Методические рекомендации для воспитателей " по развитию словаря у дошкольников"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему
Методические рекомендации ознакомят с особенностями организации занятий по развитию словаря у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации для воспитателей " по развитию словаря у дошкольников" | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение развития словаря ребенка в формировании связной речи трудно переоценить. Без освоения лексической системы языка невозможно овладеть речью как средством общения. Развитие словаря является необходимым условием для формирования у ребенка полноценных представлений о речеязыковой системе в целом.
Основные цели работы со словарем:
- расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
- активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
Задачи:
-обогащение словарного запаса, уточнение значений слов;
-повышение уровня понимания слов
-расширение коммуникативно-адаптивных связей
Основные методы и приемы по работе со словарем:
1) Разговор с детьми. Идти навстречу порывам детей делиться своими переживаниями, мыслями, выслушивать их, расспрашивать, отвечать на их
вопросы, по возможности сопровождать речью все проявления жизненного общения с ребенком.
2) Поручения и задания. Использование методически продуманных поручений, которые даются детям. Ребенку дается определенное поручение. Желательно, чтобы оно имело практическое, ребенком осознаваемое значение. При этом он должен:
- внимательно выслушать, что ему говорят,
- понять содержание обращенной к нему речи,
- запомнить сказанное,
- выполнить поручение,
- дать словесный отчет о выполненном,
- в итоге оказать помощь.
Таким образом, к активности привлекаются внимание, интеллект, память, моторика, речь.
3) Беседа. Ее цель — систематизировать и закреплять живым словом знания, приобретенные опытным путем, непосредственно связанные с восприятиями детей и их живыми впечатлениями.
Темы для бесед могут быть чрезвычайно разнообразны: их подсказывает домашняя обстановка, детский сад, живое общение сдетьми в быту.
4) Чтение. Выразительное художественное чтение доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что дети начинают активно пользоваться этим богатством. Каждое новое, незнакомое слово должно быть объяснено педагогом и закреплено с помощью дидактических упражнений.
5) Письма. Ребенок должен понять, что письмо—средство общения между людьми. В письмах люди сообщают друг другу о подробностях своей жизни, узнают о жизни других, выражают благодарность за что-либо, поздравляют, приглашают куда-либо. Следует развивать в детях отношение к письмам как к делу серьезному - надо хорошенько обдумать, что будешь писать, как лучше изложить свои мысли. Дошкольники письмо к тому или другому лицу составляю коллективно. Дети под руководством педагога обсуждают, что и как написать, а пишет сам педагог.
6) Заучивание стихотворений. Ребенок очень рано начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, проявлять рано выраженную чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм стихотворения.
Обогащение словарного запаса, активизация словаря.
Развитие психических процессов, активизация и обогащение словаря существительных, прилагательных и глаголов.
Предполагается использование следующих упражнений:
· «Где позвонили?» (Определение направления звука);
· «Скажи, что ты слышишь» (Развивать внимание, учить прислушиваться к звукам);
· «Тихо – громко» (Учить определять силу звучания; координация звучания с движением);
· «Слушай хлопки» (Учить детей внимательно слушать педагога и действовать по его инструкции);
· «Найди различия» (Учить обращать внимание на детали изображения).
· «Повтори за мной», «Запомни и воспроизведи» (Развивать моторно-слуховую память);
· «Выдели неподходящий предмет», «Краски» (Формирование операций анализа, синтеза, обобщения);
· «Ассоциации» (Развитие ассоциаций);
· «Назови одним словом» (Учить называть обобщающее слово-существительное);
· «Назови части» (Активизировать словарь существительных);
· «Скажи наоборот» (Обогащать словарь антонимами-существительными) и т.д.
Повышение уровня понимания слов, расширение коммуникативно-адаптивных связей.
Раскрытие многозначности слова. Расширение запаса синонимов и антонимов. Формирование умения правильно употреблять слова.
Используются следующие упражнения:
· «Догадайтесь, каким будет четвертое слово» (Учить восстанавливать смысловые ряды слов).
· «Подбери предмет» «Кто или что может это сделать» (Учить подбирать предметы к названию действий);
· «Группировка предметов» (Формирование синтетической деятельности, обобщения);
· «Отгадай загадку», «Сочини загадку» (Развивать понимание ребенком иносказательного смысла загадок с, использованием наглядной опоры).
· «Кому что нужно?» (Подбор к слову, обозначающему предмет, соответствующих слов-наименований действия и наоборот (применительно к различным лексическим темам и др.);
· «Раз стишок, два стишок» (Заучивание и разбор небольших стихотворений);
· «Скажи по-другому», «А как на оборот?» (Подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы, их свойства, различные действия);
· «Почтальон принес посылку», «Про покупку» (Учить описывать предметы, их свойства, действия с применением этих предметов);
· «Этикет и этикетка» (Учить пониманию разного значения слов);
· «Пишем письмо маме».
Проверка использования словарного запаса в самостоятельной речи:
- составление словесной характеристики предметов, наблюдаемых во время прогулки или экскурсии (упражнение на составление словосочетаний и фраз — кратких характеристик-описаний растений, домашних животных и птиц, природных явлений - облака, дождь и т.п.);
- выполнение рисунков к характеризуемым предметам с последующим составлением фраз-высказываний по вопросам. «Объясни, что общее у предметов»;
- закрепление новых слов в игровой и повседневной деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в развитии словаря у дошкольников".
Особенности содержания и методики словарной работы в разных возрастных группах. Подбор материала для дидактических игр в разных возрастных группах....
Консультация для воспитателей «Особенности развития словаря детей дошкольного возраста»
Слово – носитель содержания, обусловливающего звуковую оболочку речи. Известно, что чем богаче словарь человека, тем больше возможностей у говорящего выбрать нужную словоформу для построения связного ...
Методические рекомендации для развития словаря старших дошкольников по лексическим темам: «Дикие животные» и «Домашние животные»
В данной брошюре систематизирован лексический материал по темам «Дикие животные» и «Домашние животные». В пособии подобрано содержание для различных видов детской деятельности: экскурсий, наблюдений, ...
Педагогическая деятельность воспитателя по расширению словаря старших дошкольников в процессе использования художественной литературы
В статье представлен опыт работы с художественной литературой для решения задачи обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста...
Педагогическая деятельность воспитателя по расширению словаря старших дошкольников в процессе использования художественной литературы
В статье представлен материал по формированию и расширению словарного запаса дошкольников в процессе использования художественной литературы...
Методические особенности работы по развитию словаря у детей раннего возраста.
Методические особенности работы по развитию словаря у детей раннего возраста....
Педагогическая деятельность воспитателя по расширению словаря старших дошкольников в процессе использования художественной литературы
развитие речи дошкольников с использованием художественной литературы...