Интеграция работы ДОУ с семьей
рабочие листы
материал предназначен для ознакомление родителями детей посещающий дошкольное учереждение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_dlya_kategorii.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция работы ДОУ с семьей
В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи.
В ст. 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно — сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. МАДОУ детский сад №242 осуществляет работу по интеграции общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:
- с семьями воспитанников ДОУ;
- с родителями, дети которых посещают группы кратковременного пребывания;
- с семьями, имеющими детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения;
- будущими родителями. Основными направлениями взаимодействия с семьей являются:
- изучение потребности родителей в образовательных услугах (для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации. С этой целью проводится анкетирование (Приложение I), социологические исследования, опросы с привлечением районных организаций;
- просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Исходя из этих направлений, осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников (схема 1).
Выявление взаимосвязи между социальным статусом и образовательными потребностями семей воспитанников позволит каждому учреждению самостоятельно выбрать спектр образовательных и оздоровительных услуг.
Так, изучив запросы населения и выявив потребность в посещении групп кратковременного пребывания, учреждение может самостоятельно решить вопрос о целесообразности открытия таких групп, исходя из имеющихся площадей, кадрового потенциала и материально-технической базы. При дошкольных учреждениях можно также создать специальную среду для развития детей раннего возраста, что позволит организовать индивидуальные занятия с учетом современной дидактики и включением родителей в развивающий процесс, обучая их педагогическим приемам.
Значимую роль во взаимодействии с семьей играет повышение правовой культуры родителей для усиления их ответственности и формирования сознательного отношения к воспитанию детей (схема 2).
Повышение педагогической культуры родителей осуществляется по следующим направлениям:
а) изучение закономерностей развития ребенка (особенностей физического и психического развития на разных возрастных этапах);
б) знакомство с современными системами семейного воспитания;
в) пропаганда здорового образа жизни;
г) содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям.
Схема 1
Основной целью ДОУ при взаимодействии с семьями является вовлечение родителей в образовательный процесс, в физическое и эмоциональное воспитание детей (схемы 3, 4).
Наряду с использованием традиционных форм работы с семьями эффективно использовать информационные письма и памятки (опыт школы М. Монтессори).
Удачной находкой для согласования работы всех служб и родителей нашего ДОУ стали «информационные корзины», в которые каждый родитель в удобное для себя время может внести предложения, замечания по работе каждой службы учреждения. На основании этих записей ответственные по направлениям корректируют свою работу, а руководитель имеет возможность сделать оперативные выводы о вопросах, беспокоящих родителей, и эффективности работы каждого подразделения. Информационная корзина включает в себя следующие графы
Наименование службы (подразделения) | Дата | Содержание просьбы, замечания, заявки | Ф.И.О. родителя | Кому адресована просьба | Информация о принятых мерах |
Административно-хозяйственная | |||||
Методическая | |||||
Медицинская | |||||
Психологическая |
В работе с семьями удачно зарекомендовали себя и такие формы, как:
— семейные и межсемейные проекты различной направленности;
— устные журналы;
— родительские гостиные;
— тренинги по запросам родителей;
— совместные вернисажи;
— мастер-классы;
— клубы по интересам;
— библиотека компьютерных игр;
— совместное творчество родителей, детей и специалистов;
—- аукционы.
Профессиональный уровень педагогов и научный потенциал сотрудников учреждения позволяет вести работу с семьями дошкольников по различным направлениям:
— рекламная и маркетинговая деятельность;
—- психолого-педагогическое консультирование и коррекционная помощь детям.
Преемственность между ДОУ и школой предполагает не только традиционные формы взаимоотношений, но и:
— создание единой психологической службы;
— психологическое сопровождение ребенка до окончания школы;
— учет рекомендаций психологической службы при выборе программ обучения в школе.
Исходя из условий каждого учреждения, руководитель обязан видеть перспективу взаимодействия с семьями.
Перспективы в работе нашего учреждения:
1. Создание справочно-информационной службы по вопросам воспитания и образования дошкольников для жителей микрорайона.
2. Создание групп ранней социализации при ДОУ
3. Создание группы интегративного воспитания для детей-инвалидов.
4. Привлечение средств массовой информации к проблемам дошкольного воспитания и открытие родительского клуба на кабельном ТВ.
В целом работу с семьей по перечисленным направлениям помогает осуществлять план работы с семьей (Приложение 2).
Схема 2
Схема 3
Схема 4
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители! Для выявления Ваших запросов, интересов ц пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в дошкольном учреждении просим Вас ответить на следующие вопросы.
1. Фамилия, имя ребенка...............................................................
2. Дата рождения ............................................................................
3. Сведения о родителях (ФИО, возраст, образование, должность Мать...........................................................................................
Отец...........................................................................................
4. Домашний адрес, телефон .......................................................
5. Как Вы оцениваете состояние здоровья Вашего ребенка:
— хорошее;
— удовлетворительное;
— неудовлетворительное.
6. Назовите любимые занятия Вашего ребенка...........................
7. Считаете ли Вы, что у Вашего ребенка есть особые способности таланты Какие?..................................................................................
8. Перечислите виды досуга, проводимого вместе с ребенком..........
9. Охарактеризуйте Вашего ребенка (самостоятельность, аккуратность, агрессивность, вежливость, возбудимость, коммуникативность независимость и т.п.)........,..................,.......................,...........................
10. Как Вы получаете информацию об образовательных услугах для Вашего ребенка:
— случайно (из разговоров, объявлений, рекламы и пр.);
— целенаправленно занимаетесь поисками интересующих Вас детских садов, кружков, студий, секций, преподавателей и пр.
— все это мало интересует.
11. Пожалуйста, выделите пять наиболее важных для Вас источников информации и советов по воспитанию ребенка, которым Вы боле: всего доверяете:
— журналы по вопросам воспитания и образования;
— психологическая и педагогическая литература, отечественная и переводная;
— психолог детского сада;
— воспитатель детского сада;
— телевидение, радио;
— советы соседей;
— своя интуиция;
— опыт того, как воспитывали Вас Ваши родители;
— психологические консультации;
— советы Ваших родителей;
— советы Ваших друзей;
— другие источники ,
12 Мы, как родители, чувствуем себя (подчеркните):
— вполне уверенно, у нас почти все получается так, как мы хотим;
— не уверены, что действуем правильно;
— многое делаем неправильно, но не знаем, как изменить ситуацию;
— чувствуем себя неуверенно — вдруг мы что-то делаем не так
как надо;
— все будет в порядке, мы выросли — и они вырастут;
— мы все время знакомимся с рекомендациями по воспитанию детей.
13. Мы согласны с утверждениями (подчеркните):
— педагоги и психологи могут помочь только советом — действовать все равно должны, в первую очередь, мы — родители;
— хотели бы, чтобы заботу о воспитании нашего ребенка взяли на себя педагоги — ведь это их профессия;
— родители и сотрудники учреждения образования в равной степени отвечают за воспитание детей.
14. На что, по Вашему мнению, должно быть направлено образование Вашего ребенка до школы? (выделите один пункт)
— на его общее развитие;
— на подготовку к школе;
— на приобщение к культурным ценностям.
15. Что бы Вы хотели получить от нашего образовательного учреждения?
— максимально полную информацию о ребенке;
— педагогические советы по общению с ним;
— рекомендации, как и чем лучше заниматься с ребенком дома;
— общение с родителями других детей;
— участие в мероприятиях, проводимых в ДОУ;
— индивидуальную психологическую консультацию;
— консультации других специалистов (перечислите, каких)
— другое.
16. Какие надежды по воспитанию ребенка Вы возлагаете на ДОУ?
17. Кто из родителей заполнял данную анкету?
Большое спасибо за помощь в нашей работе!
Надеемся на дальнейшее сотрудничество.
Приложение 2
План работы с семьями воспитанников МАДОУ д/с №242 на 2021/22 уч.год
Формы работы | Содержание работы | Сроки проведения | Ответственные | Отметка о выполнении | |||||||
1. Рекламный блок | |||||||||||
Маркетинговые исследования. Создание презентационного имиджа ДОУ | 1. Создание рекламных буклетов, листовок, плакатов, щитов, адресных информационных писем, видеороликов, популяризация деятельности в средствах массовой информации и информационных изданиях. 2. Комплексное пролонгированное анкетирование родителей по выявлению потребностей в образовательных и оздоровительных услугах для воспитанников ДОУ. 3. Создание банка данных по семьям (ДЭЗы, детские поликлиники, женские консультации и т. п.) 4. Интервьюирование. 5. Дни открытых дверей. 6. Праздники с рекламой ДОУ. 7. Благотворительные марафоны, распродажи | в течение года | заведующая, заместитель заведующей по в/о работе, психологи | ||||||||
II блок. Планирование работы с семьями воспитанников | |||||||||||
1 . Банк данных по семьям воспитанников | 1. Социологическое исследование по определению социального статуса и микроклимата семьи: анкеты для воспитателей и для родителей, беседы с детьми, изучение рисунков детей по теме «Наша семья» (метод социометрии в рамках семьи). 2. Выявление уровня родительских требований к дошкольному образованию детей. 3. Проведение мониторинга потребностей семей микрорайона в дополнительных услугах | 1 квартал 2 раза в год | социальный педагог, психологи, воспитатели | ||||||||
2. Нормативные документы | 1. Знакомство с уставными документами и локальными актами учреждения 2. Заключение договоров с родителями воспитанников ДОУ | сентябрь | заведующая | ||||||||
3. Анкетирование и опросы | 1. Выявление потребностей родителей в образовательных и оздоровительных услугах. 2. Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс. Уровень родительских требований к образованию детей. 3. Социологическое исследование семей. 4. Исследование адекватности родительской оценки детских способностей. Оценка деятельности ДОУ | март, апрель, ноябрь, декабрь, октябрь, ноябрь, февраль, март | социально- психологическая служба | ||||||||
4. Родительские собрания | Участие в обсуждении вопросов физического, социального, познавательного и эстетического развития детей. Вопросы адаптации детей в ДОУ. Результативность воспитательно-образовательной работы за прошедший период и готовность детей к школьному обучению. Конференция «Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном учреждении и семье» | сентябрь. апрель, май | воспитатели, педагоги б/о и д/о, медико- психолого -социальная служба, заведующая, руководители структурных подразделений | ||||||||
5. Дни открытых дверей | Консультативный клуб. (Согласно заявленной тематике годового плана). | 1 раз в квартал | методическая служба, педагоги д/о психологи | ||||||||
6. Телефон доверия | Обмен индивидуальной информацией (со структурными подразделениями ) | по потребности | социально- психологическая служба | ||||||||
7. Родительские гостиные | 1 . Музыкальная гостиная «Волшебный мир музыки» (силами родителей и выпускников ДОУ разных лет), посвященная Дню музыки. 2. «В мире красок и фантазии» (изобразительное искусство). 3. Круглый стол «Отец - воспитатель» | октябрь, март, апрель, февраль | социальный педагог, педагоги д/о по ИЗО | ||||||||
8. Работа в библиотеке | 1. Тематика встреч с родителями: «Книга в жизни ребенка», «Воспитание сказкой», «Дети и поэзия». «Умные книжки - умным детишкам». 2. Организация тематических выставок новинок литературы. 3. Обмен книгами (выдача книг на дом и пополнение библиотечного фонда за счет пожертвований родителей) | ноябрь, февраль, апрель, в течение года | старший воспитатель, библиотекарь | ||||||||
9. Помощь родителей учреждению | 1. Организация и помощь в проведении мероприятий (экскурсий, походов). 2. Спонсорство. 3. Участие в субботниках | в течение года | административно-хозяйственная служба | ||||||||
III. Совместное творчество детей, родителей и педагогов | |||||||||||
1. Привлечение родителей к участию и деятельности ДОУ | 1. Работа над образовательными и творческими проектами. 2. Занятия с участием родителей. 3. Домашние задания для совместного выполнения родителями и детьми. 4. Индивидуальные проекты для совместного выполнения родителями и детьми с повышенными познавательными потребностями. 5. Групповые досуговые мероприятия с участием родителей. 6. «Гость группы» (совместные игры, интересные дела). 7. Участие в организации выставок. 8. Смотр-конкурс «Сочиняем скажу вместе». 9. Выставки работ выполненных детьми и их родителями | в течение года | педагоги, социальный педагог, психолог, педагоги групп | ||||||||
2. Творческая лаборатория | 1 . Работа над созданием единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье с целью обеспечения непрерывности образования «Детский сад — семья». 2. «Взрослые — детям». Театрализованные представления с участием родителей в качестве героев. 3. Выпуск журнала «Диалог с семьей» (самиздат). 4. Преемственность поколений. Поддержка семейных традиций. Семейные альбомы: «Чтоб жизнь повторилась сначала, загляните в семейный альбом», «Наши традиции», «Досуг в семье». 5. Конкурс семейных талантов. 6. Создание рукописных книг, выпуск газет. 7. Кулинарный класс | в течение года | творческая группа | ||||||||
3. Досуговые мероприятия | 1. Детские праздники, театрализованные представления, конкурсы, викторины, выставки (согласно годовому плану). 2. КВН «Кузьминок милые места» (совместные команды детей и родителей нескольких групп). 3. «День здоровья». 4. «Разудалая масленица». 5. Конкурс семей «Ключ семейного счастья». 6. «Спортивная дискотека» | в течение года, ноябрь, январь, февраль, апрель май— июнь | социальный педагог, психолог, педагоги, методическая служба | ||||||||
IV. Педагогическое просвещение родителей | |||||||||||
1. Наглядная педагогическая пропаганда | 1. Рекламный стенд. 2. Стенд нормативных документов, регламентирующих деятельность учреждения. 3. Информационные стенды в группах. 4. Информационные корзины (выявление и статистический учет текущих проблем, оперативное информирование и вовлечение в решение проблемной ситуации служб и специалистов по заявке родителей). 5. Информационные письма «Из первых рук» (по заявленной тематике). 6. Памятки для родителей. 7. Тематические выставки | в течение года | старшие воспитатели, соц. педагог | ||||||||
2. Школа для родителей | 1. Семья как социальный институт «Концепция — «Я». 2. «Клуб счастливой семьи» (по циклам). 3. «Растим здорового ребенка». 4. Семинар - практикум «Питание и красота» | в течение года | социально- психолог. служба, Н.М. Метенова, доцент, медико - психолог. служба, методическая служба | ||||||||
3. Консультирование | По планам различных служб и специалистов. По запросам родителей | в течение года | медико-со- циально-пе- дагогическая служба | ||||||||
4. Консультативный центр для населения | 1. Социологические опросы по заявленным проблемам. 2. Консультации по вопросам семьи и брака, воспитания детей. 3. Консультативная помощь на дому. 4. Тестирование (по запросам). 5. Беседы, лекции по вопросам воспитания в семье. 6. Семинар- практикум (медико-психологической службы для групп кратковременного пребывания). 7. Работа по плану библиотеки | в течение года | медико-психологическая служба, социально-педагогическая служба | ||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение уровня компетентности семей, имеющих детей с речевыми нарушениями через интеграцию работы учителя-логопеда и педагога-психолога
В данной статье описывается опыт взаимодействия с родителями в форме практических семинаров....
Интеграция работы
Консультация для воспитателей...
Презентация " Развитие музыкальных способностей дошкольников в условиях интеграции детского сада и семьи"
Презентация на тему "Развитие музыкальных способностей дошкольников в условиях интеграции детского сада и семьи"...
Интеграция работы специалистов в развитии образовательной среды в дошкольном учреждении
В статье представлен опыт работы по взаимодействию педагогов детского сада по обогащению предметно-развивающей среды....
Презентация на тему " Интеграция воспитательных усилий школы,семьи и общества"
С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Интеграция-воспитание родителей- международный термин, од которым понимается помощь родителям в выпо...
«Система организации работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников в процессе интеграции деятельности ДОУ и семьи»
laquo;Система организации работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников в процессе интеграции деятельности ДОУ и семьи»...