Развитие словаря у дошкольников
консультация

Борисова Ксения Владимировна

Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_slovarya_u_doshkolnikov.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие словаря у дошкольников

Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

Младшая группа

Пассивный и активный словарь ребенка 2-3 лет целесообразно развивать, знакомя его с предметами, чаще всего встречающимися в жизни малыша. Это одежда, посуда, игрушки, домашние животные, члены семьи. Одевая ребенка на прогулку, умывая ребенка,  проговаривайте каждое действие, знакомьте с признаками предметов. «Наденем колготки», «Принеси шапочку», «Шапка теплая, шерстяная», «Кофта синяя», и т.п.

«Поручения»

Перед ребенком находится несколько игрушек: мишка, кукла, тарелка, ложка, зубная щетка, расческа и т.п. Попросите малыша покормить куклу из тарелки; почистить зубы мишке зубной щеткой, причесать куклу расческой и т.п.

«Сделай»

Попросите малыша похлопать в ладоши, подпрыгнуть, присесть, покрутиться, поднять руки вверх, закрыть глаза, открыть рот и т.д.

«Положи кубик»

Перед ребенком несколько кубиков разного цвета. Поручите малышу положить красный кубик под кресло; синий кубик на подоконник; желтый – за занавеску, зеленый – около зеркала, белый – в шкаф.

«Кто как говорит?»

Разложите на столе карточки с изображением животных. Взрослый озвучивает одного из животных, а ребенок нажимает на соответствующую карточку (как на кнопку). Например, вы говорите «мяу» - ребенок дотрагивается до карточки с кошкой и произносит (возможно с вашей помощью) «кошка». Далее вы говорите «бе» - ребенок дотрагивается до карточки с овечкой и говорит «овечка» и т.д.


Средняя группа

«Какие бывают иголки?»

Цель: дать детям представление о многозначном слове (например: «игла»), учить подбирать однокоренные слова, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.

«Вот иголка. Как ее можно назвать? – Швейные. Что этой иглой можно делать? – Шить, вышивать. Что шьют швейной иглой? А какие еще  иголки вы знаете? (Сосновые, еловые, медицинские). Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие).

«Будь внимателен!»

Цель: учить детей правильно образовывать глаголы с различными приставками.

Хлопнуть в ладоши, если предложение звучит неправильно  и назвать правильный ответ.

Подносить через дорогу;

Войти в дом;

Переходить стул к столу;

Отходить из дома.

"На что похоже?"

Цель: приучать детей к осмысленному употреблению слов в речи; учить подбирать синонимы, сравнения, подводить к пониманию образных выражений в загадках.

Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения) с опорой на зрительное восприятие (картинки).

                        Белый снег похож на (что?)…

                        Снежинки похожи на (что?)…

                        Синий лед похож на (что?)…

                        Пушистый зайчонок похож на (что?)…

«Бабочка и гриб»

Цель: изменение глагола с помощью приставки.

Игровой материал: игрушки: гриб, бабочка.

Бабочка к грибу (подлетела).

Бабочка вокруг гриба (облетела).

Бабочка через гриб (перелетела).

"Сравни наоборот"

Цель: активизировать в речи детей слова-антонимы при сравнении предметов.

Используются слова: больше - меньше, тяжелее - легче, выше - ниже, быстрее - медленнее и другие. Проводится с привлечением наглядности.

            Грузовик и такси. Что больше? Что меньше?

            Жираф и лошадь. Кто кого выше? Ниже?

            Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?

            Заяц и черепаха. Кто двигается быстрее? Кто - медленнее?

Старшая и подготовительная группы

«Подбери словечко»

Цель: расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Ход игры:В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать:

«Свежий» … (воздух, огурец, хлеб, ветер);

«старый» … (дом, пень, человек, ботинок);

«свежая» … (булочка, новость, газета, скатерть);

«старая» … (мебель, сказка, книга, бабушка);

«Мяч бросай и животных называй»

В зависимости от темы игры возможны варианты:

 «Мяч бросай, четко фрукты называй» или

«Мяч бросай, транспорт быстро называй».

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

«Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры. Взрослый задает вопрос, а ребенок, поймав мяч, должен ответить и вернуть мяч

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)

2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)

3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто.дом, шкаф...) и т.д.

«Объясни значение»

Цель: учить  разъяснять фразеологизмы.

Не в своей тарелке – в плохом настроении, плохо себя чувствует.

Съесть пуд соли – хорошо узнать друг друга.

Скатертью дорога – уходи, без тебя обойдёмся.

Мутить воду – сбивать с толку, вводить в заблуждение.

«Мои действия»

Цель: расширение словаря детей за счет названий действия предмета.

Я могу (что делать): обувать, обуваться, разуваться, носить, ремонтировать, промокать, покупать, продавать;

Завязывать, развязывать (шнурки, застёгивать, расстёгивать (молнию, чистить.

Подготовила учитель-дефектолог Марченкова А.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словаря у дошкольников

Сообщение к педсовету, краткий обзор задач, методов и приемов развития словаря у детей дошкольного возраста:http://docme.ru/SB9...

Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в развитии словаря у дошкольников".

Особенности содержания и методики словарной работы в разных возрастных группах. Подбор материала для дидактических игр в разных возрастных группах....

Методические рекомендации для развития словаря старших дошкольников по лексическим темам: «Дикие животные» и «Домашние животные»

В данной брошюре систематизирован лексический материал по темам «Дикие животные» и «Домашние животные». В пособии подобрано содержание для различных видов детской деятельности: экскурсий, наблюдений, ...

Методические рекомендации для воспитателей " по развитию словаря у дошкольников"

Методические  рекомендации ознакомят с особенностями организации занятий по развитию словаря у дошкольников....

Влияние художественной литературы на развитие словаря старших дошкольников

Статья о важности использования художественной литературы в ДОО...

Влияние художественной литературы на развитие словаря старших дошкольников

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведе...

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность проблемы обусловлена необходимостью более полного освещения вопросов о развитии словаря старших дошкольников в разных видах деятельности.Одной из важнейших предпосылок овладения чтением, ...