занятий, выполняя упражнения для артикуляционного аппарата и усваивая произношение отдельных согласных звуков, дети ощущают, что здесь взаимодействуют губы, зубы, язык. Они быстро начинают видеть и слышать разницу между гласными и согласными, опираясь прежде всего на языковое чутье и интуицию. Именно тогда, создав подходящую игровую ситуацию, легко ввести и закрепить термины: «гласные», «согласные»
С помощью фишек трех цветов дети учатся строить звуковые домики для своих первых слов: «ау», «иа», «уа»; «оп», «ал», «па», «пи», «ты», «та», «то», «те», «ку-ку», «ко-ко», «ха-ха», «хи-хи», имена братцев-гласных – «Ах», «Ох», «Ух», «Эх», «Ых», «Их» и т.д.. Эти слова стараются сразу как-то обыграть с гостями-игрушками, наполняя их смыслом, вставляют в свои сказки, используя их звуковые и буквенные модели.
Те же слова «строят», играя в «Живые звуки (буквы)».
Дети берут на себя роль одного из звуков и поэтому лучше запоминают последовательность звуков в слове, а также слогообразующую функцию гласных звуков. Здесь особенно помогает вариант игры: «Звуки, стройтесь в слоги» Постепенно у детей формируется ориентация на гласные фонемы.
Вскоре дети понимают, что, добавляя к маленькому слову из двух звуков еще один или соединяя два таких коротких слова, можно получить новые слова: «ко+т», «та+к», «то+п», «пи+к»; «па+па», «ма+ма», «му+ка» ит.д. Слова не только строятся, но и перестраиваются: «топ — пот», «кот — ток — кто». Дети постепенно учатся трансформировать слова, каждый раз искренне удивляясь, когда из одних и тех же звуков получается что-то новое.
Особенно нравится детям строить «звуковые домики» для слов не из фишек, а из кубиков трех цветов. Если в каждом кубике сделать окошки для букв, играть со звуками станет еще интереснее.
Помогают нам и звуковые домики с тремя окошками и шторками трех цветов на каждом окне. С ними можно играть бесконечно, придумывая все новые варианты: «Позови звуки домой; открой окошко нужного цвета первому звуку»; «Открой окошки для своего гостя (слова)»; «Открой окошки в своем домике так, чтобы мы догадались, кого ты пригласил в гости»; «Покажи, в каком окошке живет звук» и т.д.
II период обучения
На этом этапе уделяется внимание:
- трансформации слова путем замены одной из фонем;
- формированию основного механизма чтения: упреждающей ориентации на гласную фонему и букву;
- качественной характеристике звуков.
На индивидуальных занятиях закрепляя правильную артикуляцию звуков, необходимо уточнять их качественные признаки.
Так как большинство детей учились произносить и дифференцировать звуки: [л—ль], [й], [с], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], мы включаем их в свои игры и заселяем в наш дом звуков, поместив в нужном окошке их «портреты» (буквы),
Для закрепления качественной характеристики звуков детям нужно рисовать и раскрашивать их портреты в нужный цвет. После введения терминов: «глухой», «звонкий» мы просим рисовать и обводить звонкие согласные звуки толстой линией, а глухие – тонкой. Постепенно мы переходим к раскрашиванию целых слов, написанных на карточках печатными буквами простым карандашом. Иногда там было по два слова: «лук — люк», «мыл — мил», «ток –тёк» и т.д. Дети раскрашивают каждую букву в нужный цвет, объясняя свои действия.
III период обучения
На этом этапе уделяется внимание:
— переходу от развернутого фонемного анализа к сокращенному умственному действию;
- преобразованию буквенной модели слова в другую буквенную модель.
В сюжетно-ролевой игре «Магазин» дети вначале раскладывают «товары» («продукты», школьные принадлежности, игрушки) на двух витринах. Потом задание усложняется: детям нужно уточнить , в какой части слова слышен мягкий согласный звук. «Товары» можно было разложить и на витринах братцев-гласных, опираясь на ударные гласные звуки в названии предметов.
Поделив «товары», дети расставляют их на ступеньках выбранной витрины в зависимости от количества слогов в названии предмета.
Подбирать слова к готовым звуковым схемам мы учим детей, играя с ними в сюжетно-ролевые игры: «Стройка», «Зоопарк», «Школа» и др. Постепенно дети переходят от развернутого фонемного анализа к сокращенному умственному действию.
Перед игрой «Звуковое лото» (у детей на индивидуальных таблицах по пять-шесть предметных картинок у логопеда — отдельные звуковые схемы слов) нужно уточнить у кого в словах (названиях картинок) есть твердые согласные, мягкие согласные, в каком слове
первый (последний) звук — гласный (согласный), два согласных звука стоят рядом и т.д.
Играя в игры «Кого я позвала издалека (слышно только голосовые звуки!)»; «Позови издалека одного из гостей, а мы угадаем: кого» и др., дети начинают понимать слогообразующую функцию гласных звуков, все реже путают звуки и слоги.
Этапы работы и игры
Выделение данного звука в слогах и словах
1. «Умная машина» — [в]
2. «Умный паровоз» — [п] —
З. «Умный самолет» — [р]
эти и подобные транспортные средства перевозят пассажиров только с данным звуком в имени.
4. «Звуковой домик» — в окошке звук (буква) зовет гостей: «Т-тт», «К-к-к».
5. «Собираем звуки» — потребуются предметы с данным звуком в названии; у детей корзинки с «портретом» звука.
б. «Доктор Звуков» — прописывает «лекарство» 10 слов со звуком [..].
7. «Проглоти звук [..]» повторить слово без звука [..].
8. «Умная стрелка» — находится на «часах» с предметными картинками вместо цифр.
9. «Выбери картинки» — из серии предметных картинок, на таблице с предметными картинками.
10. «Звуковое домино» по двум предметным картинкам, в названии которых есть один из двух дифференцируемых звуков: [р], [л], [с], [ш], [з], [ж], [ц], [ч].
Выделение первого и последнего звука в словах
1. «Начни говорить слово, а я догадаюсь».
2. «Магазин» — заплатить первым (последним) звуком в названии покупки.
3. «Умная машина» сигналит пешеходам первым звуком в их имени.
4. «Поймай слово за хвост!»
5. «Я начну, а ты закончи».
б. «Угадай, что я прошу» — выбрать один из трех-пяти предметов.
7. «Подели предметы»— на коробочках наклеены «портреты» звуков.
8. «Звуковое слово»:
а) на каждой фишке выделены первый и последний звуки (буквы). Дети должны закрыть на своей табличке одну из картинок, названию которой соответствует схема;
б) логопед достает букву (звук), дети закрывают на своей табличке картинку, в названии которой данный звук — первый (последний).
9. «Кто в домике живет?» — с данным звуком в начале.
10. «Вагончики» — в первом или последнем поедет [..]? Где слышно данный звук в данном слове?
11. «Звуковые цепочки» — по два-три слова и более.
Интонационное выделение последовательности фонем в слове
1. «Превращение в [..] жуков, змей, и т.п.» — разговаривать, выделяя нужный звук. 2.«Заколдованный (ударный гласный) звук»— звучит дольше и громче в слове.
3. «Клавиши» — ударить первый, второй, третий звуки в слове. (Предметные картинки — слово из трех-четырех звуков и три- четыре клавиши фишки).
4. «Сочиняем сказку «Приключения звука [..]..
5. .диктант. — дети медленно диктуют слова, последовательно выделяя звуки, логопед записывает.
6. «Звуковые домики»:
а) «Позови звуки домой» — по очереди;
б) «Звук потерялся» — первый, второй, третий;
в) «Звуки открывают свои окошечки друг за другом» — дети их сразу узнают и называют.
7. «Учим говорить Незнайку» — он пропускает звуки в словах.
8. «Письмо Незнайки» — про- пущены звуки (буквы). Какие?
Знакомство с гласными звуками. деление слов на части
1. « Братцы гласные здороваются» — произносить свой звук долго-громко.
2. «Братцы-гласные стучат своими молоточками» — каждый раз, когда в слове встречается его звук (односложные слова).
3. «Ступеньки» («Лесенка») — игрушки шагают по ступенькам, произнося свое имя.
4. «Братцы-гласные делят слово на две-три части»:
а) какой гласный живет в первой, второй части слова (в первой, во второй комнатке звукового домика)?;
б) кто из братцев-гласных кричит громче?
5. «Прошагай слово» — пропрыгать, прохлопать и т.п.
б. «Кто в домике живет?» — на каком этаже живет кот, ли-са, со-ба-ка?
7. «Кто в каком вагончике поедет?» — сколько в нем окошечек (на сколько частей делится слово)?
8. «Разложи картинки» («Подели игрушки») — одно-, двух- сложные слова.
9. «“Пишем”» слова» — (части слова — полоски) под диктовку («жук», «ли-са» и т.д.):
а) раскладывать гласные звуки (красные фишки — по одной на каждую полоску);
б) положить портрет того братца-гласного, который кричит громко-долго, в нужную частьслова.
10. «Чье слово длиннее?»
11. «Строим (рисуем, выкладываем) звуковые домики» — одно-, двух-, трехкомнатные. Сколько гласных звуков в слове? (Сколько раз мы открыли рот?)
12 «Кто в каком домике живет?» игрушки с одно-, двух., трехсложными названиями.
Различение ударных и безударных гласных звуков
1. «Без ошибок повтори: “оуа”, “оуа”, “оуа” и т.п.» — ударяем голосом один из трех гласных звуков.
2. «Братцы-гласные спорят»:
а) К кому идут гости?
б) для кого это угощение?
3. «Подели картинки (предметы)» — всем братцам-гласным по одной-две.
4. «Кто главный?» — для кого из братцев найдут больше слов, в которых данный гласный звук ударяют голосом?
5. «Звуковые домики» — кто живет у братца — Аха, Охо и др.?
б. «В чьем вагончике поедет [..]?»
7. Братцы-гласные собираются идти....:
а) ...в школу — кто что берет с собой?;
б) ...в поход — выбрать один из трех-пяти предметов (слов);
в) ...на прогулку.
8. «Приключения братцев-гласных» — кто что увидел? и т.п.
9. «Кто из братцев кричит в этом слове громко, а кто — тихо?» — два сложных слова: .ли-са., .бел-ка. и т.д.
10. «Расставь портреты братцев-гласных (гласные буквы)» — на каждую полоску (слог) — по одной гласной.
11. «Я позову вас издалека» — согласных звуков не слышно; кого это зовут?
12. « Позови издалека кого-то из гостей, выделял ударный гласный звук, а я угадаю кто это».
13. «Зоопарк» (таблица):
а) кого зовет братец Ах, Ох, Их и др.?;
б) кто за кем будет ухаживать?
Различение гласных к согласных звуков
1. «Называю звук — поднимаете фишку» — красную, если звук гласный синюю — если согласный.
2. «Братцы-гласные дружат с согласными звуками»— «оп», «ат», «ук», «им», «ыв». Назвать второй звук после гласного.
3. «Какой второй звук в именах братцев-гласных Ах, Ох и т.д.»?
4. «Первый, второй» — определять гласные/согласные — «ат – та», «оп — по», «ук — ку»... и т.д.
5. «Покажи фишку» (красную-синюю) — выделение гласных/согласных из потока звуков: [а], [т], [о], [у], [п], [к], [э], [и], [ы], [м], [н].
б. «Что мешает петь согласному звуку?» — губы: [п], [б], [м]; язык и зубы: [н], [т], [д].
7. « Живые звуки (буквы)».
8. «Звуки, стройтесь в слоге!»
9. «Ловим звуки: левой рукой гласный, правой — согласный» (можно наоборот) — [а.а-а-т], [т-а-а.а].
10. «У кого из гостей в именах первый звук гласный, а у кого — согласный?»
11. «Кто из гостей произносит последним гласный/согласный звук?»— «гав»., «мяу», «му», «кукареку» и т.д.
12. « Какой первый звук в твоем имени?»
Дифференцирование согласных звуков по твердости-мягкости.
Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками
1. «Тим изменяет согласный звук, второй произносит Том».
2. «Том и Тим по-разному читают» (называют буквы) — [п/п], [т/т], [х/х] и т.д.
3. «Тим изменяет слова Тома» — «лук — люк», «пол — пал» и т.д.
4. «Тим и Том ссорятся» — делят картинку, игрушки, сладости, школьные предметы, в названии которых есть мягкие согласные звуки или нет ни одного.
5. «Том и Тим собираются...» — на прогулку, в школу, в поход. Назвать, кто что возьмет с собой, наденет, обует; выбрать из двух- трех слов.
б. «Тим и Том готовят обед» — посуда, продукты.
7. «Тим и Том в зоопарке» — в лесу, на рыбалке, в саду, на огороде и т.д.
8. «Звуковое лото» — картинки, схемы слов.
9. «В каком окошке кто живет?»— в каком окошке чей звук?
10. «Магазин» — продавцы Тим и Том, чеки — схемы слов.
11. «Зоопарк» — за кем из животных будут ухаживать Тим и Том?
12. «Тим и Том помирились» — Том говорит первую часть слова, а Тим — вторую (и наоборот): картинки: «по-ле», «ли-са», «са-ни», «ло-си», «ко-ни» и т.д.
13. «Кто говорит первую часть слова, а кто вторую — Тим или Том?»
Звуковой анализ простых слов из трех звуков
1. «Пропоем в слове каждый звук» — [жжжуууккк].
2. «Звуковые домики» — три окошка + шторки трех цветов:
а) позвать домой первый, второй, третий звуки;
б) повесить в окошки шторки нужного цвета.
3. «Построим дом» — кубики трех цветов первому, второму, третьему звукам: поставить кубик (окошки) нужного цвета.
4. «Кто в каком домике живет?»— готовые звуковые домики из кубиков трех цветов: «оса (к-с-к)», «жук (к-с-к)», «пес (з-кс)», «лось (с-к-з)», « ель (з-к-с)», «Аня (к-з-к)».
5. « Кто больше гостей пригласит в свой домик?» — готовая схема слов.
б. «Позови домой звук» — третий, первый, второй в разной последовательности.
7. «Кто из гостей (игрушки) “написал” свое слово?.»
8. «Напиши слово своего гостя».
9. «Угадай, кто у тебя в гостях?» — ребенок сам выкладывает схему первого из трех-четырех знакомых слов: «гав», «пик», «ква», «мяу».
10. «Ловим и выпускаем звуки по порядку».
11. «Покажи картинку» —в названии которой первый звук [..], второй [..], третий [.].
12. «Магазин» — на «чеках» находятся звуковые схемы простых слов: «кот», «лань», «кит», «жук», «лев», «лис», «оса», «пес», «Оля кукла», «чай», «соль», «рис» ит.д.
13. « Звуковое лото: Чья картинка?.»— кому подходит эта схема (звуковой домик)?
Выделение качественных признаков согласных звуков
1. «Домики звуков» — в которых находятся их портреты (буквы):
— красный для гласных;
— зеленый со звоночком: [й];
— зеленый без звоночка: [ч], [щ];
— синий со звоночком: [ж];
— синий без звоночка: [ш], [ц];
— сине-зеленый со звоночком: [з], [б], [д], [в + м], [н], [л], [р];
— сине-зеленый без звоночка: [с], [п], [т], [к], [ф].
Варианты:
а) «Где живет звук [..]?» — объяснить почему?;
б) «Какие звуки живут в этом домике?»;
в) «Нарисуем портрет знакомых звуков (букв) и разложим их в домики»;
г) «Нарисуем буквы» — рисовать ручками трех цветов, тонкой линией (глухие согласные) или толстой (звонкие).
2. «Раскрасим слово, написанное простым карандашом» — «лис»:
[л]- зеленая толстая линия (звонкий мягкий согласный звук);
[и] — красная толстая линия (гласный звук);
[с] — синяя тонкая линия (глухой твердый звук).
3. «Цветной диктант» — схема слов (пустые квадратики, количество которых соответствует количеству звуков в слове). Закрашивать «окошки» в нужный цвет.
4. «Кто первый?» — назвать гласный звук, звонкий согласный, глухой согласный, всегда мягкий звонкий [й], всегда мягкий глухой [ч], [щ] и т.д.
5. «Покажи картинку», в названии которой есть звонкий мягкий согласный звук, глухой твердый согласный и т.д.
б. «Магазин» — дети «платят» за игрушку, выделяя первый звук в ее названии и давая ему качественную характеристику.
Формирование основного механизма чтения: упреждающие ориентации
на гласную букву и фонему
1. «Какой согласный звук стоит впереди и после гласного звука [..]?».
2. «Какие согласные звуки живут в слоге (комнате) с ударным гласным звуком, с безударным гласным звуком [..]?.
З. «Прочитай слово без согласных звуков. — таблица» «Животные», названия которых выложены красными фишками: одна из них большая (ударный гласный звук) и одна-три маленькие (безударные гласные звуки).
4. «Звукоедик» — «съел» согласные звуки.
5. «Зовем издалека» («Эхо») — согласных звуков не слышно, громче всех « кричит» ударный гласный звук, тише — безударные гласные.
Варианты:
а) «Кого я зову издалека?»;
б) «Ты позови кого-нибудь, а мы догадаемся.»
б. «Живые буквы (звуки)».
Варианты:
а) «Звуки, стройтесь в слоги!»;
б) «Слоги, стройтесь в слова!»;
в) «Слоги, поменяйтесь местами!»;
г) «Поменяем гласный звук» — «стол — стул — стал — стыл» и т.п.
Обучение трансформации слова путем замены одной из фонем
1. «Живые звуки (буквы)».
Варианты:
а) «Звуки, стройтесь в слова!»;
б) «Звук [..], поменяйся местами со звуком [...].;
в) «Звук [..], замени в слове звук[..]».
2. «Какой звук заменили?» (по очередности в слове) — «сыч — сын — сыр - сан — сон — сор — сом — сок — сук — суп — суд — сад — сам» и т.д.
З. «Какое слово получится, если звук [..] заменить звуком — «слог слон — стон — стол — стыл — стал — стул — стук — сток — стык» и т.д.
4. «Звуковой домик» — готовая звуковая схема слова:
а) меняем один из согласных звуков: «каска — маска — ласка — лапка — лапта».;
б) меняем один из гласных звуков: «Оля — Уля — Эля — Аля».; «Иры — Ира — ура — эра — эру— ору»; «куры — кура — кора — кору»;
в) «Сделай первый согласный звук мягким» — какое слово получилось? Тим поправляет Тома: «лук — люк», «мал — мял» и т.д.
Звуковой анализ двухсложных слов
1. «Назови только первую (вторую) часть слова.»
2. «Позовем звуки домой» — по порядку в первую, во вторую части слова (комнаты).
3. «В каком окошке живет звук [..]?»
4. «В какой «комнате» (часть слова), в каком окошке должна гореть лампочка?» - где кричит ударный звук? «Ли — са», «ку — ры», «ут — ка», «па — ук»..
5. «Вставь портрет звука (знакомую букву) в нужное окошко».
б. «Нарисуй в окошке портреты звуков (знакомые буквы)».
7. «Позови домой только гласные звуки — тихо или громко?»
8. «Позови домой только согласные звуки».
9. «Какой гласный звук кричит в первой, второй (третьей) части слова?»
10. «В какой части слова гласный звук [..]?»
11. «Какая часть слова звучит громче?» — ударный гласный звук, ударный слог.
12. «Звуковые домики, — двухкомнатные из кубиков трех цветов: один-два кубика («о-са»), два-два («ли-са»), три-два («бел-ка»), три-три («зай-чик»).
Варианты:
а) «Кто в этом домике живет?»— сколько звуков — в первой части, во второй?;
б) «Кто больше?» — подобрать слова для своего «звукового домика»;
в) «Я назову слово (картинку), а вы покажите нужный «звуковой домик».
13. «Назови второй звук во второй части слова или другие звуки».
14. «Строим звуковые домики для гостей (игрушек) из кубиков трех цветов». — В начале дети берут кубики нужного цвета и нужного количества. — Логопед задает вопросы: Какие звуки есть в твоем слове?; Сколько в твоем слове твердых согласных звуков, мягких согласных звуков?; Сколько в твоем слове гласных звуков? ит.д.
Переход от развернутого фонемного анализа к сокращенному умственнону действию
1. «Звуковой домик» (схема слов):
а) «Кто в каком домике живет?»;
б) «Кому еще подходит этот домик?»;
в) «Кто больше слов придумает для своего звукового домика?»
2. «Часть слова» (слоги) — буквы, фишки:
а) «Подбери две части слова» (схема);
б) «Подбери одну часть слова. (схема)»
3. «Звуки — буквы» (картинки с готовыми схемами слов + буквы):
а) «В каком окошке живет звук [..]?»;
б) «Вставь в нужное окошко букву[..]?»;
в) «Вставь в нужное окошко портрет звуков»:
— гласных;
— звонких/глухих согласных,
— твердых/мягких.
4. «Раскрасим слова, написанные простым карандашом, печатными буквами» — обвести ручкой (фломастером) нужного цвета:
а) все гласные звуки — красной толстой линией;
б) глухие согласные — тонкой линией синего или зеленого цвета (звучат твердо или мягко);
в) звонкие согласные — толстой линией синего или зеленого цвета.
5. «Цветной диктант» — рисовать знакомые буквы («портрет звуков») ручками трех цветов (толстой/тонкой линией).
Логопедические рифмовки
Ра-ра-ра, Вчерашний град
Ра-ра-ра — Повредил виноград.
Ночью спят все до ... (утра).
Редиску в окрошку
Ра-ра-ра, Режет Сережка.
Ра-ра-ра —
Предыдущий день - ... (вчера). Есть в подарке у Марины
Три огромных мандарина.
Ра-ра-ра,
Ра-ра-ра — Титр и рысь — родня для киски,
У мышонка дом — ... (нора). Репа, редька — для редиски.
Ра-ра-ра, У мышки в норке
Ра-ра-ра Сырные корки.
У сластен в зубах ... (дыра).
Тридцать три огромных рака,
Ра-ра-ра, Все в нарядных красных фраках.
Ра-ра-ра —
В бой идут крича ... (.Ура!)
Вот окрошка — высший класс!
Ра-ра-ра, В ней домашний хлебный квас.
Ра-ра-ра —
Дым поднялся от . -. (костра). Ты не ешь зайчишек, лис!
Лучше гречку ешь и рис.
Ро-ро-ро,
Ро-ро-ро — От солнца ласковых лучей
Выпил бык воды ... (ведро). Проснулся в рощице ручей.
Ро-ро-ро, Послала бабушка Марину
Ро-ро-ро — В лесок соседний по малину.
У ореха есть .. - (ядро).
Варежки у Вали,
Ро-ро-ро, Валенки у Вари.
Ро-ро-ро —
Эскалатор есть в . -. (метро). На уроках лепки
Мы лепили репки.
Ро-ро-ро,
Ро-ро-ро — Листок под лупой рассмотри:
У Мальвины друг — .. (Пьеро). Там тли пасется ровно три.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЧИТАТЬ?
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ...
Как научить детей читать?
Все родители хотят, чтобы их дети выросли умными, умеющими ясно мыслить и правильно излагать свои мысли. Нет необходимости доказывать, что именно чтение в значительной мере способствует формированию э...
"Как научить детей читать стихи выразительно "
В данном материале рассмотрены противоречие между возможностями детей и частыми случаями невыразительного чтения стихов, важность развития интонационной выразительности у дошколят. Даны рекоменд...
Консультация"Как научить детей читать стихи с выражением"
Консультация предназначена для воспитателей ДОУ, но будет полезна и родителям....
КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЧИТАТЬ СТИХИ
КОРОТКО О ВАЖНОМ...
Консультация "Как научить детей читать"
Консультация для родителей «Как научить детей читать?»...
Семинар-практикум для родителей "Я читаю сам" или "Как научить детей читать"
Материал содержит информацию для родителей детей старшего дошкольного возраста об особенностях обучения грамоте детей дошкольного возраста и практических приёмах, используемых на начальном этапе знако...