" Значение сюжетно-ролевых игр в коррекции детей с ЗПР".
консультация
Предварительный просмотр:
Игра – важнейший компонент развития ребенка. Она так же необходима для его развития – как воздух для дыхания.
Игра может быть как очень полезной и развивающей – так и вредной и тормозящей развитие. Все зависит от ее содержания и организации
Ведь что такое игра? Это моделирование ситуаций и сценариев реальной жизни. Порой своеобразное. Порой фантастическое.
Но игра – это отражение реальности.
Порой для самоуспокоения родителям хватает наблюдения, что ребенок занят игровой деятельностью и ведет себя относительно спокойно. Это одна из самых серьезных родительских ошибок. Но ведь так же себя вели наши родители, скажете вы. И будете абсолютно правы. Наши папы, мамы, бабушки и даже прабабушки, реагировали так же.
Вот только времена изменились.
Раньше вместе играли дети всех возрастов. В силу многодетности семей и ограниченности вариантов развлечений. Старшие задавали тон и содержание игр. Порой шкодливое. Но адекватное действительности. Младшие – перенимали нормы и правила, в свою очередь, с возрастом, передавая их. Сейчас – этой преемственности нет. А обилие виртуальных развлечений зашкаливает. И ребенок, не имея оценочной шкалы, начинает моделировать в игре любую получаемую информацию. Закреплять в игровой деятельности, как положительные, так и негативные модели и состояния.
Эта ситуация возникла не сейчас. И не внезапно.
Я хочу познакомить вас со словами педагога с мировым именем,
Константина Дмитриевича Ушинского:
«Присмотритесь и прислушайтесь, как обращаются девочки со своими куклами, мальчики со своими солдатиками и лошадками, и вы увидите в фантазиях ребенка отражение действительности, окружающей его жизни - отражение часто отрывочное, странное. У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки. …Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы накупите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни»
Самый главный совет, который хочется дать всем родителям: хотя бы пару раз в день, несколько минут наблюдайте за игрой своего ребенка. И вам раскроется его внутренний мир. Его проблемы и потребности. То, что он никогда не скажет вам прямо.
И второй по важности совет: как можно чаще играйте с ребенком. Задавая ему правильные игровые модели и адекватные эмоциональные состояния. Приучая его к социальному взаимодействию и работе в команде. Это необходимо любому ребенку.
И критически необходимо ребенку с задержкой психического развития.
Ввиду особенностей развития, именно сюжетно-ролевая игра позволяет максимально эффективно выработать у наших детей поведенческие модели и адекватное эмоциональное реагирование. Преодолеть барьер в общении с другими детьми.
Можно долго рассказывать о нейропсихологических, неврологических и других аспектах игровой деятельности. Но коротко о главном!
Несколько практических рекомендаций:
- Сюжеты ролевых игр для детей с ЗПР должны быть просты и кратки по компоновке и содержанию. Максимум 2-3 ролевых действия (этапа) для достижения цели.
- Выбор содержания сюжетов должен основываться на актуальных проблемах и потребностях ребенка.
- Родитель должен убедиться, что срежиссированный им сюжет правильно воспринимается ребенком и адекватно воспроизводится его воображением.
- Родитель должен мотивировать ребенка на достижение игровой цели и поддерживать мотивацию в ходе игры.
- Родитель должен непосредственно участвовать в игровом процессе.
- Не нужно заострять внимания на отклонении ребенком от ролевого сюжета. Главное – должны быть реализованы обучающие и воспитательные цели игры.
- Игровые предметы не могут быть абстрактными. (нельзя скажем мяч и кубик определить как медвежонка и зайчика) максимум – игрушки и куклы играют воодушевленные роли.
- Если детей несколько, родитель должен стимулировать игровое взаимодействие между ними.
- сюжеты игр могут быть как предметно – бытовые («Больница», «Магазин», «Семья», «Стройка», так и психокоррекционные.
Например, преодоление детских страхов.
Хочется рассказать
как нужно играть в такие игры:
Для них наиболее эффективно использование игр с мягкими игрушками и куклами. Выбор кукол и игрушек осуществляется исходя из индивидуальных пристрастий ребенка. Он сам должен выбрать смелую или трусливую, добрую или злую куклу.
Роли следует распределять так:
сначала за злую и трусливую игрушку говорит взрослый, а за смелую и добрую - ребенок. Затем надо поменяться ролями. Это позволит ребенку посмотреть на ситуацию с различных точек зрения, а пережив вновь «неприятный» сюжет, избавиться от преследующих его негативных чувств.
Причем, если ребенок испытывает беспокойство при общении со взрослым, можно сочинить диалог, в котором кукла взрослого будет исполнять роль ребенка, а кукла ребенка будет отвечать за взрослого.
Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что он (как и его герой) умеет справляться с трудностями. При этом очень важно не только развивать игровую ситуацию, но и обсудить с ребенком то, как он может использовать полученный в игре опыт для решения жизненных ситуаций.
Сюжетами для ролевых игр целесообразно выбирать трудные случаи из жизни каждого ребенка:
например, если ребенок боится отвечать на вопросы воспитателя, то следует проиграть с ним именно эту ситуацию. При этом нужно обратить внимание ребенка на то, что происходит с ним в каждый определенный момент и как можно избежать неприятных переживаний и ощущений (используя дыхательные упражнения, методы самовнушения «Я справлюсь», приемы саморегуляции: поочередное сжимание кистей рук в кулаки и расслабление их).
В конце, хочется дать третий важный совет: играйте с ребенком в игры важные и полезные для него. Для его потребностей на данном этапе.
Подготовила : Горшкова С.Г.
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
« Детский сад №8 комбинированного вида» г.Пикалево.
Консультация для родителей.
Группа « Гномики»
2024г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Использованием интерактивных технологий в сюжетно-ролевой игре с целью коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития на примере словоизменения глаголов»
статья рекомендована для логопедов и дефектологов коррекционных групп....
Методическая разработка по организации сюжетно-ролевых игр, направленных на коррекцию процесса социализации детей младшего дошкольного возраста.
Развитие сюжетно-ролевой игры требует дополнительной интеграции всего содержания программы, организации определенной игровой среды, которая может быть создана с помощью объединения работы по коррекции...
Значение сюжетно-ролевой игры для развития речи детей
Сюжетно-ролевая игра, как свободный вид совместной деятельности детей, объединяет их между собой по собственной инициативе, где они сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, расп...
Картотека сюжетно-ролевых игр. Значение сюжетно-ролевых игр в жизни ребенка.
Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступ...
Презентация «Значение сюжетно-ролевых игр для ранней профориентации детей» (средний возраст)(из опыта работы)
Презентация «Значение сюжетно-ролевых для ранней профориентации детей» (средний возраст)(из опыта работы)...
Проект «Значение сюжетно-ролевых игр для ранней профориентации детей»(средний возраст)
Проект «Значение сюжетно-ролевых для ранней профориентации детей»(средний возраст)...