Методические рекомендации для воспитателей " по развитию словаря у дошкольников"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Лаврентьева Екатерина Сергеевна

Методические  рекомендации ознакомят с особенностями организации занятий по развитию словаря у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение развития словаря ребенка в формировании связной речи трудно переоценить. Без освоения лексической системы языка невозможно овладеть речью как средством общения. Развитие словаря является необходимым условием для формирования у ребенка полноценных представлений о речеязыковой системе в целом.

Основные цели работы со словарем:

- расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);

- активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

Задачи:

-обогащение словарного запаса, уточнение значений слов;

-повышение уровня понимания слов

-расширение коммуникативно-адаптивных связей

 

Основные методы и приемы по работе со словарем:

 

1) Разговор с детьми. Идти навстречу порывам детей делиться своими переживаниями, мыслями, выслушивать их, расспрашивать, отвечать на их

вопросы, по возможности сопровождать речью все проявления жизненного общения с ребенком.

2) Поручения и задания. Использование методически продуманных поручений, которые даются детям. Ребенку дается определенное поручение. Желательно, чтобы оно имело практическое, ребенком осознаваемое значение. При этом он должен:

-  внимательно выслушать, что ему говорят,

- понять содержание обращенной к нему речи,

-  запомнить сказанное,

- выполнить поручение,

- дать словесный отчет о выполненном,

-  в итоге оказать помощь. 
Таким образом, к активности привлекаются внимание, интеллект, память, моторика, речь.

3) Беседа. Ее цель — систематизировать и закреплять живым словом знания, приобретенные опытным путем, непосредственно связанные с восприятиями детей и их живыми впечатлениями.

            Темы для бесед могут быть чрезвычайно разнообразны: их подсказывает домашняя обстановка, детский сад, живое общение сдетьми в быту.

4) Чтение. Выразительное художественное чтение доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что дети начинают активно пользоваться этим богатством. Каждое новое, незнакомое слово должно быть объяснено педагогом и закреплено с помощью дидактических упражнений.

5) Письма. Ребенок должен понять, что письмо—средство общения между людьми. В письмах люди сообщают друг другу о подробностях своей жизни, узнают о жизни других, выражают благодарность за что-либо, поздравляют, приглашают куда-либо. Следует развивать в детях отношение к письмам как к делу серьезному -  надо хорошенько обдумать, что будешь писать, как лучше изложить свои мысли. Дошкольники письмо к тому или другому лицу составляю коллективно. Дети под руководством педагога обсуждают, что и как написать, а пишет сам педагог.

6) Заучивание стихотворений. Ребенок очень рано начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, проявлять рано выраженную чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм стихотворения.

 

 Обогащение словарного запаса, активизация словаря.

Развитие психических процессов, активизация и обогащение словаря существительных, прилагательных и глаголов.

Предполагается использование следующих упражнений:

·         «Где позвонили?» (Определение направления звука);

·         «Скажи, что ты слышишь» (Развивать внимание, учить прислушиваться к звукам);        

·         «Тихо – громко» (Учить определять силу звучания; координация звучания с движением);         

·         «Слушай хлопки» (Учить детей внимательно слушать педагога и действовать по его инструкции);          

·         «Найди различия» (Учить обращать внимание на детали изображения).    

·          «Повтори за мной», «Запомни и воспроизведи»         (Развивать моторно-слуховую память);         

·          «Выдели неподходящий предмет», «Краски» (Формирование операций анализа, синтеза, обобщения);

·         «Ассоциации»        (Развитие ассоциаций);      

·         «Назови одним словом» (Учить называть обобщающее слово-существительное); 

·         «Назови части»       (Активизировать словарь существительных);

·          «Скажи наоборот» (Обогащать словарь антонимами-существительными) и т.д.

 

 

 Повышение уровня понимания слов, расширение коммуникативно-адаптивных связей.

Раскрытие многозначности слова. Расширение запаса синонимов и антонимов. Формирование умения правильно употреблять слова.

Используются следующие упражнения:

·         «Догадайтесь, каким будет четвертое слово» (Учить восстанавливать смысловые ряды слов).      

·         «Подбери предмет» «Кто или что может это сделать»         (Учить подбирать предметы к названию действий);

·         «Группировка предметов» (Формирование синтетической деятельности, обобщения);

·          «Отгадай загадку», «Сочини загадку»           (Развивать понимание ребенком иносказательного смысла загадок с, использованием наглядной опоры).       

·           «Кому что нужно?» (Подбор к слову, обозначающему предмет, соответствующих слов-наименований действия и наоборот (применительно к различным лексическим темам и др.);

·         «Раз стишок, два стишок» (Заучивание и разбор небольших стихотворений);

·         «Скажи по-другому», «А как на оборот?» (Подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы, их свойства, различные действия);

·         «Почтальон принес посылку», «Про покупку» (Учить описывать предметы, их свойства, действия с применением этих предметов);

·         «Этикет и этикетка» (Учить пониманию разного значения слов);

·         «Пишем письмо маме».

           

Проверка использования словарного запаса в самостоятельной речи:

  • составление словесной характеристики предметов, наблюдаемых во время прогулки или экскурсии (упражнение на составление словосочетаний и фраз — кратких характеристик-описаний растений, домашних животных и птиц, природных явлений - облака, дождь и т.п.);
  • выполнение рисунков к характеризуемым предметам с последующим составлением фраз-высказываний по вопросам. «Объясни, что общее у предметов»;      
  • закрепление новых слов в игровой  и повседневной деятельности детей.   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в развитии словаря у дошкольников".

Особенности содержания и методики словарной работы в разных возрастных группах. Подбор материала для дидактических игр в разных возрастных группах....

Консультация для воспитателей «Особенности развития словаря детей дошкольного возраста»

Слово – носитель содержания, обусловливающего звуковую оболочку речи. Известно, что чем богаче словарь человека, тем больше возможностей у говорящего выбрать нужную словоформу для построения связного ...

Методические рекомендации для развития словаря старших дошкольников по лексическим темам: «Дикие животные» и «Домашние животные»

В данной брошюре систематизирован лексический материал по темам «Дикие животные» и «Домашние животные». В пособии подобрано содержание для различных видов детской деятельности: экскурсий, наблюдений, ...

Педагогическая деятельность воспитателя по расширению словаря старших дошкольников в процессе использования художественной литературы

В статье представлен опыт работы с художественной литературой для решения задачи обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста...

Педагогическая деятельность воспитателя по расширению словаря старших дошкольников в процессе использования художественной литературы

В статье представлен материал по формированию и расширению словарного запаса дошкольников в процессе использования художественной литературы...

Методические особенности работы по развитию словаря у детей раннего возраста.

Методические особенности работы по развитию словаря у детей раннего возраста....