Картотека сюжетно-ролевых игр. Значение сюжетно-ролевых игр в жизни ребенка.
картотека (старшая группа)

Полякова Зоя Степановна

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. "Игра-Это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка". (Л. С. Выготский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_syuzhetno.docx16.53 КБ
Файл znachenie_syuzhetno-rolevyh_igr_v_zhizni_rebenka.docx14.58 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека сюжетно-ролевых игр

Сюжетно-ролевая игра «ПАРОХОД»

Цель:

 1. Расширить и углубить знания детей о работниках водного транспорта.

2. Дать детям сведения о том, какие бывают пароходы, куда они плывут, что перевозят.

3. Воспитывать у детей уважение к труду работников водного транспорта.

4. Активизация словаря: трап, капитан, капитанский мостик, штурвальный, палуба, матросы, пристань, мачта.

Предшествующая работа:

Чтение рассказов о моряках, о водном транспорте.

Рассматривание иллюстраций о водных видах транспорта.

Просмотр слайдов или мультфильмов ( «В порту») о пароходах и работе речного транспорта.

Беседа о труде моряков, о работе водного транспорта.

Дидактическая игра «На суше, на небе, на воде»

Настольная игра-лото «Транспорт»

Аппликация «Пароход на реке»

Ручной труд: изготовление бинокля, рупора, цветных флажков для мачты, спасательного круга.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ЗООПАРК»

Цель:

1. Обогатить и конкретизировать знания и представления детей о диких зверях и

их повадках и условиях содержания в неволе.

2. Воспитывать уважение к труду работников зоопарка.

3. Прививать любовь к животным, воспитывать чувство доброты и жалости.

4. Активизация словаря: зверолов, экскурсовод, животные Африки, животные Севера, животные Австралии, сумчатые.

Предшествующая работа:

Экскурсия в зоопарк или зверинец с целью ознакомления с жизнью животных в неволе.

Беседа о зоопарке, для чего они созданы, как там живется животным.

Чтение - С.Я.Маршак «Где обедал воробей», «Детки в клетке» и др.

Заучивание стихотворений о диких зверях.

Рассматривание иллюстраций о зоопарке, о диких животных.

Лепка «Звери зоопарка»

Рисование «Что я видел в зоопарке»

Конструирование из строительного материала зоопарка, клеток для животных.

Сюжетно-ролевая игра «ПАРИКМАХЕРСКАЯ»

Цель:

 1. Обогатить знания детей о труде парикмахера.

2. Воспитывать вежливое обращение, уважение к труду парикмахера.

3. Активизация словаря: парикмахер, мастер, ножницы, расческа, прическа,

фен, стрижка, стрижет, челка, бреет, освежает одеколоном,пенка для укладки, накручивать на бигуди, платить деньги в кассу.

Предшествующая работа:

Рассказ воспитателя о профессии парикмахера, о труде в парикмахерской.

Рассматривание картин, фотоиллюстраций о работе парикмахера.

Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в парикмахерскую».

Экскурсия в парикмахерскую.

Наблюдение за работой мастера.

Чтение рассказов Б.Житкова «Что я видел», С.Михалкова «В парикмахерской»

Ручной труд: изготовление игрушечных ножниц, расчески.

Собрать атрибуты для игры: использованные чистые коробочки и баночки от кремов, духов, дезодорантов, шампуней.

Дидактические игры «Что мы видели, не скажем, а что делали – покажем»

«Для чего эти предметы».

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ» («ВОДИТЕЛИ»)

Цель:

 1. Обогатить и конкретизировать знания детей о правилах дорожного движения.

2.. Воспитывать уважение к труду водителя, милиционера.

3. Учить вежливому обращению в процессе общения «водитель – пассажир»,

«водитель – милиционер».

4. Активизация словаря: правила дорожного движения, пост ГИБДД,

регулировщик, перекресток, светофор, пешеходный переход, пассажир, пешеход.

Предшествующая работа:

Наблюдение за работой транспорта на перекрестке со светофором и «зеброй».

Экскурсия по ул.Красной (наблюдение за движением машин)

Встреча с работниками ГИБДД с целью ознакомления с профессией.

Беседа о правилах дорожного движения.

Изучение дорожных знаков.

Чтение: С.Михалков «Дядя Степа – милиционер», Б.Житков «Светофор» и др.

Заучивание наизусть стихов о правилах дорожного движения

Рассматривание фотоиллюстраций о работе ГИБДД.

Дидактические игры: «Домино – дорожные знаки», «Транспорт»

Игры на макете «Перекресток»

Подвижная игра «Раз, два, три – к знаку беги!»

Рисование «Соблюдайте правила движения»

Аппликация «Машина на светофоре»

Ручной труд: изготовление макета светофора, дорожных знаков, водительских удостоверений.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «МАГАЗИН»

Цель: 

1. Расширить знания детей о работе продавца в магазине.

2. Воспитывать уважительное и вежливое отношение к работе продавца.

3. Активизация словаря : продавец, покупатель, платить в кассу, витрина, товар, весы, касси 

Задачи: Формировать умение детей согласовывать собственный игровой замысел с

замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко

использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую речь.

р, взвешивать, заворачивать вещи, названия продуктов, бытовых приборов, одежды.

Предшествующая работа:

1. Экскурсия в ближайший магазин с целью наблюдения за работой продавца.

2. Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в магазин (овощной, продуктовый, электробытовых товаров, хозяйственный)»

3. Рассказ воспитателя о профессии продавца.

4. Рассматривание картин или фотоиллюстраций о работе магазина.

5. Дидактические игры : «Кто больше назовет предметов для магазинов: «Игрушки», «Продукты», «Посуда», «Одежда», «Кто больше назовет действий».

6. Рисование «Магазин продуктов»

7. Лепка «Овощи-фрукты для магазина»

8. Ручной труд: изготовление кассы, чеков, денег для игры «в магазин»

Сюжетно-ролевая игра «ПАРИКМАХЕРСКАЯ»

Задачи: Развивать интерес и уважение к профессии парикмахера; знакомить с правилами поведения в парикмахерской.

Формировать умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли.

Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Задачи: Создать условия для практической реализации интереса детей к школе, к деятельности учителя, его взаимоотношениям с учениками. Поддерживать у детей желание учиться, быть старательными.

Сюжетно-ролевая игра «КАФЕ»

Задачи: Формировать умение детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, учить самостоятельно создавать необходимую среду, закреплять навыки доброжелательного, вежливого общения.

Побуждать детей более широко использовать знания об окружающей жизни.

Сюжетно-ролевая игра «БОЛЬНИЦА»

Задачи: формировать умение детей отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.

Сюжетно-ролевая игра «АВТОСАЛОН»

Задачи: формировать умение детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, отражать взаимоотношения между играющими. Воспитывать интерес и уважение к труду транспортников, пробуждать желание работать добросовестно, ответственно, заботиться о сохранности техники, закреплять знание правил дорожного движения. Развивать память, речь детей.

Сюжетно-ролевая игра «СТРОИТЕЛИ»

Задачи: Закреплять в игре знания о труде строителя, формировать умение действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом. Отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение, выразительность речи детей.

Сюжетно-ролевая игра «ШОФЁРЫ»

Задачи: создать условия для закрепления знаний детей о профессии шофера. Формировать умение детей устанавливать взаимоотношения в игре.

Сюжетно-ролевая игра «СЕМЬЯ»

Задачи: формировать умение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.

"Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет и в работе…
" А. С. Макаренко



Предварительный просмотр:

 Значение сюжетно-ролевых игр в жизни ребенка.

В. А. Сухомлинский

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Личные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношения к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше дети становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование их поведения, взаимоотношений детей. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребёнка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от чёткой организации и проведения всевозможных игр. Задача воспитателя – помочь ребятам организовать игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями.

Не следует предлагать детям разработанные педагогом, готовые сюжетные игры. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют её, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства и если им предложить действовать по плану, копировать данные образы, то это будет подавлять их воображение, самостоятельность, непосредственность.

А.С Макаренко говорил: «Мы на ребят должны влиять, и влиять очень сильно, но так, чтобы дать известное развитие силам, не водить их за ручку, не регулировать каждое слово, а давать возможность всестороннего развития на игре, общении, на наблюдении окружающего»…

Чтобы решить вопрос о методах влияния на игровую деятельность детей, необходимо понять, чем они руководствуются в выборе игры, почему подражают именно данному герою, изображают данное событие. Ребёнок испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления и необычные события, которые привлекают его новизной.

Задача воспитателя – помочь ребёнку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Для того чтобы получилась интересная игра. Недостаточно, чтобы дети только увидели, как строят дом, перевозят грузы, шьют одежду и т. д. Если ограничится этим, ребята будут только подражать действиям взрослых. В результате игра будет бедной, малосодержательной. Надо глубоко взволновать детей событиями жизни, научными, трудовыми достижениями людей, чтобы они захотели подражать им, переживать вместе с ними. Выполнить эту задачу помогает книга, картина, кинофильм, кукольный театр.

Опираясь на интересы детей, на их представления, педагог руководит выбором игры. Различными приёмами он вызывает в памяти ребят то, что они видели, о чём слышали. Важным побудителем игры является также беседа, в которой раскрывается смысл увиденного и прочитанного, характеры действующих лиц, их переживания. Если удаётся увлечь детей, то игра возникает естественно, даже без предложения воспитателя. Но педагог может и посоветовать детям игру, если знает, что она заинтересует их.

Если в младших группах важно лишь приучать детей обдуманно выбирать игру, то со старшими дошкольниками необходимо совместно обсуждать не только тему игры, но и в общих чертах намечать план развития сюжета, определять деятельность каждого из играющих. Разумеется, план игры может быть только ориентировочным, по мере развития сюжета в не вводится много нового, но выдумка каждого подчиняется общей цели. Воспитатель, таким образом, руководит игрой, направляет её содержание, влияет на взаимоотношения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»

Консультация для родителей о том, как необходимы сюжетно - ролевые игры для всестороннего развития детей....

Родительское собрание в средней группе "Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка"

Конспект родительского собрания для среднего дошкольного возраста на тему "Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка"....

Консультация для родителей: Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка

Консультация для родителей: Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка...

консультация для родителей " Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка"

Зачем игра ребенку?  Значение игры в жизни ребенка  огромно! Это в первую очередь активная социализация ребенка,  развитие творческого и логического мышления, развитие речи......

Родительское собрание в средней группе «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»

Гульмира Джумабекова Родительское собрание в средней группе «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»Родительское собрание в средней группе «Затейники».Те...

Конспект родительского собрания для средней группы: "Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка".

Конспект родительского собрания для средней группы: "Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка". Проводится в начале учебного года. Интерактивная беседа с родителями....